Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). По­э­то­му не ос­ла­бе­вай, не уны­вай, ес­ли встре­ча­ет­ся слу­чай стя­жать свою ду­шу. Стя­жать ду­шу свою – зна­чит дать ей то зна­че­ние и мес­то, ка­кое ей наз­на­че­но Бо­гом, т.е. быть царствен­ною, бо­го­по­доб­ною, пре­по­доб­ною, свя­тою. А от­пасть от се­го – зна­чит по­гу­бить свою ду­шу. Кая поль­за че­ло­ве­ку, аще и мир при­об­ря­щет, и от­ще­тит ду­шу свою (ср.: Мф. 16, 26). И по­то­му всег­да на пер­вом пла­не имей поль­зу ду­шев­ную свою о дру­гих, а по­том уже не­об­хо­ди­мое те­лес­ное, удоб­ства, спо­кой­ствие и, по­жа­луй, вре­ме­нем уте­ше­ние.

преп. Анатолий

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

преп. Анатолий

Ду­ша че­ло­ве­чес­кая в глу­би­не сво­ей та­ит мно­го доб­ра. На­доб­но его толь­ко отыс­кать.

преп. Лев

220. НАПОМИНАНИЕМ О СМЕРТИ ОТЦА К. ВНУШАЕТСЯ БЫТЬ В МИРНОМ НАСТРОЕНИИ

Получил от тебя два серьезных письма и отвечать на оные доселе не мог; сперва отец К. заболел в Великий Четверг, а потом мирно почил о Господе 30 апреля, в 12 часов дня. Был особорован и приобщен Святых Таин. Окончил жизнь очень тихо, и до самой смерти был в хорошей памяти.

Неожиданная кончина отца К. да послужит тебе полезным уроком. Он незадолго до смерти смущался и недоумевал, принять ли ему или не принять М. начальство. Промысл Божий скоро разрешил этот вопрос, отозвав отца К. в иную жизнь, поэтому и ты паче меры не скорби и не говори, что более не можешь терпеть и выносить неудобств затруднительных обстоятельств, а лучше, по возможности, старайся терпеть и охранять душу свою в возможно мирном устроении. Читаем в Евангелии ясное и определенное слово Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя, и паки: претерпевый же до конца, той спасен будет (Лк. 21: 19; Мф. 10: 22). Как угодно будет Господу решить твою участь, животом или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устроении, против всего и против всех. Господь — Судия нелицемерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст комуждо по делом его. А наше главное дело, пока находимся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, — и будет хорошо.

К содержанию

221. ГЛАВНАЯ НАША ЗАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ О СПАСЕНИИ. О КНИГЕ "ЦВЕТНИК"

Давно собирался отвечать тебе на письмо твое, но не приходилось, и по немощи, и по крайнему недосугу.

Писала ты мне, что на тебя благотворно повлияла кончина вашей матери казначеи, и ты тут ясно поняла, что прежде всего и более всего нужно заниматься делом своего спасения, а остальным заниматься по возможности, и насколько будет удобно, а главная забота наша должна быть о том, чтобы себя прежде исправлять и собственное дело, которое должно быть напутствием нашим в будущую жизнь.

Кончина покойной матери казначеи явно показывает, что она так жила и так вела свои дела. В Священном Писании сказано: умер праведный, остави раскаяние, то есть праведный не только назидает благочестивой жизнью, но и самой мирной своей кончиной побуждает знавших и видевших его к раскаянию и исправлению своей жизни.

Нет ли в вашей библиотеке старинной книги, называемой "Цветник", священноинока Дорофея. Если есть, то советую прочесть эту книгу со вниманием. Книга эта полезная и преполезная, только 31-я глава, кажется, испорчена раскольниками, в которой говорится, что через молитву Иисусову через три года вселяется Святая Троица. Эта глава, во-первых, не согласна и с содержанием всей книги, а во-вторых, несогласна и с учением других святых отцов, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь Лиц Святой Троицы. Эту главу и можешь оставить без значения. Русский подвижник, священноинок Дорофей, прежде всего и более всего побуждает к чтению духовных и божественных книг, и увещавает жить по Евангельским заповедям Господним с верой, терпением и воздержанием, часто повторяя, что претерпевый до конца, той спасен будет. Мир тебе! И молись о мне!

К содержанию

222. УСТРОЕНИЕ НАШЕЙ ЖИЗНИ В РУКАХ БОЖИИХ

Пишешь,что ваш благочинный говорил в трапезе сестрам, что у вас назначается новая казначея, поэтому ты думаешь отпрашиваться от должности благочинной и по причине слухов о чуме приехать к нам. Когда-то еще новую казначею назначат, а между тем тебе временно вверено управление монастырем. По этой причине тебе теперь неблаговременно и неудобно отказываться от благочиния и проситься ехать к нам. Когда же уяснятся обстоятельства, тогда по соображению и нужно будет действовать, как приличнее и как полезнее будет. Будущее Бог один знает, и потому утвердительно нельзя сказать, как устроятся обстоятельства. Люди предполагают, а судьбой людей располагает один Бог.

