Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Де­тям дай­те доб­рое вос­пи­та­ние от­но­си­тель­но нрав­ствен­нос­ти, и, ког­да они бу­дут дос­той­ны и бу­дет им по­лез­но, Бог си­лен обо­га­тить их или да­ро­вать нуж­ное и до­воль­ное.

преп. Макарий

Дай Бог ре­бен­ку в ха­рак­те­ре быть по­хо­жим на овеч­ку, а не на коз­ле­ноч­ка! Овеч­ки бы­ва­ют ти­хи, смир­ны и пос­луш­ли­вы, а коз­ле­ноч­ки рез­вы, прыг­ли­вы, крик­ли­вы и бод­ли­вы, и за это са­мое они ни­ко­му не при­ят­ны.

преп. Антоний

Ду­ма­е­те, что сы­ну по­лез­нее всег­да быть при вас, но кто это зна­ет? И при вас, ес­ли Бог по­пус­тит, он мо­жет ис­пор­тить­ся, и на чу­жих ру­ках — сох­ра­нить­ся без вре­да. Но где бы ни бы­ли де­ти ва­ши, с ва­ми ли или в ка­ком-ли­бо за­ве­де­нии, вну­шай­те им хрис­ти­а­нс­кие пра­ви­ла и по­ру­чай­те их Бо­гу и зас­туп­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри.

преп. Макарий

210. О МУДРОСТИ ЗМЕИНОЙ И КРОТОСТИ ГОЛУБИНОЙ

Письмо твое, от 17 мая, в котором объясняешь, что ты никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и саму тебя заставила просить.

Не без причины повторяется поговорка: "Нужда мудрена! Нужда научит как калачи есть". Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно. Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет (Мф. 10: 16): будите... мудри яко змия, и цели яко голубие. Мудрость змеиная, по изречению толковников, состоит в том, что когда бьют змею, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змеиная состоит в том, что когда змея хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь, по Евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид, или досад, или подобного.

К содержанию

211. ДРЕВНИХ ХРИСТИАН ВРАГ ИСКУШАЛ МУЧЕНИЯМИ, А НЫНЕШНИХ – БОЛЕЗНЯМИ И ПОМЫСЛАМИ

Слышу, что хвороба к тебе опять пристала, и спина болит, и внутренность не в порядке. Я уже не раз тебе писал о содержании 94-й главы блаженного Диодоха, что древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными. И блаженный Диодох советует нам в это время помнить псаломское слово: Терпя потерпех Господа и внят ми (Пс. 39: 1). И апостольское слово: егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Есть и поговорка, которой обыкновенно в затруднительном положении утешают себя скорбящие: "Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я".

О себе скажу, что и мне нездоровится паче обычного. От постоянной молвы и безпрестанных толков от утра до вечера крайне уставал и чувствовал жар, и в этом положении простудился, и теперь чувствую боль во всем теле и внутри, и требуется держаться совета блаженного Диодоха относительно терпения. И блаженный Екдикт пишет: "Дом души — терпение; пища души — смирение. Когда пищи в доме не достает, тогда душа выходит вон", то есть из терпения. На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнять не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай, при случае, говорить: "Елико отстоят востоцы от запад, толико дело от слова".

Благожелательно о Господе приветствую всех гусенят, беловатых и сероватых. Призывая на всех мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых и простых, какие кто может приносить о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благорасположением. Многогрешный иеросхимонах Амвросий.

К содержанию

212. И В НОВОМ ГОДУ ДОЖНЫ БЫТЬ НОВЫЕ СКОРБИ

Пишу тебе в начале Нового года. Сердечно желаю жить по-новому, не оставляя и старого хорошего и полезного и душеспасительного.

