Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Од­но воз­зре­ние на Все­силь­но­го Гос­по­да и воз­зва­ние к Не­му под­дер­жи­ва­ет бед­ную ду­шу.

преп. Моисей

Все­об­щий и всез­лоб­ный враг – ди­а­вол, хо­тя и мно­гие тво­рит под­са­ды нам, но нич­то­же ус­пе­ет, ес­ли мы бу­дем упо­вать на Бо­га.

преп. Лев

Гос­по­ду Бо­гу все воз­мож­но есть – не то­чию от­ча­ян­но­го боль­но­го ис­це­лить, но и мерт­во­го воск­ре­сить. А по­се­му все упо­ва­ние свое воз­ло­жи­те вы на Гос­по­да Бо­га, у Ко­то­ро­го и для вас, как и для всех, ос­та­лось ми­лос­ти мно­го.

преп. Антоний

89. О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Простите, что доселе не отвечал на письмо ваше, полученное мной 4 ноября. Все, что вы объясняете в нем, принял я с искренним сердечным участием, и все это время помнил, что вы ждете от меня ответа, и желал написать вам, но не мог этого исполнить, потому что при немощи телесной до крайности отягощен был недосугом, особенно от посетителей.

Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство, а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать, и кое-что испытает в жизни. Притом, избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это. Поэтому, много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток; со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство; а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравые понятия, согласно учению Православной Церкви. Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним священную историю Ветхого Завета, и спрашиваете, как и чему его учить, и кого избрать для этого. Пройдя с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви. Если желаете, чтобы православное учение действовало и на сердце сына вашего, то читайте с ним "Православное Исповедание" и "Училище Благочестия"; а законоучитель пусть обучает его по катехизису, принятому в учебных заведениях. Что касается до выбора учителя, то я, не зная никого из московского духовенства, вам ни на кого не могу указать; а помнится нам, что батюшка отец Макарий кому-то советовал избрать в законоучителя для детей младшего возраста не священника, а диакона; это проще, а потому бывает удачнее; московские диаконы — все окончившие курс в семинарии, и катехизис хорошо знают. Если желаете, можете выбрать для своего сына какого-либо диакона с свидетельствованной нравственностью и благочестием, который хотя и не магистр, но из окончивших курс семинарии. Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займетесь вашим сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще, можете ему говорить иногда полушутливым тоном: "Ты ведь молодой князь; через такие поступки не ударяй себя лицем в грязь". Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью, но вам кажется, что не имеете призвания учить, и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете... Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и притом другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности; и притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери — на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, якоже весть.

Вы пишете, что у него прекрасная память; пользуйтесь и этим. Передавайте ему, кроме наставлений, душеполезные повести, и по времени спрашивайте его, чтобы он вам повторял, как помнит и понимает. Все, что он от вас услышит, будет сперва храниться в его памяти и уме, а потом, с помощью Божией, при содействии опытов в жизни, может перейти в чувство... Вы жалуетесь, что мать отвлекает вас от занятий с сыном. Можете объяснить ей прямо, что польза сына требует, чтобы вы с ним занимались; а она, как разумная бабушка, конечно, в этом должна снизойти вам без огорчения.

Повторяю: призывая Божию помощь, действуйте касательно сказанного как умеете, как вас вразумит Господь, и как можете, — ничтоже сумняся и ничтоже бояся.

