Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ми­лос­ты­ня ду­хов­ная боль­ше ве­ще­ст­вен­ной; кто не уде­ля­ет ближ­не­му, сам поль­зу­ясь, тот скуп есть и не­ми­лос­тив.

преп. Макарий

Бог Сам жи­вет в том че­ло­ве­ке, у ко­то­ро­го мир­ное серд­це. Глав­ное: счи­тай се­бя ху­же всех, не ищи ни люб­ви, ни чес­ти ни от ко­го, а са­ма ко всем оные имей – вот и улу­чишь мир! А как толь­ко нач­нешь ис­кать, что­бы дру­гие те­бя за­ме­ти­ли да отыс­ка­ли бы в те­бе дос­то­и­н­ства и не­ко­то­рые доб­ро­де­те­ли, тог­да про­щай, мир ду­шев­ный!

преп. Анатолий

Где Бог – там и мир. И про­тив­ное са­мо се­бя по­ка­зы­ва­ет: где за­висть, враж­да, не­тер­пе­ние, са­мо­лю­бие – там и ди­а­вол. Где ди­а­вол – там и все гу­би­тель­ное, гор­дое, враж­деб­ное.

преп. Анатолий

Письма к Е. К.

61. Не монашеское дело заботиться о мирских

26 Августа 1876 г.

... Что касается братьев, я передал об них батюшке, но ты об них больше не беспокойся. Не монашеское дело думать и заботиться о мирских, хоть бы и родственничках; Господь прямо сказал: «ищите прежде царствия Божия и правды – и сия вся (т. е. блага мира) приложатся вам». На откровенье ходить к матушке игумении – дело доброе, помоги тебе Господи! Только ты должна знать, что бесы очень не любят таковых. Прочти в Добротолюбии у Феодора Едесскаго главы: 40, 41, 42, 43, 44. Да поможет тебе Господь!

К содержанию

62. Ходи на откровение

14 Ноября 1876 г.

Какая ты чудная, сестра Е.! Пишешь, что не понимаешь слов моих, когда тебе ясно сказано, что молю Бога, а не только желаю, чтобы ты ходила к матушке на откровение. А если ты желаешь именно моего благословения, то я тебе ясно говорю: Бог благословит тебя ходить на откровение. И не смущайся; все ради Бога делаемое хорошо. Что ты не поняла Св. Феодора Едесскаго, это не дивно! Значит ты делом не проходила его учения. А если будешь искренно ходить на откровение, тогда поймешь!..

К содержанию

63. Враг ничего не сделает, если мы сами не согласимся с ним

10 Марта 1879 г.

Ты Ф., до сих пор не придешь в разум! Ведь сама же видишь, что враг целые годы тебя пугает; а ведь до днесь не сделал ничего.

Да и сделать ничего не может, ибо ты живешь не сама по себе, а под покровом матушки и благоговейных сестер. Батюшка о. Амвросий вот что тебе сказал: «отчаяваться не следует; а надо надеяться на милость Божию». Враг только внушает помыслы, а сделать ничего не может, без попущения Божия и если мы сами не согласимся с ним. И ты не соглашайся с ним, вот он и ничего не сделает тебе.

К содержанию

64. В день Пасхи все должны радоваться

12 Апреля 1883 г.

Скит Оп. П. Преподобная сестра Е., Христос Воскресе!... О чем ты болезнуешь? Чего ты унываешь?

Небо и земля в веселии славять Жизнодавца, Воскресшаго от гроба; и ты веселись, если ты небесная! Веселись если и земная. Ныне вся исполнишася света – небо же и земля и преисподняя. Даже в преисподней ныне весело, ибо там осиял вечный Свет Христос Бог наш.

Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби, воздает Многомилостивый. Аще кто с перваго часа да празднует. Там же будет и до шестаго часа трудивыйся, и до девятаго, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и перваго милует, и оному дает, и намерение целует. Тем же убо внидите вси в радость Господа!

К содержанию

65. О том, что доверять свою душу можно только опытному старцу

12 Марта 1881 г.

