Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Во­ю­е­те со сво­и­ми страс­тиш­ка­ми? Во­юй­те, во­юй­те, бу­ди­те доб­рые во­и­ны Хрис­то­вы! Не под­да­вай­тесь зло­бе и не ув­ле­кай­тесь не­мо­ща­ми пло­ти. А в слу­чае по­по­лз­но­ве­ния спе­ши­те к Вра­чу, во­пия со Свя­тою Цер­ковью, на­шею ма­терью: „Бо­же, соп­рич­ти мя раз­бой­ни­ку, блуд­ни­це и мы­та­рю (ра­зу­ме­ет­ся, ка­ю­щим­ся) и спа­си мя“.

прп. Анатолий

На­до знать, ка­кая страсть бес­по­ко­ит бо­лее все­го, с ней и нуж­но бо­роть­ся осо­бен­но. Для это­го на­до ежед­нев­но про­ве­рять свою со­весть.

прписп. Никон

По­бе­да над страс­тя­ми со­вер­ша­ет­ся си­лою Бо­жи­ею. На­ши не­мощ­ные си­лы к это­му не­дос­та­точ­ны. В этом на­до сми­рен­но соз­нать­ся и сми­ре­ни­ем прив­ле­кать к се­бе ми­лость и по­мощь Бо­жию.

прписп. Никон

Проповедь в день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1422), преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сердечно поздравляем всех с большим торжеством. Сегодня память двух святых, которых в Русской Церкви, вообще в России, очень любит, очень почитает огромное количество людей – это преподобный Сергий и мученица Елисавета, инокиня Варвара.

Преподобного Сергия называют «игуменом земли Русской». Вот этим названием «игуменом всей Русской земли» Церковь как бы выражает то, какой масштаб влияния преподобного Сергия вообще на жизнь Русской Церкви, России, русского народа. В службах посвященных есть такая книга, называется «Общая Минея». Например, когда есть святой, которому не составлена служба, берут Общую Минею и там находят службу преподобным общим, мученикам. Вот люди, которые составляли службу, например, преподобным, они изучали их жизнь – жизнь преподобных отцов, и они искали эти общие точки: в чем между ними есть сходство, общие моменты, что можно было бы сказать и воспеть о всех преподобных, к которым подошло бы любое. И там есть такие интересные слова, в одной из стихир говорится, что: «Егда Божественное рачение найде на тя, тогда ты последовал Христу». То есть мы поём и говорим, что на преподобного святого нашло «Божественное рачение», и только тогда он последовал Христу, и жил той жизнью, которой жил.

Что такое «Божественное рачение?» Это ревность. В Евангелии есть такие слова, Господь говорит: Огонь пришел Я низвести на землю, и как бы Я хотел, чтобы этот огонь возгорелся! Вот все подвиги преподобного Сергия – это ответ на этот огонь. Когда мы читаем о его жизни, там много вещей таких, для нас непонятных, невероятных. Зачем было стоять по пояс голым и молиться Богу в то время, когда овода съедали буквально его тело, и оно истекало кровью? Зачем? Зачем было жить, чуть ли не умирая от голода? Зачем надо было, например, за кусок гнилого хлеба прилагать невероятные усилия, чтобы выполнить заказ по постройке дома, чтобы просто от голоду не умереть? Тем более заказчик ему говорил: «Давай я тебе сначала дам плату, сначала хлеб, потом построишь». Но преподобный отказывался.

Вот этих людей не понять – не понять то, что они переживали. Как, например, Серафим Саровский 1000 дней на камне стоял. Непонятно, зачем? Потому что это «Божественное рачение» – это любовь, это огонь. Вот в нашей обычной жизни бывает так, что молодой человек или девушка влюбляются друг в друга, и на каком-то этапе они начинают делать вещи, которые кажутся странными и даже которые иногда носят административные нарушения: например, пишут на стенах или на асфальте признание в любви (сейчас не знаю как, а раньше пели песни под окнами). Зачем всё это он делает? Делает, потому что любовь. Понять может только тот, кто эту любовь переживал. Вот также и с преподобным Сергием – им любовь двигала.

