Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Воз­дер­жа­ния не в том сущ­ность и си­ла, что­бы пи­щи не ку­шать, но да иж­де­нет от серд­ца вся­кое па­мя­тоз­ло­бие и се­му по­доб­ное; вот в чем ис­тин­ный пост, и ка­ко­во­го от нас па­че все­го тре­бу­ет Гос­подь.

преп. Лев

Пост пох­ва­лен и ну­жен в свое вре­мя и в сво­ем мес­те: луч­ше дер­жись уме­рен­но­го упот­реб­ле­ния пи­щи и пи­тия, из­бе­гая сы­тос­ти, ко­то­рой приз­нак ма­лое отя­го­ще­ние, и, с дру­гой сто­ро­ны, из­лиш­не­го и не­у­ме­ст­но­го воз­дер­жа­ния. Обе край­нос­ти не­хо­ро­ши и вред­ны. Уме­рен­ность же и сред­нее из них де­ла­ет че­ло­ве­ка бо­лее спо­соб­ным к ду­хов­но­му де­ла­нию.

преп. Амвросий

Кто нас ко­рит, тот нам да­рит, а кто хва­лит, тот у нас кра­дет.

преп. Амвросий

Письма к Т.

369. Не забывай главнаго–книгу и молитву.

31 Января 1886 г.

Мир тебе, Т.! Как жаль, что тебя вместе с В. не было. Уж мы тут и пили, и пели, и читали, и сахар жгли, и меня лечили. Все руки растерли. Ну, когда-нибудь и на на­шей улице будет праздник. Я утешаюсь тем, что ты теперь без матушки поотдохнешь и выспишься.

Но только спать–спи, бегать–бегай, а главнаго не за­бывай–книжки почитывай. Да молитовку по силе держи, хоть ходя, хоть лежа. А то мы с тобой окажемся ловкою прислугою. А настоящий-то слуга тот, кто приседит при ногу Иисусову, т. е. твердит молитву Его. О таковой слуге Он, истинный Бог, сказал: идеже есть Аз, ту и слуга Мой будет. А Он седит на небесном Престоле, одесную Отца.

К содержанию

370. Живи как Бог велит и служи старшим

26 Декабря.

Т–очка моя желает получить весточку, да боится. Со страхом и я тебе отвечаю. Если ты будешь бояться, и я за­боюсь. А будешь писать попроще и обрящешь мир.

Благодарю за поздравлениe и благожелания и за картиночку. И тебе посылаю такую же маленькую, чтобы ты меня не за­была. А то ты уж собираешься в старухи и что тебя тогда забудут. Уголок у тебя есть, стало быть ты не забыта. А поживем, и еще лучше устроимся. А теперь пока твоя пе­редняя в хорошей половине. Так и запишем.

А теперь пока будем поживать, как Бог велит, понем­ножку. Нет выше послушания, как служить начальникам. Сам Сын Божий говорит: «Не приидох да послужат Ми, но послужити». А Он создал и мир, и этих рабов, грешных и злых людей–и Он же, их Бог, Царь и Творец, пришел на землю им послужить. «Тем же и Бог Его превознесе, да о имени Иисусове всяко колено поклонится Ему–небесных и земных и преисподних».

К содержанию

 

Письма к В.

371. Оставь воровство и подслушиванье

22 Ноября 1882 г.

Мир тебе В. Получал я от тебя много-премного писем. И там грехов видимо-невидимо. Ну, да иначе и быть монахиней нельзя, если не смирит Господь и не повержет ниц гордость нашу, а вот зачем ты воруешь-то? Ведь воров ссылают в Сибирь. И у бедной О. таскаешь яблоки. А–ну за мышиныя дела попадешь в мышеловку! Оставь во­ровство и подслушиванье: они погубят тебя – эти низкия страсти. И потому за каждое поползновение клади поклоны. Св. Отцы говорят: «всякий грех у монахов терпеть можно, а вора гони вон из монастыря». А что страсти у тебя еще не угасли, тут дивиться нечему. Прочти в Добротолюбии Каллиста и Игнатия 43-ю главу. Во всех исповеданных то­бою грехах да простит тя Бог. И аз грешный тебя про­щаю. А что касается твоего пения, ни одна душа мне тебя еще не похвалила.

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При напоре блудных помысловь клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются.

К содержанию

372. Не будь лжива и лукава и не воздымайся голосом

19 февраля 1884 г.

Мир тебе и благословениe Господне, преподобная сестра В. Письма все твои получил и читал. Бог да простит тя во всем содеянном. Но простит в надежде исправления; твердил тебе и повторяю: не будь лжива и лукава. Раскаешься, да поздно. Лукавнующие потребятся, пишет слово Божие.

