Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ос­ко­рб­ле­ния по не­об­хо­ди­мос­ти долж­но по­тер­петь, ибо за гре­хи что-ни­будь долж­но тер­петь, ес­ли не здесь, то в бу­ду­щей жиз­ни. Толь­ко в бу­ду­щей-то жиз­ни скор­би очень ужас­ны. От них да из­ба­вит нас Гос­подь Сво­ею бла­го­да­тию и че­ло­ве­ко­лю­би­ем.

преп. Иосиф

Ес­ли тер­петь не бу­дем скор­бей, а ес­ли и бу­дем тер­петь, да с ро­по­том, с гне­вом, с до­са­дою, с раз­д­ра­же­ни­ем, то что это за тер­пе­ние. Это толь­ко уко­ре­не­ние в се­бе зло­бы, гне­ва, а от се­го гор­дость. Ни­че­го нет уди­ви­тель­но­го, что мо­нах тер­пит скор­би, ко­то­рых мир не зна­ет. Путь в Царство Не­бес­ное уз­кий и тер­нис­тый, по ко­то­ро­му про­шел пер­вый Сам Спа­си­тель ми­ра.

преп. Иосиф

Не на­до уны­вать. Пусть уны­ва­ют те, ко­то­рые не ве­ру­ют в Бо­га, для них, ко­неч­но, скорбь тя­же­ла, так как кро­ме зем­ных удо­воль­ствий они ни­че­го не име­ют, но лю­дям ве­ру­ю­щим не долж­но уны­вать, так как скор­бя­ми они по­лу­ча­ют пра­во на сы­но­в­ство, без ко­то­ро­го нель­зя вой­ти в Царствие Не­бес­ное.

преп. Варсонофий

190. БЕЗ СКОРБЕЙ НЕ ДОСТИГНЕШЬ ВЕЧНОГО ПОКОЯ

Возмогай о Господе, и в державе крепости Его да крепится сердце твое. В болезнях телесных и огорчениях душевных, и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах (Пс. 65: 12), проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой. Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях, среди недосуга, развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своих си. Правда, что нелегко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: с ненавидящими мира бех мирен: егда глаголах им, боряху мя туне (Пс. 119: 6-7).

Л... писала мне, что ты отправилась было в N посоветоваться с доктором, который лечит травами, но задержалась в К. Здешние доктора убеждали тебя пить кумыс, но не думаю, чтобы ты на это лечение согласилась. Кумыс — татарское шампанское. Лучше по нужде выпить простого панского, то есть виноградного, как советовал апостол Павел святому Тимофею: Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомйха ради... и частых твоих недугов (1 Тим. 5: 23).

...Приветствую N многовещанную, и N поющую, и тон задающую, и пытливую... чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить. Приветствую и прочих сестер.

К содержанию

191. БОЛЬНОМУ МОНАХУ ПОДЛЕЧИВАТЬСЯ МОЖНО

...Каково-то твое здоровье, и насколько помогло тебе лечение, — травяное, водяное и молочное. А мое тело так искапризничилось, — ничего не подберем в лад, особенно из лечебного, которое всегда мне мало помогало, а более расстраивало. Впрочем, по слову святоотеческому, кому лечение помогает, лечиться смиреннее. А совсем не лечиться — никакой добродетели не составляет, только показывает меру веры. Впрочем, из многих опытов заметно: к кому из монашествующих привяжется болезнь, как ты не лечись, совершенно не вылечишься, — все остаются болезненные припадки, смиряющие и отягощающие монаха. А из всего этого выходит, что больному монаху подлечиваться можно, а о совершенном выздоровлении следует отложить всякое житейское попечение. Замечательные слова Ефрема Сирина на славянском наречии: "Боли болезнь болезненнее, да мимо течеши суетных болезней болезни".

