Письма к Т.
369. Не забывай главнаго–книгу и молитву.
31 Января 1886 г.
Мир тебе, Т.! Как жаль, что тебя вместе с В. не было. Уж мы тут и пили, и пели, и читали, и сахар жгли, и меня лечили. Все руки растерли. Ну, когда-нибудь и на нашей улице будет праздник. Я утешаюсь тем, что ты теперь без матушки поотдохнешь и выспишься.
Но только спать–спи, бегать–бегай, а главнаго не забывай–книжки почитывай. Да молитовку по силе держи, хоть ходя, хоть лежа. А то мы с тобой окажемся ловкою прислугою. А настоящий-то слуга тот, кто приседит при ногу Иисусову, т. е. твердит молитву Его. О таковой слуге Он, истинный Бог, сказал: идеже есть Аз, ту и слуга Мой будет. А Он седит на небесном Престоле, одесную Отца.
370. Живи как Бог велит и служи старшим
26 Декабря.
Т–очка моя желает получить весточку, да боится. Со страхом и я тебе отвечаю. Если ты будешь бояться, и я забоюсь. А будешь писать попроще и обрящешь мир.
Благодарю за поздравлениe и благожелания и за картиночку. И тебе посылаю такую же маленькую, чтобы ты меня не забыла. А то ты уж собираешься в старухи и что тебя тогда забудут. Уголок у тебя есть, стало быть ты не забыта. А поживем, и еще лучше устроимся. А теперь пока твоя передняя в хорошей половине. Так и запишем.
А теперь пока будем поживать, как Бог велит, понемножку. Нет выше послушания, как служить начальникам. Сам Сын Божий говорит: «Не приидох да послужат Ми, но послужити». А Он создал и мир, и этих рабов, грешных и злых людей–и Он же, их Бог, Царь и Творец, пришел на землю им послужить. «Тем же и Бог Его превознесе, да о имени Иисусове всяко колено поклонится Ему–небесных и земных и преисподних».
Письма к В.
371. Оставь воровство и подслушиванье
22 Ноября 1882 г.
Мир тебе В. Получал я от тебя много-премного писем. И там грехов видимо-невидимо. Ну, да иначе и быть монахиней нельзя, если не смирит Господь и не повержет ниц гордость нашу, а вот зачем ты воруешь-то? Ведь воров ссылают в Сибирь. И у бедной О. таскаешь яблоки. А–ну за мышиныя дела попадешь в мышеловку! Оставь воровство и подслушиванье: они погубят тебя – эти низкия страсти. И потому за каждое поползновение клади поклоны. Св. Отцы говорят: «всякий грех у монахов терпеть можно, а вора гони вон из монастыря». А что страсти у тебя еще не угасли, тут дивиться нечему. Прочти в Добротолюбии Каллиста и Игнатия 43-ю главу. Во всех исповеданных тобою грехах да простит тя Бог. И аз грешный тебя прощаю. А что касается твоего пения, ни одна душа мне тебя еще не похвалила.
Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При напоре блудных помысловь клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются.
372. Не будь лжива и лукава и не воздымайся голосом
19 февраля 1884 г.
Мир тебе и благословениe Господне, преподобная сестра В. Письма все твои получил и читал. Бог да простит тя во всем содеянном. Но простит в надежде исправления; твердил тебе и повторяю: не будь лжива и лукава. Раскаешься, да поздно. Лукавнующие потребятся, пишет слово Божие.
А что ты воздымаешься своим голосом и пением и другим подобным, даже и тем, чего у тебя нет,–то за это потерпишь, Всяк возносяйся смирится.
Бог да простит тя в сии прощеные дни, и меня грешнаго прости!
Письма к Д.
373. Монах должен быть весел. О Кате Андроновой
17 Сентября 1888 г.
