Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Жизнь, про­хо­ди­мая с не­у­ко­риз­нен­ною со­вес­тию и со сми­ре­ни­ем, дос­тав­ля­ет мир, спо­кой­ствие и ис­тин­ное счас­тие. А бо­га­т­ство, честь, сла­ва и вы­со­кое дос­то­и­н­ство не­ред­ко бы­ва­ют при­чи­ною мно­гих гре­хов, и не­на­деж­но это счас­тие.

преп. Макарий

Под та­лан­том на­до под­ра­зу­ме­вать не толь­ко бо­га­т­ство, уче­ность, знат­ность. Та­лан­ты – это бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия для спа­се­ния ду­ши. Каж­до­му из нас да­ны та­лан­ты. Бед­ность, бо­лез­ни, раз­лич­но­го ро­да скор­би – это все та­лан­ты. Ес­ли че­ло­век дан­ный ему та­лант упот­реб­ля­ет ду­хов­но, для спа­се­ния сво­ей ду­ши,– они при­но­сят плод.

преп. Никон

Пре­тер­пе­вый до кон­ца спа­сет­ся! Тер­пя­щие, ска­за­но, ок­ры­ла­те­ют, воз­не­сут­ся, яко ор­лы. Свя­тая пра­вед­ная Ан­на, го­во­рит Еван­ге­лие, тер­пе­ла, про­си­дя в до­му Бо­жи­ем до глу­бо­кой ста­рос­ти. Ста­рай­ся и ты под­ра­жать ей.

преп. Анатолий

40. ОТВЕТ НА СОЖАЛЕНИЕ О ДЕНЬГАХ, УПОТРЕБЛЕННЫХ НА УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЯ

Недавно писал тебе, но забыл поздравить со днем твоего Ангела. Теперь поздравляю, и милости Божией тебе от всего сердца желаю, и всякого блага от Господа, и мира и тишины и благодушия, и веры и упования, и прежде всех сих смирения и послушания заповедям Божиим, от которых, то есть от послушания и смирения, рождается истинное рассуждение. А истинное рассуждение, по свидетельству всех святых отцов, выше всех добродетелей.

А такого рассуждения у нас с тобой, кажется, не достает. В последнем письме своем пишешь, что ты менее жалеешь о сумме, которую не надеешься получить с князя N, а более жалеешь о тех деньгах, которые истрачены на обитель с некоторыми ошибками. Я достоверно знаю от сестер N, что твои и сестер его деньги пошли большей частью на уплату долгов, наделанных кутежами пасынков его... Теперь сравни сама кутежи пасынков с некоторыми N ошибками, что извинительнее? По моему мнению, простительнее и извинительнее N ошибки, так как ими воспользовались бедные плотники, бедные каменщики, и вообще бедные труженики. И сверх того, в обители, построенной с ошибками, будут спасаться девы, и вообще лица женского пола, желающие уневестить души свои Христу, хотя, по немощи человеческой, живут, и будут тут жить с некоторыми ошибками. Святой апостол Павел пишет (1 Кор. 1: 29): не похвалится всяка плоть пред Богом. И в Ветхом Писании сказано (3 Цар. 8: 46): несть человека иже (поживет) и не согрешит. Наконец, часто повторяется многими и русская пословица: "ошибка в фальшь не ставится".

Вот, в день Ангела твоего каких вещей я тебе написал.

Будем молить святую чудотворицу, да за молитвами ея Всеблагий Господь подаст нам правое разумение и рассуждение истинное. А пока не стяжем сего, должны веровать и иметь послушание, ведущее ко смирению. А послушание и смирение — без труда спасение. Еже буди нам получити неизреченным милосердием Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Пречистый Его Матери, Единыя Заступницы нашея, и по молитвам святых, молящихся о нас.

Народ меня осаждает и не дает опомниться.

К содержанию

41. ТЕРПЕНИЕ СКОРБЕЙ СПАСИТЕЛЬНО

Главное средство ко спасению — претерпевание многоразличных скорбей, кому какие пригодны, по сказанному в Деяниях апостольских (Деян. 14: 22): многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное... Полечиться не мешает, и различные скорби и неудобства переносить следует.

