Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Уны­нию и ле­нос­ти в плен се­бя не от­да­вать, но мо­лит­вою крат­кою: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную – оные от­ра­жать.

преп. Антоний

При­чи­ною упад­ка ду­ха и стра­ха, ко­неч­но, суть на­ши гре­хи.

преп. Макарий

Пред­ла­гаю со­вет про­тив уны­ния: тер­пе­ние, псал­мо­пе­ние и мо­лит­ва.

преп. Макарий

140. МНЕНИЕ СТАРЦА О НАГРАЖДЕНИИ НАПЕРСНЫМ КРЕСТОМ. О ПЕРЕВОДЕ КНИГИ СВЯТОГО ФЕОДОРА СТУДИТА

Возлюбленнейший о Господе авво пречестнейший, отец архимандрит.

Первее всего прошу прияти от меня, грешнаго, искреннее уверение в письменной моей неисправности касательно ответов, не точию пред вами, но и пред многими. Часто не имею возможности не только скоро отвечать, но и скоро прочитывать получаемые письма, при немощи телесной обременяемый людом человеческим, хотя некоторые толпятся и стужают с мыслью угадывания, как некогда спрашивали батюшку отца Макария: "Родится ли в нынешнем году лен?".

Второе: прошу прияти от меня усерднейшее поздравление мое с наступающим днем вашего Ангела. Сердечно желаю, чтобы всеблагий Господь за молитвами духовного патрона вашего, угодника Божия святителя Ю., подал вам все блага, не только душевные, но и внешние, с ними же и здравие телесное, как необходимое для прохождения начальственного подвига, по временам небезтруднаго.

Третье: прошу прияти благодарение за благоприязненное уведомление о возложении крестного знамения на персех. Лучше бы, по апостольскому словеси, иметь и носить Распятого внутрь персей в сердце; сие было бы и полезнее и безопаснее. А то в нашей стороне видимые сии знамения, аще и спасительные, не проходили без скорбных искушений. Игумен отец И., по получении, так сильно был одержим болезнью, что мы едва не отчаивались в его жизни. У игумена отца Моисея последовало за сим расстройство в старшей братии; а у отца Пафнутия в монастыре был пожар, а кроме того, он был посещен и болезнью телесного. Признаюсь, авво, что я немало удивился, получив ваше уведомление; даже несколько дней думал, не вышло ли тут путаницы консисторской, потому что толк был о предоставлении к награде только действительного духовника, а не заштатного. Последнему не надевать, сидя на кровати.

По сих всех почтительнейше уведомляю вас о переводе книги святого Феодора Студита с греческого на русский язык: что одним лицом перевод уже окончен, теперь уже творится просмотр тремя лицами и дошли уже до Пятого слова. Вы делаете свое замечание касательно избежания славянских терминов. Но ведь эти термины употребляются иногда только по нужде и с целью удержать настоящую полноту смысла, так как русским народным языком не везде это можно выразить. К тому же человек, сверх своего умения и разумения, сделать лучше не может.

Но вам благодарение искреннее за то, что подвигли это дело своим писанием и предложением. Хотя у нас переводилась эта книга, но как-то вяло и с остановками.

К содержанию

141. ОБ ОПТИНСКИХ ИЗДАНИЯХ И НАПЕВАХ

Ваше Преосвященство (епископу Петру).

Архипастырское письмо ваше от 13-го декабря, с приложением 25 рублей, аз, недостойный, имел утешение получить 10-го января. За милость вашу и отеческое внимание ваше к моей худости приношу вашему преосвященству искреннейшую и глубокую благодарность.

Письмо ваше получено в то время, когда наш отец игумен только что отправился в Москву, откуда возвратился к началу февраля. По этой причине, и вместе и по немощи моей телесной и обычному недосугу, доселе не мог я отвечать вашему преосвященству. Наш отец игумен с великой признательностью и благодарностью принял предложение вашего преосвященства от обители нашей печатать книги ваши " О монашестве" и "Указание пути ко спасению", и будем ожидать форменной бумаги с передачей права на это печатание Оптиной пустыне.

Вы спрашиваете об издании Ставрофилы. В ноябре прошлого года она была уже до половины напечатана в типографии Гатцука. Но эта типография неожиданно сгорела. Сгорели не только напечатанные листы, но и половина подлинника, или оригинала. И это доставило нам много горя и труда, потому что последнее исправление было по беловой рукописи.