К содержанию

90. О ДУЭЛИ. ДУЭЛЬ - ПЛОД ГОРДЕЛИВОГО САМОМНЕНИЯ

Хотя я и не имею чести лично знать вас, но решился писать к вам, потому что знаю вас несколько лет по благочестивой молве о христианской вашей жизни и о христианских ваших качествах. Вы много лет были, по заповеди Господней, миротворцем ссорящихся и враждующих, а теперь, слышу, что сами вы впали в такое страшное искушение, что не хотите окончить своей вражды христианским примирением, несмотря на то, что вы, просто по-человечески, воздали уже сугубо своему противнику: за дерзость — пощечиной, а за пощечину приколотили его, как могли, в полном разгаре огорченного сердца и оскорбленного вашего самолюбия. Кажется, довольно было бы уже сего. Но нет. Вы хотите еще окончить вражду свою по-язычески, то есть по примеру людей неверующих, которые не верят ни будущей жизни, ни будущему вечному блаженству, ни будущим вечным мукам; окончить дуэлью, этим адским узлом двух убийств или, вернее, соединением убийства с самоубийством, потому что хотя один иногда и остается в живых, но тот и другой думал убить, и себя самого добровольно подвергал умерщвлению, наперед душевно умирая. Прилично ли все это вам, старому христианину, столько лет упражнявшемуся в делах благочестия, и изведавшему силу животворных заповедей Христовых, открытых нам во Святом Евангелии? Посмотрите на Начальника веры и на Совершителя нашего спасения, Сына Божия, Царя Ангелов и Архангелов, как не отвратил Он лица Своего от заплевания и заушения и смиренно перенес всякий вид поношения и уничижения! Мы же, нарицающиеся последователями Его и желающие воцариться с Ним в неизреченной Его славе, не хотим по-христиански смириться и тогда, как вдвое уже по-человечески воздали своему противнику за его оскорбление. Какой пример подадите вы юным, в таких сединах своих, если благоразумно не захотите окончить вражду вместо дуэли христианским примирением? Положим, что он первый вас вызвал на дуэль. Но он, как видно, человек маловерующий, или и более сего. Безрассудно последовать тому, кто хочет ринуться в пропасть, и туда же приглашает собеседника своего. Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, смирившегося до рабия зрака и понесшего всякого рода оскорбления и безчестия ради нашего спасения, понесите вы благоразсудно, ради своего спасения, нанесенное вам оскорбление, не примешивая тут никого, и ни для кого, и ни для чего. Хорошо пожертвовать своей душой для Господа, для пользы ближнего, и для собственного своего спасения. Но не только нехорошо, но и безрассудно и достойно всякого сожаления пожертвовать собой для погибели другого, и для погибели собственной своей, вечной, нескончаемой, невозвращаемой никогда. Подражайте Искупителю нашему, молившемуся к Отцу Своему за распинавших Его (Лк. 23: 34): отпусти им: не ведят бо что творят. Можно то же сказать о противнике вашем: не весть бо что творит, вызывая вас на взаимное убийство. Молитесь смиренно и искренно Господу, чтобы простил ошибку вашу и его неведение. Думаю, что незадолго перед случившимся искушением вы читали Святое Евангелие, где во многих местах говорится о прощении обид и о любви ко врагам. Будьте истинным Евангельским последователем, верой и смирением сокрушив козни врага невидимого (а не того, на кого враждуете), ищущего погибели обоих вас через вражду, и особенно через закоснение в непримирении. Обратите мысль вашу к блаженным райским селениям, где ликуют и несказанно радуются все праведные, из коих ни одному не пришлось получить блаженный жребий без великих скорбей и оскорблений. Пожелайте наследовать с ними жребий сей и вы; а меня простите, дерзнувшего писать к вам по христианскому участию, хотя сам я весьма непотребный и грешный человек и неисполнитель животворных Евангельских заповедей Господних.

Думал было я закончить сим письмо мое к вам, но пришла мысль, что я не все написал вам, а именно — не выставил причину, за которую попускаются подобные и другие искушения. Богоносными и духоносными отцами поставляется главной причиной таких искушений горделивое самомнение, когда человек думает, что он лучше других, или по жизни, или по уму, или по искусным действиям; наипаче, если это мнение сопровождается настойчивостью характера, которая не допускает человека принимать благие советы других, особенно, почему-либо меньших. Настойчивость нигде не числится среди добродетелей, а скорее составляет недостаток, даже и в людях великих. По басне Крылова и орлу, устрояющему гнездо на высочайшем дереве, следовало бы послушать крота, когда последний уверял его, что дерево это имеет гнилые корни. Орел, отвергнув благой совет существа, по обыкновенному мнению, слепотствующего, подвергнул бедствию птенцов своих, когда возстала буря, и исторгла это дерево. Дай Бог, чтобы древо благочестия вашего устояло, и с помощью Господней выдержало бурю нашедшего искушения, чего от всей души и от всего моего сердца искренно желаю Боголюбию вашему. Господи, помилуй нас, заступи и сохрани Твоею благодатию!