Одно другому не препятствует. Докторское лечение телу помогает, а претерпевание многоразличных скорбей и неудобств приносит пользу душевную. Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь (Гал. 6: 2): Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть: тако исполните закон Христов. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.

На твой вопрос, можно ли тебе тратить все остальные твои деньги, не рассуждая?.. Можно тратить; только не спеша, и с рассмотрением необходимых потребностей. Впрочем, ты совсем без денег никогда не останешься, потому что имеешь ежегодные получения. Только в случае недостатка средств не сможешь благотворить так, как благотворишь теперь.

Но Всеблагий и Всемогущий Господь никого не оставляет без помощи. Силен указать других благотворителей, как теперь, так и в случае твоей смерти. Поэтому с верой и благой надеждой, как себя, так и других, предадим Всеблагому Промыслу Божию. Он печется о всех нас.

К содержанию

42. СПАСЕНИЕ ОТ НАС ЗАВИСИТ, НО НУЖЕН РУКОВОДИТЕЛЬ

И недосужно мне, и теплота в нашей стороне непомерная, и многолюдство неперестающее. Все это мешает, и не дает возможности отвечать на все твои вопросы. Поэтому скажу тебе только несколько слов на главные твои и постоянные недоумения, что ты доселе не получаешь полного удовлетворения в духовной жизни, приписывая вину тому другим, а не себе самой, тогда как в Евангелии (Лк. 17: 21) сказано: Царствие Божие внутрь нас. Пророк Самуил воспитывался и жил между развратными детьми Илия священника, и нисколько не повредился душевно, и через это сподобился дара пророческого, и был пророком великим; и когда уже сам слышал глас Божий, не усомнился вопросить священника Илия, что ему отвечать на этот глас. А Иуда Искариотский при Самом Господе пребывал три года, слышал проповедь Спасителя, и видел многоразличные чудеса и исцеления, творимые Спасителем; но, несмотря на все это, не только не исправился ни во внешней, ни во внутренней жизни, но еще сделался предателем своего Учителя. Примеры эти ясно показывают, что главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих; а со стороны в этом бывает только вспомоществование, хотя и немалое, потому что в каждом деле и в каждом искусстве потребно показание. А без показания простолюдин лаптя не сплетет, девушка чулка не свяжет. Кольми паче монастырская и монашеская жизнь требует показания и указания и наставления, а со стороны учащихся требует несомненного приятия и повиновения, по Евангельскому слову: вся... елика аще рекут вам блюсти... творите; по делом же их не творите. Эти Евангельские слова ясно показывают, что не следует разбирать жития и дела наставников, а только наставления их принимать, если они согласны со словом Божиим, и не противны оному. А за дела свои каждый сам отвечает перед Богом, — и наставник, и повинующийся.

Еще пишешь ты, что не видишь в себе доселе улучшения, а как жила в миру, так и теперь живешь. А я удивляюсь, как ты доселе не видишь, что ты стала хуже, и не видишь потому, что собственное исправление более приписываешь другим, а не себе. Великие же древние подвижники и все святые, внимательно проходившие духовную жизнь, считали себя хуже всей твари, потому что истязывали исправления духовного от самих себя, а не чрез других, и, видя море заповедей Божиих, и собственное скудное исправление, и нарушение во многом или словом, или делом, или помышлением, смирялись, и считали себя хуже всей твари, и таким смирением восполняли свое недостаточество и неисправление. Некто из святых говорит: "Смирение едино сильно поставлять нас пред Богом; а все дела без смирения безполезны".

Господи, якоже веси, помози нам смириться.

К содержанию

43. ПОЛЬЗА БОЛЕЗНЕЙ

От бывших жаров мы сделались аки рыбы безгласные. Письма твои перечитывать недосужно; а собирался тебе писать, и не знаю, о чем писать. От бывших жаров чувствовал себя я нехорошо. А на днях вдруг показалась у нас неожиданно холодноватая погода, и опять чувствую себя нехорошо. Здоровому все здорово; а больному — ни то, ни другое нехорошо. Невольно вспомнишь покойного нашего архимандрита отца Моисея, который говаривал: "Вот уж ожидаем нова небесе и новы земли, в нихже правда живет, и будет все хорошо. А тут нам, грешным, надо потерпеть, что придется". (И заканчивал свою речь приятной улыбкой. Да и пословица есть: "И не хочешь, да хохочешь".)