А что ты воздымаешься своим голосом и пением и другим подобным, даже и тем, чего у тебя нет,–то за это потерпишь, Всяк возносяйся смирится.

Бог да простит тя в сии прощеные дни, и меня грешнаго прости!

К содержанию

 

Письма к Д.

373. Монах должен быть весел. О Кате Андроновой

17 Сентября 1888 г.

Мир тебе, Д.! Здоровы ли вы? Веселы ли вы? Великий старец Аполлос говорил: «монах всегда должен быть весел. А если не так–значит, он живет не по-монашески». А вы живете по-монашески и молитесь обо мне грешном. Я еще больше стал верить в ваши детския молитвы, как схоронили Катю Андронову. Эта девочка просто чудеса творила. Сколько лет она боролась с теткой, как со зверем из-за Оптиной. Так и пошла в могилу, неизменив Оптиной. Несколько лет она чахла, последние месяцы очень тяжко; а две-три недели назад она совсем было ото­шла, и к ней никого не допускали. Но Лиза, бывшая по­мощница ея и подруга, прокралась к ней и шепнула: «ба­тюшка собирается к нам». Умирающая вдруг оживилась и сказала: «теперь духом буду жить до тех пор». И дей­ствительно, дождалась меня. Но еще чудеснее: тетка ея страшно гневалась на меня и говорила: нога его (Анатолия) здесь никогда не будет». А когда сказали ей, что я приехал, она радостно вскричала: «как будет Катенька теперь рада». «Попросите батюшку, пока я Катеньку, подготовлю к встрече». И сама за мной присылала на гостинницу. Господь сподобил меня застать Катю еще живую. И много говорили с ней, пока не заперли ворота. А что было после, я посы­лаю тебе письмо Лизы, где все описано. А я в К. четыре дня. А принял не больше 50. А тут еще мирские лезут.

От вас мы ехали очень хорошо. Останавливались по­есть ваших печений, в Двориках. Вот где сады-то! Страсть какия деревья! Все красныя, иныя белыя до земли. Все яблоки.

Видели дворец К–на, проехали мимо самого дома. И под звон колоколов вехали в К.

Там паспорт был уже готов. И мы порешили ехать по Оке прямо в К; оттуда в Т. Значит, не застали бы Катю живую. Но вдруг нам обявили, что «пароход нынче не пойдет». Желание Катино значит было сильнее, святее нашего и мы волей-неволей поехали в Т. по чугунке. Здесь в К. нас приняли с восторгом. Поят, кормят на убой. И радость сестер великая...

К содержанию

374. Чудо батюшки о. Макария

17 Мая 1892 г.

Мир тебе и благословениe Божие, преподобная мать Д. Очень рад, что помнишь меня, и я спешу тебе ответить. Новостей сбирать теперь некогда. Почтарь уже пришел. А письмо твое получил только вчера вечером. За новость скажу тебе одно чудо, совершенное вчера батюшкой о. Макарием.

У А. Л. страшно разболелись зубы; всю прошлую неделю прострадала; когда я там был, она всю ночь плакала и кри­чала. М. Вл–на у нея ночевала в келье. И вот под вчера она ревела страшно. Вся правая сторона головы, зубы, весь бок правый и правая нога стреляли и она не могла ходить. Плача, она пересчитала всех святых. Наконец, закричала: «батюшка Макарий! хоть ты-то мне помоги!» И тотчась за­дремала. Видит, как во сне, что она у могилки батюшки Макария и хочет есть песок. А какой-то голос говорит: «насилу-то догадалась!» А когда А. пришла в себя, то и следа боли не осталось. «Только, говорит, песочку то у меня нету!» Вчера М. Н. повезла песочку ей... Пора бы тебе в родное гнездышко. Батюшка Макарий писал путешественницам: «пора, пора в свое гнездышко. Птичка, когда надолго оставляет гнездо, яички остывают и птенцов не выводят».

К содержанию

 

Письма к А.

375. Пожелание в день Ангела

3 Февраля 1889 г.

Поздравляю тебя с днем Ангела. Душевно желаю тебе прожить в дому Божии столько же, как и Св. Анна, т. е. 84 года. И, пожалуй, и больше. Но только жить хорошенько: слушаться, Бога почаще помнить, не обедаться сладким, не осуждать, не гордиться, сестер любить, глаза беречь, дружбы ни с кем не заводить. Дал тебе Бог утешениe и насла­ждайся им.

Ты обиделась, что я сказал, будто ты обманываешь меня: правда, обманула, не написала стиховь (и еще что-то было), а я все ждал. И теперь жду. Мир тебе, моя именинница. А тому помыслу, что я тебя оставлю, не верь. Это дьявол тебя смущает.

