Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да кто пус­тос­ло­вит, тог­да он не мо­жет вни­ма­тель­но жить, пос­то­ян­но рассе­и­ва­ет­ся. От мол­ча­ния рож­да­ет­ся без­мол­вие, от без­мол­вия – мо­лит­ва, ибо как мо­жет мо­лить­ся тот, кто на­хо­дит­ся в рас­се­я­нии? Вни­май­те се­бе, вни­ма­тель­ная жизнь – цель мо­на­ше­ст­ва. Ска­за­но: „Внем­ли се­бе!"

преп. Варсонофий

До­ро­жи вре­ме­нем, оно не­во­зв­рат­но, вни­май бо­лее се­бе, да сос­то­ит в сем-то твой и под­виг.

преп. Лев

Тщес­ла­вие и гор­дость хо­тя од­ной зак­вас­ки и од­но­го свой­ства, но действие и приз­на­ки их раз­ные. Тщес­ла­вие ста­ра­ет­ся улов­лять пох­ва­лу лю­дей и для это­го час­то уни­жа­ет­ся и че­ло­ве­ко­у­год­ни­ча­ет, а гор­дость ды­шит пре­зо­р­ством и не­у­ва­же­ни­ем к дру­гим, хо­тя пох­ва­лы так же лю­бит.

преп. Амвросий

Воскресная проповедь в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном 26.05.24

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос Воскресе! Дорогие о Господе братья и сестры! Сегодняшнее богослужение и вся последующая за ним неделя – она посвящена воспоминанию одной евангельской истории. Вообще, в Евангелии есть несколько притчей, несколько историй, на которые Церковь как бы ставит акценты – мы об этом совершаем особую службу воскресную, потом всю неделю это вспоминаем. Вот и сегодняшняя неделя одна из таких. Вспоминается история исцеления одного человека, который 38 лет пролежал в тяжкой болезни и был каждый год в шаге от исцеления. Он лежал возле этого чудотворного источника, раз в год ангел сходил туда, и нужен был только человек, который бы его туда поместил. Но, как сказано в этой притче, не было человека. Нет человека – он сказал Спасителю, расслабленный, – который бы меня погрузил. Вот хочется с историей об этом человеке, о расслабленном, провести аналогию вместе с историей Иова, там есть несколько общих моментов.

Да, причина страданий Иова и расслабленного – она была разная. Иов был праведник, расслабленный страдал за грехи, как сам Спаситель в итоге ему об этом сказал. В чем же сходство? А сходство в этих тяжелейших страданиях. Страдал Иов – и был отвержен всеми, и лежал на гноище, потеряв всё, и потеряв даже здоровье. И расслабленный, отверженный всеми, лежал, не нашлось ни одного человека, который бы помог ему. И вот хочется на вот этот момент привести слова нашего преподобного старца Нектария. Старец Нектарий об Иове сказал такую фразу, которую хотелось бы и о расслабленном применить. Он сказал: «Вот так и с каждым человеком, пока всё хорошо, богат, сыт, тогда и Бог молчит и не отвечает; а когда на гноище и всеми отверженный, тогда приходит Господь и говорит как бы лицом к лицу». Так было с Иовом, и так было и с расслабленным, к которому подошел Господь и лично Сам его исцелил. В чем здесь сходство? В понятии смысла проблем и каких-то страданий, переживаний, которые в жизни у каждого есть. Вот эти все проблемы, скорби и страдания – это, как соленая вода: в море человек, если опускается на глубину, вода его выталкивает на воздух. И скорби – они должны вытолкнуть человека к Богу, потому что другого выхода нет. Одна дверь только, как и Христос сказал: Я есмь дверь; Мною кто войдет, тот спасется.

И вот когда христианство только начиналось, когда ученики Спасителя разошлись по всей Вселенной, проповедуя Слово Божие – первые века христианства, мы знаем, что это было мученичество. И как это было в сознании у людей, то, что следование за Христом – это нечто другое, чем земное благополучие. С одной стороны, по милости Божией нам это гонение за веру и за Христа незнакомо, с другой стороны, по милости Божией, Слава Богу, что мы имеем возможность свободно исповедовать свою веру. Но здесь бывает другое заблуждение: мы думаем, что, вот, когда со Христом и с Богом, и в Церкви – вся земная жизнь должна идти по маслу: всё должно получаться, должно быть богатство, сытость и тому подобное. С одной стороны, Христос говорит, что Он настолько о нас думает, что даже волосы на голове посчитаны. Поэтому Господь вникает, конечно, в каждую мелочь жизни каждого отдельного своего последователя – в каждую мелочь вникает! Но общая цель, к которой Господь ведет – это нечто большее, это та вечная жизнь, которая, отчасти пока закрыта, но приоткрывается ещё здесь.