К содержанию

192. СИЛА ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ В ХРИСТИАНСКОМ ТЕРПЕНИИ

Знаю, что ты любишь почаще получать от меня письма, а мне недосужно их писать. На досуге же наговорил бы тебе много. Но Царствие Божие не в слове, а в силе. Сила же эта заключается более всего в христианском терпении, как Сам Господь свидетельствует во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19). И — претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10: 22). Слова эти более всего обличают меня самого. Словами учу других, а делами сам отстою от сего учения. Поэтому и слово мое безплодно бывает, нерастворенное самим делом. Ежедневно толкую от утра до позднего вечера, а плода от этих толков не видно. И приходится часто вспоминать слова покойного игумена отца Антония, который говаривал, что признак учеников Христовых есть тот — аще любовь имут между собой, а признак моих учениц — аще вражду и несогласие имут между собой. И прибавлял: вот приезжали ко мне дочки с великими скорбями; а все эти скорби стоят того, чтобы наплевать, да ногой растереть.

Вчера утром курчавый С. опять ушел от нас в прежний монастырь. Ему оттуда присылали пригласительные письма. Когда я у него спрашивал, почему он от нас уходит, он отвечал, что чаю ему недостает. Когда же я ему возразил: "Ведь я тебе говорил, чтобы ты, когда будешь иметь недостаток в чае, приходил и просил у меня", — он отвечал: "Уж я там привык". Невольник — не богомольник.

К содержанию

193. О НЕОХОТЕ ПОСТРИГА В МАНТИЮ

Прежде всего поздравляю тебя с приятным возвращением восвояси. Затем поздравляю с всерадостным праздником Рождества Христова. А затем поздравляю и с Новым годом. Хотя и говорится, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут как водится. Всегда один прочный совет: "Ванька, а Ванька! Смака, барин, знаит пярязнаит, а все-таки твярдит". Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок, и помни что говорит пророк: Блажен... иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1: 1).

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию. Но сказано, что все козни вражии упразднятся. Да упразднится и это искушение вражие милостью и помощью Божиею, за молитвы молящихся о нас. И простое стрижение овец бывает полезно и необходимо. Весной остригут овцу, а к осени вырастает на ней новая шерсть, более твердая. Постригут монаха в мантию, к осени, то есть к старости, расположение души его уже бывает более твердое и благонадежное к получению милости Божией — вечной и нескончаемой. Разумеется, если эта духовная овца не будет подражать козам, без толку лазить по плетням и колокольням, и шататься по распутиям. Все знают, что козел, когда не пустят его вперед стада, то идет позади стада один, не желая смириться (а за такое несмирение не бывает от него ни шерсти ни молока) и идти наравне с другими, оправдывая собой слово Писания: несмь, якоже прочии человецы (Лк. 18: 11). Не хочет внять словам Псалмопевца: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе! (Пс. 132: 1).

Прости, что, разглагольствуя, я так далеко уклонился от праздничного поздравления. Желаю тебе и всем сестрам встретить и провести всерадостный праздник Рождества Христова, равно и Новый год, в мире и утешении духовном.

Господи, помилуй нас, Господи, якоже веси, помози!

К содержанию

194. ПОД ВИДОМ БЕЗВРЕМЕННОЙ СВОБОДЫ ВРАГ ПРИВОДИТ К РАБСТВУ

...Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получив весть о пострижении. Знай, что горе, как море. Чем более человек в него входит, тем более погружается. Подумай сама, какой безопаснее воин — вооруженный или невооруженный, и какой крепче монах — постриженный или непостриженный. Искуситель имеет обычай все извращать, и в настоящее время стал всех обольщать какой-то мнимой свободой. А безвременная свобода, по слову святого Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу, и по воле Божией служителям Божиим, а добивается через мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть неявно и неясно, а повиновались ему. А какого ожидать добра от врага всякого добра, и ищущего погибели всех.

Вкратце тебе скажу: оставь всякое раздумье, и как можно чаще призывай молитвы и помощь святой Олимпиады, которая была искушаема тем же искушением. Святой апостол Павел пишет, что кто сам был искушен, может и искушаемым помочь.

