Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ни­че­го нет к нам бли­же, как смерть! И где бы ни слу­чи­лось окон­чить жизнь свою со упо­ва­ни­ем на Бо­жие спа­се­ние и опу­ще­ну быть в мо­ги­лу, вез­де Гос­под­ня есть зем­ля!

преп. Антоний

Все мы те­перь жи­вем и хо­дим пос­ре­ди се­ни смерт­ной, ибо смерть не за мо­ря­ми, а у каж­до­го за пле­ча­ми. Стра­шим­ся за смерть од­но­го и дру­го­го, но мысль о исп­рав­ле­нии сво­ем от­ла­га­ем впредь, ког­да язык наш не­мо бу­дет го­во­рить.

преп. Антоний

В ка­ком мес­те наз­на­че­но от Гос­по­да че­ло­ве­ку уме­реть, то, хо­тя бы был он за гра­ни­цею за мно­гие ты­ся­чи верст, неп­ре­мен­но при­бу­дет он к мес­ту сво­е­го наз­на­че­ния, и в свое вре­мя, ибо по­ве­ле­ние Бо­жие вы­пол­ня­ет­ся в точ­нос­ти.

преп. Антоний

Письма к С.

294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою

Поздравляю тебя, Серафимочка, с наступающим праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Никогда столько не прилично пожелать кому мира, как в дни сии, ибо на то Христос и родился, чтоб принесть мир на землю. Поэтому, кто ропщет, недовольствуется своим положением, тот не чувствует праздника сего. И ты, если заметишь в себе сей недуг неверия, оставь его. И Господь наградит тебя. Советовался я о тебе и с батюшкой Амвросием: велит подождать. Потерпи, родимая. А нетерпение ни­кому неполезно. Ведь ты не брошена на снег, как какая-нибудь болгарка, а в уголышке родительском сидишь, и в кругу родных. И Бог с тобою всегда, так и глядит в твое сердце: что ты там думаешь? И любишь ли Его? И согласна ли терпеть все, Его милостиваго ради? А если выищешь случай, пожалуй, приезжай к нам. Но только местечка тебе еще не прибрали. Будь же мирна! И Бог будет с тобою во веки. Чего желая тебе, остаюсь искренний твой благожелатель.

22 Дек. 1877 г. Скит О. П.

К содержанию

295. Терпи скорби и будь откровенной

27 Марта 1878 г.

Многоскорбная С. И в миру тебе все были скорби, и те­перь скорби. И в Святом Писании сказано: многими скорбьми подобает нам внити в царствие Божие. А тебе разве не хочется туда войти? Терпи, матушка, благодари Господа, что Он сподобил тебя Своей чаши вкусить. И спасет тя.

Жаль мне тебя, что все не доверяешь мне, С. Все тебе не хочется открыть свои немощи и нужды. А пора бы быть откровенною...

Мир тебе!

К содержанию

296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо

14 Июля 1878 г.

Преподобная послушница, С. Мир тебе и благословениe от Господа! Письма твои все –и новыя и старыя,–все прочел. И из всех вижу, что ты меня не слушаешь, то есть не обозначаешь на письмах: когда они посланы–ни месяца, ни числа. И потому пишу тебе–исправься! И вперед обозна­чай число и месяц. И о себе пиши искренно и нелицемерно, то есть, есть ли хорошо, то так и пиши хорошо; а несовсем, так и пиши.

А на клирос, пока сила есть, ходи, а там увидим. Иногда увидимся, тогда переговорим хорошенько.

К содержанию

297. Спасение в терпении и смирении

4 Января 1879 г.

Поздравляю тебя с текущими праздниками и с новолетием. Желаю тебе от души, многоболезненная и многоскорбная, сестра о Господе, терпения и смирения, в которых и заключается спасение. Очень скорблю о тебе, что ты так страдаешь. Впрочем, и Господь страдал, да как еще!

Показать болезнь доктору, Бог благословит! Я бы тебе не советовал в твоей прежней болезни этого делать. А в серьезной можно. Только чтоб осматривал лекарь при Еликониде или при ком еще.