Мир тебе, Д.! Здоровы ли вы? Веселы ли вы? Великий старец Аполлос говорил: «монах всегда должен быть весел. А если не так–значит, он живет не по-монашески». А вы живете по-монашески и молитесь обо мне грешном. Я еще больше стал верить в ваши детския молитвы, как схоронили Катю Андронову. Эта девочка просто чудеса творила. Сколько лет она боролась с теткой, как со зверем из-за Оптиной. Так и пошла в могилу, неизменив Оптиной. Несколько лет она чахла, последние месяцы очень тяжко; а две-три недели назад она совсем было отошла, и к ней никого не допускали. Но Лиза, бывшая помощница ея и подруга, прокралась к ней и шепнула: «батюшка собирается к нам». Умирающая вдруг оживилась и сказала: «теперь духом буду жить до тех пор». И действительно, дождалась меня. Но еще чудеснее: тетка ея страшно гневалась на меня и говорила: нога его (Анатолия) здесь никогда не будет». А когда сказали ей, что я приехал, она радостно вскричала: «как будет Катенька теперь рада». «Попросите батюшку, пока я Катеньку, подготовлю к встрече». И сама за мной присылала на гостинницу. Господь сподобил меня застать Катю еще живую. И много говорили с ней, пока не заперли ворота. А что было после, я посылаю тебе письмо Лизы, где все описано. А я в К. четыре дня. А принял не больше 50. А тут еще мирские лезут.
От вас мы ехали очень хорошо. Останавливались поесть ваших печений, в Двориках. Вот где сады-то! Страсть какия деревья! Все красныя, иныя белыя до земли. Все яблоки.
Видели дворец К–на, проехали мимо самого дома. И под звон колоколов вехали в К.
Там паспорт был уже готов. И мы порешили ехать по Оке прямо в К; оттуда в Т. Значит, не застали бы Катю живую. Но вдруг нам обявили, что «пароход нынче не пойдет». Желание Катино значит было сильнее, святее нашего и мы волей-неволей поехали в Т. по чугунке. Здесь в К. нас приняли с восторгом. Поят, кормят на убой. И радость сестер великая...
374. Чудо батюшки о. Макария
17 Мая 1892 г.
Мир тебе и благословениe Божие, преподобная мать Д. Очень рад, что помнишь меня, и я спешу тебе ответить. Новостей сбирать теперь некогда. Почтарь уже пришел. А письмо твое получил только вчера вечером. За новость скажу тебе одно чудо, совершенное вчера батюшкой о. Макарием.
У А. Л. страшно разболелись зубы; всю прошлую неделю прострадала; когда я там был, она всю ночь плакала и кричала. М. Вл–на у нея ночевала в келье. И вот под вчера она ревела страшно. Вся правая сторона головы, зубы, весь бок правый и правая нога стреляли и она не могла ходить. Плача, она пересчитала всех святых. Наконец, закричала: «батюшка Макарий! хоть ты-то мне помоги!» И тотчась задремала. Видит, как во сне, что она у могилки батюшки Макария и хочет есть песок. А какой-то голос говорит: «насилу-то догадалась!» А когда А. пришла в себя, то и следа боли не осталось. «Только, говорит, песочку то у меня нету!» Вчера М. Н. повезла песочку ей... Пора бы тебе в родное гнездышко. Батюшка Макарий писал путешественницам: «пора, пора в свое гнездышко. Птичка, когда надолго оставляет гнездо, яички остывают и птенцов не выводят».
Письма к А.
375. Пожелание в день Ангела
3 Февраля 1889 г.
Поздравляю тебя с днем Ангела. Душевно желаю тебе прожить в дому Божии столько же, как и Св. Анна, т. е. 84 года. И, пожалуй, и больше. Но только жить хорошенько: слушаться, Бога почаще помнить, не обедаться сладким, не осуждать, не гордиться, сестер любить, глаза беречь, дружбы ни с кем не заводить. Дал тебе Бог утешениe и наслаждайся им.
Ты обиделась, что я сказал, будто ты обманываешь меня: правда, обманула, не написала стиховь (и еще что-то было), а я все ждал. И теперь жду. Мир тебе, моя именинница. А тому помыслу, что я тебя оставлю, не верь. Это дьявол тебя смущает.
376. Не малодушествуй. Чудесный сон (без окончания)
22 Августа 1890 г.
Мир тебе А. Ты опять малодушествуешь. Опять упадаешь духом от всякаго дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж ты от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает безтрепетно.
