Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За гор­достью, слов­но по сто­пам ее, всег­да идет блуд.

преп. Варсонофий

Раз­ве есть бла­го­род­ная гор­дость? Ее нет, а есть од­на толь­ко гор­дость бе­со­вс­кая.

преп. Моисей

Еже­ли ты с сест­рой род­ной жить не мо­жешь, то и с Ан­ге­лом в раю, по­хо­же, что не ужи­вешь­ся — по гор­дос­ти.

преп. Иосиф

Письма к А. Л.

356. Проходи набранные уроки делом

2 Декабря 1880 г.

Мир тебе! Мир и благословениe Божие! Получил письмо твое из Е. от 27 ноября. Значит-таки доехала. Радуюсь. Теперь ты возвратилась из дальних странствий не без запасов знаний... Начнем спасаться. Уроков набрала себе в Оптиной целую пазуху. Исполняй делом... Главное–помни сказанное тебе мною изречение Св. Исаака Сирина: «Для юных охранение паче дел». Так и ты от своих родичек, если сердце чувствует вред, убе­гай, улепетывай во все лопатки. Сказано в Писании: юный на брань да не ходит... Четки носить можешь под прикрытием. Но чтобы не носить их без ума, знай, что оне–суть выражение того, что в сердце, т. е. имени Иисуса. Как круг четок безконечен, так и имя Христа всегда зовется.

К содержанию

357. Рождественское пожелание понимать цену мирских радостей

21 Декабря 1880 г.

Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп: Престол Херувимский–Деву; Ясли–вместилище, в них же возлеже Невместимый.

Истинно – чудо ужасное! И Херувимский ум ужасается– как это могло быть? А между тем–это было! И какое из сих чудес чудеснее–ум отказывается уразуметь, Цепенеет... Да, великое утешение св. Церковь даровала умному человеку. Так вот цельный век и смотрел бы в бездну этих трех строчек. А сколько еще перлов разсыпано в духовных церковных песнях! Но земной ум не жалует этих драгоценностей: ибо понять их не может. Что пользует петуху неоцененный рубин? Ему надо горошину. А нам доставляет утешение–попрыгать по паркету, как ка­кому козленку; нам бы похохотать до лому затылка, нам бы рожу какую надеть, замаскироваться, и сколько еще есть глупостей и нелепостей, поглощающих этот световидный дар неба–ум наш. Впрочем, это я пишу не с тем, чтобы ты, моя искренняя, все рожи и бальныя принадлежности разбросала, и тем огорчила бы и родных и чужих. А так говорю, чтобы ты знала, что творишь. И уж если набедокуришь, то исповедалась бы Господу. И Он простит тебе. Вот тебе мое приветствие на грядущия празд­нества и новолетие! Не поскучай, если гостинец покажется непривычным зубам твоим жестким. Чем богат, тем и рад. А богат я искреннею моею к тебе преданностью, видя великую о Господе любовь твою ко мне недостойному. С таковою преданностью и пребуду навсегда и в будущие годы, и во веки, только не затеряй, не забывай разума, памятуя, что ты христианка!

К содержанию

358. Как молиться при домашних. Об истинном покаянии

27 Января 1881 г.

Здорова ли ты? Писала, писала, да вдруг и замолчала. Или голова твоя закружилась от шума и чада удовольствий и праздников? Во всяком случае пора бы подать весть о себе. Впрочем, есть у меня твоих чуть ли не два письма неотвеченных... В письме, кажется, от 25-го Декабря пи­шешь–сегодня была одна ужасная история, а меня ни исто­рически, ни аллегорически не известила, какая это была история. Очень желаю знать–она касается тебя? Еще, помнится, писала ты, что затрудняешься исполнением молитвы и чтений, так как не одна в комнате. В таком случае оставь обрядовый чин, наприм., читать перед св. иконами, со све­чей и проч., а делай проще: или ходя, читай и молись, или уткнувшись в уголок или где в передней. Я как-то с жидами ехал на пароходе по Днепру. Их было большое число пассажирами–они нас нисколько не стеснялись. Го­ворит он, напр., с тобою, но вот настал час, и он без церемонии обращается к нам задом, утыкает нос в столб, стену, и во что попало и начинает свое дело. А ведь с тобою-то родные, а не разноверы. Конечно, надо стараться, чтобы не подать повода к насмешкам.

