Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По че­ло­ве­чес­ко­му мне­нию, путь спа­се­ния, ка­за­лось бы, дол­жен быть путь глад­кий, ти­хий и мир­ный, а по Еван­гельс­ко­му сло­ву, путь этот прис­ко­рб­ный, тес­ный и уз­кий. Не при­идох бо,– гла­го­лет Гос­подь,– вов­ре­щи мир на зем­лю, но меч (Мф. 10, 34).

преп. Амвросий

Что нуж­но че­ло­ве­ку, что­бы на­у­чить­ся пу­тям Гос­под­ним? Нуж­но, что­бы че­ло­век был крот­ким, сми­рен­ным, и тог­да Гос­подь Сам на­у­чит, как ид­ти пу­тем Гос­под­ним.

преп. Никон

Сми­рись при по­мо­щи Бо­жи­ей, будь крот­ким, не имей зло­бы на ближ­них, уго­товь крот­кою, доб­рою жизнью свою ду­шу для восп­ри­я­тия Бо­же­ст­вен­но­го на­у­че­ния, и Гос­подь Сам на­у­чит пу­тям Сво­им.

преп. Никон

Письма к М. С.

222. Всякое послушание полезно

24 Декабря 1876 г.

Ты, сестра, пишешь, что отягощаешься послушанием шить на сестер, а хочется петь и читать. Явное искушение бе­совское!

Все то Богу угодно и нам полезно, что дается за послушание; а тебе это-то и не нравится. Не слушай демона, ищущаго погубить нас, а слушай Господа Иисуса Христа, Который послушлив был Отцу Своему даже до смерти. И ты будь послушна Матери своей, данной тебе от Бога. И последуешь за Христом и узришь славу Его!

К содержанию

223. Тяжелое послушание полезнее отраднаго

10 Апреля 1882 г.

Я от тебя не отказываюсь, и приедешь, по силе займуся. Пристрастие есть любовь по страсти, блудная. Послушание всякое спасительно, и потому, почти всегда тяжело, по мере пользы его: а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Св. Лествичник говорит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей». Помни это!

К содержанию

224. Откровение св. отцами положено для спасения

Мир тебе! Ходишь ли ты теперь на откровение? Откровение святыми отцами положено, чтобы легче спастись. Ибо путь спасения, вообще, труден, но кто спасается с откровением и вопрошением старших, тот много облегчает себе этот трудный путь! Спасайся!

К содержанию

225. Страсти искореняются понемногу

Христос Воскресе! Ты очень скорбишь, что страсти тебя одолевают, и ты им противиться не можешь. Скорбеть об этом должно, но и то должно знать, что страсти искореняются понемногу и долгое время надо работать над собою. А теперь пока потерпим и смиримся. К матушке ходить я никого не понуждаю. А только советую, потому что на себе испытал, что открывать помыслы–облегчает тяготу душевную. А страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей, и считай себя достойною скорбей.

Такая жизнь успокоит тебя. Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется; вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет. И радости вашея никто же возьмет от вас.

К содержанию

226. Мы обязаны всех любить, но требовать себе любви не смеем

Напрасно ты матушке боишься открывать: тебе было бы легче. Но я не принуждаю. Смирять же себя всеми силами старайся. И мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская. К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить; но чтоб нас любили, мы не смеем требовать. Мир тебе, Спасайся. Потерпи и спасешься. А гневна и непокорна ты–от гордости. Молись, терпи и пройдет.

К содержанию

227. Блудная страсть всех воюет. Труды наши оценятся в день страшнаго суда

Не забыл я тебя, да самому-то пришлось тошно. Весь пост без отдыху был. Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи. Говорить сестрам на пользу хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя за них молиться, еще того лучше.