К содержанию

298. В скорбях сокровена милость Божия

11 Июля 1879 г.

Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спастися невозможно.

В скорбях сокровена есть милость Божия! Так учат св. Отцы. Терпи, и ты спасешься.

К содержанию

299. Не забывай заповеданнаго тебе

15 Октября 1879 г.

Спасайся, сестра о Господе! Не забывай заповеданнаго тебе. Особенно–молитвы Иисусовой, и толкования, что в скорбоях сокровенна есть милость Божия. И чем значит больнее, чем глубже хватает за сердце, тем больше пользы для души, тем больше милости Божией. Верно знай и веруй, что неизбежно всем имеющим наследовать жизнь райскую, вкусить от горькаго древа искушений, но за все это воздается сторицею. По множеству болезней утешения Твоя (Господи) возвеселиша душу мою.

К содержанию

300. Самоукорениe легче всх добродетелей

17 Октября 1879 г.

Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближняго, и бу­дешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Само­укорениe легче всех добродетелей». А Исаак Сирин го­ворит, что «смирение и без дел может спасти человека»...

Молись, трудись, терпи, и больше всего смиряйся, и повторяю будешь Серафим. Св. Исаак Сирин пишет: «собрание смиренных есть собрание Серафимов».

К содержанию

301. Скорбишь неведомо о чем

11 Января 1880 г.

Преподобная, высокоскорбная, многострадальная, многоболезненная... письмо твое получил: а скорби твои великия, я признаться, и не понимаю. Ты, кажется, больше всего скор­бишь о том, чего и сама не знаешь, чего и я не знаю, и, кажется, никто не знает, а что может случиться, то есть тебя могут взять куда-то, можешь заболеть и проч. и проч.– что и со мною может случиться, и со всяким, но о чем всякий благоразумный загоде не плачет, а ждет, что пошлет ему Господь. А что Господь пошлет–хорошее ли, ху­дое ли, с радостию принимает, и старается по силе терпеть. А не стерпит–кается в малодушии. А мы с тобою замалодушествуем, еще не видя беды или скорби и скорбим прежде, чем придет скорбь. Христианка, живи по-христиански. Веруй в Бога, создавшаго тя и приведшаго тя в число избранных своих овечек. В число возлюбленных своих невест. Каковою ты теперь и записана на небесах. А скорби теперешния твои, (как я недавно писал одной) есть твое приданое Жениху твоему Возлюбленному Иисусу. Не брыкайся же, когда суют тебе целую пазуху драгоценнаго приданаго.

К содержанию

302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских

13 Марта 1880 г.

Преподобныя сестры, новыя подвижницы, не долу на земли легающия, но на одрех возлегающии, спасайтесь!

Еще пропойте на глас 3-й: «Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, сестры, от всякия скверны. Светодавцу поюще».

Читали вы это, сестрицы, или нет? А я вам писал: про­пойте еще вот что на гл. 3-й: вы, кствти, не были в понедельник в Церкви: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложениe, похотей отлучение, оглаголания лжи и клятвопреступления–сих оскудение пост истинный есть и благоприятный». Значит есть надежда не погибнуть и лежа на постели? Да! Соблюдите означенное и не погибнете. А то-то бы хорошо и дивно: на постели да до раю доехати. Впрочем, кто смирится, то, наверно, можно сказать–доедет до раю. Только пусть укоряет себя, а не других. С больных нечего взять. А об энтих-то страшных, престрашных вещах, что стучатся к вам в окно, что чашки бьют, да бутылки с деревянным маслом колотят, мы с батюшкой говорили. Батюшка благословил вам отслужить молебен всем Святым, которым посвя­щены все ваши храмовые престолы. Значит прежде Честному Кресту, Покрову Пресвятыя Богородицы и так дальше, по ряду. К ним прибавить св. мученика Конона. Да я советую еще прибавить священномученика Киприана. И будьте мирны. Пройдет скоро все! Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только, как детей, пугает. Свиньи целый легион не смел коснуться: вас ли, Божиих послушниц, тронет? А ты С., не имеющая терпения, хоть лежа вопий: «Господи, Владыко живота моего... дух целомудрия, терпения, любве даруй рабе твоей». Теперь благовременно так молиться. Так и спасайтесь. Послужи болящей теперь Саше; а главное услужение есть понести немощи душевныя, а потом и делом должны служить друг другу, честию друг друга больше себе творяще.