Еще ты открываешь мне что-то новое. Пишешь: «Не могу так каяться, чтобы раскаяние могло дойти до Бога». Ишь ты, хитрая какая! Узнала секрет, когда раскаяние ея дохо­дит до Господа, а когда нет! А я вот около 30 лет твержу духовную азбуку и доселе не могу узнать, когда мое раскаяние доходит и когда нет. В случае–открой секрет. А я и до днесь считал, что один Сердцеведец знает цену покаяния.

Иначе как же сказано: «елико отстоят востоцы от запад, толико совети мои от советовь ваших, и путие мои от путей ваших».

Желаешь знать, надоела-л, ты мне своими письмами? Очень нет. Особенно, если будешь писать покрупней. И касательно исправления жизни–не смущайся. Если не можешь быть хорошею христианкою, так и скажи: «Господи, я не хорошая. Прости меня!» И будет хорошо. Чего тебе от души желаю.

К содержанию

359. Чему учит басня: Стрекоза и Муравей

19 Марта 1881 г.

Что с тобою? Ты в отчаянии... Столько ты читала, столько я тебе говорил и писал, и ты до сих пор не познала самой простой, самой ясной истины, что древо зло не может приносить сладких плодов, и горький источник давать приятную воду.

Вчера или 3-го дня о. М. сказал, что ты там все пля­шешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова: «Стре­коза и Муравей». К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста–все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, т. е. помнила бы, что за сладостию–разслабление, за мирскою веселостию–скука, за пресыщением тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом.

На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих подается и разсыпается, как песок. Потому-то св. Церковь, наша учительница, и поет: «Кая сладость бывает печали не прича­стна? Кая ли слава стоит на земли непреложна? Вся сени немощнейша! Вся соний прелестнейша!» И Крылов, светский писатель, сказал свою «Стрекозу» не тебе одной и не мне, а всему свету, т. е. кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней. Отец твой, может быть, и добрый, и умный человек, но видно только по части коммерции, а ни в Свящ. Писании, ни в философии никогда не упражнялся. Иначе не стал бы так безтолково вести детей и сушить зноем светских удовольствий, только еще распускающиеся цветки. Он спешит вас сделать гражданами Ел–ими, а о том, чтобы вы были гражданами Горняго Иерусалима, он не заботится. Говорю это не к тому, чтобы подорвать в тебе любовь и почтениe к отцу–помилуй Бог!–вся наша забота, вся наша жизнь на то, чтобы внушать любовь и почтениe к родителям, а к тому говорю, если не заботится о твоей душе роди­тель, заботься сама. Прибегай к Богу и Пречистой Его Ма­тери и св. Угоднику Божию Николаю. И мир Божий да будет над тобою, и аз грешный всегда памятую о тебе.

К содержанию

360. Окончательнаго решения не бери, а попробуй погостить в монастыре

2 Апреля 1881 г.

Письмо твое я получил. Ты все мятешься и унываешь. Точно на бойню хотят вести тебя! Да с чего ты взяла! Ты теперь человек совершенно свободный. Будь у тебя муж, тогда совсем бы иное. А теперь у тебя своя волька– точно птичка небесная. Никто тебя не торопит. Ну, и не спеши. А попробовать всегда можешь. Поэтому окончательнаго решения ни на что не бери. А родному отцу, такому разсудительному и любящему–даже долг твой, все обяснить откровенно. И если у тебя есть и желание спасения и вместе опасениe из-за своих немощей, то ты и ему так скажи, и попроси его: с одной стороны, чтобы он дал тебе возмож­ность побыть, погостить в каком-нибудь монастыре, а с другой стороны никому бы об этом не открывать. То и другое он в силах устроить. Главное, делай это дело, помолясь Богу, кротко, обстоятельно, сознавая, что в этом решительном шаге заключается не жизнь твоя только, но це­лая вечность. Касательно немощей, воли и здоровья, много не безпокойся. Великий учитель, все прошедший опытом, сказал, вернее же сказала сама Вечная мудрость сему великому Учи­телю: «Сила Моя в немощах совершается». Где Бог, там и ум наш, и сила в стороне. И, конечно, если отец отка­жется содержать тебя, то у тебя не хватит сил терпеть недостатки в необходимом. Но едва-ли оставит тебя ро­дитель. Ведь даст же он приличное приданое при выдаче замуж.