Мир тебе и благословение Божие, преп. Сестра Е. Получил письмо твое от 6-го Марта. По обычаю оно состоит все из жалоб и ропота. А что я могу сделать? Одно могу пожелать вам всем – терпения и молить Господа, чтоб Он сам устроил вашу жизнь и успокоил вас всех. Ты ухитрилась найти предлог к ропоту и в нашем, с Батюшкой Амвросием, отказе относиться вам к М. М... Ведь если бы у тебя и у подобных тебе была капля разума, вы бы и не подумали лезть в сети. Да как же вы доверите свою душу и всю жизнь человеку малоизвестному? Да как же этот новоиспеченный старец возьмет вас? Чему он будет учить вас, когда сам не имеет понятия о старческом пути? Как же вы не разсудите о таком важном деле? Ну, попробуй дать кружева плесть кучеру. Он тебе наплетет, что и десять настоящих старцев не расплетут! И все кружевницы голову потеряют! Ведь отыскала было вам покойная N. N. старца – что же вышло? Едва развязались с ним!

Смирись!.. Верю, что и тебе, и Г. тяжело, но разве и у нас, при старцах, нет таких примеров? Ей, обильно бывает, а чем поможешь, когда Бог попускает? Не на погибель же Он на нас попускает искушения, беды, скорби и болезни, потому что иначе и надежды спасения негде отыскать. А Господу Спасителю нашему, за спасение наше умершему позорною крестною смертию хочется всех спасти. Он зовет, учит, угрожает, – а мы что? Мы себе почиваем на одре лени и самообольщения, а о спасении и думать забыли. Некогда: надо то пороптать, то поспать, то посудить других, а других то много; ну и некогда подумать о душе своей и о вечности! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

66. Будь милостива к ближним и не зазирай их

Как же ты поживаешь, сестра Е. Давно от тебя писем не вижу. Все ли еще смущает тебя диавол безумными помыслами? Смиряйся. Уповай на милость Божию. Будь милостива к ближним и не зазирай их, и спасет тя Господь своею милостию и чело­веколюбием.

К содержанию

67. Скорби пройдут

Мир тебе! Не унывай. Близ Господь! Вижу над тобою тучу скорбей, но жизнь наша не вечная. И скорбное, и радостное – все минует, а правда Божия пребывает во веки. Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие. Чем больше скорбей, тем больше утешений: «по множеству болезней моих утешения твоя возвеселиша душу мою».

К содержанию

68. Надо терпеть

Сестра Е.! На твою болезнь – все тот же рецепт: терпеть. Младших сестер щади. Только за проступки и упорство взыскивай. И то с пожданием. Твое душевное смущение уже много, против прежняго, легче, а дальше еще полегчает; только терпи. – Мир тебе!

К содержанию

69. Держись откровения

Ты, сестра Е., не скорби, что терпишь от сестер. Эта забота теперь тебе очень полезна. А то тебя помыслы замучали бы. Потерпи и Г. – она в искушении. Это, Господь даст, перейдет. Я ей напишу. А ты ходи к матушке. Враг борет тебя, потому что ты через матушку можешь спастись от его власти. И потому не слушай его. А ходи всегда! А ты уж следи больше за собой. А за Г. Богу молись!

К содержанию

 

Письма к Е. К.

70. Наша родина – небесный Иерусалим

11 Ноября 1882 г.

Мир тебе, Д.! Очень жалею, что тебя не пустили домой. Но на то и монастырь, чтобы не свою волю исполнять, а Божию, т. е. начальническую. А когда придет время – все получишь. Домой же ездить я и сам не люблю, и другим только в нужде соизволяю. 30 лет я не был на родине. Наша родина там – Небесный Иерусалим. Там наш Отец и Жених, сестры, братья и все сокровище и счастье!

К содержанию

71. Отчаяние – смертный грех

25 Ноября 1882 г.