Святая равнопостольная Нина, когда послана была на проповедь в Иверию, не стала раздумывать, что это за страна, и что там за люди живут, и как там быть и действовать, а просто пошла — с верой и упованием на помощь Божию, и сею помощью совершила дело Божие. В годовую память сей угодницы Божией, 14 января, отслужи ей молебен и отложи всякое житейское попечение. По псаломскому слову: возверзим печаль свою на Господа, и Той препитает нас телесно и душевно. Ежели мнимся мы любити закон Божий, то да слышим святого Давида, глаголющего ко Господу во услышание всех: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Ежели настоящая жизнь наша есть ни что иное как подвиг, а подвиг не бывает без борьбы, а в борьбе человек, без помощи Божией, бывает немощен и несилен, то и должны мы, вместо того чтобы унывать, к Победителю темных сил взывать: побори борющыя мя (Пс. 34: 1). И паки: Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися... да возвратятся вспять и постыдятся мыслящий ми злая (Пс. 69: 2-3).

Приписка отца Амвросия: Мир тебе! И милым гусеняткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

К содержанию

195. О СЛАБОМ СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ. УБЕЖДАЕТ К ПОСТРИЖЕНИЮ СМЕШНЫМ СРАВНЕНИЕМ

...Уведомляю тебя о себе, что милосердием и долготерпением Божиим жив есмь, телесно, а душевно Бог весть. Помолись, чтобы Господь сподобил по-христиански концы свесть. Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют. Впрочем, по старой привычке, я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть, от головной боли и от рвотной доли. А кроме того, и приезжие и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают. Вот так мы день за день и живем, и несправедливыми слывем, в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь и неисправность пред Богом и людьми.

Вероятно при пострижении твоем будут посторонние монахини. В память знаменательного для тебя дня можешь подарить им по чайной ложечке, какую кому, по твоему усмотрению.

Молитвы молящихся о нас да помогут тебе принять пострижение в мире и утешении духовном. Знай и твердо веруй, что безопаснее воин вооруженный, хотя последнему и кажется иногда, что ему легче так быть. На земле все делается и совершается при посредстве какого-либо орудия. Есть смешная, но верная пословица: "Без струмента и вошь не убьешь". Потребен ноготь. Вот, я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить, потому что, как я уже тебе писал, всех веселящихся по-христиански, жилище в горнем Сионе (см. Пс. 86: 7).

К содержанию

196. О ЧЕТЫРЕХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ И О ЧЕТЫРЕХ ДУШЕВРЕДНЫХ ВЕЩАХ

Сегодня третьи твои именины, а четвертые именины N в предположении уже отпраздновали... Твоя духовная храмина, как четырьмя углами, утверждается четырьмя твоими молитвенницами... Стой же сия храмина твердо и не шатайся — ни вспять, ни на десно, ни на шуе не озирайся. А зри прямо к востоку, отонудуже пришедый Господь глаголет о Себе: не приидох... да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца (Ин. 6: 38).

К сказанной четверице прибавляю еще две четверицы. Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская — четырьмя главными добродетелями: мужеством, мудростью, целомудрием и правдой.

Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом. Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит, и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

О! если бы я сам исполнял то, что говорю и пишу тебе, — благо бы было. Помолись о глаголющем и нетворящем.

После всего, сказанного, тебя поздравляю, и милости Божией тебе желаю; равно и всем, живущим с тобою, толковитым и безтолковым гусенятам. Есть старинная пословица: "В семье не без урода". Так бывает среди всякого народа.

