Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­лез­но нам всег­да пом­нить, как мыс­ли­ла бла­жен­ная Фе­о­до­ра, ко­то­рая при про­тив­ном об­ра­ще­нии с ней дру­гих го­во­ри­ла се­бе са­мой: „Ты не­дос­той­на люб­ви ближ­них".

преп. Амвросий

Сле­ду­ет и долж­но по­за­бо­тить­ся вся­чес­ки, что­бы из са­мо­у­го­дия не ме­шать спа­се­нию ближ­не­го, и ми­ру его ду­шев­но­му, и ус­пе­ху ду­хов­но­му. За это от­да­дим ве­ли­кий от­вет Бо­гу, ес­ли не бу­дем ос­то­рож­ны. Долг хрис­ти­а­нс­кий со­дей­ство­вать спа­се­нию ближ­не­го, а не пре­пя­т­ство­вать.

преп. Амвросий

Долж­но ста­рать­ся о всех лю­дях иметь хо­ро­шее мне­ние. Один Бог – Серд­це­ве­дец, мы же о лю­дях бе­зо­ши­боч­но су­дить не мо­жем.

преп. Иларион

Неделя 3-я Великого поста Крестопоклонная

Ступенями Великого поста Господь ведет нас к узнаванию другой, новой, глубокой, молитвенной, жизни. Жизни, полной благодарения, тишины, радости, сердечного мира, в которой каждый новый день пронизан ароматом Тайны Божественной Любви. Господь хочет, чтобы мы были включены в настоящую полноводную, благодатную духовную жизнь, которая начинается здесь и сейчас и простирается в Вечность!

Падая и вставая вновь, разбивая в кровь колена своего сердца, человек призван всю жизнь учиться. Учиться верить. Учиться плакать и радоваться. Учиться молиться и думать. А главное, учиться любить. Преподобный Иустин Сербский говорит, что «тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том, для чего жить». Крест Христов напоминает нам о том, для чего нам дана жизнь.

А правда, для чего? Чтобы еще здесь на земле, как говорит блаженный Августин, «насытиться адом.... зарасти бурьяном темной любви»? Бессмысленно ходить по улицам своей жизни, теряя годы, теряя время, теряя самого себя? У Данте в аду есть образ бегущих, которые наказаны тем, что всё время должны бежать сломя голову. Есть такая внутренняя суета, внутренний бег, который нас изматывает страшнее, чем бег физический, внешний.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит про Евангелие, написанное им: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).

Крестная Жертва — это Тайна, вокруг которой, как вокруг солнца, вращается весь мир! Вся земная жизнь Спасителя от Воплощения и до Вознесения является Домостроительством и имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления, кульминационный момент всего служения Христова. Почему? Потому что Сам Господь говорит: «На сей час Я и пришел» (Ин. 12, 27). Пришел, чтобы избавить нас от проклятия и смерти! От ада и бессмысленности! Апостол Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8).

Крестная Жертва — это проявление великой, неистощимой Божественной Любви к человеческому роду: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Распростертые на Кресте длани Спасителя обнимают весь мир, все концы Вселенной. В этих объятиях — всё человечество, каждый из нас! «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст. — Для того, чтобы примирить с Собой людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным». А избранным становится тот, кто, отвергшись себя, берет свой крест и следует за Христом.

Человек бежит, торопится, суетится, строит временные планы, возводит Вавилонскую башню современной техногенной цивилизации, а посреди Вселенной стоит Крест Христов!

Человек ищет для себя смысла в чем-то, помимо Бога: в искусстве, философии, в поиске новых наслаждений, новых наркотиков, которые заглушили бы его вечную скрытую тоску по Небу, — хочет создать голографическую копию человека с искусственным интеллектом и не понимает, что в центре мира — Христос, умерший и воскресший за нас!

Люди убивают друг друга, ненавидят, проливают кровь, устраивают теракты, а смиривший Себя и послушный даже до смерти крестной терпит и любит человечество, заблудившееся на путях своих. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия», –восклицает ап. Павел.