К содержанию

91. УТЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ В СМЕРТИ ЮНОЙ ДОЧЕРИ

Случайно пришлось мне узнать, что вы приносите меленькую жалобу вашу на меня, грешного, будто бы я вас забыл и не помню. Поверьте, добрии княжие, что очень помню вас, но не имею возможности письменно уверять всех о моем памятовании и искреннем благожелании, особенно от кого не получаю писем.

Вот, наступает светлый праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. При всем недосуге моем и обычной немощи собрался хоть вкратце написать в. с-у, и поздравить вас со всерадостным сим христианским Торжеством, при искреннем благожелании встретить вам и провести светоносное празднество сие в здравии телесном и мире душевном и утешении духовном.

Также слышу, княгиня, что вы продолжаете скорбеть о потере любимой вашей дочери. Я как вам много говорил, так и теперь повторяю, что, по немощи человеческой, невозможно, чтобы совсем не скорбеть матери о лишении детей. Но как христианке, вам должно умерять скорбь эту христианской надеждой, что дочь ваша получит великую милость у Царя Небесного, в горнем и нескончаемом Его Царствии, так как она восхищена от жизни в самом юном возрасте, не испытав никаких соблазнов мира.

В житии святых Андроника и Афанасии сказано, что никто с таким дерзновением не просит от Господа воздаяния, как дети, говоря так: "Господи, Ты лишил нас благ земных, не лиши небесных". Занимайте, княгиня, почаще ум свой такими размышлениями, и тогда скорбный дух ваш будет получать через это отраду душевную.

Примите, княгиня, с добрым князем, уверение в моем искреннем благожелании.

P.S. О живых же детях ваших усердно молитесь, чтобы Господь устроил о них полезное и спасительное, имиже весть судьбами.

К содержанию

92. ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ

В начале сороковых годов, в одной из южных губерний России, Харьковской или Воронежской, не помню, случилось следующее замечательное событие, о котором тогда же одно достоверное лицо письменно сообщило покойному старцу Оптиной пустыни батюшке отцу Макарию.

Жила там вдова, по происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведенная до самого бедственного и стесненного положения, так что она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своем безвыходном положении, стала роптать — сперва на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало еще невыносимее. Старшая из них также не удержалась от ропота, и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела, как о кончине матери и сестры и о своем одиночестве, так и о своем крайне безпомощном положении, и наконец, также тяжко заболела. Знакомые ее, принимавшие в ней участие, видя, что приближается ее кончина, предложили ей исповедаться и причаститься Святых Таин, что она и исполнила; а потом завещала и просила всех, чтобы, если она умрет, ее не хоронили до возвращения любимого ею духовника, который в то время, по случаю, был в отсутствии. Вскоре после сего она и скончалась, но ради исполнения ее просьбы не торопились с ее похоронами, ожидая приезда означенного священника. Проходит день за днем; духовник умершей, задержанный какими-то делами, не возвращается; а между тем, к общему удивлению всех, тело умершей нисколько не подвергалось тлению, и она, хотя охладевшая и бездыханная, более походила на уснувшую, чем на мертвую. Наконец, только на восьмой день после ее кончины, приехал ее духовник, и, приготовившись к служению, хотел похоронить ее на другой день, по кончине ее уже девятый. Во время отпевания неожиданно приехал, кажется из Петербурга, какой-то родственник ее, и, внимательно всмотревшись в лицо лежавшей в гробу, решительно сказал: "Если хотите, отпевайте ее, как вам угодно; хоронить же я ее ни за что не позволю, потому что в ней незаметно никаких признаков смерти". Действительно, в этот же день лежавшая во гробе очнулась, и когда ее стали спрашивать, что с ней было, она отвечала, что она действительно умирала и видела исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом видела страшные места мучения, и здесь, в числе мучимых, видела свою мать и сестру. Потом слышала голос: "Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то за претерпение кратковременной тесноты и нужды сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили; за это теперь и мучатся. Если хочешь быть с ними, иди и ты, и ропщи". С этими словами умершая возвратилась к жизни.