К содержанию

376. Не малодушествуй. Чудесный сон (без окончания)

22 Августа 1890 г.

Мир тебе А. Ты опять малодушествуешь. Опять упадаешь духом от всякаго дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж ты от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает безтрепетно.

Да ведь если взглянуть на твои скорби разумно, то ведь это стыд! Христианка, живущая под старцем, утешаемая, любимая, слова не хочет понести. Ну, как же иные кресты-то несут? Да какие кресты-то?! Ведь и ты крещеная, а от креста бегаешь. Да как же ты думаешь попасть в радость Господа твоего? Смирись. Смирись, девочка! Учись уму ра­зуму. Время. А то пройдет время,–потужишь. Господь да научит тебя и да успокоит тебя. Мир тебе и спасение!

Сию минуту из Мещовска пришла одна и разсказывала, как она видела в Мещовском Соборе видение во сне. Была я, говорит, в Соборе одна; вижу, входит монахиня весьма красивая, высокая, в мантии и камилавке. Прошла мимо меня прямо в алтарь, в северныя двери, прошла мимо жерт­венника, подошла к престолу и тотчас отворились царския врата. Она вышла и говорит: подойди ко мне. Я подошла и думаю: кто это? Она скинула камилавку и из под нея разсыпались волнистые, густые, белые волосы...

К содержанию

377. Упрек в желании покинуть монастырь

29 Сентября 1891 г.

Мир тебе и благословение Божие! Пишешь, ты ждала «что сердце мое сжалится надь тобою»–конечно, если бы я на­деялся утешить тебя, то поспешил бы сделать это. Но вижу– этого трудно дождаться. Сколько лет утешал тебя–делал все, что мог сделать, а ты все-таки глядишь в Л. свое или на Кавказ. Ни заботы мои, ни скорби не дали тебе разума; ты при первой неприятности готова оставить святые ряды Ангелов и претвориться в деревенскую бабу!.. Несмотря на то, что от такой бабы, может быть не прошли еще синяки на затылке!

Ну, что ж я буду тратить слова, когда ты и на многолетния мои дела и искреннее усердие не обращаешь внимания? Что касается коровки, я ее жалею, но не буду жалеть безсердечных и неблагодарных людей,–которые кроме сво­его живота никого не любят. Тебя я всем снабжал и покоил, как мог, но лицемерам и грубиянам служить не буду...

К содержанию

378. Келлия всему научит. О поездке к о. Иоанну

25 Октября 1891 г.

Мир тебе А. Получи письмо твое. Очень доволен то­бою, написала много и обстоятельно и сделала все нужное.

Камертон и картины N. должно быть по старой привычке стащила. Удивляюсь, как она тебе отдала! Исповедники пусть идут с Богом к о. F. Если приеду, мне будет легче.

Хорошо делаешь, что сидишь дома. Св. Арсений великий учил: «сиди в келлии твоей и та всему (хорошему) тя научит». Сиди с Богом, и Сам Иисус придет к тебе. Только держи ту молитву: Г. И. X. С. Б. помилуй мя грешную.

В церковь ходи, хоть бы и ничего не слыхала. А что ты в таком отупении и унынии тут нет ничего новаго – у всех у нас тоже.

Спрашиваешь, что я делаю? Думаю о тебе, что ты там делаешь? Итак, скучаешь? И о других сестрах, а паче обо всем монастыре: как он будет жить? Хватит ли у вас хлебушка? Много, много теперь бедствуют, голодают, ско­тина безсловесная издыхает–есть нечего. А мы с жиру унываем. Будем ждать милости от Бога. Мы ради Него оставили мир, не оставит и Он нас.

Желаешь проехаться к о. Иоанну–уж и не знаю, что сказать тебе. Хорошо бы теперь удалиться, но и разезжать молоденькой неполезно. Помолись–кинь жребий. Сейчас при­шли с дюжину монашек Белевских, последния уезжают. Хоть бы теперь заняться собою, взглянуть на себя.

А то ведь правда, это Ш. постоянно мне крутило голову: то я к ним, то оне ко мне. Сейчас была у меня П. и го­ворит, что Архимандрит наш говорил ей, что все будет по-старому. Следовательно, нужно только немного потерпеть. Мир тебе и спасение!

К содержанию

379. От чего скучно

7 Июля 1892 г.

Мир тебе и спасение, и Божие благословение, скорбная А. Ты не понимаешь, от чего тебе очень скучно. От того, что гроза скоро будет. У нас уж началась, теперь сильно гремит и сверкает и дождь поливает...

А другая причина твоей скуки–это так бывает перед радостью.