Начальство учись чтить и любить. А труды наши оценятся достойно и праведно в день общаго суда. Понуждай себя, сестра, ибо нудящих себя есть царство небесное. Помыслы нужно открывать те, которые особенно часто докучают. Об умной молитве тебе еще рано знать. Твори пока устную: Г. И. X. С. Б. помилуй мя грешную.

К содержанию

228. Постоянное утешение вредит. Тщеславие все плоды губит

Христос Воскресе! Вот ты поняла, что Господь силен всегда утешить нас. Но постоянное утешение нам повредит: так если постоянно будет жечь солнце, или лить дождь, то все погорит или попреет. А попеременно хорошо. Вот у тебя также было. Сначала было хорошо, а там похуже. Что надо ночью три поклона класть я не читал, а читал в св. Писании: непрестанно молитеся. И еще непрестанно смиряться велят все писания и Отцы. На что да будет наше старческое благословение. А чего я не знаю, то не знаю. Тщеславия бегай–все плоды растлить... Просить у Бога разсуждения можно. Но тебе полезнее вопрошать, а то ты жиденька еще. Со мною, Господь даст, увидишься. Только помни Иисуса Христа. И вместо трех полунощных поклонов можешь петь утром: утренюем утренюю глубоку, и вместо мvра песнь принесем Владыце и Христа узрим, правды солнце, всем жизнь возсияюща.

К содержанию

229. Хульные помыслы–от гордости

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других. Поэтому того и другого остерегайся и хульные помыслы увануть. Также презирай их, как лающих щенков, потому что они не твои, а враг хулит, и за них не будешь отвечать Богу.

В скорби проси помощи Божией, потому что не вотще сказано во святом Писании: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя и прославиши Мя. Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

230. Осуждай себя, а не других

Снам верить не должно. Осуждать других грешно. А себя укорять и смирять очень душеспасительно и полезно. Сестре говори что нужно, только не часто, а то опостылеешь; но говори всегда, помолясь и с кротостию и любовью.

К содержанию

231. Тяготишься послушанием–от гордости

Тебе кажется, что у тебя послушание более всех; а мне кажется, что у тебя гордости более всех. Иначе не пришла бы тебе в голову такая мысль. А что трудно тебе, в этом я уверен. Ибо всем трудно спасти свою душу. Что невоздержна, за то сама и брань плотскую понесешь. А от хульных помыслов читай книжку, которую я у вас оставил.

К содержанию

232. Скука от высокомерия

Мир тебе! От того тебе бывает скучно, что много мнишь о себе, да зазираешь слабых.

Если у тебя так сильно проявляются гнев, ропоть, то это верный признак души гордой. Смирись, укори себя, и силен Господь подать тебе руку помощи и утешить.

К содержанию

 

Письма к М. М.

233. Держись молитвы Иисусовой. Мать не любишь– от гордости

24 Марта 1884 г.

Отвечаю на твое письмо:

1-е, молитву Иисусову всеми силами старайся держать–она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что в начале она трудна–это всем известно; но после за то неоцененна, всерадостна, вселюбезна.

2-е, мать не любишь–от гордости, которой ты в себе не сознаешь, но которою переполнена. Еслиб она была знатная, то любила бы ее и куражилась этим. Помни 5-ю заповедь!

А я тебя не забуду, хороша ль ты, или не хороша! А если будешь жить хорошо, по монашески–мне это гораздо приятней и радостней.

Акафист, если позволит время, можешь читать.

К содержанию

234. Убегайте ревности

21 Апреля 1884 г.

Пишу тебе, М., только за компанию, чтобы ты не обиделась на меня! Видится мне, что вас начинает разбирать лихая немочь–ревность. Если есть она,–оставьте. И свой покой нарушите, и меня огорчите, платя, за мои заботы о вас, неблагодарностью. Я утешаюсь надеждою, что вы теперь проученныя, будете искуснее и смиреннее. Предупреждайте старших почтением и вниманием к немощнейшим.

