Игумен Авраамий – приснопамятный восстановитель Оптиной пустыни
† 27/1/1817
Родом из мещан города Рузы; поступил в Пешношский монастырь в число братства в 1790 году; пострижен в монашество 6 апреля 1791 года; посвящен в иеромонаха в 1792 году: В сентябре 1796 был назначен митрополитом Платоном (Левшиным) строителем в Оптину пустынь.
Иеромонах Авраамий воспитанник замечательного подвижника архимандрита Макария (Брюшкова; † 1811), приехал в Оптину пустынь и принял ее имущество от иеромонаха Иосифа 3 октября того же года. Имущество было скудным, а в части церковных облачений и ветхим. По воспоминаниям, келейника о. Авраамия, все в обители было в запустении: «Не было полотенца рук обтирать служащему, а помочь горю и скудости было нечем; я плакал да молился, молился да плакал».
Отец Авраамий – носитель традиций переживавшего свой духовный расцвет Пешношского Николаевского монастыря, оказался и способным администратором. Бывший огородник, не имеющий никакого опыта в руководстве таким сложным объектом, как монастырь, отец Авраамий смог не только материально восстановить запущенную и жалкую обитель, но и улучшить, расширить, а самое главное, начать внутреннее преображение Оптиной пустыни. Он заложил фундамент, базу для дальнейшего развития. Вокруг него стало формироваться замечательное братство, ставшее в XIX веке в духовном смысле лучшим из всех в Русской Церкви, а может, и во всем православном мире. Несомненно, сыграли важную роль мудрые советы даровитого пешношского архимандрита Макария – как, например, совет избегать любимчиков: «Паче всего прошу вас – любите и содержите братию всех равно, как оставшихся после отца Иосифа, так равномерно и с собою приведенных, и после пришедших», а также призыв дорожить отношениями с духовником братства: «Даждь Боже вам с отцом Пименом духовную любовь имети и откровенную совесть между собою, то и братия будут мирны».
В первую очередь иеромонах Авраамий привел в порядок крайне запущенный Введенский собор и построил новую трехъярусную колокольню с двумя флигелями для братских келий. При нем был построен Казанский храм с двумя приделами, больничная Владимирская церковь с шестью братскими кельями, также новые братские корпуса, трапезная, некоторые другие строения, был разведен фруктовый сад. Как знаток общежительного устава, принятого в Пешноши, отец Авраамий наладил примерный внутренний и богослужебный порядок в обители. Хлопотами настоятеля при поддержке архиерея было увеличено число братии. Так, вместо семи с 1809 года стало возможным иметь тридцать насельников, при этом в монастыре проживало еще около пятидесяти неприукаженных послушников, желавших поступления. Прекрасные человеческие качества игумена Авраамия привлекли благотворителей, его любили братия и уважали окрестные жители. Игумен оставил по себе самую лучшую память: строгость и взыскательность начальника сочеталась в нем с радушием, приветливостью, сострадательностью, сердечной простотой и духовной мудростью. Он был совершенным нестяжателем, скромным, совестливым, добрым человеком и очень ответственным руководителем. Все время игуменства отца Авраамия правящие архиереи Калужской епархии (открытой в 1799 году) также благоволили к обители, а для епископа Феофилакта (Русанова; † 1821) в Оптиной даже была построена архиерейская келья, впоследствии ставшая настоятельским корпусом.
Одной из причин успешного возрождения Оптиной пустыни, помимо поддержки правящих архиереев и компетентного монастырского руководства, явилось, как ни странно, малое количество насельников – монастырь фактически организовывался с нуля. Дело в том, что введение общежительного устава повсеместно встречало сопротивление старых кадров. Монахам, всю жизнь получавшим содержание от государства, привыкшим копить на черный день и надеяться только на самих себя и, соответственно, жить своевольно, невозможно было перестроиться под новые требования. «Старого учить, что мертвого лечить» – распространенная монастырская поговорка того времени.
Скончался игумен Авраамий 14 января 1817 года (27 января по новому стилю – ред.), сподобившись напутствия Святых Христовых Таин. Погребен на паперти с южной стороны Введенского собора, но после расширения придела место погребения оказалось внутри храма.
Источники:
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СКИТА ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ГОСПОДНЯ, НАХОДЯЩАГОСЯ ПРИ КОЗЕЛЬСКОЙ ВВЕДЕНСКОЙ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
2. НАСЕЛЬНИКИ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ XVII-XX ВЕКОВ. БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
3. ОПТИНА ПУСТЫНЬ ПРИ ЕПАРХИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА (ЛЕВШИНА) Доклад