Вот мы знаем какое огромное влияние он оказал на русскую историю. Вообще, история – это очень важная вещь. Даже сам преподобный Серафим Саровский говорил, что надо изучать историю, чтобы увидеть Промысл Божий. А наш известный историк Ключевский сказал такую фразу: «История – она не учит, история наказывает тех, кто не желает у неё учиться». И вот, если посмотреть на историю, мы увидим, что просто каким-то чудом, наверное, представительством Богородицы и всех святых в самые критические моменты нашей истории, когда русский народ буквально находился на краю катастрофы, Господь посылал совершенно удивительных людей.

Во времена преподобного Сергия это был великий князь Димитрий Донской, митрополит Алексей Московский и преподобный Сергий – три человека. Один возглавлял государство, другой – Церковь, а третий был духовным лидером, сердцем русского народа. И мы знаем, что как назрела эта туча, была Куликовская битва, и решение этой битвы просто было решением быть или не быть русскому народу. И мы знаем, что если бы не преподобный Сергий, всё закончилось бы катастрофой. Потому что сложно вот сейчас представить состояние тех людей, которые в то время шли на войну, произошел просто психологический слом. Россию просто «проутюжили» татаро-монголы: города сжигались дотла, людей убивали, люди погибали; в Козельске князь – он утонул в крови. И, конечно, никто не мог поверить, что возможно победить их, встать снова с колен.

И что стало как бы такой путеводной звездой? Им стал преподобный Сергий. Когда войско приехало и уже увидело с кем им придется иметь дело – все прям очень заунывали. И тогда еще раз прибежал гонец от преподобного Сергия и говорил: «Не беспокойтесь, вы победите!». И это стало последней точкой.

Вот важный момент – проанализировать все эти события. Что спасло Россию? Россию спасла святость и благочестие. Вот буквально на нескольких столпах это держалось всё – Димитрий Донской, митрополит Алексей и преподобный Сергий. Три столпа, три великих человека, три святых – на них всё держалось. Святость спасла Россию. И, что интересно, всё равно, несмотря на всё это, пришлось и мечи ковать, и деньги последние отдавать, и кровь проливать. Только десятая часть с поля Куликова вернулась.

Но речь идёт о том, что без жертв ну нельзя обойтись. А важность идёт о плодах, что Россия после этого момента только крепла и возрастала. У преподобного было видение, как множество птиц разлетелось из той обители, которую он создал. И мы знаем, что уже прошли просто целые столетия, и Троице-Сергиева Лавра до сих пор остаётся как бы такой цитаделью, источником, откуда приходят игумены, монахи. Вот Оптина, например, не исключение. В Оптину пришли и открывали ее в 88-м году монахи Троице-Сергиевой Лавры, воспитанники Лаврских духовников отца Кирилла, отца Наума, отца Тихона (Агрикова) – людей, которые прошли войну, удивительных людей.

И вот, вспоминая преподобного Сергия, думаешь: «Ну, что... Ну, это же было так давно, и как бы только уроки из прошлого». Да ничего подобного. Вообще, наша жизнь – это очень большая тайна, потому что наша жизнь – она не только имеет характер материальный, физического мира, ещё есть некий срез духовный.

Вот есть такое воспоминание одного человека, он рассказывал, что когда началась Великая Отечественная война, 1941 год, несколько мальчишек, живущих в Сергиевом Посаде, пошли собирать дрова. Они заблудились в лесу. И вот они одному говорят: «Миш, давай, ты из нас что-то про Бога знаешь, давай, молись». Миша стал молиться, но ничего не изменилось, стемнело, и дорогу они окончательно потеряли. А потом увидели среди деревьев огонек. Они решили, что это, может быть, избушка сторожа, пошли на свет, вышли, а источник света – это не избушка, это старичок в монашеской одежде с крестом и кадилом. Ребята так испугались, что этого Мишу толкали локтями: «Миш, молись, молись, давай, молись».

