Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Внеш­ний мир с его кра­со­та­ми бла­гот­вор­но действу­ет на че­ло­ве­ка, и ду­ша, спо­соб­ная нас­лаж­дать­ся кра­со­тою ми­ра, есть ду­ша воз­вы­шен­ная, но че­ло­век, дос­тиг­ший со­вер­ше­н­ства, со­зер­ца­ет в ду­ше сво­ей та­кую кра­со­ту, пе­ред ко­то­рой ви­ди­мый мир ни­че­го не сто­ит. Гос­подь ска­зал про ду­шу че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го Бо­га: к не­му при­дем и оби­тель у не­го со­т­во­рим (Ин. 14, 23). Не­пос­ти­жи­мо, как это в ма­лень­ком серд­це по­ме­ща­ет­ся Сам Гос­подь, а где Гос­подь, там и рай, там и Царство Бо­жие. Царство Бо­жие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).

преп. Варсонофий

Вся жизнь про­хо­дит в су­е­те. Ум идет пос­ре­ди су­ет­ных мыс­лей и соб­лаз­нов. Пос­те­пен­но он на­вык­нет пом­нить о Бо­ге так, что в су­е­те и хло­по­тах, не ду­мая, бу­дет ду­мать, не пом­ня, пом­нить о Нем. Толь­ко бы шел не ос­та­нав­ли­ва­ясь. По­ка есть это стрем­ле­ние впе­ред – не бой­ся, цел твой ко­раб­лик и под сенью крес­та со­вер­ша­ет свое пла­ва­ние по жиз­нен­но­му мо­рю, цел он, и не на­до бо­ять­ся мо­гу­щих слу­чить­ся бурь. Без не­по­го­ды не обой­дет­ся и ни­ка­кое обык­но­вен­ное пла­ва­ние, тем па­че жиз­нен­ный путь, но не страш­ны жиз­нен­ные невз­го­ды и бу­ри шест­ву­ю­щим под прик­ры­ти­ем спа­си­тель­ной мо­лит­вы: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную,– не страш­ны они, толь­ко бы не впасть в уны­ние, ибо уны­ние по­рож­да­ет от­ча­я­ние, а от­ча­я­ние уже смерт­ный грех.

преп. Варсонофий

Ес­ли и слу­чит­ся сог­ре­шить – верь в ми­ло­сер­дие Бо­жие, при­но­си по­ка­я­ние и иди даль­ше, не сму­ща­ясь.

преп. Варсонофий

160. МНОГИМИ СКОРБЬМИ ПОДОБАЕТ НАМ ВНИТИ ВО ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ

...Дела мои что-то плохо спорятся, и сам не понимаю отчего. Немало остается неудовлетворенных: или от множества народа это происходит, или от моей неповоротливости. Переобуваюсь, да переобуваюсь, в том и проходит большая часть времени. А тут еще зубы и щеки простудил, сидев в лесу в деревянном ящике с ногами, и толкуя с приходящими. Было же довольно ветрено и холодновато. Что-то вы поделываете и как управляетесь со своими делами. Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи как хочется, а как Бог приведет. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит — постой да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом, и вместе с кошельком. С год назад я слышал от одного торговца: "Часто не душа может, а мошна". Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый; а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот (Мф. 7: 14), и что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14: 22). И не вотще Господь говорит в Евангелии: не приидох воврещи мир на землю, но мечь (Мф. 10: 34). А святой Иоанн Лествичник прибавляет: "чтобы разлучить миролюбивых от Боголюбивых, славолюбивых от смиренномудрых".

Приветствую о Господе N N.

...Певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием. (Приписка отца Амвросия:) Скоро ли ваш храм будет дивен в правде.