Да ты, Саша, может быть и выздоровела? В таком случае учись и ты терпению, смирению, посту. А больше всего избегайте соревнования. Где мир–там Бог. И аз с вами духом. Мы все равны перед Богом.

К содержанию

303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы

7 Апреля 1880 г.

Получил я на прошлой неделе письмо от твоей матери, где она просила разрешить: может ли Ольга (твоя тетка, что ль?) мужу дать полное доверие на торговлю? Что муж ея пить перестал. Батюшка решил, чтоб подождать годок.

А как твоя, Серафимочка, торговля духовная? Много ли приобрела? Т. е., много ли скорбей потерпела? Много ли старалась успокоить соживущих сестер? Много ли укоряла себя? И похваляла внутренно сестер? Если хотя мало ты в этом потрудилась–благо тебе! А если не так готовила себя, укори себя и начни. Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, т. е. на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное–держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а в начале, правда, иногда бывает и трудно.

Да и в совершении посильных наружных молений и чтений, вам обоим, как единодушным, нечего много стес­няться друг другом. Если одна изнеможет и лежит, дру­гая, ни мало не стесняясь, клади поклоны или читай, или Иисусову молитву читай. Вслух читаемая молитва пользует и лежачаго.

К содержанию

304. Как жить дома

1 Июня 1880 г.

Мир тебе и благословение Господне! Получил письмо твое из дому, но поздненько; я ждал раньше. Слава Богу, что доехала благополучно. Отдыхай, высыпайся, к утрени пока не ходи, молоко пей и мать утешай.

Писать ты, как вижу, пока не учащаешь, значит, тебе не скучно. Дай, Господи; а то ты все вздыхаешь да скорбишь. Впрочем, хорошо там тебе, нехорошо, а писать изволь, ма­тушка, почаще; а когда бывает скучно, возьми св. Авву Дорофея, забейся под куст и почитывай. Да молитовку-то, молитовку-то Иисусову не забывай. Се время благоприятно...

К содержанию

305. Как жить в келье

3 Сентября 1880 г.

Мир вам и благословение! Теперь Бог благословит Ан–сии в Москву. А ты, матушка Серафима, оставайся ке­лейницей–настоящей келейницей Саше. А ты, Саша, будь помощницей–настоящей помощницей Серафиме. Вот и будет мирно. Серафима хорошо делала, что помогала Ан–сии (старухе–келейнице), я с этим намерением и поместил старушку, чтобы вы обе не слишком деликатились келейни­цей и сложа ручки глядели, как она бегает и моет. Было бы тогда вам и стыдненько, а то нет, нет, да и сами подметете лестницу и водицы принесете, а чтоб не надор­ваться, достаньте кувшинчиков маленьких. А в случае недугов, подзовите бочку, накачайте воды и спите. И Саша пусть не отстает от прочих, хотя и трудно ея старым костям нагибаться и тарелки мыть, но все же лучше, чем так страдать от уныния. А если меня послушает, то и жизнь ея будет веселей. Теперь вижу, что вы советов не помните, и потому напоминаю данныя вам правила новою запискою....

К содержанию

306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина

24 Ноября 1880 г.

Преподобная сестра, мать Серафима!

Поздравляю тебя в новом твоем звании, с новым чином, новым житием, Ангеловидным пребыванием. «Да возрадуется душа моя о Господе. Облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Блаженна ты дщи, что Господь избрал тя, возлюбил тя, увенчал тя ангельскою ризою, как невесту свою, и сопричислил тя к честному и избранному стаду своему: не бойся, малое мое стадо, яко благоизволи Бог даровати вам царство.

«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея. Предста царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, и преукрашена. Приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев».