К содержанию

197. ВНЕШНЕЕ ЗДОРОВЬЕ ЖЕЛАТЕЛЬНО СОЕДИНИТЬ С ВНУТРЕННИМ ДУШЕВНЫМ ПОКОЕМ

...Хорошо бы новая матушка ...ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, и при этом душевная тишина хранима. Хотя это и нелегко, и притрудно, и не всегда удобно, но зато и нам, и другим полезно. Правда, что полезное редко сходится с приятным, и чаще неприятное скорее приносит пользу, нежели приятное, потому что от приятного люди скоро забываются. Ежели и сладкого меду лишнее поесть, то стошнит. Тогда потребуется лечиться холодным полынным настоем. Не без причины святой апостол Павел написал: Вся испытующе, добрая держите (1 Фес. 5: 21). И простая человеческая поговорка есть: "Самое дело лучше укажет, как нужно действовать".

Молитесь о себе и о сестрах, и о мне, грешном, глаголющем и нетворящем.

К содержанию

198. ХОТЯ И ТРУДНО, ДА ЖИТЬ НАДО

Поздравляю тебя с возвращением из N восвояси. Сердечно желаю тебе тут жить-поживать, да добра наживать. При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: "Спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки, так или сяк, зимы переживает". Зато, уж когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает.

Постараюсь выслать для тебя и для сестер несколько малых книжиц — выписки из Ефрема Сирина. В последней главе описывает, как он видел рай. С этой главы и нужно начинать чтение этой книги. Тогда и прочие главы будут более удобоприемлемы.

Во-вторых, поздравляю тебя с наступающей Святой Четыредесятницей Великого поста. Не знаю, как мы будем проводить оный. А меня что-то устрашает развоевавшийся мой катар желудка и кишок. Недоумеваю, чем тогда и угождать его капризным требованиям.

Господи, помилуй нас! Господи, якоже веси, помози немощи нашей, душевной и телесной.

К содержанию

199. НЕ ДОЛЖНО НЕРАЗСУДНО ПРЕДАВАТЬСЯ ПЕЧАЛИ

Поздравляю тебя с приближающимся праздником Благовещения Божией Матери. Не без причины Православная Церковь велегласно воспевает: "Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу". Благовествуй и ты своим N эту радость с хвалою Божией славы. Да и сама неразсудно не предавайся печали, твердо помня, что это твое главное искушение, которым враг старается отравлять твою душу и делать чрез это препинания разные на твоем пути. Святой Иоанн Лествичник пишет, что безвременная и неуместная печаль, и особенно вышемерная, делает душу дымоватой. А сама знаешь, что как видимый дым разъедает очи телесные, так невидимый мысленный дым и мрак печали повреждают очи душевные. Вот, например, находит на тебя неразсудная печаль, по той причине, что Духовное начальство принудило тебя принять монашеское пострижение. Разве печаль эта настоящая и правильная? Ведь через начальство духовное выражается воля Божия относительно подчиненных. Кроме того, сама знаешь, что монах есть воин. А какой воин удобнее может сражаться с врагами, — вооруженный ли, или выходящий на брань только с голыми кулаками? Подумай об этом хорошенько и благоразсудно, и не предавайся неразсудно искусительной твоей печали. Старайся возмогать против нее о Господе в державе крепости ее, по молитвам молящихся за нас.

Также, ради портящегося пути, заблаговременно поздравляю тебя с приближающимся днем пустынного твоего Ангела. Молитвы ее да помогут тебе душеполезно проводить церковные и келейные твои затворы. А молитвы других твоих духовных покровительниц да помогут тебе душеполезно и назидательно окормлять своих гусенят — твоих духовных овчат. Святой апостол Павел повелевает, глаголя: вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 1-2). И паки: Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15: 1-2). И от Самого Господа имеем заповедь возлюбить ближнего, как самих себя. Все управляется мановением Божиим. Если Всеблагому Промыслу Божию угодно было дать нам дело — заботиться о гусенятах, паче же о гусевских неопытных сестрах, то отрекаться и уклоняться от сего дела нам невозможно, без особенного указания Божия. Глаголет бо Господь через пророка: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши. (Конец недоставлен.)

К содержанию