Первого числа приходили меня поздравлять с Новым годом вдруг несколько человек, я им отвечал: "И вас с новым счастьем". Один человек, из пришедших, прибавил: "И с новыми скорбями". Да и справедливо сказано, что ни в старые годы, ни в наступлении новых христианину невозможно избежать скорбей, по сказанному: многими скорбьми подобает нам внити во Царство Небесное. А апостол объясняет, как это бывает, глаголя: скорбь соделывает терпение, терпение же искусство, искусство упование, упование же не посрамит. Вся же жизнь наша, с трудом и подвигом, терпением и долготерпением, имеет главную цель, чтобы быть непосрамленным в день второго пришествия Господня, егда достойные воспримут достойную мзду, аз же и подобные мне немощные, по силе немощи нашей, молимся, дабы быть помилованными в страшный и нестерпимый день сей, ныне Многомилостивого, а тогда Грозного Судии живых и мертвых. Господи, помилуй нас! Господи, помози немощи нашей, праведныя любяй и грешныя милуяй.

К содержанию

213. В СКОРБЯХ ДОЛЖНО ПОЛАГАТЬСЯ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

Письмо твое получил, в котором объясняешь, что все хвораешь и скорбишь о нездоровье своем. Также имеешь скорбь и о недостатках обители. И третья скорбь у тебя — о нездоровье N, уехавшей в N и живущей от тебя далеко. Во всем этом должно предаваться всеблагой воле Божией и всеблагому Промыслу Божию о нас. А сами мы ничего не можем сделать своей заботой, а только напрасно безпокоим себя и отягощаем душу свою.

Касательно нездоровья скажу, как и сам я постоянно нездоров и нахожусь всегда в каком-то расслаблении, с ревматическими болями во всем теле, и слабости в желудке и кишках. Находясь в таком положении, отраду нахожу в том, когда размышляю, что великий светильник Православной Церкви и святитель Иоанн Златоуст находился всегда в болезненном положении. Несмотря на это, занимался делами Церкви и написал Толкование на Евангелия и на все апостольские послания, и, наконец, терпел великие гонения со всех сторон. И в самых гонениях не оставлял попечения о Церкви. Других больных исцелял, а сам умер в лихорадочном положении. Правда, что больному настоятелю неудобно заниматься делами обители. Поэтому при неудобствах и полезно поминать святого Златоуста, как он и в болезненном положении не оставлял заниматься делами Церкви.

Наступает сырная неделя и прощеный день, прошу у тебя и у всех сестер N прощения в моей неисправности, и вас всех прощаю.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая у всех вас святых молитв о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий.

К содержанию

214. НА БЕЗМОЛВИЕ И УЕДИНЕНИЕ ДОЛЖНО ПОСТУПАТЬ ПО ОСОБОМУ ПРИЗВАНИЮ БОЖИЮ

Христос посреди нас. Боголюбивая раба Христова, пречестнейшая матушка настоятельница N.

Письмо твое получил, в котором объясняешь, что помысл уединения тебя измучил, лишает тебя сна и пищи, не дает тебе никакого покоя!

На безмолвие и уединение поступают по особому Промыслу Божию, как, например, сказано было Арсению Великому: "Молчи, беги, и спасешься". А ты такого призвания свыше не получала, а думаешь это сделать по своему только желанию, и притом с примесью вражеского искушения, и, наконец, с ослушанием, а ослушание и непослушание такой грех, который и мученичеством не заглаждается. Вероятно, сама читала, как один монах не послушал своего духовного отца, ушел от него, впал в руки мучителей и получил мученическую смерть; мощи его, как мученика, христианами поставлены были в церкви. Когда диакон возглашал: "Оглашеннии, изыдите", мощи сами выходили из церкви, пока не призван был его старец и не простил его.

Один прозорливец видел в видении пустынника-странноприимца и больного послушника. У послушника на шее была золотая гривна или цепь. Прозорливец спросил, почему такая честь, больше всех, послушнику? Ему в ответ сказано: "Пустынник, хотя и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли, и своих желаний, и благих". Ты думаешь в уединении обрести покой, но весьма ошибешься. Святой Григорий Богослов ради гонений и смут оставил должность епископа и в уединении испытал великое томление.