Желаешь правила для новой жизни. И какое же тебе дать больной? Держись всеми силами за Иисуса, возлюбленнаго Же­ниха своего, и будет с тебя. Твори молитву Иисусову умом, голосом, шопотом, как только можешь. А другия чтения и поклоны,–когда будешь в силах.

К содержанию

307. Поздравлениe с Рождеством Христовым

24 Декабря 1880 г.

Христос рождается, славьте! То есть пропойте так голосом и прославьте Христа. А там мыслию поразсудите, как это невместимый поместился в яслях, как это страшный херувимам и серафимам в объятиях Девы? Держащий ру­кою небо, лежит в вертепе? Поистине, таинство странное и преславное! Так и славьте Господа! А потом делом т. е. любовию друг к другу славьте!

К содержанию

308. Не тяготись выговорами

15 Января 1881 г.

Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скорби – писал Св. Апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет от меня скорбь? Оказалось, что не жалует меня мать Серафима со скорбями, а только с утешениями любит. Лишь только прочел ей урок, и стал жесток, и Саша виновата, и иные. Да что ж я тебе обидного-то? Чем опозорил? Ужели и от меня ты не можешь принять выговоров? Ну, и напрасно: да разве с тебя взыскивают неустойку? Разве кому доносят?

Положим, сказали мне, и сказали неосновательно: но кому же сказали? Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе.

Пожалуй, я не буду обижать тебя, т. е. замечать тебе. Я тебе говорил прежде, что ты сама себя не понимаешь: но ты настолько считаешь себя разумною, что мнения свои ставишь выше других. И за что ты на Сашу так осердилась? Ну, она ошиблась, ну, наврала; но все же не скажешь, что она желает тебе зла. Она ошиблась, а ты непогрешима?

Оскорбляться на тебя–я не оскорблялся. Ты это сама со­чинила, и по-прежнему к тебе душею расположен, конечно, я не думал, что вы так скоро разссоритесь, и году не про­жили, и мне это больно: но все же знаю я твои немощи. Жаль, что и сама ты за собою не замечаешь обидчиваго характера своего–что я еще здесь с тобою испытал. Скажу слово спроста или в шутку, ты вспылишь, и я конфужусь. Но все же говорю–это человеческое, и я к тебе ни на иоту не изменился. Только прошу тебя–не рюми. Слезы твои не только не полезны, но и глупы... Оставь глупости, слезы и гнев. Грех! Мир тебе!

К содержанию

309. Что значит спасти душу

25 Января 1881 г.

Мир тебе и спасение!.. Привык я часто получать от вас письма, а теперь, давно не получая, не знаю, как вы там живете. Дай Бог, мирно. В мире, место Его. Где мир– там и Бог.

Где Бог–там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие–там и диавол. Где диавол–там и все губительное, гордое, враж­дебное. В терпении вашем стяжите души ваша. Поэтому, не ослабевай, не унывай, если встречается тебе случай стяжать свою душу. Стяжать душу свою, значит дать ей то значение и место, какое ей назначено Богом, т. е. быть царственною, Богоподобною, преподобною, святою. А отпасть от сего, зна­чит погубить свою душу. Кая польза человеку, аще и мир приобрящет, и отщетит душу свою. И потому всегда на 1-м плане имей пользу душевную свою о других, а потом уже необходимое телесное, удобства, спокойствие, и пожалуй, временем, утешениe. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя! К больной сходить иногда можешь.

К содержанию

310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами

12 Октября 1881 г.

Тебя безпокоят искушения бесовския. Без этого нельзя. Кто не терпит искушений от сестер, тот должен терпеть от бесов. Прочти об этом у Лествичника. А то в свое время те, которых теперь трут да потирают, явятся светлыми и белыми, а затворницы предстанут, каковы и были прежде... Терпи, матушка! Все терпи–будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться, мир потеряешь; а с ним и спасение...

К содержанию

311. Укоряет за постоянное недовольство

9 Апреля 1883 г.