Пишешь, что Н. и Е. лечатся кумысом. Сердечно желаю, чтобы лечение это им помогло. Но скажу, что когда дело пойдет вниз, не помогает и кумыс. Впрочем, не помогает только, в телесном отношении, неудавшееся лечение, а для души оно приносит большую пользу, — во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и о переходе в оную. Сколько ни живи, а умирать неизбежно; равно и отдавать отчет за свою жизнь, по апостольскому слову: Вси бо предстанем судищу Христову... и кийждо... свою мзду приимет по своему труду (Рим. 14: 10; 1 Кор. 3: 8). И болезнь переносить составляет немалый труд. Не без причины согрешающие предаются во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа, когда принесут искреннее раскаяние в своих согрешениях.

Вот наступает Успенский пост, и ожидается множество приезжих; а я и теперь не успеваю управляться с народом. Остается лишь одно, — надеяться на исполнение слова Писания (2 Кор. 12: 9), что сила Божия совершается в немощи человеческой.

Передай от меня благожелательное приветствие о Господе М. Сердечно желаю ей всего благого и хорошего, здорового и терпеливого, мирного и благодушного, словом, — всего полезного, душеполезного и спасительного. И тебе желаю того же, и прочим сестрам. Да исполняется над всеми Евангельское слово Христово: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18: 20). А вас собралось — о имени Христове — не две и не три, а немалое множество. Правда, что в большой семье бывает не без урода; но делать нечего, и это следует потерпеть. А иначе, когда все будут хороши, и возгордиться можно. Гордость же одна заменяет все пороки, как и одно смирение спасает человека. Волей-неволей будем смиряться, чтобы, подобно Евангельскому мытарю, получить прощение грехов и милость Божию.

К содержанию

44. ОБ ИСКУШЕНИЯХ ДИАВОЛА И О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

Возмогай о Господе, и в державе крепости Его! Елико возможно, сопротивляйся искушению вражескому, которого, кажется, ты и не признаешь, и все приписываешь одной внешней обстановке. Это видно было из прежних твоих писем, а еще более — из последнего твоего письма, полученного мною 27 июля вечером. (Утром же к тебе было письмо послано.) Ежели враг сильно искушал Антониев Великих и Филимонов великоподвижников, и искушал так, что новоначальным и неудобно было слышать об этом, как же тебя одну он будто бы оставляет без всякого искушения?.. В Евангелии читаем, как Господь говорил апостолу Петру, что сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу. А когда пшеницу просевают в решете, то бросают из края в край, или вертят кругом, так что пшеница сама уже кружится в решете несколько времени. Если бы врагу допущено было искушать всех по его желанию, то он всех бы перекружил. Но Премудрый и Всеблагий Господь попущает врагу искушать каждого только по мере сил, а не выше сил. Врагу же удобно искушать тебя, во-первых, потому, что ты не хочешь признавать его искушения, а во-вторых, находит он удобство и в твоем взгляде на вещи. Ты имеешь более расположения благотворить бедным, а Промысл Божий указал тебе иное дело — благотворить женской обители, вновь устраивающейся. Вот ты и путаешься в этом, не жалея о тех тысячах, которые пошли на уплату долгов, наделанных кутежами NN, а жалея о тех деньгах, которые пошли на бедных рабочих, трудившихся в обители.