Теперь эта книга снова печатается, и обещают к концу февраля напечатать. Как только готова будет эта книга, пришлем вам экземпляра два.

Вашему преосвященству угодно иметь хорошие церковные ноты умилительного напева, каких нет в печати. Постараемся это исполнить, сколько будет возможно. Есть у нас столповая обедня; к церковной одногласной ноте бывший у нас регент приладил еще три голоса; и теперь это четырехгласное пение многим нравится, особенно: "Милость мира". Выпишем некоторые части этой обедни и пришлем вам на рассмотрение. Поются у нас на "подобны" стихиры. И из них некоторые напишем и пришлем. Также умилительно поется у нас воскресный тропарь пятого гласа; но на ноты не положен. Поищем и ирмосов непечатных.

Есть у нас Херувимская, называемая "Слепых"; но, кажется, она повсеместно поется. Постараемся собрать подходящие вещи, и вам вышлем по времени.

Начальник нашего скита теперь иеромонах Анатолий, из окончивших курс в Калужской семинарии, живет в нашей обители 25 лет.

Прежде и он, в числе других, участвовал в книжном деле. А теперь этим занимаются у нас только два скитских иеромонаха, отец Климент, о котором, помнится, я когда-то вам писал, что он окончил курс в Московском Университете, а после получил и магистерскую степень; ведает и по-гречески и по-римски, только не по-еврейски, а по-французски и по-немецки, так как сын немецкого Московского пастора Зедергольма, по окончании курса принявший Православие; потом был чиновником особых поручений при обер-прокуроре Священного Синода, покойном графе А.П.Толстом; вот уже 16 лет в монастыре. Другой иеромонах, отец Агапит, из окончивших курс в Тамбовской семинарии.

О здоровье своем — не знаю как вам и выразить. Слава Богу, жив; но зимой на воздух не выхожу, а принимаю приходящих в келье; да и так к вечеру от толков очень изнемогаю. А на церковных службах много лет не бываю: не могу выдержать полной службы; попеременно, то зябну, то потею. Но слава и благодарение Богу за все, премудро устрояющему спасение наше, аще хощем, аще не хощем.

Мысленно припадаю к святительским стопам вашим, и испрашиваю архипастырского вашего благословения и святых молитв, и прочего.

К содержанию

142. УЧИТЬ ДРУГИХ ЛЕГКО, А САМОМУ ИСПОЛНЯТЬ ТРУДНО

Нового в моей жизни ничего нет. Благодарение Господу, что жив я. Но та же старая немощь, и то же безсилие телесное и душевное. Онепотребихся до зела! А других не перестаю учить: живите хорошенько, вот так и так! А сам-то живу все кое-как. Нередко приходит на мысль апостольский упрек: научая убо инаго, себе ли не учиши (Рим. 2: 21). Также и слова Саровского старца Серафима: "Других учить легко, как камни с колокольни бросать; а самым делом учение это исполнить тяжело, как камни эти на колокольню таскать". С одной стороны, тесно от сего; а с другой тесно от горькой участи лукавого раба, скрывшего талант в землю нерадения. "Ну вот, сударь, как хочешь", — говаривал покойный отец Иннокентий Скитский.

К содержанию

143.O ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ МОНАХИНЯМ БЫТЬ СИДЕЛКАМИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦАХ

В словах об общежитии все, сказанное вами, верно и справедливо, но ввести общежитие, в строгом смысле этого слова, затруднялись и великие настоятели, каковыми были преподобные Пафнутий Боровский и Иосиф Волоколамский. В слове же о братолюбии, сказанном вашим преосвященством по поводу устроения больницы в Серпуховском женском монастыре, нам, невежественным, показалось не все вполне уясненным. Говоря о делах милосердия монаха-святителя и монахини-настоятельницы, ваше преосвященство изволили умолчать о новых делах милосердия, которые в настоящее время хотят принужденно взвалить на плечи монахинь частных, простых и даже юных. Устройство женской больницы при женской обители, а мужской при мужской — дело христианское и приличное; но кто измыслил брать или посылать из женских обителей инокинь, особенно юных, в общественные больницы, тому нельзя ожидать благого воздаяния от Господа, а скорее противного, потому что ни в древнеотеческом предании, ни в святых отеческих писаниях примеров этому не видим, а напротив, в писаниях преподобного Макария Египетского (в беседе 27-й, в главе 15, изд. Московской Духовной Академии) читаем пример разительный, сопротивляющийся новому учреждению. Он повествует, что "некто во время гонения предал на мучение тело свое, был повешен и строган, потом ввергнут в темницу, и что ему по вере прислуживала одна инокиня, и он, сблизившись с ней, будучи еще в темнице, впал в блуд!" Если от сближения и с исповедником, потерпевшим мучения, инокиня не осталась цела, а подверглась не только душевному вреду, но и падению, и еще в древнее время, то чего же можно ожидать при подобных обстоятельствах в наше, последнее и слабое, время? Приводим сей пример, кроме вышеозначенного, и вопреки новому измышлению посылать монахинь из монастырей в больницы для практики на случай войны, на том же положении, как существующие теперь общины сестер милосердия. Никак нельзя согласиться с тем мнением, что будто бы дело вполне христианское и полезное — посылать невест Христовых, особенно юных, из мирных обителей в общественные больницы для служения грешным телам, с получением явного и неизбежного вреда для душ сих служительниц.

Подтвердим свое мнение, кроме суждений многих святых отцов, словами великого учителя монашества Иоанна Лествичника, который в 3-й степени, в главах 22 и 23, говорит следующее: "Как невозможно единым оком смотреть на небо, другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто совершенно не устранился помыслом и телом от всех своих родственников и не родственников".

Добрый и благоустроенный нрав великим трудом и подвигом приобретается, но и со многим трудом приобретенное во мгновение потерять можно.

К содержанию

144. О ТОМ ЖЕ

Отцу Илариону пришла в голову мысль, что вы можете быть промыслительно переведены на житие в Невскую Лавру, чтобы помогать монашеству, особенно пустынному, так как вам более других ведомы монастырские обстоятельства и положение монахов и монахинь. С этой мыслью соглашаюсь и я. Поэтому, елико можно будет, помогайте монашеству, обуреваемому извне от видимых неприязненных нападений, а изнутри — от невидимого борения душевных наших врагов. Особенно постарайтесь отклонить нелепую мирскую мысль, чтобы монахини ходили в больницу для ухода за больными так же, как бы и сестры милосердия. Вы пишете отцу Илариону, что этого нет; а мы пишем вам, что это уже есть на самом деле в Москве, и в Туле принуждают игумению к тому же. Нельзя ли вам как-нибудь сделать, чтобы Петербургский митрополит объяснил это Московскому, который, слышно, против этого; а между тем, хождение монахинь в больницы, по две из монастыря, не прекращается, чему хотят подражать некоторые барыни и в уездных городах, приступая к игумениям с тем же предложением.

И из последнего письма вашего видно, что желание ваше хоть когда-нибудь удалиться на пустынное уединение все еще продолжается. Не так давно мне, слепотствующему, читали историю монашества на Востоке. Во второй части (на странице 202, 203 и далее) мне показалось замечательным рассуждение старца Иоанна, который сперва прожил 30 лет в общежительном монастыре, потом жил 20 лет в пустыне, и, наконец, опять возвратился в общежитие. Нахожу, что вам, при вашем стремлении, нелишне прочитать со вниманием его замечательное сказание о жизни пустынной и общебратственной.

В начале, когда я сбирался к вам писать, меня понуждал помысл выставить вам на вид одно обстоятельство, необходимое для настоятельниц монастыря. Теперь этот помысл как бы примолк. Но я все-таки думаю написать вам это, основываясь на свидетельстве Священного Писания: даждь премудрому вину, и премудрший будет; сказуй праведному, и приложит приимати. Святой Лествичник в "Слове к пастырю", в главе 2-й, говорит: "Предстоятель должен молиться и о том, чтобы ему ко всем по их достоинству или старшинству милосерднее преклоняться и иметь залог расположения, чтобы себя самого и любимого, и соучеников как-нибудь не повредить".

Юные, хотя и бывают хороши, но иногда по ревности, а иногда по неопытности делают много путаниц в общем ходе дел. Сами знаете, какой был разительный пример путаниц по этой причине в монастыре.