Любовь выше всего... Не будьте неблагодарны к регентше... Не вы ей, а она вам нужна. В свободное время не оставляйте книжки, там наш разум, там наше спасение!

Молитву Иисусову не забывайте по возможности. А главное, не будьте скрытны от меня. И неблагодарно, и гибельно платить за мою искренность и попечение умышленною скрытностию, от которой плоды вы пожали и кажется, еще не прожевали.

К содержанию

235. Послушание–великое и святое дело

23 Октября 1884 г.

М. боится, как бы ее от меня не отбили. Сытаго от каши скоро отобьют, а голоднаго едва ли. Пока будешь зорка и осторожна, и не потеряешь своей любви и преданности– никто не отобьет. В особенности, если сдержишь свое, меня радующее, обещание: «чтобы по своей воле ничего не делать». Тогда нас никто не разлучит. Прочти в книге аввы Дорофея сказание о юном Досиfее. Такую преданность ни человек не в силах побороть, ни враг душ. А от чего? От того, что Господь сказал: «идеже двои или трие собрани во имя мое–ту есмь посреде их». А когда между нами с тобою Бог –то кто против нас? Только держись крепче за это великое и святое дело–послушание. Ты повиновения желаешь, но сожалеешь, что не можешь «себя к сему приучить, никак с собой не сладишь». Да если бы М. с любовию и легко это делала, тогда мы тебя звали бы матушка М., и живую бы тебя поставили в святой угол; а так как ты еще похожа на нас грешных, то и подожди погодки, посиди у моря.

Правило С. покажи и сама по силе исполняй. Ты меня конфузишь: я все хвалю свою М., а она смиряется– лезет на печь спать. Наспимся–будет время. А теперь потрудимся. Будешь смиренна и внимательна, все придет в свое время. А теперь пока утешай себя хранением глаз, смирением (словом, взглядом, поступью и проч.) и взыванием: Г. И. X. С. Б. п. м. грешную.

К содержанию

236. Потерпите друг друга

20 Ноября 1884 г.

М., потерпи! Господь терпел и нам велел. Пожалейте матушку! Если бы вы знали, как она вас любит, как об вас болит сердцем! Не разорваться же ей! И я знаю, и она знает, что вам тяжко; да не стать же выбросить м. Ан. на снег! Если бы любую из вас, молоденьких, выгнать на мороз, и то... А она старушка.

Обитель ваша молодая, вы все четверо молодыя, потерпите друг друга. Ведь все вы ровесники! Но все же обитель стала колыбелью, вашею матерью, которая обязалась вести вас всех 4-х в Горний Иерусалим. А вы, ради угара, отказываетесь от Царства.

И какого еще царства-то! «Царство твое, Царство всех веков» Все здешние цари–там не больше как рабы, а вы–будущия там царицы! И вы, дщери Иерусалимския, отказываетесь от такой вечно­царственной чести.» Чудаки вы большие и с Дуняшей и с прочими!..

К содержанию

237. Упрекает в непостоянстве. Просить ли прощения

31 Марта 1885 г.

Дожил я, наконец, до того, что и М. стала от меня бегать! Вот тебе и преданность! Вот-те и постоянство! Отказывается от меня уж и та, за которую я терплю поношение, что черезчур балую! И где теперь искать правды, не домышляюсь! Не знаю, с какой стороны теперь и подойти к тебе. Разсердилась.

Спрашиваешь, просить ли у Магд. прощения? Конечно, если в чем против нея провинилась! А если она ворчит без твоей вины, в чем же ты будешь извиняться? Если безвинно сердится, то пусть ее. А с тебя достаточно, если потерпишь ея немощь. Она, вероятно, тоже думает, что ты мне пожалилась на нее: а я тебя и не видал у себя! Вот как с вами ладить-то!

К содержанию

238. Силен Светодавец нас просветить

22 Декабря 1885 г.

Чертог твой вижду, спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в он. Просвети одеяние души моея, Светодавче!

