Аудио-трансляция

Цер­ковь есть для нас зем­ное не­бо, где Сам Бог не­ви­ди­мо при­су­т­ству­ет и на­зи­ра­ет предс­то­я­щих, по­э­то­му в церк­ви долж­но сто­ять чин­но, с ве­ли­ким бла­го­го­ве­ни­ем. Бу­дем лю­бить цер­ковь и бу­дем к ней усерд­ны, она нам от­ра­да и уте­ше­ние в скор­бях и ра­дос­тях.

преп. Иларион

«Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир»

«Смиренное благочестие — вот дорога,
по которой  возвращаются к Тебе»

(Блаженный Августин)

Старец Паисий говорит о всех нас, людях апостасийного времени: «Люди стали как животные! Знаете, как делают животные? Сначала входят в стойло, навозят, мочатся — потом навоз начинает перегорать. Когда он перегорает — животные чувствуют тепло. Они и не помышляют уходить из стойла: им нравится, тепло и уютно!

Так и люди... Грешат. Грех пахнет очень плохо. Но люди привыкают, ощущают эту теплоту греха и не думают от него отходить. Если кто-то новый войдет в стойло — не сможет выдержать запаха. А тот, кто постоянно в стойле — не беспокоится. Он уже привык...»

Мы привыкаем к этому теплому стойлу греха. Может быть, и понимаем где-то умом, что есть свежий ветер добродетели, но лень, недостаток решительности, наша инертность — не позволяют вырваться из душного стойла греха.

Что-то атрофируется в душе. Отмирают какие-то духовные клетки.

Оптина Пустынь Почему случается так, что проходят годы, а в нашей душе не происходит духовного преуспеяния? Старец Паисий очень хорошо отвечает на этот вопрос: «Потому, что мы Бога в нашей жизни ставим на край!»

Сам Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а это все приложится вам!» А девизом жизни современного человека  часто бывает дьявольский перевертыш: «Ищите прежде всего богатства, увеселений, утешений, развлечений, острых ощущений; это Царствие Божие... оно как-то само приложится вам!»

Равнодушие, теплохладность, безразличие, сонливость в духовной жизни — как бы «на корню» губят весь наш духовный урожай... И. В. Киреевский замечательно говорил, что «человек довольствуется состоянием полускотского равнодушия ко всему».

У нас, верующих людей есть все, чтобы возрастать духовно! Тертуллиан сказал, что «Господь вложил в Церковь все, что принадлежит Истине». Святые Таинства, молитвы, посты, Евангелие, церковные службы — все это неоцененное сокровище Церкви! И конечно, нам нет оправдания, если мы небрежно, беспечно, равнодушно проходим мимо этих духовных жемчужин, не пользуемся ими, пренебрегаем...

Вот и получается, что надо растопить оледеневшее сердце, достичь сокрушения, плача о своих грехах. Один старец говорил: «В душу должно войти доброе беспокойство». Самоуспокоенность — это диавольский коварный гипноз. Человек должен не припудривать себя мыслью, что нет у меня больших грехов, живу как все, — а увидеть искренно, что осуждение, озлобленность, подозрительность, маловерие, похоть, высокомерие, эгоизм — просто губят нашу душу. Одно неосторожное слово, один скверный помысл, один нецеломудренный взгляд — и переворачивается лодка нашей души, и мы оказываемся в безблагодатной грязной воде порока.

Через мглу взаимного недоверия, неискренности, отчуждения трудно смотреть друг на друга! Самолюбие застилает глаза. Человек видит только самого себя, его интересуют только свои заботы, все остальное ему мешает.

И происходит это от того, что в нашей душе нет смирения. Без смирения даже величайшие подвиги бывают не только не полезны, но могут даже вовсе погубить человека. Чуть-чуть человек больше помолился, стал ходить в храм, что-то узнал о вере — и уже начинает мнить себя выше других. Начинает учить, что-то доказывать, показывать свое превосходство. Иг. Никон (Воробьев) говорит: «Бойся высокого мнения о себе!»

У Старца Паисия есть прекрасные слова: «Что бы мы ни делали, везде требуется смирение, любовь, благородство! Простые вещи. Мы же делаем их с трудом.» Очень многое дается нам с великим трудом. Часто нам не хочется молиться, не хочется идти в храм, не хочется смиряться, уступать, прощать. Но все-таки нельзя влачиться на поводу самих себя, на поводу диавола. Даже и когда на душе «нелетная погода», т. е. плохое настроение, раздражительность, уныние — нельзя всю эту помойку выбрасывать на головы других!

Где взять силы для этой борьбы? «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120). «Все могу о укрепляющем меня Господе Иисусе Христе». Ап. Иоанн Богослов говорит, что «Всякий рожденный от Бога, побеждает мир». «Рожденный от Бога» — это стяжавший благодать Святаго Духа! Только с помощью благодати Святаго Духа мы можем возродить свои души, лежащие «во гробе нечувствия».

Только благодать Христова может вывести нас из душного стойла греха. Только Сам Господь может оживить засохшие ветви наших сердец...