Младшие лезли вперед, а старшие взбунтовались, и такой наделали скорби начальнице, что едва в живых осталась, не говоря уже о том, что она подверглась и строгому надзору на некоторое время в чужом монастыре. Простите, что, может быть, и лишнее пишу; но пишу это вам, как бывший долго у меня помысл. Приснопамятный отец игумен иногда говаривал: "Простите! Открываю и исповедую вам свой помысл.

К содержанию

145. НОВОПОСВЯЩЕННОЙ ИГУМЕНИИ

Поздравляю вас с избранием на настоятельскую должность и с саном игумений, если уже посвящение ваше в сан сей совершилось. Сердечно желаю вам, за молитвами покойного батюшки игумена отца Антония, проходить нелегкую сию обязанность с пользою душевной, как собственного вашего, так и врученных вам сестер и матерей. Да поможет вам в этой многотрудной должности святая и преподобная игумения Афанасия, которой память вскоре имать совершатися и еяже именем, кажется, вы наречены при пострижении. Если так, то поздравляю вас и с тезоименитством и от души желаю вам, за молитвами духовной покровительницы вашей, благополучных успехов в настоятельских делах ваших. К утешению вашему скажу: хотя должность начальников и сопряжена со многими трудностями и великими неудобствами, но из списка святых видим, что многие настоятели не только получили спасение, но и великое воздаяние от Господа на небеси, и на земле прославляются Святой Церковью в лике святых, как и святая игумения Афанасия. Сердечно и искренно желаю и вам, по совершении подвига вашего, достигнуть того же по молитвам духовных патронов ваших, чтобы с дерзновением изрещи вам пред Господом (Евр. 2: 13): се, аз и дети, яже ми дал есть Бог, всеблагий и многомилостивый Владыка.

К содержанию

146. ИГУМЕНИЙ НАСТАВЛЕНИЕ: БЫТЬ МИЛОСТИВОЙ И СНИСХОДИТЬ К НЕМОЩАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ

Глаголю тако того ради, понеже глаголет Господь в Евангелии: Милости хощу, а не жертвы (Мф. 9: 13), хочу же и аз, грешный и непотребный, да В-ская матушка игумения постарается прежде всего быти милостива, потом уже да приносит и жертвы, которые всячески, милостью к ближним, будут благоприятны Богу. Сказано в старчестве: от ближнего живот и смерть, то есть через ближнего только может быть жизнь наша истинная, и наследуем жизнь блаженную и вечную; а если будут отношения наши к ближнему неправильные и презорливые, то мудрено убежать смерти душевной, а потом и второй, вечной, от неяже да избавит Господь всех понуждающихся на исполнение Его Божественных и животворных заповедей, — и всех, аще и храмлющих от немощи, но ищущих Его великой милости покаянием и смирением. Апостол Иоанн пишет: любяй Бога любит и брата своего (1 Ин. 4: 21); а апостол Павел говорит: мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати (Рим. 15: 1)... и исправляйте таковаго духом кротости; блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6: 1). Вот все, что вышло из грешной головы моей на последнее письмо твое от 29 сентября. Поздравление с освящением храма Всех святых пишу после всего и прошу поминать там и нас, грешных.

М.Е. по болезни идти не может, а лошадь нанять не на что, поэтому и ждет приезда М.М., которая медленно поспешает, хлопоча о том, чтобы не пропало ее последнее достояние в промежутке от зятя и от брата. Строго по-монашески смотреть — нехорошо она делает; а если посмотреть со стороны немощи человеческой, от которой никто из нас не свободен, то подумаешь и скажешь иное; дескать, нельзя же и без этого. Немощь человеческая мудрена, и упруга, и упряма; хочет человек двинуться вперед, да немощь-то, видишь, препятствует, ан и "выходит не того, а иногда и не тое". Мудрена притча сопротивления. Пишешь, что покойная М. игумения таких вовсе исключала из обители, но нам надобно последовать примеру поистине покойных, а не безпокойных в жизни своей бывших. Тебе это известнее, а я не знаю, как было. Прости. Грешный глагол произыде в широту немалую, да сократится же снисхождением твоим по сказанному: милуяй помилован будет, и снисходяяй получит снисхождение.