К содержанию

93. О СПИРИТИЗМЕ

Письмо ваше получил. Я хотя и немощен, но, Бога ради, не отказываюсь отвечать на письма, когда имею возможность. Кольми паче вам понуждаюсь отвечать, во-первых, по содержанию вашего письма, во-вторых, и потому, что упоминаете имя общего нашего отца, покойного батюшки отца Макария. Пишете вы мне о спиритизме, опасаясь за детей ваших, как бы не повредились этим новым учением. Опасение ваше справедливо. Спиритизм есть ничто иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово Spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет: аще и... Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1: 8). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению Евангельскому и апостольскому; но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид ангелов света, для обольщения нерассудных, как об этом говорит апостол в другом месте: сам... сатана преобразуется во Ангела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды (2 Кор. 11: 14-15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Явных безбожников всякий отвращается и удаляется; людей же, прикрывающихся видом ложной религиозности, в душе же своей пропитанных старым или новым заблуждением прелести вражией, не вдруг распознает кто-либо и из понимающих дело. Апостол говорит: Христос вчера и днесь тойже, и во веки (Евр. 13: 8). Значит, какое учение в Православной Церкви насаждено в начале Духом Святым через апостолов и через отцов Вселенских Соборов, то должно продолжаться до скончания века. Все новые учения суть ничто иное, как новые заблуждения, посеваемые, так или иначе, древним врагом и ненавистником и наветником рода человеческого, который, по слову святого апостола Петра, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8). Враг этот, в учении спиритизма, прикрывается под видом вызывания мертвых душ, которые будто бы яснее растолковывают учение Евангельское. Но это явное обольщение вражие, и явное заблуждение людей, которые решаются верить духам тьмы, являющимся в виде людей умерших. Для душ святых в Православной Церкви удостоверение совсем другое. Они удостоверяют о святости своей явным нетлением мощей. Души же грешные, по учению Православной Церкви, заключены во аде, и не имеют власти не только учить других, но и исходить оттуда, в страшном стенании ожидая Страшного Суда Божия. Следовательно, вызываются и являются не души умерших, а духи тьмы греховной и обольстители рода человеческого. Притом, кто не слушает учения пророческого и апостольского, тот не послушает и свидетельства умерших, если бы они и воскресли, и стали убеждать, как сказано во Евангелии: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16: 31). А что спиритизм неполезен, но вреден, это ясно доказывается и примерами.

В Голландии года два назад или более, пасторов 12, если и еще не больше, от спиритизма сошли с ума, и своим сумасшествием, кажется, очень-очень ослабили проповедь спиритов. Также во Франции, с тех пор как там стал распространяться спиритизм, сильно возрастает и число сумасшедших, коих в 1835 году было 10539; в 1846 году — до 18000; а в 1861 году, когда спиритизм получил сильное развитие, — до 30000. Вблизи нас, в Орловской губернии, одна помещица, вдова, не хочу ее имени и фамилии упоминать, через верование спиритизму сделалась такой странной, что оставила своих детей, кажется пятерых или шестерых, на произвол судьбы, нисколько не заботясь о них, и сама всем говорит такие дикие нелепости, от которых слышащие лишь пожимают плечами.

Поэтому и сами остерегайтесь спиритизма, и, если можно, остерегайте и близких вам от сего зловредного учения.