Да ведь если взглянуть на твои скорби разумно, то ведь это стыд! Христианка, живущая под старцем, утешаемая, любимая, слова не хочет понести. Ну, как же иные кресты-то несут? Да какие кресты-то?! Ведь и ты крещеная, а от креста бегаешь. Да как же ты думаешь попасть в радость Господа твоего? Смирись. Смирись, девочка! Учись уму разуму. Время. А то пройдет время,–потужишь. Господь да научит тебя и да успокоит тебя. Мир тебе и спасение!
Сию минуту из Мещовска пришла одна и разсказывала, как она видела в Мещовском Соборе видение во сне. Была я, говорит, в Соборе одна; вижу, входит монахиня весьма красивая, высокая, в мантии и камилавке. Прошла мимо меня прямо в алтарь, в северныя двери, прошла мимо жертвенника, подошла к престолу и тотчас отворились царския врата. Она вышла и говорит: подойди ко мне. Я подошла и думаю: кто это? Она скинула камилавку и из под нея разсыпались волнистые, густые, белые волосы...
377. Упрек в желании покинуть монастырь
29 Сентября 1891 г.
Мир тебе и благословение Божие! Пишешь, ты ждала «что сердце мое сжалится надь тобою»–конечно, если бы я надеялся утешить тебя, то поспешил бы сделать это. Но вижу– этого трудно дождаться. Сколько лет утешал тебя–делал все, что мог сделать, а ты все-таки глядишь в Л. свое или на Кавказ. Ни заботы мои, ни скорби не дали тебе разума; ты при первой неприятности готова оставить святые ряды Ангелов и претвориться в деревенскую бабу!.. Несмотря на то, что от такой бабы, может быть не прошли еще синяки на затылке!
Ну, что ж я буду тратить слова, когда ты и на многолетния мои дела и искреннее усердие не обращаешь внимания? Что касается коровки, я ее жалею, но не буду жалеть безсердечных и неблагодарных людей,–которые кроме своего живота никого не любят. Тебя я всем снабжал и покоил, как мог, но лицемерам и грубиянам служить не буду...
378. Келлия всему научит. О поездке к о. Иоанну
25 Октября 1891 г.
Мир тебе А. Получи письмо твое. Очень доволен тобою, написала много и обстоятельно и сделала все нужное.
Камертон и картины N. должно быть по старой привычке стащила. Удивляюсь, как она тебе отдала! Исповедники пусть идут с Богом к о. F. Если приеду, мне будет легче.
Хорошо делаешь, что сидишь дома. Св. Арсений великий учил: «сиди в келлии твоей и та всему (хорошему) тя научит». Сиди с Богом, и Сам Иисус придет к тебе. Только держи ту молитву: Г. И. X. С. Б. помилуй мя грешную.
В церковь ходи, хоть бы и ничего не слыхала. А что ты в таком отупении и унынии тут нет ничего новаго – у всех у нас тоже.
Спрашиваешь, что я делаю? Думаю о тебе, что ты там делаешь? Итак, скучаешь? И о других сестрах, а паче обо всем монастыре: как он будет жить? Хватит ли у вас хлебушка? Много, много теперь бедствуют, голодают, скотина безсловесная издыхает–есть нечего. А мы с жиру унываем. Будем ждать милости от Бога. Мы ради Него оставили мир, не оставит и Он нас.
Желаешь проехаться к о. Иоанну–уж и не знаю, что сказать тебе. Хорошо бы теперь удалиться, но и разезжать молоденькой неполезно. Помолись–кинь жребий. Сейчас пришли с дюжину монашек Белевских, последния уезжают. Хоть бы теперь заняться собою, взглянуть на себя.
А то ведь правда, это Ш. постоянно мне крутило голову: то я к ним, то оне ко мне. Сейчас была у меня П. и говорит, что Архимандрит наш говорил ей, что все будет по-старому. Следовательно, нужно только немного потерпеть. Мир тебе и спасение!
379. От чего скучно
7 Июля 1892 г.
Мир тебе и спасение, и Божие благословение, скорбная А. Ты не понимаешь, от чего тебе очень скучно. От того, что гроза скоро будет. У нас уж началась, теперь сильно гремит и сверкает и дождь поливает...
А другая причина твоей скуки–это так бывает перед радостью.
А третья причина–самая важная–это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников–скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя; яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона, от тли, Боже, возведи мя».