В свое оправдание говоришь, что распоряжения были с ошибками. Положим, так... Но ведь деньги пошли же в пользу трудившихся бедных. Еще помысл тебя смущает, зачем устраивается высокое и роскошное здание. Но ведь теперь время такое, что настоятелям не позволяют делать древние шалаши. Посмотри на самое себя. При всем твоем желании и усердии не можешь жить, как жили древние, а во многом делаешь себе снисхождение, по требованию новых твоих привычек. Не ты одна, а и многие умом и помышлением предполагают многое, да на самом-то деле это не сбывается. Наконец, ты сомневаешься и в том, что будто бы о тебе и Промысла Божия нет, а так, ты заехала в N сама не знаешь как. В Евангелии сказано, что ни одна птица не падает без воли Отца Небесного. Как же ты, разумное создание Божие, имеющее безсмертную душу, искупленное кровью Единородного Сына Божия, просвещенное Святым Крещением, наученное закону Божию, предопределенное к вечной небесной славе, — оставлена будто бы Промыслом Божиим на произвол? Так думать — великая несообразность. Оставь эту неправильную мысль, и крепко держись за псаломское слово (Пс. 102: 22): на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа. Потому что "по всей земли судьбы Его".

Сомнение же и неверие утверждается в тебе более потому, что ты не хочешь сознавать, что оно происходит от извращенных внушений исконного нашего врага, который старается все представить в превратном виде. Адаму и Еве запрещено было от Бога вкушать от древа познания добра и зла, как сказано: "в он же аще день вкусите, смертью умрете". А враг, напротив, представил им, что они будут аки боги, если вкусят от этого древа, ведяще доброе и лукавое. Так и всякое дело старается он извращать. Апостол пишет (2 Кор. 8: 6): сеяй о благословении, о благословении и пожнет. А тебе представляется, что если бы ты по своей воле раздала имение бедным, то больше бы получила пользы; и если бы жила в другом месте, то имела бы меньше смущений. Поверь, где бы ты ни жила, враг не оставил бы тебя без разных смущений и искушений, тем более, что ты не хочешь признавать его искушений и злых внушений и извращений. Говори сама себе, что ты за ошибки в обители не отвечаешь, равно и за то, что здание построено просторно и высоко. Апостол пишет(Рим. 14: 5): Кийждо своею мыслию за извествуется, ов сице, и ов сице.

Еще пишешь, что стала приходить тебе боязнь, как бы не пришлось тебе жить в бедности. В крайней бедности тебе жить никогда не придется, тем более, что ты стала чувствовать нездоровье и стала предполагать в себе какую-то болезнь, которой ты более десяти лет боишься; но не означила, что это за болезнь. Повторяю, что бедность тебе испытывать не придется; разве только много благотворить не сможешь.

Наконец, безпокоишься и о том, что ты не можешь подвижно жить, как другие. Святой Иоанн Дамаскин в слове о страстях пишет, что подвижничество потребно для тех, кто имеет тело здоровое и крепкое. А для немощных телом более потребно смирение и благодарение. Благодарить Бога должно за то, что немощами смиряет нас, чтобы смирившихся помиловать и спасти, по сказанному в псалмах: "смирихся, и спасе мя Господь". Еже буди всем нам получити неизреченным человеколюбием и милосердием Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

P.S. Письмо это писано урывками среди великого недосуга и при немощи телесной.

К содержанию

45. КАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ СПАСТИСЬ

В последнем письме пишешь, что не всегда я на вопрос отвечаю тебе, и что ты не в том смысле передавала некоторые обстоятельства, в каком я пишу тебе.

Правда, что твои длинные письма во второй раз мне не приходится перечитывать, и потому некоторые вещи забывал я. Но, ведь, я знаю главный смысл твоих обстоятельств и твоего настроения, и в письмах своих всегда имел одну цель — разубедить тебя в неправильном твоем понятии о монашеской и вообще о духовной жизни, которое ты составила себе, еще живя в миру. Может быть, тебе случалось слышать не раз, что, по-видимому, и правильная теория не всегда сходится с практической деятельностью. Собственный опыт, повторяемый по опытам прежде бывших духовных лиц, есть хороший наставник, когда при этом поверяем жизнь свою и по Евангельскому и по апостольскому и по святоотеческому учению. Ты положила для себя и для своей жизни какое-то странное основание: "я желала так, я думала так, я предполагала так". Не одна ты, а и многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание, — именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбъми подобает нам внити во Царствие Небесное (Деян. 14: 22), и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19: 17).

