Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мно­го и о мно­гом за­бо­тить­ся не долж­но, а сле­ду­ет по­за­бо­тить­ся о са­мом глав­ном – о при­го­тов­ле­нии се­бя к смер­ти.

преп. Амвросий

Луч­ше упот­ре­бить зо­ло­тое вре­меч­ко на раз­мыш­ле­ние о гре­хах юнос­ти и не­ве­де­ния, о бо­лез­нен­ном рас­ка­я­нии в них и ис­по­ве­да­нии, за­ни­мать се­бя час­тою мо­лит­вою, хо­тя и крат­кою, и при­об­ще­ни­ем Свя­тых Та­ин, хо­тя в ме­сяц раз, и раз­мыш­ле­ни­ем: „О го­ре мне, греш­ни­це су­щей, го­ре, бла­гих дел не иму­щей! Ка­ко пред суд Бо­жий яв­лю­ся? Ка­ко со свя­ты­ми все­лю­ся?"

преп. Антоний

Ни­че­го нет к нам бли­же, как смерть! И где бы ни слу­чи­лось окон­чить жизнь свою со упо­ва­ни­ем на Бо­жие спа­се­ние и опу­ще­ну быть в мо­ги­лу, вез­де Гос­под­ня есть зем­ля!

преп. Антоний

200. ЖАЛУЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ, НАСТАВЛЯЕТ ЗАБОТИТЬСЯ О ПОДЧИНЕННЫХ

Мы молитвенно вспоминали тебя в пустынные твои именины...

Память у меня так ослабела, что забываю и то, что было вчера и третьего дня. А если явятся некоторые с какими-либо расспросами, то забываю и то, что помнил.

Старость, слабость, безсилие, многозаботливость и многозабвение, и многие безполезные толки не дают мне и опомниться. Один толкует, что у него слабы голова и ноги; другой жалуется, что у него скорби многи, а иной объясняет, что он находится в постоянной тревоге. А ты все это слушай, да еще ответ давай; а молчанием не отделаешься, обижаются и оскорбляются. Недаром повторяется иногда поговорка: "Толкуй больной с подлекарем". Больному желается объяснять свое положение, а подлекарю скучно слушать; а делать нечего — слушает, не желая еще более раздражать и растревожить больного толкуна.

От простой людской поговорки перейдем к апостольской заповеди святого Петра: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Возе... но усердно (1 Пет. 5: 2 ). Хотя сам я и плохо исполняю эту заповедь, а желал бы, чтобы ты лучше моего исполняла оную, потому что ты покрепче меня и поусерднее. А я, как помню себя, от самой юности недуговал леностью и расслаблением, и только Всеблагий Господь всесильным Своим промышлением, как броздами и уздою, востягивал ленивые на благое чеслюти моя. Слава и благодарение вечное неизреченному милосердию Божию, не хотящему смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти.

К содержанию

201. НУЖНО СЛУЖИТЬ И БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ПО ЗАПОВЕДИ ХРИСТОВОЙ

Помози тебе, Господи, умудряться во спасение в церковном затворе; а вне затвора умудряться в начальственное управление сестрами и делами обители. В Евангельском учении сказано: сие творите, и онаго не оставляйте. Помози тебе, Господи, и то и другое исполнить как следует, по сказанному в Евангелии: возлюбшии Господа Бога... всею душею... и ближняго... яко сам себе (Мк. 12: 30-31). Как буДет дальше, а теперь будто у тебя пока идет Божественное впереди, а затем уже человеческое. А у меня шло, и доселе идет, все напротив, — сперва угождение человеческое, на которое тратится почти все время, а потом уже на Божественное не достает ни досуга, ни времени, ни сил. Да и в малый остаток сего времени заботы не оставляют меня, а мешают молитвенному настроению. Вчера, в Фомино воскресенье, после ранней обедни, в таком расположении читали мне Акафист. Вдруг под окном является странник в сером кафтане или свитке, шапка похожа на священническую (по верхнему дну), а по виду — на монашескую; на левой руке висел костыль загнутый. Пока я изредка посматривал на него, он стоял отворотившись лицом; а как стал я посматривать на него чаще, то он спрятался за дерево, а потом и совсем ушел.

Одна тульская мастерица шелками вышила мне на материи небесного цвета три разных дерева: на крайних деревах вышиты кукушка и горлица, а внизу — скоро идущий странник с посохом и с котомками, а впереди его — бегущий суслик. Когда получу эту картину, перешлю ее тебе. Также пришлю и две иконы, как получу от живописца...