К содержанию

94. ВЕЛИКИЙ ГРЕХ УДЕРЖИВАТЬ ДОСТОЯНИЕ МОНАШЕСТВУЮЩИХ

Не удивитесь, что неожиданно пишу к вам, и не оскорбитесь на то, о чем буду писать. Пишу, во-первых, исполняя просьбу ближнего; а во-вторых, исполняя долг христианский. Впрочем, если бы вы, по временам, не относились ко мне, грешному, то никак бы не решился писать к вам. Вот в чем дело.

Не так давно приезжала к нам мать Е., сестра ваша, и выражала свое скорбление о том, что она едва было согласилась только с мыслью получать вместо следуемого ей наследственного капитала по разделу назначенную ей вами процентную сумму, то есть получать оную от вас, и от наследников ваших, до ее смерти; но вдруг, сверх всякого ожидания, в нынешнем году вы у нее вычли из назначенной суммы 50 рублей; и даже стали уклоняться, чтобы выдать ей письменное обязательство, касательно получения ею до смерти процентов от вас и от наследников ваших.

Как вам будет угодно, послушать ли меня, грешного, или не послушать, а я должен и обязан вам сказать прямо правду, что монашеские деньги в мирском доме — огонь истребляющий, как об этом сказано в церковной книге, называемой "Пролог". Других примеров вам не нужно; а вы можете в этом убедиться собственным опытом. Вы только подумали и решились вычесть у матушки Е. из означенной суммы 50 рублей, — и в это самое время, как бы из рук ваших, вырвали у супруга вашего высшую должность, которая, по всем правам, ему принадлежала, а не другому, приехавшему издалека. Вы, может быть, скажете, что так сложились обстоятельства. Но ведь не без попущения Божия так слагаются и устраиваются обстоятельства.

Советую вам искренно, чтобы рассмотрели вы вопрос этот со всех сторон, не просто по-человечески, а с духовной стороны, по суду Божию. Василий Великий угрожает наказанием родителям, которые лишают наследственной части детей, поступающих в монашество. И, рассмотрев дело, сделать одно из двух: или выдать теперь же наследственный капитал матери Е., или написать письменное обязательство такое, что вы и наследники ваши обязаны матери. Е., до ее кончины, платить ежегодно такую-то сумму за ее наследственную часть; в случае же, если кто из наследников не захочет платить ей ежегодно означенной суммы, тот обязан ей вдруг выдать наследственный капитал не менее пяти тысяч.

Вы сами знаете, что матушка Е., хотя теперь и в монастыре живет, но она не лишена права по разделу, который был в свое время. Да и до суда дело доводить нехорошо, выставляя на вид права обеих сторон. Простите, может быть, вам письмо мое будет и неприятно, но что делать? Есть мудрая старинная пословица: "Правда груба, да Богу люба". Я, со своей стороны, обязан высказать вам справедливо; а вы уж сотворите так, как вам будет угодно.

Наступает светлый праздник Воскресения Христова. Сердечно желаю вам и превосходительному супругу вашему и всему вашему семейству встретить и провести всерадостный праздник сей в мире, и благоденствии, и утешении духовном.

P.S. Матушка Е., хоть и скорбно, а с помощью Божией может как-нибудь прожить до своей кончины. Но вы опасайтесь, чтобы уклонением от исполнения долга своего не навести бедствия на семейство ваше. Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешения против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его как следует.

К содержанию

95. КАК НЫНЕ ДЕЛА ИДУТ

Слава Богу, и благодарение Господу, что сын ваш, за молитвами покойного батюшки отца Макария, занимается своим делом как должно. Это для вас немалое утешение.

Ныне у всех дела идут тихо. На словах издали кричат, что будто бы дело идет все к лучшему, и к лучшему; а на деле видим противное. Подай, Господи, терпение, да умение быть хоть не голодными да холодными; да пошли, Господи, христианскую кончину, кому придет жребий, чтобы перейти в будущую жизнь с христианским напутствием, в раскаянии и смирении, со упованием на милосердие Божие.