О страхе же, наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать Евангельское слово Господа: будьте готовы на всякое время, яко не весте ни дни, ни часа, в онь же Сын Человеческий придет (см. Мф. 24: 44), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно. Что у вас будет и как будет, можешь опять написать. Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию.

Святые апостолы Петр и Иаков советуют нам радоваться в различных напастях. Если так не можем, то хотя зазрим себе, яко немощных и малодушных.

Мир тебе! Умудряйся потерпеть и понести смущающие тебя встречающиеся неприятности. Креста нигде не избежишь.

К содержанию

223. В ТЯЖЕЛЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НАДО ПОТЕРПЕТЬ

Письмо твое получил. О твоем затруднительном положении скажу вкратце: потерпи еще, смиряясь пред Богом и людьми, пока Промысл Божий укажет средства и обстоятельства к выходу из такого положения. Но потерпеть что-либо везде придется. Потому что положительно сказано в Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя. Не без причины покойный наш архимандрит отец Моисей говаривал или, вернее, повторял апостольское слово (2 Пет. 3: 13): Нова... небесе и новы земли по обетованию... чаем, в нихже правда живет; а между нами, грешными, какой правды искать.

Всеблагий Господь да ниспошлет тебе благословение свыше и да посетит душу твою миром.

К содержанию

224. ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ПЕРЕХОДЕ В ДРУГУЮ ОБИТЕЛЬ, ДОЛЖНО, ПО МОЛИТВЕ, СМОТРЕТЬ НА СОСТОЯНИЕ СВОЕГО СЕРДЦА

Поздравляю тебя с наступающим великим праздником Рождества Христова. Рождейся от Девы Спаситель мира да сподобит тебя радостное сие христианское торжество встретить и провести в возможном здравии телесном, в спокойствии душевном, и в мирном ко всем расположении, и в утешении духовном; а затем желаю тебе в благодушии вступить в Новый год, и провести оный в благополучии и с пользой душевной.

Что лично тебе было сказано, то же самое и теперь повторю. Тесно тебе тут, но нельзя надеяться, чтобы отрадно было и там, разве к этому прибавить малороссийскую пословицу: "Хоть гырше, да инше". Поэтому сама смотри и соображай и сравнивай то и другое, чтобы после не малодушествовать, когда встретиться и там не отрадное. Прежде всего советую тебе отслужить молебен Спасителю, Божией Матери и Всем святым, а после посмотри на свое сердце, в каком оно будет положении; если мысль при переходе покойнее, и более есть приклонение к переходу, то можешь написать туда так: если начальство назначит, то противиться не буду. Если же при мысли о переходе сердце будет очень тревожно, и исполнено страха и боязни, то изъявлять согласие опасно. В таком случае можешь прямо написать, что ты не согласна. Мир тебе!

К содержанию

225. ПОЗДРАВЛЯЯ С САНОМ ИГУМЕНИЙ, ОБЪЯСНЯЕТ ЗНАЧЕНИЕ СЕГО САНА

Если вчера состоялось твое посвящение в сан игумении, то поздравляю тебя, и от всей души желаю милости от Господа, и всесильной помощи Его и вразумления в деле управления порученной тебе обителью. Сан игумена и игумении произведен от слова игемон — простой правитель; а для отличия от простых правителей духовные начальники названы игуменами и игумениями.

Потому и правление их должно быть не простое, а духовное, согласное со словами апостола Павла, глаголющаго: Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 25-26). И паки: вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6: 1). Полезно помнить эти апостольские слова, чтобы во время надобности и во время потребное стараться придерживаться оных.

Хотя начальникам и недосужно читать святоотеческие книги, а следует их почитывать среди недосугов, улучая и уделяя на это хоть несколько времени. Чтение это может укреплять нас душевно, и умерять внутреннее наше расположение, возмущаемое встречающимися неприятными обстоятельствами: полезно присоединять к прежним апостольским словам и следующие: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

За молитвами почивших отцов наших Господь да устроит о тебе полезное и спасительное и покроет от злого обстояния.