Антония Великого в уединении бесы избили так, что он два дня был как мертвый. Поэтому святой Иоанн Лествичник советует лучше иметь борьбу с людьми, нежели с бесами, потому что люди, хотя иногда ожесточаются и не покоряются, все же потом опять смягчаются и повинуются. А бесы никогда не перестают против нас злобствовать и неистовствовать.

Наконец, грозное слово в Евангелии против тех, которые скрывают талант свой. Тебе дано дарование и способность начальственного управления, а ты хочешь все это бросить и уйти. За это как бы после не услышать от Господа: "Лукавая раба и ленивая, подобаше тебе дати сребро Мое торжником, и пришед Аз, взял бы Свое с лихвою. Возмите от нея талант и дадите имущему десять талант. И неключимую рабу вверзите во тму кромешную" (см. Мф. 25: 26). Страшно подпасть такой беде под благовидным предлогом.

После всего сказанного советую тебе потерпеть еще на настоятельстве, которое есть послушание, как всякое другое послушание, пока окрепнут сестры в обители и не окажется ли одна, способная заменить тебя; тогда, аще воля Божия будет, можешь позаботиться и о безмолвном уединении. Теперь же, ежели одно желание уединения тебя так томит, что лишает сна и пищи, то явно показывает, что это вражеское искушение, преждевременное и неуместное.

Ты в уединении желаешь приблизиться к Богу, а в "Лествице" сказано, что истинный послушник стоит одесную Распятого. И опять о близких к Богу сказано, что они должны приносить Богу дары, как сказано в псалмах (Пс. 71: 10): все, иже окрест Его, дары принесут, то есть спасение других душ.

Подумай хорошенько и сообрази все написанное и не спеши на безмолвие и на уединение, а с терпением и покорением ожидай на то воли Божией и благоприятного времени.

Благожелательно приветствую о Господе всех гусенят, беловатых и сероватых. Призывая на всех вас мир и благословение Божие, и испрашивая ваших святых молитв о моей худости и неисправности, остаюсь с искренним благожеланием многогрешный иеросхимонах Амвросий.

К содержанию

215. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИМЕТЬ ПОЛНОГО ДУХОВНОГО ОТНОШЕНИЯ, ДЕРЖИСЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТОВЫХ [10]

Поздравляю тебя со светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и приветствую тебя утешительным христианским приветствием: Христос воскресе! Сердечно желаю тебе сей светлый праздник встретить и провести в мире, радости и утешении духовном.

Письмо твое получил с оказией в исправности. Пишешь, что у тебя была лихорадка. Вот и я целую неделю вожусь с лихорадкой, поэтому много писать сегодня не могу, а отвечаю тебе вкратце.

Если не можешь иметь полного духовного отношения, то держись исполнения Евангельских заповедей Христовых, и этого будет для тебя достаточно. Еще держись совета Варсонофия Великого: "аще оставиши волю свою созади, на всяком месте обрящещи покой". Наконец, держись древнего церковного слова: "Спасаяй да спасет душу свою". Внимай себе, и будет с тебя. А другие — как хотят. Дела, которые не от тебя зависят, предоставляй собственной воле каждого, и предавай все это суду Божию.

К содержанию

216. БЕЗ ТЕРПЕНИЯ НЕЛЬЗЯ УСПОКОИТЬСЯ

Сестра о Господе! Слышу через отца А., что ты безпокоишься о моем здоровье. По милости Божией, оно понемногу начинает поправляться. Но после бывшей болезни я не так давно стал выходить на воздух. Притом очень затруднен тем, что очень много наехало посетителей, а я еще не совсем оправился от своей болезни, нуждаюсь в отдыхе и покое.

Советую тебе более всего — вооружай себя к терпению и понесению разных приключений и неудобств, а иначе нельзя успокоиться.