К содержанию

147. НАСТАВЛЕНИЕ: ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ НЕУСТРОЙСТВО В ОБИТЕЛИ

Получаю письма ваши, но отвечать было неудобно и недосужно. Сострадаю вам в скорбях ваших среди неудобств и неустройства обители. Впрочем, ждите милости Божией, пока благоволит Господь изменить положение дел обители вашей. Един Он все ведает и Един всем управляет или прямой Своей всесильной волей, или промыслительным попущением по причинам, Ему только известным вполне, людям же известным только отчасти; отчасти это за грехи наши и за жизнь, несообразную нашему званию. Сам Он через пророка Амоса говорит (см. Ам. 3: 6): несть зла во граде, егоже не сотворих зло, то есть бедствие. Также апостол Павел пишет: Аще ли неправда наша Божию правду составляет... еда ли неправеден Бог наносяй гнев? (Рим.З: 5). Думаю, помните вы и сами церковную повесть: когда один святой пресвитер молился Богу, чтобы избавил от епископа, отягчавшего город разным неподобным нестроением, в ответ на его усердную молитву услышал глас: "Для этого города потребен был епископ еще худший". Мое грешное мнение: если бы каждый из членов, или по крайней мере многие, составляющие общество ваше, вместо ропота обратились к Богу с усердным молением и исповеданием немощей своих, и желанием впредь направляться к стезям монашества по силе и возможности, то скорее бы, кажется, благоволил Всеблагий Господь изменить главную вину настоящей тяготы и неудобства и чрезмерной общей скорби, потому что, как и сами слышите, известны уже ваши дела во граде святого Петра. Но видно, еще не последовало мановение свыше к решению и изменению. Да подкрепит вас Господь в Евангельском терпении и подаст вам мир и умирение среди неудобств и смущений. Советую вам, хотя и нелегко это, оставить человеческие изветы и извинения, и обратиться за помощью к Единому Богу Сердцеведцу, Единому, могущему все изменять и устроять, якоже Сам весть, паче чаяний и ожиданий человеческих. Святой Златоуст, в письмах к Олимпиаде, говорит, что Бог тогда только начинает являть Свою силу, когда оскудеют все человеческие соображения, и готово явиться безнадежие, да не будем, по слову апостола, надеющеся на ся, но на Бога жива, возставляющаго мертвыя. Прошу молиться и за меня, грешного, глаголющаго и нетворящаго.

К содержанию

148. О СЕМИ ТАИНСТВАХ ЦЕРКОВНЫХ

Сестра о Господе и чадце духовное. На 17 число[6] вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголющее (Притч. 9: 1): Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь. Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах. Первое из них — Священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе — Крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство — Миропомазание, которым восстанавливатся потемненный образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством Крещения через Миропомазание запечатлевается дарами Духа Святаго, чтобы силен был не только противостоять козням вражиим, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство — Причащение, через которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к сему Таинству Святого Причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков, хотя и неважных, по сказанному: и праведник седмижды падает. Кольми паче необходимо пятое Таинство, Покаяние, для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется доселе со страстьми и похотьми ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство — Брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность Брака должны чтить, потому что произошли на свет от честнобрачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками означенных Таинств. Седьмое Таинство — Елеосвящение, через которое прощаются забвенные по немощи человеческой грехи и врачуются болезни душевные и телесные.

Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о Таинствах премудрости Божией, так как имя твое означает тоже премудрость, но такую, которая не освободилась еще от примеси мудрености человеческой.

К содержанию

149. СОВЕТ: НЕ ОСТАВЛЯТЬ НАСТОЯТЕЛЬСТВА РАДИ УЕДИНЕНИЯ [7]

Сестра о Господе!.. Хочу сказать тебе несколько душеполезных слов.

Знаю, что ты давно желаешь и рвешься на безмолвие и уединение. Но потерпи еще и потрудись вместе с отцом И. в окормлении и наставлении сестер общины. Правда, что безмолвие и уединение дают большое удобство к молитве жаждущей того душе. Но, по святоотеческому слову, молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобщая. Любовью и Бог именуется, по сказанному: Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает. Больше же сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. И паки: любяй ближняго весь закон исполни. Исполнение бо закона любы есть. И паки: не своих си да ищем, но елика суть и ближняго.

Поэтому потрудись еще с сестрами, живя в общине; а там, после, когда воля Божия будет, поживешь в безмолвии и уединении.

К содержанию