А пророк Давид и причину скуки обясняет: «Помянух Бога и возвеселихся. Поглумляхся (т. е. забыл о Боге) и малодушествоваше дух мой». И унывает дух... Спасайся, дитятко мое возлюбленное!
Письма к детям.
380. Невесело от неопытности духовной
9 Апреля 1884 г.
Воистину Христос Воскресе! И вас, мои добрые ребятишки, поздравляю с светоносным сим праздником Воскресения Христова.
«Приступим свещеноснии (наши юныя мvроносицы) исходящу из гроба Христу, яко Жениху и спразднуем»...
Блаженни вы, новыя мvроносицы, вольныя затворницы, седящия при доме, как те святыя девы при гробе возлюбленнаго своего Учителя, и ждущия, когда рекут вам: «радуйтеся».
И для вас сей красный паче солнца Жених ваш востанет и явится явственно, когда настанет разсвет вашего утра. А теперь у вас на душе, пока ночь глубока, страстишки тревожат вас и мутят чистый источник сердечных утешений; но, повторяю, настанет и ваше утро, взойдет и ваше солнце, только потерпите. Знаю, что вам не весело, но это от неопытности вашей духовной, а вы и теперь в раю. Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя. Ужели только Ш–но неть? Когда подростете, больше меня поймете.
Говорите, что я вас забыл, а я только и помню о вас, и желал очень и очень утешить к празднику, но недосуги до задухи. А тут еще случаю неть. Я даже и приехал бы к вам, и даже пешком пришел бы, да погода не по здоровью, и недосуг все еще длится.
Сию минуту еду по барыням, и лошадь ждет давно, да вам-то хочется сказать словечко, и хоть через Серену похристосоваться. «О, пасха велия! О, слове Божий, подавай нам истее тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего!» О сем помолимся.
И дождемся непременно, если не будем малодушествовать и плакать о тех бедах, которых еще нет.
Со страстной я только в первый раз взял в руки письмо, чтобы вам писать.
Будьте же благодарны и старайтесь подобиться мудрым девам. Спасайтесь! При первой возможности, постараюсь к вам приехать... Посылаю вам на молоко... М–ша, пей молоко, а то потужишь.
381. Советы детям, как вести себя.
Опечалились вы, мои детеняточки! И готовы терпеть самыя лютыя скорби, только бы я выздоровел. Хорошо–обещаю. Только и вы меня не обманите. Я самых лютых напастей напускать на вас не буду, а только прошу, потерпите немощи друг друга, будьте милостивы к слабым и немощным, слушайте старших не за страх только, но и за совесть.
Ведь вы дети, да дети-то глупыя. Ну, с чего вы взяли, чтобы вам бегать купаться как захочется! Вас пустили вольно, а вы уж и того–и узду долой!.. Будьте мудрыми девами. И часть ваша будет в невестнике Небеснаго Жениха Иисуса!
Письмо к К–ским сестрам
382. Наставление, как жить и спасаться
Благословите мя, святии матери и сестры! И во-первых, преподобнейшая наша мать Т. и все преподобныя матери и сестры!
Хотел я лично явиться к вам, но немощь одолела...
Погода сырая, а здоровье мое вам известно; простите меня!
Благодарю вас за привет ваш и любовь о Господе. Вы порадовали меня много.
Повезу весть добрую нашему Отцу и старцу – подвизайтесь!
Прежде всего: покоряйтесь старшим, несть власть, аще не от Бога; противляющееся власти, Божию велению противляются, а таковые грех приемлют.
Посещайте неопустительно, кто может, храм Божий; в нем наша жизнь. Не оставляйте общей трапезы; на общей трапезе возлеже возлюбленный, говорит св. Исаак Сирин; а тайная трапеза есть блудная трапеза.
Держитесь отеческих преданий; не ходите по келлиям, не принимайте мирских, особенно мужчин, не заводите дружбы между собою–мы все родные, и особенныя приязни всегда беззаконны.
Простите меня недостойнаго и грешнаго, и аз, служитель ваш, вас прощаю во имя Господа Иисуса. Не посетуйте, что беседую с вами не лицем к лицу–верьте, сердце мое с вами, и будет с вами, пока будете держаться заветов блаженных отцов наших–Макария и Леонида. Мир вам и спасение!