Письмо твое получил. Все-то ты забыта. Не пишу тебе каждую неделю. Да где ж мне взять времени? Написал двум письмо–нет, это Саше, а мне особо, как знаешь. Да ведь вы сами же говорите, что любите и жалеете меня,а в такое-то время и письмо-то ваше прочесть уж труд и болезнь. Да такия письма, как ваши! Вечное недовольство, вечное разстройство. Ты сама сколько раз твердила: теперь буду терпеть и отходить: а на деле, сама к ней лезешь. Ну, лежит, и пусть лежит! Уж мало меж собою, и мне упреки, что в монастыре оставил, что обещал да не исполнил.Я думаю–я сам ездил по Ливнам да по Калугам разыс­кивать себе дочек! И ждал от них великих выгод! А я свидетельствовал и тебе, и Саше, что душевно желаю вам лучшаго, т. е. чего желаю себе. Видел, что можете жить при моем пособии, как многие многие живут, и как я жил, но вам нужен комфорт. Келейница неспособна, и Н. была не­способна, и П. была неспособна. Остались только вы способныя! Остается только вам по горничной дать. Старыя нехо­роши–черезчур много знают; молодыя нехороши–черезчур мало знают. Вам бы такую дать, чтобы все знала и во всем потрафляла. А сами всезнайки, образованныя, друг другу угодить не можете. Так покажите сами-то пример угождения и любви. С себя начните!

К содержанию

312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься

11 Апреля 1883 г.

Получил я письмо твое, С. Ты все печешься и скорбишь о П., как бы ее выучить, а я все забочусь, как бы тебя обучить. Сколько ни говорил, чтобы ты поучилась складу письма и хотя сносному писанию букв–не тут-то было: чем дальше, тем хуже. А касательно духовных дел и не го­вори: ни на каплю смирения и терпения не прибыло. Все П. не умеет, а ты-то зачем не умеешь? Саша ни разу на нее не жалилась. А тебе Н. не угодила–много знает, П. молода–мало знает. А ты все знаешь и не творишь самого нужного, т. е. душевнаго. Даже и на меня вознеслась: «не пишите так строго мне–а то захвораю». Хороша монахиня!

Учить я не запрещаю, это доброе дело–век живи, век учись, но только начни-то с себя. Ты мне дороже П.! П. можно сослать–вот и все: а ты моя присная. Мир тебе! Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово! Многогр. И. Анатолий

К содержанию

313. Не ропщи на монастырскую жизнь

27 Марта 1884 г.

И опять я остаюсь виноват, что засадил тебя в мо­настырь. А я ждал за это благодарности. Что хоть Бога-то поблагодаришь за толикую Его к тебе милость!.. Что ты со­грешаешь помыслами, за это Бог простит, когда каешься; а вот когда скорбишь, за чем променяла Сладчайшаго Иисуса на мужика, за это потерпишь. Ты все представляешь, как муж кормил бы тебя блинами и тыквою, а обратной горькой стороны не хочешь видеть.

И будто у мужа, какой бы он там ни был, больше сокровищ и наслаждений, чем у Творца неба и земли?.. Не ропщи! И старайся зреть свои прегрешения! Будь благодарна Богу и С., терпи и люби!

К содержанию

314. Не выносишь правды от тщеславия

Что ты поздоровела, слава Богу! Только будь благоразумна вперед. Я тебе и прежде говорил: не усиливайся в цер­ковь понуждать себя. Ты не от лени сидишь дома, а с немощнаго Бог не спросит. И правило, как можешь, так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади. Я и сам так поступаю. Что касается укоризн от сестер, я говорил, и сто раз повторю: ты без них пропадешь. Если ты до такой степени тщеславна, что правды слышать не можешь, то что бы было, если бы этой немощи нельзя было подметить у тебя. Ведь в самом деле не богачка, в самом деле немощная! Так нет, не смей так говорить!.. Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь и будет мир. А станешь воздавать злом за зло,–то и мир отступит, и Бог оставит самосудку. Где мир–там Бог. «В мире место Его».