К содержанию

161. ПО ПОВОДУ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА И О НЕКОТОРЫХ НЕПРИЯТНОСТЯХ

Получив от Л. известие, что N Владыка приехал в N, я ожидал дальнейших известий о приезде его в N и об освящении N храма. И вот вчера вечером, 18 сентября, получил от Л. уведомление, что освящение вашего храма совершилось благополучно и торжественно. Поздравляю всех обитателей N с этой великой радостью и с давно ожидаемым утешением духовным. Только очень жаль, что ты, матушка, встречала это торжество с болью в голове и с болезнью в ноге, а батюшка отец N от зубной боли не только не мог служить, но и не явился ко Владыке; хотя это, с одной стороны, и печально, а с другой, может быть и полезно: смиреннее будем и этого случая скоро не забудем... Слава и благодарение Господу, что начавшееся возгорание трапезной скоро было погашено. Дай Бог, чтобы и всякое другое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: "Гори-гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках". По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого разсмешения.

Если батюшка N от зубной боли не мог служить, то кто же у вас теперь служит литургии в новоосвященной церкви? По церковному положению, в первое время по освящении престола, по крайней мере, должно быть отслужено на нем не менее сорока литургий.

К содержанию

162. БОЛЕЗНИ НАЧАЛЬНИКАМ ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЕТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ СНИСХОДИЛИ К НЕМОЩАМ ПОДЧИНЕННЫХ

Л. пишет (от 1 октября), что здоровье твое доселе не поправляется. Что делать; хотя начальственному лицу неудобно быть больным, ради неудобства к управлению, но Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее. Он вся премудростию сотворил и творит. Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом. Так, думаю, и теперь попущает Господь болезнь начальственным лицам, чтобы снисходили к подчиненным немощствующим и болезненным. А то здоровые телом начальники часто не верят подчиненным, когда они ему объясняют какую-либо немощь телесную или болезнь. Не вотще святой Давид глаголет в псалмах: проидохом сквозь огнь и воду и извел ны еси в покой. Кроме известных обстоятельств мученических, и болезнь телесная часто как огнем жжет болезнующее тело и как водой поливает обильной испариной.

Но еще тяжелее больному бывает, когда болезнь его телесная происходит не от одних телесных причин, но и от внутренних скорбей, а в таком случае болящему бывает сугубое томление. Но святой Давид, все скорбное испытав, взывал ко Господу: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). И апостол Павел пишет: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). И паки, получив много ран телесных, несправедливо ему нанесенных, святой апостол написал: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2 Кор. 4: 16). Надеюсь, сестра, что сказанное в Писании сбудется и на тебе, милостью и помощью и предстательством Владычицы нашея Пресвятыя Девы Богородицы, за молитвами молящихся о нас.

Глаголет Господь во Евангелии: болен... бех, и посетисте Мене (Мф. 25: 35-36). Вот в этом письме и я еду посещать и утешать тебя, больную, хотя на дворе сыро и грязно, да и сам чувствую ревматические боли по телу, даже иногда и в руках. Но почта письмо довезет, она не знает простуды, хотя почтальоны иногда и ноги отмораживают.

К содержанию

163. НЕ ДОЛЖНО СТРАШИТЬСЯ ЗА БУДУЩЕЕ, А НАДО УПОВАТЬ НА ГОСПОДА

Л. в письме от 13 октября пишет, что у вас теперь хорошо и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не вотще глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш (Небесный) дати вам Царство (Лк. 12: 32). Поэтому утвердим себя верой и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: "Боли болезнь болезненнее, да мимотечеши суетных болезней болезни". И святой апостол пишет: страдания нынешнего времени тяготу вечныя славы соделовает нам (2 Кор. 4: 17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует нам радоваться в находящих скорбях и печалех, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: радуйтеся праведнии о Господе. А подобные мне грешные — да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться.

Приветствую о Господе NN и прочих, певчих и не певчих, и всех в простоте сердца трудящихся и достодолжно проходящих свое послушание, а ропщущим желаю исправления в этой тяжкой немощи.

К содержанию

164. ПОСЛУШАНИЕ ПАЧЕ ЖЕРТВЫ

Извещаю тебя и сущих с тобой, что жив есмь, милостию Божиею... хотя и с осенними тяготами.