В преполовение Великого поста Святая Церковь износит Животворящее Древо как вселенский символ победы, дарованной нам Христом. Путь к Пасхе и Воскресению лежит через Голгофу! Путь каждого из нас к жизни вечной — только через крестоношение, через неизбежную совокупность трудностей, страданий, искушений, боли, кризисов, которые составляют жизненный крест каждого человека. Сам Господь говорит: «В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо Я победил мир». И гениальный провидец Достоевский вторит этому, восклицая: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда — страданием!»

Жизненный крест — это и внезапная смерть близких людей, и тяжелая болезнь нежданно-негаданная, и тюремный срок ни за что, потеря любимой работы, предательство друга, непонимание со стороны окружающих. Жизненный крест — это когда ты хочешь избавиться от водки или героина, плачешь, стенаешь — и не можешь пока.... Это — когда ты узнал или узнала, что жена или муж изменяeт; сердце разрывается, но ты бессилен что-либо сделать.... Жизненный крест — это когда ты оказался на чужбине и не можешь возвратиться на Родину. Или когда Господь не дает детей молодым супругам. Или, наоборот, детей так много, что не понимаешь, за что браться, как всех собрать, обогреть и накормить.... Жизненный крест — это одиночество и разлука, нищета и автокатастрофа. Это все те обстоятельства, когда человек оказался на обочине жизни, за бортом, у разбитого корыта, на дне...

Жизненный крест — это долгая и трудная старость. Владыка Антоний Сурожский рассказывал, что у них на приходе в Лондоне была старушка возрастом 104 года. Он пришел к ней домой поздравить с днем рождения и говорит: «Ну что такое 104 года! Давайте настраиваться праздновать и 105 лет!» Бабушка запричитала: «Ох, Владыко! Я боюсь, что до 105 лет не доживу, — за последние три месяца начала чувствовать, что старею!» Дожила она до 107 лет!

Вера помогает нам нести наш жизненный крест. Апостол Павел говорит, что нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». И оптинский мученик иеромонах Василий (Росляков) писал в своем дневнике: «Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека!»

И все святые Отцы говорят о том, что, когда в нашу жизнь приходит непрошенной гостью боль, скорбь, страдание, надо всеми силами пытаться оправдать Бога! Теодицeя — оправдание Бога. Нужно предать смысл своему страданию.

Однажды ученик пришел к своему старцу, когда у него случилась какая-то скорбь, и спросил: «Почему? за что? по какой причине?» И мудрый старец ответил ему: «Христианин не ведает, каким путем приходит боль, но он знает путь, которым — вместе с Богом — можно через нее пройти!»

Эту боль, этот наш крест помогает нам нести Сам Господь. И мы должны помогать друг другу нести наши кресты. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; Славится ли один член, с ним радуются все члены». Старец Клеопа Румынский на вопрос, когда наступит конец света, отвечал: «Конец света наступит, когда зарастут тропинки между соседями».

Смерть наступает не только тогда, когда останавливается сердце. Смерть наступает тогда, когда останавливается сочувствие и любовь. У каллиграфов есть прием, который называется «лигатура». Это сокращение букв путем слияния их частей. В красивой строке буквы сплетаются, как бы нанизываясь одна на другую, что делает строку очень затейливой, броской, эффектной, таинственной. Так и мы в нашем человеческом общении должны дополнять и открывать друг друга, соединяться в молитве!

Мир хвалится очень многим: научно-техническим прогрессом, спортивными достижениями, деньгами, славой, жизненным успехом. А верующее сердце повторяет вслед за апостолом: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира».

«Сегодня Господь наш Иисус Христос — на Кресте, — восклицает святитель Иоанн Златоуст, — и мы празднуем, чтобы ты знал, что крест — праздник и духовное торжество. Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания; прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. В самом деле, он стал для нас причиной бесчисленных благ: он освободил нас от заблуждения, он просветил сидящих во мраке, он примирил нас, бывших во вражде с Богом, он сделал друзьями отчужденных, он сделал близкими бывших далеко.

Крест — уничтожение вражды, он охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, не обитаем вне царства, потому что нашли дверь, не боимся огненных стрел диавола, потому что увидели источник. Благодаря кресту мы уже не вдовствуем, потому что получили Жениха, не боимся волка, потому что имеем доброго Пастыря... Благодаря кресту мы уже не трепещем перед тираном, потому что находимся около Царя.

Вот почему мы и празднуем, совершая память Креста».

Игумен Тихон (Борисов)