Пишу тебе по желанию твоему – строчку, в утешение, хотя и не уверен, что утешу тебя. Отчаяние – грех смерт­ный. Бегай его. А веруй в Милосердаго Бога и Заступницу нашу Богородицу и Святых. Они все могут сделать. А смириться и потерпеть непременно нужно. Что скучно, не унывай. Монашеская жизнь более всего искушается унынием. Но претерпевый до конца спасется.

К содержанию

72. Как свято праздновать

Христос Воскресе! С светлым и радостным днем поздравляю тебя... Желаю тебе праздновать свято, мирно, благоговейно, сообществ и смехов удаляться. И тогда почувствуешь радость. А то никакой ни пользы, ни радости не будет.

К содержанию

73. Секрет спасения – в терпении

Письмо твое длинное все прочел. Видно, что стараешься и желаешь спастись, – только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь. Что тебе скучно, это не беда – это со всеми бывает; но всегда проходит скука со временем. И твоя пройдет. А что ты плачешь – это хорошо. Блажени плачущие. Ведь это Господа ради. Но дерзости всеми силами избегай; и не груби сестрам.

К содержанию

74. Зачем идут в монастырь?

Бог да простит тя, Е., во всех твоих исповеданных тобою грехах.

Тебе помысл приходит: зачем ты пришла в монастырь? Зачем приходили в монастырь все святые? И царския, и княжеския дочери? Вот и ты захотела идти тем же путем, чтоб здесь потерпеть да пострадать немножко-немножко, и за это там царствовать с Господом и со всеми святыми во веки и веки веков нескончаемые! Мир тебе!

К содержанию

 

Письма к А. К.

75. Благодари Бога, что не богата. Как надо держать себя

13 Февраля 1878 г.

Вот до какой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «неудобно богатые внидут в царство небесное!»

Благодари Бога, что не богата. Помыслы не говори никому, кроме матушки, а то потерпишь... студ. Смотреть на мужчин оставь, а то такой брани наживешь, что и монашеской жизни будешь не рада. Ты и то уж иногда ропщешь, что пошла в монастырь. А это страшная глупость. Святит. Тихон Задонский, когда умирал, то особенно благодарил Бога, что Он сподобил его монашества.

К содержанию

76. Средство от блудных помыслов

19 Февраля 1882 г.

Помню я всегда про тебя, Г., но писать только не удосужусь. А если бы можно, то я каждый день писал бы тебе по два письма. Очень жаль, что ваш духовник захворал. От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним – к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам. Впрочем, св. Исаак Сирин пишет: «юному хранение паче дел». Мир тебе и спасение!

К содержанию

77. Высокая доля монашеская

Поздравляю Г. с праздником, и желаю тебе мира, усердия к церкви и любви к монашеству. Ибо доля монашек высокая-превысокая: выше неба и звезд небесных. Их часть вместе с Ангелами. Только надо потерпеть. А тебе все не хочется терпеть, ты, значит, не понимаешь, где живешь. Говорю, Господь спасет тебя, только потерпи. Если прочла книгу аввы Дороfея, то читай Иоанна Лествичника. Псалом читай: Господь просвещение мое и Спаситель мой! К матушке ходить тебе будет легче. А понуждать я не понуждаю. Мир тебе!

К содержанию

78. Будь смиренна и не дерзка

Письмо твое получил, прочел и очень сожалею, что Г. не слушает меня, не почитает старших сестер, гордится, упрямится, не просит прощения. За это и оставляет ее Господь своею помощию, и сквернит ее диавол нечистыми помыслами. А как я тебя просил, чтобы ты была смиренна, послушна, покорна; потому что таких послушниц любит матерь Божия и Господь и все добрые люди. И бывают покорныя послушницы любимы начальницами, и мир такой у них всегда на душе! А у дерзких девочек – все зависть, злоба, раздра­жительность, гнев, блуд и все непотребства. Исправься, Г., время пришло. И меня утешишь. Мир тебе и благословение от Господа!

Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Но диавол живет восьмую тысячу лет, а Г. нет и 18. Во всем тобою исповеданном Бог простит тебя.