А Иисус Бог разве дешевле Ел–каго купца?

К содержанию

361. Понять суетность мирской жизни дается от Бога

24 Апреля 1881 г.

Христос Воскресе! Сожалею тебя, что даже такие великие светлые дни Воскресения Христова тебя не радуют. Ныне вся исполнишася света: небо же и земля, и преисподняя. Самый ад озарен ныне светом Воскресшаго, а у тебя все мрачно на душе, да не ладится.

Правда, после тех прыганий да выездов – нечего и ждать духовной радости, чуждой миролюбцам и совершенно им неведомой. Но все-таки на твоей стороне та выгода, что ты хоть и не причастна свету, но и тьма тебя не прельщает: ты уже чувствуешь сердцем безсмысленную мглу светских удовольствий. Но эту истину не всякий может понять, а ему же дано будет свыше. Никто же может приити ко Мне, аще не Отец Мой привлечет его, и Аз воскрешу его в последний день. И разум этот, и чувство это даются не всем, а избранным, испрошенным, так сказать, самим Спасом нашим у Бога: не о всем мире молю, но о тех их же дал еси Мне... Отче, соблюди их во имя Твое, их же дал еси Мне, да будут едино, яко же и Мы.

Верю, что папаша твой умный человек и деловой, но в своей стихии, где он действовал, по части коммерческой, хозяйственной;... но духовная стихия совершенно иного свой­ства, которое ускользает от премудрых мира сего.

И потому Господь сказал: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; но якоже Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир, яко же и Мене прежде вас возненавиде». В этом весь и секрет, почему тебе опротивело мирское и ты несешь и понесешь нарекания и насмешки от миролюбцев. Но не унывай: есть у нас якорь–Слово! «Не бойся, малое стадо! Яко Бог благоизволи дати вам царство!» И какое еще!

Потому не унывай! А жди милости Божией. Отцу покорись, он ответствен за тебя пред Богом и пред обществом. Но попросить его нужно, чтобы он в деле ему неизвестном–в духовной жизни, не решал бы сам судьбу твою, а поискал бы совета у людей опытных в монашеской жизни, которые могут скорее понять, насколько ты способна к ней.

Ведь есть же у него какие-нибудь авторитетные монахи! А у мирских, даже у священников, св. отцы не дозволяют советоваться. Ибо и им эта жизнь неизвестна. Молись Свят. Николаю Чудотворцу и преп. Евфросинии. Мир тебе и благословение Господне!

К содержанию

362. Не делайся рабой миру – послужи Господу. Святою сразу не сделаешься. Мирския блага– ничто

3 Мая 1881 г.

Мир тебе! Только что получил письмо твое и спешу ответом, потому что ты такое отчаянное письмо написала, что вот-вот ты от тоски помрачишься. А не следовало бы такия темныя мысли и чувства питать в такие светлые и святые дни, когда свет Воскресения Христова каждодневно воспевается Церковью. Конечно, кто не учился петь или слушать церковныя песни, а упражнялся больше в романсах и танцах, тому сладость и высота церковных песнопений непостижима, но ведь ты не закабалила же себя в вечное ярмо безмезднаго служения миру! Пошалила, повольничала–толку нет? Ну, и брось неблагодарнаго господина, иди к сущему и истинному Владыке своему–Господу Иисусу, и служи Ему верою и прав­дою. И вчинит тя Милосердный наш Владыка в числе избранных Своих.