Призываю на тебя и на вверенную тебе обитель сестер мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

226. ПРИ УТЕСНЕНИИ СО СТОРОНЫ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ ДОЛЖНО ПОМНИТЬ СЛОВА ПРЕПОДОБНОГО МАРКА ПОДВИЖНИКА, ЧТО НЕУДОБНУЮ ВЕЩЬ НЕ ПЫТАЙСЯ РАЗРЕШИТЬ ЛЮБОПРЕНИЕМ

Получил от тебя письмо без числа. Одно это уже показывает, что ты находишься в тревожном положении. А когда прочитал, что старшее лицо обращается с тобой нехорошо, то еще более открылось, что положение твое очень затруднительное, а помочь этому не знаю как; разве только предложить тебе совет Марка Подвижника, который в своем законе духовном, в главе 12-й, говорит так: "Не покушайся вещь неудобну разрешить любопрением, но имиже духовный закон повелевает, сиречь терпением, молитвою и единомысленною надеждою". В запутанных обстоятельствах неудобно сказать что-либо определенное, а только скажу: ничем не нужно спешить, ограждать себя смирением и терпением, как заповедует Сам Господь: в терпении вашем стяжите душы вашя, и: претерпевши же до конца, той спасен будет. В делах своих, особенно серьезных и важных, потребна осмотрительность, и осмотрительность немалая, растворяемая прилежной молитвой к Богу и Пресвятой Богородице, Святителю Николаю, великомученице Варваре и священномученику Фоке. Такая молитва может укреплять твой дух и придавать тебе бодрость и мужество. Помози тебе, Господи, не малодушествовать и благоразумно устраивать свои дела. Не напрасно сказано в псалмах: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28: 11). Слова эти часто повторял покойный игумен отец Антоний.

К содержанию

227. ЕСЛИ ГОСПОДЬ НЕ ПОПУСТИТ, НИКТО НАС ОБИДЕТЬ НЕ МОЖЕТ

Письмо твое получил. Пишешь, что, получив икону Святителя Николая от неизвестного лица, ты было успокоилась от своих скорбей и даже недели две радовалась. Но услышав о М. толках, ты опять смутилась. Старайся успокоить себя тем, что если Господь не попустит, то никто обидеть нас не может, кто бы он ни был. Благодари Бога и за то, что митрополит к тебе благосклонен и милостив, а меньшие пусть потолкуют и перестанут. Касательно встречающихся неприятностей всегда содержи в памяти Евангельское слово Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя, и: претерпевши же до конца, той спасен будет. Обносится общий мудрый совет: ни в каком случае не отчаиваться и не унывать, а на милость Божию уповать, и начинать делать и исправлять возможное, а не все вдруг, как бы тебе хотелось по причине всеобщей обветшалости. Главное — не малодушествуй и не унывай, а старайся, с помощью Божией, делать возможное; по воле ли Божией или по суду Божию попала ты в эту обитель — это все равно, потому что и воля Божия двояка и суд Божий двояк, и Един есть Судия живых и мертвых, и всем нам подобает предстать пред судищем Христовым. Всеблагий Господь да помилует всех нас. Мир тебе!

К содержанию

228. СКОРБНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕ ПРОТИВНЫ ВОЛЕ БОЖИЕЙ

Вчера получил письмо твое, в котором объясняешь о неудобствах твоих в новом месте. Что делать? Не сама туда просилась, а послали, поэтому нужно покоряться и творить волю пославшего, согласно с волей Божией. Вероятно, тебя послали для исправления. Но испорченное исправляется не вдруг и не спеша, а постепенно, с великим рассмотрением и благоусмотрением. Как ни притрудно твое положение, но оно не противно тому, что говорится в слове Божием. Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: в мире скорбни будете (Ин. 16: 33); и — претерпевый... до конца, той спасен будет. Апостол пишет: кийждоже мзду свою приимет по своему труду (1 Кор. 3: 8); и паки: аще без наказания есте... прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12: 8); и паки: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10: 13).

Помози тебе Господи умудряться, во-первых, во спасении, а потом и в других обстоятельствах.

Приветствую о Господе М.З. и призываю на обеих вас и на обитель вашу мир и благословение Божие.

К содержанию

229. КЛЯУЗ БОЯТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО. ЛОЖЬ ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ЛОЖЬЮ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Неложно апостольское слово: верен... Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие!

В последнем письме твоем объясняешь стеснительное твое положение от разных обстоятельств, особенно от кляуз отца П., который хвалился, что тебя вытеснит, а выгнали его. Поэтому можно надеяться, что и словесные толки и письменные показания могут обрушиться на его голову. Зло всегда забегает вперед, но не одолевает: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, но победа осталась на стороне последних, хотя Исав и гнал Иакова, а Каин убил Авеля, но гонимые блаженствуют, а гонители отвержены Богом. Будем верить и надеяться, что и нас Господь не оставит, только нужно со смирением потерпеть и не роптать. Не ложно Евангельское слово Самого Господа: в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир (Ин. 16: 33).

Также не безпокойся и о том,что училище из монастыря переведено совсем, или на время. Кроме безденежья, это случилось и от самых обстоятельств, которые, по времени, покажут какому училищу нужно быть в монастыре (или совсем ему не быть).

От притязательных кляуз отписывайся как можешь. Ложь останется ложью и никогда правдой быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут.

Прибегай почаще в молитвах к Царице Небесной и угоднику Божию Святителю Николаю, они тебя не оставят в скорбях и обстояниях. Также нужно помнить и не забывать Евангельские слова Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя, и — претерпевши... до конца той спасен будет.

К содержанию