К содержанию

202. СОВЕТ: ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА ПОСЫЛАЕМУЮ КАРТИНУ, ВОЗБУЖДАТЬ В СЕБЕ МЫСЛИ УТЕШИТЕЛЬНЫЕ, А НЕ УНЫЛЫЕ.

Посылаю тебе обещанную картину, вышитую на материи шелками, — скороходящего странника с бегущим впереди сусликом и сидящими на деревах кукушкой и горлицей. Сама вели сделать впереди стекло, а сзади загородить тонкой дощечкой, чтобы дорогая вещь не испортилась от какой-либо причины. Смотря на эту картину, можешь придумывать себе разные толкования: как кукушка кукует, как горлица воркует, как суслик бегает, или, стоя на задних лапках, свистит, и как скороходящий странник спешит своих присных навестить.

Но скажу тебе: придумывай толкования такие, которые располагают к утешению, а не такие, какие наводят уныние, от которых, по псаломскому слову, находит дремота душевная. Не без причины апостол заповедует ко всем: долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия.

Горе мне, грешному. Тебе пишу апостольское слово о непрестанной молитве, а сам нахожусь в непрестанной молве. А другое апостольское слово гласит: в премудрости ходите ко внешним, искупующе время. Вот я и не умею, как покупать и улучать такое время, чтобы поступать согласно Евангельскому слову: сие творите, и онаго не оставляйте. И паки апостол пишет: научая иного, себе ли не учиши. Поневоле вспомнишь слова Петра Дамаскина: "Спасение наше находится между страхом и надеждой", то есть не должно отчаиваться, да и слишком обнадеживаться не следует, а держать себя посередине, памятуя псаломское слово: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11).

К содержанию

203. ГОСПОДЬ КРЕПОСТЬ ЛЮДЕМ СВОИМ ДАСТ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его, памятуя псаломское слово: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28: 11). И паки: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна.

Правда, что и людям Божиим, и мнящимся любить закон Божий нельзя обойтись без неких треволнений и потрясений душевных от окружающих обстоятельств, сопряженных со многими неудобствами и встречающимися неприятностями. Поэтому люди Божии, для нашего воспоминания и укрепления, оставили в Писании о себе такое свидетельство: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. От тяжких и лютых скорбей аки огнем горела их внутренность; а совне поливали, как водой, разными неприятностями и поношениями. Водой очищается всякая нечистота, а огнем очишается самое золото. И о святых сказано: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я. Не знаю, матушка N, в каком ты находишься положении и расположении. А что в настоящую пору приходит мне на мысль, то и пишу тебе. Может быть, духоносные слова Священного Писания потребны тебе в настоящую пору к душевному твоему подкреплению и утверждению. Бывают и с праведниками Божиими такие минуты, то есть требующие подкрепления. Пророк Илия, заклавший безбоязненно несколько сотен студных жрецов пред лицом всего Израиля, вскоре убоялся угроз одной безстудной женщины и бежал в пустыню, умоляя Бога о принятии души его. Без помощи Божией человек, как человек, ничтоже более, а человек яко трава. А с помощью Божией один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.

Поэтому, по слову Давида, возверзим на Господа печаль свою и Той нас препитает (Пс. 54: 23). Юнейший бых, ибо состарёхся (то есть от юности до старости), и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы (Пс. 36: 25). Впрочем, для испытания нашего и в обителях попущаются Промыслом Божиим лишения и недостатки на время, но потом восполняются. Тем и другим обучаемся во всем предаваться Промыслу Божию и всесвятой воле Его. В начале письма хотел написать тебе извинение и попросить прощение, что долго молчал, и только собирался писать тебе, но от недосуга не мог; а написалось иное.

Не знаю, пригодным ли окажется написанное, но сказано негде, еже писах, писах.

К содержанию

204. ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Сегодня Православная Церковь отправляет службу Страшного Суда, и отселе начинается сырная неделя, последние дни которой, по простому слову, называются днями прощеными, чтобы, простившись с миром, вступить в пост Святой Четыредесятницы. Прошу у тебя и у всех гусенят прощения в своей неисправности, ради которой пред многими виноват, более же всего грешен пред Самим Господом, и не знаю, как и с чем явлюсь на суд Божий. А время это заметно приближается, потому что слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жара и холода равно не выношу; в меру только один семнадцатый градус тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар.

В пост Сятой Четыредесятницы мужественные хоть на время уединяются, а я, слабый, и в пост и не в пост равно нахожусь в молве народной и не знаю вкуса в уединении, когда как на каждой вечерне читаем в псалме: един есмь аз дондеже прейду.