Насчет дочери вашей, ждите ее участи по воле Божией. Если бы пришлось определить ее хоть и в среднем положении, отказываться не должно, лишь бы был порядочный человек, а не забияка.

К содержанию

96. СОВЕТЫ О СПРАВЕДЛИВОМ ЗАВЕЩАНИИ ИМЕНИЯ

Слышу, что вы написали духовное завещание, в котором назначили двум сыновьям большую часть капитала и все движимое имение, а двум другим сыновьям — меньшую часть капитала, а из недвижимого имения не назначили ничего. При написании духовного завещания следовало бы вам попомнить апостольское слово (Еф. 5: 1): подражателе... бывайте... Богу, якоже чада возлюбленная, потому что Бог и пришедшим в единонадесятыи час повелел дать ровную часть с работавшими от 12-го часа жизни, не помянув, яко незлобивый, противление и прогневание последних.

Тем более, что Сам Господь в Евангельском учении увещавает всех, глаголя (Мф. 6: 14-15): аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Рассудите хорошенько сие великое слово Господне, при настоящем вашем болезненном положении, не придет ли вам благого желания изменить духовное завещание ваше, назначив всем детям части поровну. Если же, по чему-либо, не рассудите принять убогий совет мой и изменить духовное завещание, то, по крайней мере, при жизни своей выдайте полный капитал тем детям, которым вы назначили меньшую часть, лишив их недвижимого имения, потому что в духовном завещании вашем сделана нехорошая оговорка, хотя, может быть, с благой целью написанная, чтобы прекратить могущий возникнуть ропот. Но эта же самая оговорка дает возможность получившим большую часть притеснить, под благовидными предлогами, получивших меньшую часть, так что они поневоле принуждены будут роптать, а притесняющие благовидно могут этот ропот выставить поводом к большему лишению, означенному за сие в завещании. А такая путаница не даст покоя душе вашей в будущем веке.

Вот как думаю аз, грешный, так и пишу вам убогий мой совет.

Вы же рассмотрите сами снова дело это и, здраво обсудив оное, сделайте так, как будет полезно и душе вашей, и всем детям вашим.

Призывая на вас и на все семейство ваше мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

97. ПРАВЫЙ СУД СУДИТЕ

Письмо твое получил, из содержания которого видно, что ты одного очень-очень извиняешь, а другого стараешься паче должного обвинять и в том, в чем он заслуживает извинения, забывая свидетельство слова Божия, глаголющее: "правый суд судите". И тебе, как заботящейся об исполнении христианских обязанностей, должно судить на основании слова Божия и правды Евангельской, а не на основании ложного мнения, вытекающего из горделивых мнений большего света. Но если и по этому суд судить, то и большой свет имеет свое приличие и неприличие, и что принято, и не принято; и никому не дозволено извиняться своими привычками, если бы хотел нарушить правила благоприличия. Мало ли теперь таких людей, которых некоторые знали еще детьми; но ни за кем из последних не осталось права называть прежде бывших людей полуименем, когда они вступили уже в круг общества. Попробуй-ка назвать полуименем того, кто хочет извинить себя привычкой, или хоть его половину, как он отзовется? Так должно рассуждать и о других людях. Особенно не должно обвинять в подобных претензиях мужа за жену, потому что, по слову Премудрого, исполнена... ревности ярость мужа... не изменит ни единою ценою вражды, ниже разрешится многими дармй (Притч. 6: 34-35).

Ты опасаешься, что эта история дойдет до А. Но кто тогда будет виноват? От кого она вышла? От известного человека больше ничего не требовалось, как только, чтобы он говорил "Вы" и называл его по имени и отчеству. А он не захотел исполнить этого справедливого требования, согласного и со светскими правилами; и вместо того поднял целую бурю. И теперь сами вы разглашаете эту историю, наводите следствие, допрашиваете слепую старуху, и так далее; видно, у вас ум зашел за разум. И потому, если это дойдет до А., то перед Богом и перед людьми будешь виновата ты. Но хуже всего, что вы этими толками смутили малодушную А.; и что ты и В., в ее положении, огорчила своим письмом, на которое она отвечать не может, а переслала его мне.