Миша начал молиться, накладывать крестное знамение, после чего старичок начал всех крестить, и появилась светящаяся дорога. Они по этой дороге побежали. Когда они уже прибежали домой, немножко пришли в себя, они поняли, что никакой дороги не было, они бежали на свет. Рассказали своим родителям, а родители и всё село хотели уже эвакуироваться, потому что немцы были близко. Но когда они узнали об этом видении, все были настолько потрясены и настолько до глубины души уверовали, что это был преподобный Сергий, который не просто этим ребятишкам помогал, заблудившимся в лесу, а который свою родину не забывал, шел и молился, как бы шел этим крестным ходом, давая тем самым знак, что он с нами и что он продолжает молиться и спасать нас.

Поэтому в духовном мире всегда что-то происходит. Мы не просто обращаемся своей молитвой в никуда, что-то происходит, но это от нас сокрыто, а эти случаи чудесные открываются нам, чтобы мы не ослабевали в вере, в молитве.

И вот еще память сегодня вот этой удивительной святой – преподобномученицы Елисаветы Фёдоровны, Великой княжны. Вчера читали на службе её житие, там много удивительных моментов. Мы знаем, что её мужа убил террорист, он кинул бомбу, его разорвало по кускам, она сама эти куски лично собирала и написала такую эпитафию на кресте своего мужа: «Прости им, Господи, не ведают ибо, что творят».

Наверное, кто в своей жизни переживал что-то подобное, знает, что, наверное, самое тяжелое – это прощать и любить врагов. А Господь называет такого человека совершенным – человека, который любит и прощает своих врагов. И вот мы знаем, что святая Елисавета – она мученически тоже закончила свою жизнь, и последние ее слова были такими же: «Господи, прости им, не ведают, что творят».

Если спросить: «Что такое православие?», – вот что такое православие... Это то, что она показала. Есть такие слова у апостола Павла, такой некий совет, но только он работает в жизни, это практика многих людей показала, но и кто сам старался тоже, что выход только один. Апостол Павел сказал: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Исполнение этой заповеди – оно требует пролития крови. Потому что святые отцы говорят: «Дай кровь и приими дух». Вот именно об этом сказано, когда зло побеждать добром – это проливать кровь, наступать на эгоизм свой, на свою гордыню, на самые больные наши места.

Вот ещё одна Великая княжна – это дочка Николая II, тоже мученица, страстотерпица Ольга, вчера память её была. Одна из последних записей в дневниках после всех этих унижений, арестов и уже в предчувствии расстрела и мученической кончины, она записала: «В этом мире зло не победит, победит только любовь». И приняла мученическую смерть. Каким же образом эта любовь победила? Она победила, во-первых, на незримом, духовном уровне, когда эти мученики-победоносцы предстали пред престолом Божиим.

И совершенно точно можно сказать, что за счёт них мы ещё живём и стоим. Потому что даже наш президент в одном из интервью процитировал одного деятеля, по-моему, Миниха, который сказал: «Если посмотреть на Россию, то непонятно, как Россия существует. Она существует только потому, что есть Бог, который хранит Россию». То есть это свидетельство чуда. И выход из всей сложной ситуации, в первую очередь, в которой мы сейчас находимся – льётся кровь – это то, что было всегда – это благочестие, молитва и покаяние. Будут ли жертвы – всё равно будут. Но главное, чтобы это всё принесло плоды.

Мы сейчас видим некоторые плоды. Какая любовь в людях просыпается: кто-то идёт на фронт, кто-то помогает, возит гуманитарную помощь, прямо там погибает во время этого. Это что, не любовь? Конечно, это любовь, как бы высшая планка, когда человек отдает жизнь. Поэтому, дорогие братья и сестры, вооружившись вот этими мыслями, хотя бы дадим себе для начала правильную установку, что любовь только победит. А дальше будем просить у Бога силы: «Господи, дай нам это, этой силы, чтобы добром побеждать зло». Аминь. С праздником всех!

Иеромонах Филофей (Магеррамов)