А третья причина–самая важная–это Господь к Себе душу призывает. Сами к Нему нейдем, вот Он и посылает своих вестников–скорби, тоску, болезни: «Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя; яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися. И молюся, яко Иона, от тли, Боже, возведи мя».

А пророк Давид и причину скуки обясняет: «Помянух Бога и возвеселихся. Поглумляхся (т. е. забыл о Боге) и малодушествоваше дух мой». И унывает дух... Спасайся, дитятко мое возлюбленное!

К содержанию

 

Письма к детям.

380. Невесело от неопытности духовной

9 Апреля 1884 г.

Воистину Христос Воскресе! И вас, мои добрые ребя­тишки, поздравляю с светоносным сим праздником Воскресения Христова.

«Приступим свещеноснии (наши юныя мvроносицы) исходящу из гроба Христу, яко Жениху и спразднуем»...

Блаженни вы, новыя мvроносицы, вольныя затворницы, седящия при доме, как те святыя девы при гробе возлюбленнаго своего Учителя, и ждущия, когда рекут вам: «радуйтеся».

И для вас сей красный паче солнца Жених ваш востанет и явится явственно, когда настанет разсвет вашего утра. А теперь у вас на душе, пока ночь глубока, страстишки тревожат вас и мутят чистый источник сердечных утешений; но, повторяю, настанет и ваше утро, взойдет и ваше солнце, только потерпите. Знаю, что вам не весело, но это от неопытности вашей духовной, а вы и теперь в раю. Ныне вся исполнишася света, небо и земля и преисподняя. Ужели только Ш–но неть? Когда подростете, больше меня пой­мете.

Говорите, что я вас забыл, а я только и помню о вас, и желал очень и очень утешить к празднику, но недосуги до задухи. А тут еще случаю неть. Я даже и приехал бы к вам, и даже пешком пришел бы, да погода не по здоровью, и недосуг все еще длится.

Сию минуту еду по барыням, и лошадь ждет давно, да вам-то хочется сказать словечко, и хоть через Серену по­христосоваться. «О, пасха велия! О, слове Божий, подавай нам истее тебе причащатися в невечернем дни царствия Тво­его!» О сем помолимся.

И дождемся непременно, если не будем мало­душество­вать и плакать о тех бедах, которых еще нет.

Со страстной я только в первый раз взял в руки письмо, чтобы вам писать.

Будьте же благодарны и старайтесь подобиться мудрым девам. Спасайтесь! При первой возможности, постараюсь к вам приехать... Посылаю вам на молоко... М–ша, пей молоко, а то потужишь.

К содержанию

381. Советы детям, как вести себя.

Опечалились вы, мои детеняточки! И готовы терпеть самыя лютыя скорби, только бы я выздоровел. Хорошо–обещаю. Только и вы меня не обманите. Я самых лютых напастей напускать на вас не буду, а только прошу, потерпите немощи друг друга, будьте милостивы к слабым и немощным, слушайте старших не за страх только, но и за со­весть.

Ведь вы дети, да дети-то глупыя. Ну, с чего вы взяли, чтобы вам бегать купаться как захочется! Вас пустили вольно, а вы уж и того–и узду долой!.. Будьте мудрыми девами. И часть ваша будет в невестнике Небеснаго Жениха Иисуса!

К содержанию

 

Письмо к К–ским сестрам

382. Наставление, как жить и спасаться

Благословите мя, святии матери и сестры! И во-первых, преподобнейшая наша мать Т. и все преподобныя матери и сестры!

Хотел я лично явиться к вам, но немощь одолела...

Погода сырая, а здоровье мое вам известно; простите меня!

Благодарю вас за привет ваш и любовь о Господе. Вы порадовали меня много.

Повезу весть добрую нашему Отцу и старцу – подвизай­тесь!

Прежде всего: покоряйтесь старшим, несть власть, аще не от Бога; противляющееся власти, Божию велению противляются, а таковые грех приемлют.

Посещайте неопустительно, кто может, храм Божий; в нем наша жизнь. Не оставляйте общей трапезы; на общей трапезе возлеже возлюбленный, говорит св. Исаак Сирин; а тайная трапеза есть блудная трапеза.

Держитесь отеческих преданий; не ходите по келлиям, не принимайте мирских, особенно мужчин, не заводите дружбы между собою–мы все родные, и особенныя приязни всегда беззаконны.

Простите меня недостойнаго и грешнаго, и аз, служитель ваш, вас прощаю во имя Господа Иисуса. Не посетуйте, что беседую с вами не лицем к лицу–верьте, сердце мое с вами, и будет с вами, пока будете держаться заветов блаженных отцов наших–Макария и Леонида. Мир вам и спасение!

К содержанию