Видишь ли? Одежда наша должна быть свет. И просветить темное силен один светодавец. И чертог есть свет–свет неизглаголанный, невообразимый, свет сладчайший, любвеобиль­нейший, пленительнейший. Кто его хоть раз в жизни увидел, тот незабудет его никогда. Любовь к сему свету, сему чертогу, сему Светодавцу так сладка, так жарка, неизреченна, безконечна, что этого жара любви реки и моря угасить не могут. И потому Лествичник говорит: «видел я некиих, одержимых пламенем плотской похоти, которые эту любовь перевели на Жениха своего небеснаго и перегнали прежде бывших впереди». Потому и мы с тобою не отчаемся: силен Светодавец и нас с тобою просветить и умудрить. А сами мы ничего не можем сделать. Но терпение наше посильное; но скорбение наше, но недоумение наше; но самую гниль нашу может очистить, разукрасить, просветить, облагоухать паче фимиама и кадила благовоннаго. Недаром же тебе был показан во сне светлый чертог мудрых дев, чтоб ты ободрилась и черпала оттуда силы в борьбе со врагом. Несть наша брань к плоти и крови; но к началом и ко властем и миродержателем тьмы века сего. Ты борешься, горюешь, изнемогаешь, а Господь прямо зрит в сердце к тебе, невидимо укрепляет, а ангелы восхваляют немощную, борющуюся девочку и плетут ей нетленные венцы, одного цветочка которых не стоит весь мир. Мир тебе!

К содержанию

239. Велика награда воюющим с врагом.

8 Января 1886 г.

Письмо твое, М., получпл. Но писала ты не весело... От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как велика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, живой, животворящий, веселящий за все эти скорби. Господь сказал возлюбленным своим: «в мире скорбь имети будете, но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никто же возьмет от вас». Значит, она будет вечна. А скорби развеются, как дым, как пыль.

К содержанию

240. Не горячись и терпи

17 Февраля 1889 г.

Мир тебе, М. Спасайся! Не горячись, моя родная! От пыли, кроме пыли, ничего быть не может. А от терпения: мир, свет, благодать. Ведь это все пройдет, как туман ранняго утра, лишь только солнышко взойдет. А наше солнышко скоро, скоро возсияет. В терпении вашем стяжите души ваша!

К содержанию

241. Не стремись мнять монашескую жизнь на мирскую

1 Декабря 1892г.

Мир тебе и спасение! Получил письмо твое и подивился: сколько времени прожила в монастыре и разума ни на грош не нажила. Господь устроил тебя так, что ни вкладу, ни особенных просьб не употребила и Господь принял тебя в Свою святую обитель, дал тебе уютный уголок, почетное близкое Богу послушание, и тебе все это ни по чем: в няньки лучше идти! Неразумная! А смотри, сколько теперь ищущих и неполучающих такого места, как твое!

Вот и теперь живет в Оптиной хорошая девушка, просится к вам и мать не принимает.

Ведь если бы ты понимала, какую болячку ты себе испрашиваешь, ты бы ужаснулась своему безумию! Нянек да кухарок теперь в Петербурге громадныя тысячи и никто их не ублажает и не уважает; а монахинь-то по пальцам сочтешь. И их уважают и ублажают. А ты этого не можешь понять. Знаешь ли ты, сколько насыпят тебе в душу всяких плевел, накладут зловонных зелий, и ты, не кто другой, а ты должна будешь исторгать их из сердца, выпивать чашу мирских наслаждений? «Дрождие его испиют вси грешнии земли». А ты избранное овча стада Христова, не тебе уготовано это «дрождие». О тебе и о подобных тебе Господь сказал: «не бойся малое стадо, яко Отец мой благоизволи дати вам царство.»

А ты, безумная, готова хоть сейчас променять царский венец на лобозину стеречь гусей!..