От вас почему-то известия замедлились, может быть, за хлопотами по причине освящения церкви, или по другой какой-либо благословной вине, то это ничего, подождем. Если же по другим испытательным причинам, то потерпим, поминая сказанное в Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19). Сверх того, можешь иметь к своему успокоению и то, что ты не сама взялась за дело общины, а приняла тяготу сию за послушание. Послушание же, как сказано, паче поста и молитвы; и паки: послушание паче жертвы (1 Цар. 15: 22), и паки: милости хощу, а не жертвы (Мф. 12: 7). Знаю, что ты ревнительница исполнения закона Христова, а апостол Павел в Посланиях своих пишет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2).

Правда, что нелегко переносить тяготы эти, но хотящим спастися Господь глаголет во Евангелии: иже в вас хочет быти вящший, да будет всем слуга, и хотяй у вас быти первый, буди вам раб. Все это сказать и написать легко, исполнить же трудно, да некуда деваться, слыша сказанное от Самого Господа (Мф. 5: 19): Иже аще разорит едину заповедий сих малых... мний наречется в Царствии Небеснем.

Поэтому мужайся, боголюбивая сестра, и да крепится сердце твое о Господе, и вместе помолись о мне, грешном, глаголющем и не творящем. Ничего не делая, неудобно есть глаголати, да и молчать опасно, слыша прещение ленивому рабу. Ты же, яко ретивая и боголюбивая, послушай и сотвори, в терпении и долготерпении, и мзда твоя будет многа на небеси.

К содержанию

165. ТОЛКУНЬИ ПРОСЯТ ПРОЩЕНИЕ

Вчера я получил извинительное письмо от трех толкуний ваших. Их насчитывалось прежде до пяти; N писала, что четыре, а просят прощение только три.

К содержанию

166. О ПОСЛУШНИКЕ С: НЕ ДОЛЖНО БЕЖАТЬ ОТ СЛУЖЕНИЯ БЛИЖНИМ

Паки и паки миром Господу помолимся; о свышнем мире и о спасении душ наших и благом стоянии сестер в церкви, и о прочем, благопотребном всем нам.

На днях пришел С, сын некоей старицы вашей с письмом от вас. Наш отец игумен хотя неохотно, а согласился, чтобы мы приняли его в скит (на усмотрение). Если С. будет вести себя порядочно, то и может жить у нас; только что-то волосы на голове его такие мудреные, каких редко можно увидеть. Впрочем, самое дело лучше покажет, что и как. Ливенские жители привыкли говорить: "Толкач муку покажет".

Как твое здоровье, матушка N? А я о себе скажу, что переживаю дни не без тяготы и понуждения. Поневоле приходится вспоминать Евангельское слово: нудится Царство Небесное и нуждницы восхищают оное. Разбойнику и после слов Спасителя (Лк. 23: 33): днесь со Мною будеши в раи, перебили голени, и он висел на одних руках, страдая несколько часов, а часы висения на руках с перебитыми ногами были нелегки, как это всякий понять может.

Слова эти, ввиду всерадостного праздника Рождества Христова, как будто бы неуместны, но светлый праздник Воскресения Христова предваряется Страстной неделею. И вообще в воскресные дни служба наполнена большею частью воспоминанием страданий Христовых. Поэтому простые люди не без причины часто говорят: "Христос страдал и нам повелел". И о пророке Моисее писано, что лучше благоизволил страдать с людьми Божиими; а некоторую особу все помыслы смущают бежать от людей Божиих. Но святый Давид, испытав все, взывал ко Господу: Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс. 138: 7). И Сам Господь во Евангелии глаголет: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 11: 22), и паки: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13).

Пришли исповедоваться, я и заканчиваю письмо.