К содержанию

217. САМООПРАВДАНИЕ - ОБЩАЯ НЕМОЩЬ

Прости, что вскоре не мог отвечать на последнее письмо твое, в котором пишешь о неожиданном столкновении с сестрой, по-видимому, для тебя самой близкой. Не вотще в Писании сказано: и ближнии мои отдалече мене сташа (Пс. 37:13). Да и без Писания опыт показывает, что оскорбленное самолюбие и самых близких далеко друг от друга поставляет. Что делать?.. У всех нас немощь одна — желание быть всегда правыми; и желание этой правости и другим досаждает, и людей делает виноватыми пред судом Божиим, потому что, как говорит святой Исаак Сирин, самооправдание в законе Евангельском не назнаменано, то есть не означено, вернее, не допущено; а сказано прямо и ясно: аще тя кто ударит в десную... ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5: 39). Основываясь на Евангельском законе, все святые и духоносные отцы единогласно утверждают, что на всякое искушение победа — смирение с терпением. Смиримся и понудимся потерпеть и мы, и обрящем покой душам нашим, по наставлению Самого Господа, глаголющаго (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. К тому же помяни слова блаженныя памяти О. Иг. А., им некогда тебе сказанные: "Пока мы находимся на земле, нигде без скорби пребыть не можем; хотя бы залезли на облака, и там от скорбей не уйдем, по свидетельству Самого Господа (Ин. 16: 33): в мире скорбни будете: но дерзайте. Рек Господь: Аз победил мир. Слова эти показывают, чтобы мы не отчаивались в скорбях, но надеялись на помощь Божию, которую всегда и должны призывать или, вернее сказать, испрашивать от Господа. Придержись также совета Варсонофия Великого: "аще смиришися и оставиши волю свою созади, то на всяком месте обрящеши покой". Скорбные искушения понуждайся переносить по возможному благодушнее, памятуя свои обеты монашеские и призывая Божию помощь.

Приветствую о Господе келейную твою Марию, и обеим вам желаю мирного и терпеливого пребывания.

К содержанию

218. ПЕЧАЛЬ - ТЯГЧАЙШЕЕ ИЗ ИСКУШЕНИЙ

Поздравляю тебя с наступающим великим праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом, и желаю тебе знаменательные сии христианские торжества встретить и провести в мире и спокойствии душевном, радости духовной и во всяком благоденствии.

Получив от тебя скорбное письмо, тотчас же хотел тебе отвечать, но мне помешали. А мысли были для ответа тебе самые приличные, так как я в то время читал третье письмо святого Златоуста к Олимпиаде диаконисе. Поэтому советую тебе прочесть это письмо и воспользоваться духовным назиданием угодника Божия, святого Златоуста. В этом письме он объясняет примерами, что для людей страшнее всех несчастий смерть, но печаль тяжелее и смерти, так как в печали находящиеся часто желают смерти; и насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и большее воздаяние получат переносящие с терпением печаль.

Не унывай и ты, а терпи, вооружаясь благой надеждой и благим упованием получить милость Божию и за самую печаль, и за причины, производящие печаль, то есть за укорение со стороны, как от меньших, так и от старших лиц. Также оставь думать, что ты не на месте. Вот М.И. почти три года ездила искать себе новое место, но нигде не нашла, а приехала к нам с объяснением о неудачных своих поисках; заболела воспалением легких, и через 9 дней мирно почила о Господе, за три часа до смерти приняв пострижение в мантию, в полном сознании и в чистой памяти. Утром причастилась Святых Тайн, а вечером скончалась. Прежде два раза была приобщена и особорована святым елеем. Пример покойной М.И. ясно показывает, что много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном — о приготовлении себя к смерти.

К содержанию

219. ВООРУЖАЙСЯ ТЕРПЕНИЕМ

Письма твои получил, но до сих пор не отвечал тебе по всегдашней немощи моей телесной и по недосугу. И сегодня много писать тебе не могу. Пока вооружайся терпением противу находящих трудностей, всегда поминая при сем слово Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя; и: претерпевый... до конца, той спасен будет. И паки Господь глаголет: в мире скорбни будете. В каком бы конце мира человек ни жил, скорбей по этому слову Господню не избежит. Поэтому не унывай, а на милость Божию уповай!

К содержанию