А главные заповеди Господни: не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам.

Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждой. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, — то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому, то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, то есть мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь.

Жить в простой хижине и не смиряться — к хорошему не приведет. Немощному душой и телом полезнее жить в удобной келье и смиряться, зазирая и укоряя себя за удобство и просторную келью. Суровую жизнь могут проходить редкие и только крепкие телом, которые без вреда могут переносить и холод, и голод, и сырость, и долулежание. А по слову преподобного Иоанна Дамаскина, немощным телом полезнее смирение и благодарение, нежели телесные труды и подвиги, к которым они неспособны.

На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, которые, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы чрез это приводить их к смирению.

Если хочешь поставить себя на твердой стези спасения, то прежде всего постарайся внимать только себе одной, а всех других предоставь Промыслу Божию и их собственной воле, и не заботься никому делать назидание. Не напрасно сказано: "кийждо от своих дел или прославится, или постыдится". Так будет полезнее и спасительнее и, сверх того, покойнее.

К содержанию

46. ДОЛЖНО ПОЛАГАТЬСЯ НА ВОЛЮ БОЖИЮ

В прежних письмах ты не это говорила, что боишься болезни вообще; а в последнем письме прямо сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: "Боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни".

Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души, но по немощи и давней привычке не можешь удержаться от таких мыслей. Сама явно видишь, что враг под благовидными предлогами искушает тебя такими помышлениями, но под теми же предлогами не можешь не увлекаться этими мыслями, и по характеру твоему, и по особенному взгляду на вещи.

Заметив и познав это искушение вражие, чаще молись Господу Богу, чтобы устроил о тебе полезное и спасительное, по воле Своей святой, и простил бы тебе невольные ошибки, если действительно это ошибки. Ты не выше Ефрема Сирина, который зазрел Василия Великого, что он был пышно одет, идя на служение в церковь, но скоро был обличен и вразумлен. Молись и ты с верой и смирением Господу Богу, чтобы Он, за молитвами сих угодников Своих, и тебя вразумил и успокоил. И, кроме того, убеждай и вразумляй себя тем, что некоторые и дурно истратили свой капитал, но не жалеют об оном так, как ты сожалеешь и возмущаешься; тогда как твой капитал совсем не так истрачен.

Иное дело о подвижнической жизни думать и рассуждать, и иное — самой жизнью это испытывать. Один наш сосед, барин, в прошлую Святую Четыредесятницу захотел себя наказать за слабую прежнюю жизнь строгим постом. Приказал для себя толочь семя, и ел эту толчонку с квасом и черным хлебом, и такой непостепенной и необычной суровостью так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого лета не могли его исправить.

Ты всегда помышляла о том, чтобы жить тебе в тесненькой келье и во многом лишении; но на самом деле ты не могла бы так жить, потому что и в большом твоем доме едва нашелся уголок для помещения больной старушки. По немощи нашей, телесной и душевной, полезнее нам смиряться и покоряться тому, как дело идет по обстоятельствам, нас окружающим.

К содержанию

47. НЕ СЛЕДУЕТ ЖАЛЕТЬ О ПОЖЕРТВОВАННЫХ ДЕНЬГАХ НА МОНАСТЫРЬ

Как-то твое здоровье? Следует и мне, и тебе предаться воле Божией. Силен Господь устроить о нас полезное, и особенно пропитать, по сказанному в Писании (Пс. 54: 23): Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает. Также о больших домах и о высоких комнатах раздумывать много не следует, — дождутся своих жильцов, по сказанному в старчестве: "Место свято пусто не будет". И в Писании говорится, что дело, только по воле человеческой устрояемое, разоряется; устрояемое же по воле Божией разориться не может, и особенно устрояемое в таком месте, где многие души могут спасаться. А спасение одной души дороже всех вещей мира, по сказанному в Евангелии (Мф. 16: 26): аще мир весь приобрящеши, душу же свою отщетишь... кая... польза? Тот же смысл имеет, — если человек и все вещи свои соблюл до смерти сохранно и нерасточимо, душе же своей причинил вред, кая польза? Но ты скажешь, я не жалею вещей, но только меня безпокоит, что они не так употреблены. Но, может быть, это тебе только так кажется, в самой же вещи не так. И сверх того, ты за это употребление нисколько не отвечаешь. В одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: "Ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни". Кольми паче тебе жалеть не следует, что так или иначе употреблено дарованное тобой или у тебя взятое; а иначе уменьшишь духовную пользу своего жертвования.