К содержанию

167. ПРИВЕТСТВИЕ С НОВЫМ ГОДОМ

Поздравляю тебя со вступлением в Новый год. Сердечно желаю тебе и всем в N живущим мирного и душеполезного жития во дни сия. В Новый год приходил ко мне разный народ с поздравлениями и одна приезжая особа рассказала следующее: в Новый год пришли ученики к учителю с поздравлением и он их приветствовал так: "Дети! И я поздравляю вас с Новым годом и в Новый год желаю вам быть поумнее". Ученики учителю простодушно отвечали: "И вам того же желаем". Простодушный ответ детей очень пришелся кстати. Полезно для всех учащих и учащихся после старых ошибок наперед быть поумнее и стараться поступать благоразумнее. Но как-то эта наука скоро не дается. Требует много терпения и понуждения; прежде всего, внимания и смирения, покорности и послушания заповедям Божиим и повиновения старшим.

Некогда один господин спросил покойного нашего восьмидесятилетнего архимандрита отца Моисея, что всего труднее в монастыре? Опытный старец отвечал: "У нас труднее всего "послушаться"" (и, должно быть, когда дело касается до чаепития). Вот я сорок лет, живя в монастыре, угождал больному чреву чаепитием, но оно все болит да болит, и нисколько не успокаивается, а еще более раздражается. Не вотще святой Иоанн Лествичник написал: "Чем более будешь угождать телу, тем более оно свирепствует, и тем более тебя будет безпокоить". Воздержные люди большею частью бывают здоровы, а невоздержные большею частью бывают больны. Первые, если по особенному Промыслу Божию бывают и нездоровы, то, по крайней мере, находят утешение в покойной совести, не упрекающей их в невоздержании, от которого бывает расслабление, и в прочем, относящемся к духовной жизни. Хорошо бы глаголющему сия хотя в настоящий Новый год и наперед быть поумнее.

К содержанию

168. НЕ ДОЛЖНО СМУЩАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ГРЕШНИКИ БЛАГОДЕНСТВУЮТ, А ПРАВЕДНИКИ БЕДСТВУЮТ

В прежнем году ты все была больна; хоть бы в новом была поздоровей. А то N пишет, что ты все страдаешь от боли в ноге, так что и в праздник Р.Х. с большим трудом была в церкви. Не вотще сказано в Писании о недомыслимых судьбах Божиих: ниже якоже путие ваши путие Мои... но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших (Ис. 55: 8-9).

Перед получением письма от N, 7 января, при малом досуге раскрыл я "Алфавит духовный" святителя Димитрия Ростовского и открылось в 3-й части место, где сказано, что все святые проводили жизнь в скорбях и печалях, тогда как многие из грешных благоденствуют. На что взирая и святой Давид глаголет: яко возревновах на беззаконныя мир грешников зря; и пророк Иеремия взывает: яко путь нечестивых спеется (Иер. 12: 1). Слышим на сие ответ в Священном Писании: ублажиша людие, имже сия суть: но блажени людие, имже Господь Бог их. Господь бо лучше нашего знает, что для нас полезнее. О себе скажу, что и я по утрам ощущаю большую тяжесть, как бы пуды на мне висят. А делать нечего — податься некуда.

К содержанию

169. ЗА СУЕТОЙ ЖИТЕЙСКОЙ НЕ С ЧЕМ ПРЕДСТАТЬ НА СУД БОЖИЙ

Давно не писал тебе под тем предлогом, что ты находишься в N, а туда написать не надумался, да и не совсем было досужно. Паче обычного в настоящую зиму я зарапортовался от множества посетителей, а может быть и оттого, что, мало-помалу, слабость телесная прибавляется, а при телесной слабости прибавляется и слабость душевная, по сказанному: немоществует тело, немоществует и душа, а я плохо прибегаю к Царице Небесной под предлогом недосуга. Если же хорошенько разобрать, то и окажется, что это бывает по недостатку усердия. С раннего утра и до позднего вечера молва и молва, и толки только о житейском, а заботы и попечение о духовном и небесном остаются все в стороне. А вот, того и смотри, что смерть придет. С чем явиться на суд Божий? Одна только надежда на милосердие Божие и на молитвы молящихся о мне, грешном. А сам я нищ, и наг, и убог от дел благих. Одни же слова в резон не принимаются, по сказанному: Царство Божие не в слове, а в силе, то есть нужно делом исполнять то, что нам предписано.

К содержанию