Он до невероятия любочестив, и многомилостив, и щедр на награды. Приемлет последняго, якоже и перваго. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает и предложение хвалит. Никтоже да рыдает–явнея бо общее царство. Никто же плачет прегрешений, прощение бо от Гроба возсия. Видишь, с кем мы имеем дело? С каким Господином? Следовательно, слезы твои и помыслы мрачные безсмысленны! Но вижу, ты желаешь, сбросив модные со шпорами башмаки и бальное платье, сию ж минуту сделаться святою, преподобною, сразу просветлеть. Нет, матушка, в деле духовном так не бывает. Тут на первом плане стоит терпение, за ним еще терпение и, наконец, все это венчает опять-таки терпение. И Господь, оставляя возлюбленных своих учеников, сказал: «в мире скорбь иметь будете. Но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никто же возьмет от вас». Бывает ра­дость всякая. Вот А. наденет, напр., с длинным предлинным хвостом юбку–ну, и радость ей. Выедет с бубен­чиками на тройке вдоль улицы, ну, и радость! И множество радостей есть Елецких, Московских, Питерских и всяких, но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной. Какая слава стоит на земли непре­ложна? Вся – сени немощнейша! Вся соний прелестнейша! Единым мановением–и сия вся смерть приемлет! Вот была масленица, да и сплыла! Были масленныя удовольствия, а что теперь осталось? Скучно, мрачно, безнадежно–хоть уми­рать! А Господь сказал: «От плод их познаете их!» Вот теперь наш о. игумен жил почище твоего папаши: миллионы имел, дома, сотни приказчиков и невесту с пятью миллионами; а теперь–спроси его: согласится он променять свою мухояровую рясу на соболью шубу? От плод их познаете их! Хотел еще тебе писать, потому что вижу, как тебе дорого теперь укрепление, но некогда–спешу! Спасайся!

Отцу своему можешь сказать, что годок подожду, а там уже мне нужно решить это дело. Касательно устройства судьбы своей клади утром и вечером по 6 поклонов, т. е. три Святителю Николаю и три преп. Евфросинии с молитвою св. Николаю: моли Бога о мне грешной и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению! Преп. Евфросиния, моли Бога о мне грешной и устрой судьбу мою по воле Божией ко спасению! Это сам старец продиктовал тебе ответ.

К содержанию

363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправлениe

27 Мая.

Мир тебе! Вот тетя опять у нас, а тебя нету. Прозе­вала случай. Теперь жди. Письмо твое читал. Ты все му­тишься. И хочется и не хочется в монастырь. Да кто ж тебя гонит, и кто тебя просит? Сама ты себе госпожа, не­зависимая, обезпеченная. Все на твое утешениe готово. Чего тебе смущаться? Если и духовную жизнь оставила–и этим страшить себя не следует, а постараемся исправиться; а не сможем, постараемся укорить себя и смириться. Я сам живу неисправно, ну, что ж, и ахать? Никогда! До последняго вздоха не теряй надежды на исправление и на спасение! Разбойник в этом нам грешным порукою и ободрением. Представь: такие великие Божии угодники–Ной, Авраам, Даниил, Моисей, Давид Царь и великое множество других великих были еще в аду, а разбойник был уже в раю! А ведь ты не разбойник, а так себе–слабая, путаная девочка! Капли, на здоровье, принимай, и скоромное кушай! А постные дни будь поразсмотрительнее: день не есть,–не беда! Радуйся о Господе!

К содержанию

364. Не заводи знакомства с молодыми людьми

25 Октября 1881 г.

Мир тебе и благословение Господне! Экая ты подозритель­ная! Опять взвела на меня клевету, будто я недоволен то­бою. Да хоть бы ты и действительно увлеклась там кем-нибудь–да как же я тебя не прощу? Я сам грешный человек. А ты даже и не увлеклась, а так–просто подружи­лась. Ну, и Бог тебя простит, и я прощаю. Только все-таки вперед не заводи с молодыми людьми хотя бы и дружбы. А за откровенность твою я еще меньше могу оскорбляться; чтобы ты ни писала, я уверен, что открываешься искренно– и того довольно. А там дрязги или не дрязги–это не от нас зависит, а от обстоящих нас мест и лиц. А их-то мы и не можем изменить. Будь же спокойна. Я к тебе тот же...

Здравствуй о Господе и не забывай пословицы–без Бога ни до порога!

К содержанию

365. В духовном одиночестве твоем не оставлю тебя

31 Октября 1881 г.

Мир тебе! Недавно я послал тебе письмо, в котором писал прощение тебе во всех твоих грехах и немощах, и уверял тебя, что я на тебя никогда не сердился и теперь нет ни малейшей тени негодования на тебя: но всегда был мирен и сердечно расположен к тебе. И теперь таков же. А теперь опять получаю письмо твое и вижу, что моего ты не получила. Посылаю заказным. И спешу успокоить тебя, что я и не думал оставлять тебя; напротив, желаю помочь тебе, чем только могу и послужить советом и, если воз­можно, и делом.

Очень понимаю чувства тебя тяготящия и готов разде­лить с тобою и радость, и печаль... Желаю, чтобы ты утешилась. И вперед, нисколько не стесняясь, пиши все. Все приму к сердцу и по силе постараюсь утешить тебя. Но только знай и веруй, что я душевно расположен к тебе и никогда тебя не оставлю.