«Оставите бозумие и живи будете! Взыщите разума, да поживете!» Кто был царь Давид? И красен, и славен, и богат, а что поет? «Видех беззаконие и неправду во градех. Се–удалихся бегая в пустыню. Кто даст ми крыле, яко голубине?» А ты сама спешишь ощипать свои крылья голубиныя, чтобы пожить жизнью крыс и мышей! Жалкая! Просишь, чтобы я позволил тебе подольше пожить в Петербурге. На это я не имею власти и подпаду ответственности и перед Богом и перед людьми. И за то, что дозволил погостить в столице, мне уже достается. Недельку можешь прибавить и возвратиться непременно со своими сестрами. Да спасет тебя Господь!

К содержанию

 

 Письма к А. Л.

242. Пожелания в новый год

31 Декабря 1888 г.

Мир тебе, А.! Поздравляю тебя с новым годом, с новым здоровьем, новою святою жизнью. Верую, что все это постараешься исполнить. То есть будешь с завтрашняго дня жить и Бога благодарить, творя всегда молитву Иисусову, а не роптать, тяжб не поднимать, и считать себя худою, нехорошею, чтоб у Бога быть хорошею и со временем сделаться святою, невестою достойною Жениха Небеснаго Христа. В этом и будет и моя и твоя радость. Спасайся!

К содержанию

243. Учись открывать помыслы

27 Января 1889 г.

Мир тебе и благословение Божие! Письмо твое получил. Хорошо сделала, что открыла мне свои чувства, при виде той матери, которая испугала тебя своим взором. Теперь будь осторожна, а то она может причинить тебе большой вред. Избегай, сколь можно, ея. К ней в келью не ходи, и к себе, если ты одна, ни за что не пускай. Это тебе во время указал Ангел Хранитель. Мне очень приятно, что ты приучаешься открывать свои помыслы. Если и впредь так будешь делать, то многих избегнешь бед и скорбей. Многие из-за этого едут за несколько сот верст, тратят последнюю трудовую копейку, с какими неприятностями, в стужу, постоялые дворы, нечего поесть и попить, а все для того, чтобы получить вразумление и облегчение. Прочти у аввы Дороfея об откровении помыслов. Даже великие старцы ходили к более старшим и опытным отцам, научаться духовной жизни. Великий Антоний, будучи 95 лет, ходил к Павлу Fивейскому, которому было 115 лет. А мы с тобой что? Учись, дорогая моя дочка. А то и рада бы, да опоздаешь. Пиши чаще, в особенности, если обременяет что совесть, или какое недоумение, или скорбь–все пиши. Да будет на тебе благословение Божие от ныне и до века!

К содержанию

244. О тяготе душевной

7/8 Ноября 1889 г.

Мир тебе! Поздравляю тебя с днем Ангела. Нынче празднуются все пебесныя чины апгельские, купно с воеводою своим Михаилом Архангелом. А так как и мы с тобою носим сей чин ангельский: то и мы вместе с небесными торжествуем, веруя искренно и неизменно, что рано или поздно–покаянием или смирением; верою или чьими молитвами, будем их причастниками и сожителями и зрителями трисветлаго Бога.

Читал твою исповедь, писанную в последнем письме. Бог тебе простит во всех исповеданных тобою согрешениях. И аз грешный прощаю и разрешаю тебя. А что касается опасения твоего другим открывать, то это напрасно. А грехи твои я сейчас же оторвал от письма и уничтожил тот клочек, где они записаны... Жаль, что ты ослабела к Богу и к молитве. Впрочем, и со мною тоже бывало. То все отойдет, а то и придет. Уповай! Очень жалею о твоем плохом здоровье. Да и я после твоего письма так захворал, что только сейчас пришел в себя. И нынче, ради дня своего ангела, не служу. У тебя была «невыразимая тоска и скука»: а у меня такая тягота, мгла, бред, смятение и безсилие, что день и ночь только охал к ворочался. И вот тут-то представил себе адския мучения! И откуда только берется эта безконечность томления? Спрашиваю: «10 есть?» Мне говорят: «4 часа». Батюшки! Да как же я буду ночь-то проводить? Ну, вот и жду. По моему, теперь уж больше 10. Спрашиваю: «сколько?» Говорят: «пяти нет!» Да, страшно попасть в ад!