Также не уединяющиеся пользуются церковной службой, а я, за грехи мои, и этого лишен; не вотще сказано в Писании: комуждо воздается по делом его не только в будущей жизни, но и в настоящей, по слову апостольскому: кийждо еже сеет, тожде и пожнет ( см. Иер. 32: 19; Гал. 6: 7).

Кукушка на подушке с соловьем и канарейка в марте месяце прилетят поздравлять тебя с пустынными именинами. Уведомление опоздало, чтобы посадить птиц на трех деревах, а будут сидеть они на одной обширной березе. Впрочем, не поздно сделать, чтобы кукушка имела во рту зеленую ветвь, соловей — виноградную кисть, а канарейка — письмо.

К содержанию

205. СНОВА О МОЛВЕ СВОЕЙ И СОВЕТ ОБ ИЗБЕЖАНИИ КЛЕВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине! Бог да благословит церковный затвор твой, и вхождение твое, и исхождение твое! Ты, хотя по временам, находишься в затворе, а я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию. Хоть бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из кельи, в двери которой с двух сторон стучат и докучают — принять и потолковать о нужном и не нужном, а слабость моя преклоняет — принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.

Заблаговременно поздравляю тебя со днем пустынного твоего уединенного Ангела, молитвы которой да помогут тебе и в церковном затворе, и в разборе дел сестринских и дел обительских, и в окружающих обстояниях, яже требуют псаломской молитвы: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя. Еще слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему на других не клеветать — ни словесно, ни мысленно.

К концу марта или раньше прилетят поздравлять тебя кукушка, соловей и канарейка, мастерица пишет, что они уже готовы и расправляют крылья лететь, пока не наступила еще сырая погода.

К содержанию

206. НАСТОЯТЕЛЮ ДОЛЖНО ОГРАЖДАТЬ ОБИТЕЛЬ МОЛИТВОЙ

Встречая светлый и всерадостный праздник Воскресения Христова, сердечно желаю тебе в мире, радости и утешении духовном провести продолжающиеся дни Святой Четыредесятницы, которая означает возстание. Поэтому и тебе следует возстать теперь от затвора твоего, как сказано было апостолу Петру в темнице: возстань и вступи в плесницы твоя и иди, занимайся предлежащим делом — делом спасения вверенных (тебе) и делом обительным. Правда, что и молитва в этом много помогает, как и царь Давид более надеялся на молитву в ограждение царства своего, нежели на оружие, но не оставлял совсем и оружия. Всякое дело хорошо в свое время и в своем месте. Так и начальнице обители следует поступать; более нужно надеяться на молитвенное ограждение, но совсем не оставлять и присмотра за сестрами и благовременного наставления и вразумления, чтобы не закрался как-нибудь хищный волк и не похитил хотя единую из дремлющих овец. А гласа пастырской свирели и волки боятся.

Молись и за меня, грешного, глаголющего и нетворящего и обличаемого от собственных словес. А сказано, что Царствие Божие не в слове, а в силе, то есть в исполнении всего, повеленного от Господа. Поневоле приходится взывать с подобными мне: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом; ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал нам Господь. Остается одно: взывать подобно мытарю: Боже, милостив буди мне, грешному!

Все это время я провожу с немалыми болезненными прижимками; переодевания и переобувания не только утроились, но, кажется, и учетверились. День и ночь в том и время проходит, а нужным и полезным некогда и заняться, все время провожу в одном безчинии и многоглаголании, которым мнюся других утешать, а приходится свою душу огорчать. Одержим есмь слабостью, и душевной и телесной, и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: "Обычай бычий, а ум телячий". Прости, что много лишнего наговорил; благоразумному молчанию не научился я.

К содержанию

207. МОЛИТВА ИИСУСОВА БОЛЕЕ КЕЛЕЙНОГО ПРАВИЛА

Вчера вечером получил я письмо от N, которая, по твоему поручению, пишет, чтобы разрешить тебе оставить обычное твое правило на всю твою поездку в N. Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один, по имени Василий, объяснял это так: Держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, то подстрекаем бывает тщеславием и возношением, когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.

В "Добротолюбии" означен чин премудрых подвижников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти к этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит, что при совершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей.

Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верой Иисусовой.