Я и сам вижу искреннюю твою ко мне преданность и ду­ховное одиночество твое. Если я и ко всем обязан быть приветливым и сочувствующим, то не паче ли к тебе? Да благословит тебя Господь! Да сохранит тебя от всех козней диавольских! Да научит тя вечной истине Своей и правде! Мир тебе и спасение!

К содержанию

366. Душа–дороже всего мира

16 Октября 1882 г.

Мир тебе! Второе письмо заказное посылаю тебе. Первою было на имя отца–пожалуй, не получила его...

Слишком много нужно писать тебе, чтобы помочь в твоем разстройстве; а потому советую тебе приехать к нам с тетей... Смотри же, не упрямься. Теперь еще можно помочь, а зайдет дело глубоко, то и с трудом не вырвешь. Сердце–не щепка, и душа человеческая–вещь не дешевая– она дороже всего мира. Все сокровища земного шара и вся вселенная не стоят одной души христианской. Так учат св. отцы. Если не дадут на дорогу, не безпокойся–только доберись до нас: Бог не без милости!

К содержанию

367. Поздравлениe со вступлениeм на иноческий путь и пожелания

20 Марта 1886 г.

Мир тебе и благословениe Божие, преподобная сестра о Господе! Поздравляю тебя со вступлениeм на новый путь жизни. Это тот, восхваленный Господом узкий путь, по кото­рому идут не многие. Но он ведет в царство–и царство не временное, мимотекущее, а вечное; царство это–царство всех веков. Советую тебе на первых шагах не уклоняться от праваго пути. А то трудно будет. Для этого всеми мерами берегись заводить дружбу до приязни. Многих избежишь этим скорбей. Не унывай–враг будет нападать, что уже и испытываешь. Новоначальный–ему сподручнее, как всякий не твердо стоящий для опытнаго борца. А чтобы не быть таковою, т. е. неискусною и шаткою, читай непременно каж­дый день Авву Дорофея или Иоанна Лествичника. В их книгах–великая сокровищница уроков для духовной жизни. И если будешь идти указанным ими путем по силе твоей, верь, не погибнешь и наследишь царство вечное.

К содержанию

368. Радуйся тому, что тебя недолюбливают

18 Февраля 1891 г.

Мир тебе и благословение Божие, препод. сестра! Сейчас прочел письмо твое и порадовался духом; ибо верую в непререкаемую истину слов вечной Истины: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще». «Радуйтеся и веселитесь», –глаголет Спас душ наших–«яко мзда ваша многа на небесех!» Радуюсь за тебя! А что отец тебя не долюбливает–это тебе полез­нее, чем его любовь и ласки. Помни великую Божию угод­ницу, юную подвижницу, св. Варвару Великомученицу. Ее тоже недолюбливал отец. А разве она потеряла что от этого? Ей, сторицею обрела. Мало того, но и доселе в христианском мире светит, как яркая звезда, помогая немощным. А твоя участь недалеко от Ея. Та скоротечною смертию умерла, горя любовью к Небесному Жениху своему: ты медленною и молитвенною болезнию идешь туда же. Радуйся, сестра о Господе! Ты говоришь, что тебя я забыл. Ей, не забыл. И очень удивлялся, что ты так долго хранила молчание. Я спрашивал ваших о тебе и получал ответ: «живет в монастыре». А теперь я утешен, что ты сама вспом­нила обо мне. Печальна твоя жизнь на мирской взгляд. По-христиански, по-монашески–настоящая иноческая тропа! Незаблудная, надежная, успокоительно утешающая подвизающагося. Ибо безскорбная опасна. «Многими скорбьми подобает нам внити в царствие небесное!» И Господь, наш подвигоположник, утешая Своих возлюбленных учеников, учит: «в мире скорбь имети будете, но печаль ваша в радость претворится. И радости вашея никто же возьмет от вас». Вспомни, как мы с тобою читали из Добротолюбия утешительныя главы Иоанна Карпафийскаго.

Обращайся в недоумениях к м. казначее Мелитоне. Она имеет разум духовный и свое разумение. Она ведь ученица Оптинских Старцев. Кланяйся ей от меня. Мир тебе!

К содержанию