10 часов утра. 8 ноября. Эту ночь хоть и не спал, но не страдал. Слава Тебе, Господи! В 10 часов вечера Машу больную проводил. Лег спать–не спится. Начал в 12 часов службу Ангелам читать. Опять лег, опять не заснул, так маялся всю ночь. Теперь слава Богу – ничего! Только, не хуже тебя, ни молиться, ни трудиться не могу. А уж какая прекрасная служба Ангелам-то! Мир тебе и спасение!

К содержанию

245. Нужно и о других подумать

8 Ноября 1892 г.

Ох, А.! Не знаю, что мне только делать с тобою!.. Безумная N что-то там сказала, назвала гордою, а мы сейчас в отчаяние, из монастыря вон...

Я ж тебе говорил, что теперешняя вся переустройка может быть кончится ничем. Я ж тебе отдал весь верх,– и тебе все тесно. Нужно же и о других подумать, и другим хочется спастись, да не умеют. И враг кознствует, и у самих немощи; а мы с тобою помогаем врагу, и в минуты смущения добиваем немощных, вместо того, чтобы помочь им. «Аще обратиши нечестиваго от пути его, аки уста мои будеши». Ведь вон какая высокая доля, спасающим других. А мы, по грубости и глупости теряем эти драгоценные случаи и думаем только, как бы себя-то успокоить! Как свою-то честь (то есть ложную–честолюбие) соблюсти и остаемся ни с чем, ни у Бога, ни у людей не приобретя пользы! Мир тебе!

К содержанию

246. Болезнь врачует душу. Не оправдывайся, а укоряй себя

25 Марта 1893 г.

Мир тебе! Слава Богу, если ты при­об­щилась. А что больна–не беда; грешным людям это очищение; как ржа от огня очищает железо, так и болезнь врачует душу.

Что касается до мнения моего о тебе, тебе это доказывать лишне, потому что дела мои доказывают, что я не имею ничего против тебя. А если замечаю в тебе недостатки–так и говорю. Это моя обязанность, а твоя–с верою принимать от отца твоего и хорошее, и худое. Не спеши оправдываться, ибо читала ты у Аввы, с праведным, т. е. с оправдывающим себя, диавол сочетавается. А лучше старайся укорять себя. Это во всяком случае спасительно...

Спасайся, т. е. терпи!

К содержанию

247. Не унывай

Спасайся, А.! Молодая монашка, благоговейная Божия послушница; Господа Иисуса Христа любимица и слуга! Не унывай, юная подвижница! Тебя злой враг хочет застращать на первых порах–а ты его не слушай. И говори: Богу пришла я служить; ради умершаго за меня нести скорби и труд; пришла в монастырь терпеть и помучиться, чтобы вечно со сладчайшим Иисусом царствовать и наслаждаться и ликовать со всеми от века святыми и Ангелами. И так, потерпим здесь временно, чтобы там царить во веки и веки веков!

К содержанию

248. Совет Св. Петра Дамаскина

Мир тебе и спасение! Про сон никому не говори. А батюшке Амвросию обясни. И слишком радостью не увлекайся. Св. Петр Дамаскин учит: «когда придет радость, представляй себе печаль; а когда обыдет печаль, возбуждай радость». Так и будешь сохранена от прелести и от отчаяния. А теперь помолись Богу и положи пять поклонов, приговаривая:

«Святии мудрии пять дев молитесь о мне грешной!» А потом, собравшись с духом, вздохни к Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери и пиши этот сон! И пришли его мне.

К содержанию