К содержанию

48. НАДО ВНИМАТЬ СЕБЕ, А НЕ ЧУЖИЕ ДЕЛА РАЗБИРАТЬ

Касательно одеяния в новоначальную одежду, помолившись Богу и осмотревшись, можно решиться, — не век же жить в монастыре в неопределенном положении. Только, при решимости облещись в сию одежду, должно решиться и на то, чтобы стараться делом исполнять совет святого Иоанна Лествичника, который говорит: "Послушник не рассуждает ни о благих, ни о мнимых злых", то есть не толкует: так-то нехорошо, а вот так-то было бы лучше. А более всего внимает собственному своему спасению, ради которого решился жить в монастыре, веруя несомненно повторяемым словам Святой Церкви: "Кийждо от своих дел или прославится или постыдится"; начальные — от своих дел, а подначальные — от своих. Кому что поручено, за то тот и отвечает. Также подвергает себя ответу и тот, кто вмешивается не в свое дело, кроме того, оставляя при этом исполнение и собственного дела. Сам Господь глаголет во Евангелии: куплю дейте, дондеже прииду (Лк. 19: 13). А купцы, как сама ты видала, во время ярмарки каждый торгует в своей лавке. А если во время торговли будет ходить купец по чужим лавкам, то повредит своей торговле и получит большой убыток. Разумеешь ли, еже глаголю тебе?

То есть советую тебе более не внимать благовидным, но душевредным помыслам вражеским, которые внушают смотреть за чужой торговлей, ходя по чужим лавкам. Прочнее и основательнее беречь собственную свою торговлю духовную, и ей только внимать.

К содержанию

49. ВРАГ ХИТРО И ЛУКАВО ВСЕХ ИСКУШАЕТ

В первый день Нового года привелось первое письмо писать к тебе первой. И пришла мне первая мысль, чтобы ты всегда первая стремилась к смирению и к примирению, где потребно будет, а простого человеческого первенства не искала, потому что ищущие сего первенства, по свидетельству апостольскому, страдают чревоболением, якоже оный первый во острове (Деян. 28: 7-8).

Ты не раз выражалась в письмах, что желаешь быть истинной христианкой. А об истинных христианах апостол пишет, что они разграбление имений своих с радостью прияша. Мы же, немощные, по крайней мере не должны много скорбеть о несовершенном получении, и особенно не заботиться о том, так ли, или не так употреблялась жертвуемая нами сумма. Теперь нам кажется не так, а может быть, после окажется, что сделанное будет очень пригодно. Ты уже сама опытом испытала, что желание твое жить потеснее на самом деле не оправдывается. Я тебе много раз писал, что враг не всегда старается искушать людей грубыми вещами, а более всего смущает людей благовидными предлогами и благовидными объяснениями. Жаль мне, что затерялась смешная карикатура, присланная мне Л. настоятелем. В каком-то журнале было напечатано: старый барин подает милостыню пьющему отставному чиновнику, с приговором: "Смотри, не пропей!" А тот отвечает: "Уж это не ваше дело. Я своей собственностью могу распорядиться, как хочу".

Опять повторю, как враг хитро и лукаво всех искушает. N. всегда стремилась к монашеской жизни, и желала быть истинной монахиней. А лукавый враг и тут нашел повод искушать ее, и навести мрак душевный, толкуя, что при настоятельстве нельзя быть истинной монахиней, потому что нельзя будто бы исполнять всего того, что предписывается исполнять монахине. Смотри, какой лукавый коварник! Толкует, что будто бы настоятельство мешает монашеству, когда много примеров доказывают противное. Ведь и настоятельствование — дело монашеское.

К содержанию