Еще в письме сказано, что ты просишь разрешить оставить навсегда чтение четырех кафисм Псалтири, которые ты обязательно читала. Бог да благословит оставить. Господь ни от кого не требует подвигов сверх сил и возможности. Ты стала жаловаться на слабость головы и притом ты настоятельница, обязанная смотреть за поведением сестер, и за внешними делами и потребностями обители; как же возможно тебе совершать большое правило келейное? Древние отцы и пустынные довольствовались чтением 12 псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чтение духовных книг и молитву Иисусову. Повторяю, ты по привычке поступать так не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда не можешь вполне совершать обычное твое правило, а укори себя и кайся мысленно Господу Богу, а потом, в свое время, и перед духовным отцом, что по немощам телесным и по обязанностям настоятельницы не могла совершать вполне обычного своего правила, и будешь успокаиваться.

К оставлению навсегда четырех кафисм есть прибавление, чтобы я взял на себя обязательство вычитывать эти четыре кафисмы. Ежели ты и крепче меня, и то не находишь возможности вычитывать их, где же мне, слабому и едва живому и в безпрестанной молве находящемуся, выполнять это обязательство. Лучше и вернее обоим нам смириться под крепкую руку Божию, и укорять себя за неисправность, и каяться пред Богом в своих немощах. Святой Лествичник приводит слова Псалмопевца: не постихся, не бдех, ни на земли легах, но смирихся и спасе мя Господь; и Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: аще... хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19: 17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: Лицемере! Изми прежде бервно из очесе твоего... (Мф. 7: 5). Может быть за тобой и нет этого греха, но пришло мне в голову, я и написал.

К содержанию

208. НАДО ПРОСТИТЬ КАЮЩУЮСЯ СЕСТРУ И ПРИНЯТЬ В ОБИТЕЛЬ

N писала мне, что одна сестра, долго жившая в обители, по искушению вражию вышла из обители. А при выходе ты, убеждая ее остаться, сказала: "Истину тебе говорю, Евангельское слово, что если будешь опять проситься, — не приму". Теперь эта сестра, опомнившись и увидев свою ошибку, усердно просится опять в обитель. А ты, опираясь на свое слово, не принимаешь ее, несмотря на ее раскаяние и обещание все терпеть. Евангельская заповедь Самого Господа — семьдесят крат седмерицею прощать согрешившему против нас — выше твоего Евангельского слова. На Усекновение Предтечи поется в стихирах об Ироде, что лучше было бы ему, солгавшему, жизнь получити, нежели, истинствовавши, главу Предтечи усекнути. Так и нам не следует отсекати жизни монашеской этой сестры. Себя же укорим за неосмотрительное слово, и при исповеди покаемся в этом.

К содержанию

209. НЕКОТОРЫЕ ОТ МАЛОДУШИЯ БЕГУТ С ТРУДНОГО ПУТИ

Слышу, что некоторые сестры ушли из обители. Видно, не хватило у них терпения на узком и претрудном пути спасения. Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но с отрадой и покоем; а о спасительном пути проповедуется, что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное. Потому и заповедуется во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19), и — претерпевый же до конца той спасен будет (Мф. 10: 22).

Ежели сестры эти придут в Оптину, то постараюсь убеждать их, чтобы возвратились в обитель, если только согласятся; а тебе советую не отвергать их, если возвратятся в обитель. Варсонофий Великий пишет: "Ежели видишь юного текуща, разумей, что старец прельстил его", то есть старый осьмотысящелетний искуситель. Этот враг наш и душевный искушает всех нас кого чем может — одного грехом, другого нетерпением, а третьего осуждением, четвертого ропотом, словом, кого чем может. Святой апостол Павел согрешивших убеждает каяться, а мнящихся стояти предостерегает не падать, глаголя: мняйся стояти да блюдется, да не падет; и паки: вы сильнии немощи немощных носите и не себе угождайте, но исправляйте таковых духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши (см. Рим. 15: 1; Гал. 6: 2). Сей апостол перечисляет, какие он скорби в жизни терпел, глаголя: беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии... Кроме внешних, нападение еже по вся дни, и попечение всех церквей. Кто изнемогает, и аз не изнемогаю; Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (от скорби) (см. 2 Кор. 6: 4-7; 11: 26-29). Все это выписываю тебе для того, чтобы ты не унывала и не малодушествовала, когда обыдут подобные затруднения. Имеем две главные заповеди: возлюбиши Господа от всея души, а ближнего яко сам себя; и первая заповедь без второй не исполняется. Поэтому и сказано в старчестве: от ближнего живот и смерть; кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том и не знаю что и сказать.

Благожелательно приветствую всех гусенят, беловатых и сероватых. Есть простая пословица: "Бела овца, сера овца — один дух овечий". Плохо бывает, когда овца избалуется, тогда бывает по проказам не хуже козы, а козлищам назначение шуие, от чего да избавит нас Всеблагой Господь.

К содержанию