К содержанию

98. КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Молящиеся от души быти рабы Божия Н.А. и М.Т.

О, если бы на самом деле были вы рабы Божии! Тогда зело порадовалась бы грешная душа моя. Но вот горе: "елико отстоят востоцы от запад, толико отстоит слово от самого дела", — рек некто, торговец Козельский. Истинно слово сие. Иное есть — мнетися, и иное — на самом деле быти рабами Божиими. Почитающие себя рабами Божиими не перестают судити о том, и о другом, и почти обо всем. Истинные же рабы Божии не позволяют себе судить ни о чем. Они твердо помнят Евангельскую притчу Господню (Лк. 18: 10-13): человека два внидоста в церковь помолитися: един фарисей, и другий мытарь. И начат фарисей исчитати пред Господем добрыя качества свои, и был отвержен за сие Господом. Мытарь же, не смеяше и очию возвести на небо, и со смирением моляшеся: Боже, милостив буди мне грешнику! И за сие, несмотря на многое количество согрешений своих, не только получил прощение, но и оправдание.

О, если бы мнящиеся быти рабы Божии уразумели силу притчи сея! — то, паки скажу, зело бы утешили грешную душу мою, если не делом, то, по крайней мере, истинным разумением. Написал так, потому что в письме вашем, без числа, присланном по приезде вашем, сказано, что в монастырях лучше бы избирать качество, а не количество. Но спрошу вас: где бывает качество без количества? Во всех учебных заведениях начинается дело сперва с количества, из которого после выходят качественные люди; и это опять качество, по времени и степеням, изменяется не только в заведениях, но и после, на службе. Если в человеческих делах так, отчего в Божественных, по-вашему, должно быть не так? Да на вас прямо укажу. Сколько лет заботитесь вы о качестве, а много успели? Не одно ли на деле выходит количество согрешений? Если с вами так, почему над другими должно быть иначе? М.Т. пусть сама мне напишет о своих мнениях и разумениях. А по чужим мнениям и разумениям решение делать неудобно и погрешительно.

К содержанию

99. ДЕВСТВО И СУПРУЖЕСТВО

Письмо ваше получил. Прежде отвечал я вам одно, по содержанию прежнего письма; а теперь, кажется, придется отвечать другое, потому что содержание письма — почти другое. Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая печется... како угодити мужу, а непосягшая печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева. Вы пишете, что поколебались в прежнем намерении. Хотя и имеете малое, по-видимому, извинение в том, что не давали обещания поступить в монастырь; но все-таки, это поверхностное извинение не успокаивает вас, а наводит тревожное опасение, как бы вам не лишиться вечного блаженства в будущей жизни, ища ненадежного счастья в миру. Поэтому не спешите, а рассмотрите дело супружества со всех сторон, и рассмотрите основательно. Также не мешает рассмотреть и разузнать хорошенько то самое лицо, с которым думаете обрести благополучие мирское, — кроме собственных свойств его, рассмотреть и самое его положение, и самые обстоятельства, его окружающие. Все это в совокупности имеет великое значение. По замечанию некоторых, в самой фамилии людей выражается иногда благоприятное и неблагоприятное свойство. Все это пишу не для того, чтобы желал я отторгнуть вас от предположенного намерения. Решение этого дела предоставляю вам самим; а написал все сказанное для того, чтобы подать вам повод и способ рассмотреть это важное дело со всех сторон, и потом уже решить основательно, чтобы после безполезно не раскаиваться. Сверх того прибавлю, что и девой в миру неудобно остаться, как вы предполагали, чтобы жить в каком-то несбыточном и неосновательном уединении, одной со священными книгами, руководствуясь одним благим намерением. Ежели никто не может сам собой научиться наукам человеческим, накупив все возможные к тому книги, то еще более неудобно и невозможно научиться самому собой науке духовной, которая называется наукой наук и художеством художеств.

К содержанию