К содержанию

79. Терпи и исправляйся

Г. ты моя сладкая, спелая, душистая. Все-то ты скорбишь, да плачешь, да скучаешь. Беды твои великия: Ф. пробирает, гостинчика к празднику не купила; и много-премного других крестов на тебя вешают, а ты все их отпихиваешь. И Христос то, значит, тебе не по нраву, а нравятся гостинцы, да наряды... Ну, Бог тебя просит во всем. Начнем исправляться. Тогда и будет нам повеселей.

Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста; а после усладительна.

К содержанию

80. Будь разсудительна

Недавно я писал тебе, но твое письмо понудило опять писать. И во 1-х, приветствую тебя с праздником Пасхи. Христос Воскресе! А второе: ты пишешь, что как ни плохо живешь ты, но все же лучше, чем в миру. Это правда. Это я тебе писал. Но знаешь ли Г. – можно и из хорошей вещи получить вред, можно и из дурной выгадать пользу. Многие яды исцеляют болезни; и хорошее многих вредит. Например – умные люди для домашняго быта придумали нож! Но ножем можно зарезать ближняго.

Даже от Библии с ума сходят. Так и твое дело; когда враг борет тебя: поди, согреши! Ты скажи: я монахиня! Иисусова невеста! И Жених Небесный меня накажет за неверность Ему! Диавол скажет: о! о! о! Какая ты особа – Христова невеста! Тебя надо почитать как святую! А ты должна думать, что я, мол, не только невестой Христовой не смею назваться, но и последнею рабою!..

К содержанию

81. Не будь лакомкой

Ах, ты девочка-лакомка, ишь ты выдумала: воду с сахаром! А? Да у нас богачи чуть-чуть прикусывают сахарку с чаем, а она воду с сахаром! И не грех тебе? Молоденькая девочка, пришла душу спасать, а лакомится так, как не лакомятся и богатые мужики. Ведь ты читаешь жития! Княжны, царския дети приходили в монастыри, и нигде не видно, чтоб лили воду с сахаром! Какое тут спасение? Лакомка! Да еще других осуждаешь? Да празднословишь? Как после этого не поганить тебя помыслам. Оставь, Г., лакомство. Оставь празднословие, будешь умница, хорошая монахиня; мы будем любить тебя и заботиться о спасении твоем. Только смирись. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. А я тебя помню. Пиши ко мне, ничего не скрывая. А то ты видишь какая глупенькая! Начала лакомиться сахаром, да еще постом! Разве ты кинарка? И кинаркам не всегда дают сахару! Я тебе это говорю любя и жалея. Потому что кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями. А мне хочется, чтобы мы с тобою и там были вместе в райских наслаждениях, которых тебе желая, остаюсь твой благожелатель...

К содержанию

82. От неоткровения помыслов враг торжествует

Огорчаешь меня, Г., что все противишься и не слушаешь старших. Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской! Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, безчиний? Ты не открываешь, матушка, помыслов – вот враг и торжествует над тобою. И нам всем скорбь от этого! Одумайся, Г.! Ты девочка способная к монашеству, только не слушай врага, желающаго погубить тебя. А если потерпишь, то Господь поможет тебе, и брань перейдет. Без этой брани никто не спасся. Даже и святые ее терпели. А Бог не отступился от тебя. Он всегда с тобою и день и ночь. Он в сердце твоем и ждет только, когда ты смиришься, чтобы помочь тебе, и когда ты позовешь Его. И я тебя, Г., не забываю, и часто вспоминаю тебя на молитве. Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

83. Уйдешь из монастыря–потеряешь и вечное царство

Кому, кому, а Г. К. всех тошней! Так тошно в монастыре, что взялаб она, да так таки и сиганулаб через ограду, да силенка не берет. Да тоже увидят. Да еще поймают. И я бы, когдаб приехал – то Г. не нашел бы! Да очень вероятно, и там, и в Новом Иерусалиме Небесном, в свое время, встречая знаемых ликующих и веселящихся дев – невест Христовых, не нашел бы в кругу их Г. К. – она усигнула бы за стену Иерусалима. Значит, и там бы осталась вне Христова стада избранниц отроковиц – возлюбленных Богу девственниц... А так как наша Г. не ушла из монастыря, ибо было все заперто; то значит мы там с ней будем видеться, часто, очень часто, даже всегда. Ибо сказано, что там ворота царския отворятся и уж никогда не затворятся. Впрочем, мы с тобою увидимся еще и здесь.