К содержанию

315. На своих не надейся, а жди от Бога

О домашних и на домашних не скорби. Пошла к Богу, и жди от Бога. Он надежнее всех князей и сынов человеческих. И настоящею жизнью не увлекайся. Спокойна– благодари Бога, скорбна–опять благодари Бога. И жди всегда милости Божией.

К содержанию

316. Без скорбей не выучишься монашеству

Безтолковая ты, матушка С.! Когда ж ты будешь походить на монахиню-то? Сто раз тебе говорил, что скорби твои– комар укусил. А ты воюешь, точно жизнь твоя на волоске.

Ведь ты учишься и скажу тебе за тебя, что желаешь– именно желаешь обучиться монашеству, а скорбей не же­лаешь. Как же ты обучишься?

Нет, матушка, Свящ. Писание говорит: даждь кровь и приими дух. А то ты, вижу, лакома до золотых крестов, которыя висят на шее; возлюбленная моя, если любишь этот крест, то повиси прежде сама на кресте. Сам Иисус –Бог сначала пострадал, тогда и прославился.

А ты разве лучше Его?

К содержанию

317. Учись монашеству. Не скучай о родных

Христос Воскресе! Матушка ты моя, свет Серафимочка! А я до сей минуты все думал, что ты не шуточная, а истин­ная, заправская, ангелоподобная монахиня. А ты просто девочка, да не простая, а настоящая деревенская, для которой, чтоб она не плакала, непременно нужен пряничный петушок или сосочек. Да как же ты будешь считаться в лике-то ангелов? Да как же теперь величать-то тебя? И родныя тебя забыли, и батюшка духовный туда же! А я тебя помню и очень помню, тебе грех!.. Да когда же мы будем учиться монашеству-то? Или уж не будем? Нет, матушка, надо! Дала клятву,–держись; не радуй врага-диавола. Не ищи, что тебе не дается. Какого ты утешения ищешь от мертвецов? Остави мертвых, т. е. мирских, хотя бы и родных, но все же мирских, погребсти своя мертвецы. А ты сиди в келлии и плачь своего мертвеца, т. е. себя; т. е., что ты взяла одежду и нрав монахов, –а не монахиня. Иже любит отца или матерь, или сестру, или брата, несть Мой ученик, сказал Спас наш. А ты разве не Его ученица? Разве не по­клялась вечно следовать за Ним? Сказано в писании: оставите безумие, и живи будете.

И ты оставь свои капризы. Ты ведь воображаешь, что тебя мучит нелюбовь родных, а у тебя просто ревность, что Сашу снабдили всем, а тебя нет. Потому я и увещаю тебя, живи с С. попроще; она девочка, хоть и с капризцем, а все-таки тихая, разсудительная, благоговейная. И тебе– грех не ладить с нею. А чтоб у вас не было с нею размолвок да недоразумений–этого нельзя, и ты не ищи невозможнаго. А знай, насколько потерпишь ее, настолько у вас и мир.

К содержанию

318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова

... Ты опять больна? Значит, ты не помнишь моего лекар­ства. Я тебе говорил: твори постоянно молитву Иисусову и будешь здорова. Ведь я тебе не с ветру давал этот совет, а испытавши хорошо на деле. Правда, что поболеть молодому человеку полезно. Но еще лучше здоровому служить телом и духом Богу.

К содержанию

319. Самый лучший пост. Будь откровеннее

Письмо твое получил. И пишу теперь же ответ. Позд­равляю тебя с новосельем. Видишь, как матушка тебя любит. А уж, если скорби тебе нужны ради вечнаго спасения, то никто тебя от них не избавит и никуда от них не уйдешь. Ну, вот ты ушла от сестры А. Е., дали другую хорошую:–рука заболела и голова. Что чего лучше?

А потому терпи и спасешься. Что ныне пели в церкви на стиховнах? «Вскую унывающи душе моя, греху работаеши? И вскую, немощна сущи, ко Врачу не прибегаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный».