Вот старец Нектарий, опять же, как-то он предупреждал, но говоря об Иисусовой молитве, не всех благословлял заниматься Иисусовой молитвой, но в том плане, чтобы творить ее непрестанно, как-то особо. Он говорил: «Потому что сначала ты столкнешься с мраком, который в твоей душе, и должно пройти долгое время, пока ты не увидишь Света, и не каждый – говорит – может это выдержать». Вот также здесь, когда мы начинаем делать первые шаги в духовной жизни, мы встречаемся с этим мраком, который внутри нас – это наши грехи. Обычно человек, который исповедуется раз в год, раз в 5 лет, раз в 10 лет, раз в полгода – он приходит на исповедь и он даже не знает, что сказать. Казалось бы, столько времени! Человек, который исповедуется каждую неделю или раз в две недели, как правило, приходит с исписанным листком, а то еще и на двух страницах. Это говорит о состоянии одного и другого: один мертв душою, а другой оживает и начинает видеть по истинности, кто он есть такой.

И вот надо помнить, что главная цель нашей жизни, к которой нас ведет Христос – это созреть для Царствия Небесного. Для чего Христос пришел на землю? Вот хочется вспомнить слова такого замечательного проповедника, ревностного священника – вы все его, наверное, знаете, конечно же – Дмитрия Смирнова. Отец Дмитрий как-то так здорово сказал на проповеди: «Ну, чего, вот, ты, приходишь и молишься, и просишь Бога, чтобы у тебя бизнес пошел? Христос, что, на Кресте распялся, чтобы у тебя бизнес нормально шёл что ли?» Конечно, Господь любит нас, и Он даже во всяких мелочах помогает нам. И когда человек делает только первый шаг, конечно, такие просьбы –Господь внимательно к ним относится и помогает нам. Но когда мы становимся воцерковленными, то есть мы приняли решение идти за Христом всю свою жизнь, тогда фокус меняется с земного на небесное. И не получится, чтобы с земного на небесное вот этот фокус нашей жизни сменился безболезненно. Как раз он-то и меняется болезненно через скорби и страдания. Сложно ли Богу решить наши проблемы? Вообще не сложно. Вот страдал человек 38 лет, лежал, ни рукой, ни ногой двинуть не мог, Господь подошел, сказал: Бери кровать и иди. Всё! Больше ничего. Одна секунда. Богу возможно всё. И если Он не избавляет нас от чего-то, значит это что-то, как правило, скорбное, нам нужно для того, чтобы произошло вот это внутреннее изменение.

Ещё хотелось бы вспомнить один пример, который приводил наш преподобный старец Амвросий. Он благословил записать сон одной из своих духовных чад. Она была из дворянок и видела такой сон: «Она стоит в толпе народа и спрашивает: “А вы здесь все стоите, кого ждете?” Ей отвечают: “Сейчас придет Господь”. И она начинает тоже вместе со всеми ждать. И, действительно, приходит Господь Христос. И Он стоит и начинает из этой толпы по одному вызывать: “Ты, ты, ты, ты…” Она говорит: “И я вижу, как выходят из этой толпы одни только крестьяне, и по мере приближения ко Христу, они начинают сиять, что я не могу на них смотреть”. И говорит: “Он не позвал ни одного из дворян – ни одного!” И тут Он начинает смотреть и как бы выглядывать ещё кого-то. Я не удержалась и дерзко так говорю: “Господи, не меня ли?” На что Он так брезгливо ответил ей: “О тебе даже речи не идет!” И вот она упала на колени и начала горько рыдать (это всё во сне было), ее утешают, говорят: “Да успокойся ты, у тебя же еще дом, имение, дети, столько еще в жизни”. Она говорит: “А зачем тогда мне всё это нужно, если меня Господь отверг?” – и продолжает горько рыдать. А потом видит рядом с собой Христа, Который уже любящим взглядом смотрит на нее и гладит ее по голове, и утешает, и говорит такие слова: “Вот только так ко мне и приходят”».

Поэтому, дорогие братья и сестры, самое главное, вот эти мысли нужны для того, чтобы понимать, для чего нужны какие-то разные жизненные обстоятельства, чтоб правильно к ним относиться. Всё, что не зависит от нас, всё что-то такое тяжелое – всё это нужно для того, чтобы нам созреть для Царствия Небесного. Поэтому будем у Бога просить сил духовных и телесных, чтобы нам принести всё, что нужно для того, чтобы стать наследниками Царства Небесного. Аминь. Христос Воскресе!

Иеромонах Филофей (Магеррамов)