«Возстани, омый лице твое покаяния слезами и елеем благотворения свещу просвети: яко да обрящеши от Христа Бога и велию милость». А для новоначальной монашенки са­мый лучший пост, самая высшая добродетель есть, терпеть все, что Бог пошлет. Еще замечу тебе,–будь откровенна. Как же это ты там страдаешь и мне не пишешь, «боясь, что Бога оскорбишь». Да ведь, матушка моя, если Бога оскорбишь, да покаешься духовному отцу, Он, то есть Бог, и простит согрешениe и оскорбление Его теб. А то ты страдаешь, и не каешься–а конец-то выходит гнилой. До истерики и дошла!

А ты уж не бери высоко, а живи посмиреннее да пооткровеннее. Ведь ты пришла учиться монашеству: кто ж тебя осудит, если погрешишь? Ты просишь меня, чтоб я испросил у Бога терпения, да какая ж ты неразумная, Серафимочка? Просишь себе горсточку терпения, а у самой целая пазуха этой драгоценной добродетели! Ведь терпению учиться– не значит–вычитывать да разспрашивать, а просто-на-просто: болеть. Приболишься и будешь терпелива. И будешь настоя­щая монахиня! Потому-то Господь и сказал: «претерпевый до конца спасется»! Мир тебе! Не будь ангелом по одному имени, но житием, и будешь там во веки веков с Сера­фимами.

К содержанию

320. В чем истинный пост

Мир тебе, С.! Еще поздравляю тебя с постом! С настоящим постом! Ты уже вкусила постной пищи, которая, пожалуй, не очень тебе по нраву. Но что ж делать. И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих,–и какия неисчислимыя тысячи их–тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят, и больше. Нам ли христианам,–наследникам сущим вечнаго царства, не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения.

«Время веселое поста, тем же чистоты световидныя, и «любве чистая, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло воззопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистых «сердцем тебе поклонитися сподоби нас!»

Видишь ли Серафимочка! Теперь ты не мирская девушка, а стоишь в числе монахинь–невест Христовых. И по­тому должна знать не букву только, но и тайны царствия. Ведь не есть хлеба и не пить воды или чего иного, не есть еще пост, ибо и беси не ядят и не пьют совершенно ничего. И все-таки злы и Богу ненавистны. Нам же пост есть (как поет Церковь) злых отчуждениe, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучениe, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих отчуждение – пост истинный есть и благоприятен». А у нас с С. не то, что сих великих добродетелей, а даже и терпения того, что Бог посылает, не имеется! Да, С–очка, ты вся в меня не­терпеливая. Таким людям трудно жить. Это я знаю по опыту. Все это правда. Но и то не солгу, если скажу, что по милости Божией, я четверть столетия кое-как прожил в обители. Почему знать, может быть, ты еще больше про­живешь, при всем своем нетерпении. Да, проживешь. Верно проживешь, если смиришь себя, т. е. скажешь себе и Богу: я немощна; я не могу быть монахиней, ибо уж очень не­мощна, но желаю быть монахиней, помоги мне Иисусе! И Матерь Божию Пречистую как можно чаще призывай–и спа­сешься. А внешния скорби и неприятности–все отлетят, как высохшая глина от платья...

К содержанию

321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго

Поздравляю тебя, С., со вступлением в избранное и воз­любленное Господом нашим стадо, в число невест Божиих. Блюди себя, живи достойно новому своему званию; а звание сие высоко, о нем говорит Апостол: «вы есте граждане Иерусалима Небеснаго, царское священиe, язык свят, люди обновления». «Жительство ваше на небесех есть». А небесное жительство – вернее небесное царствование, чем достигается? Святое Писание говорит: «многими скорбьми подобает нам внити в царствие небесное».

А потому, если обимут тя скорби – радуйся; ибо ты тогда идешь истинным путем. А кто не отбегает от скорбей и несет оныя по силе, тот и получит царство вечное.

На возвратном пути мать твоя была у нас, и порадо­вала, что ты мирна и даже весела. Старайся по силе быть в мире душевном; ибо о Боге сказано: «в мире место Его».

То есть, Бог Сам живет в том человеке, у котораго мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем оныя имей– вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторыя добродетели: тогда прощай мир душевный! Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение!

К содержанию