К содержанию

84. На Пасхе должно быть светло на душе

Христос Воскресе! «Ныне вся исполнишася света: небо же и земля и преисподняя». Но не знаю, было ли светло в твоей душе? Должно бы светиться; ты девочка молодая, да еще певчая, да еще обезпеченная! И босая не ходишь, и голодная не ложишься. И встаешь, точно птичка – прямо к утрени, на славословие Божие. А! Так что ли?

Стоило бы тебя, Г., пробрать, что записочку прочитала; но теперь Пасха, Бог тебя простит!.. Не унывай, Г.! Начнем исправляться! И я хочу положить начало!

К содержанию

 

Письма к Е. Е.

85. Искушения Господь посылает для нашего спасения

23 Декабря 1876 г.

Получил я письмо твое, скорбная и немощная Д., и очень пожалел, что такая понятливая девочка так неразсудительно ведет себя в духовной жизни. Из слов твоих видно, что ты понимаешь духовный смысл монашества, а на дело-то жидка. Ну, чтож делать нам? Смирись, зазри себя в немощах и спеши с прошением о помощи к Богу. Бог прибегающих к Нему никогда не оставит через силу на искушения; особенно юную свою подвижницу. Ведь Он человеколюбец видит от диавола приражения страстей безчестия, но ждет, чтобы видеть наше произволение; и томит нас. А для чего? Для того, чтобы мы, во 1-х, сознали свою немощь и смирились; 2-е, для того, чтобы увидивши свое безсилие и приражения врага обратились к Богу, Помощнику в скорбях обретших ны зело; а 3-е и главное, чтобы мы перешедши огнь и воду, сделались искусны. Ибо муж неискушен – неискусен, по слову Божию. А тебя Бог желает сделать искусною и попущает, чтобы матушка тебя пробирала, и временем потрепала. Да, Д., это очень полезно. И от блудной страсти очень помогает, Святый Нил Синайский пишет: «не отвергай усмарей (т. е. кожевников) аще бо и биюще попирают и растягающе строгают, но этим самым одеяние твое светло бывает». Ты все трубишь – пришла смерть. Да Господь так и сказал: «зерно, аще пад не умрет, не оживет». Вот тебе Господь и посылает искушение, – чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла, – тебе и приходит смерть. А по слову Божию: «если со Христом умрем, с Ним и оживем».

За все твои немощи – и за лень, и разсеянность, и похоть плотскую, и тщеславие и прочие грехи – Бог да простит тебя. И аз недостойный тебя не осуждаю, ибо ты еще юная, необученная, – от того и нетерпелива.

А что томно бывает, то разсмотри совесть; нет ли какого нераскаяннаго грешка?

Молитвы, или правило, когда исполнишь, благодари Бога, а не исполнишь, зазри себя. Хульные помыслы старайся не принимать и не веруй им и Господь простит тебя. Когда помыслы находят, не принимай их, н не отражай, а тем больше не заклинай их и не противоречь – это не твоей меры! А прибегай к Господу с молитвою и смирением. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющаго – и минет искушение. Память святых должно чтить, чая от них милости. А чтобы извергнуть внутреннее зло – много, много нужно говорить. Теперь пока довольно и сего...

Пиши все, как умеешь – не стесняйся; если можно, всегда отвечу.

К содержанию

86. Согрешив, тотчас кайся Богу. Сестрами не брезгай

29 Апреля 1878 г.

Если когда согрешишь и тотчас обращаешься к Богу каяся – это очень хорошо. Так и должно. И Господь простит. А духовнику или старцу после сказать, – если важен грех. Не делай впредь. Сестер любить должно всех. А чтобы не брезгать – помни, что и из твоего лица и груди, и живота – будет гной и черви. И Бога моли даровать тебе разум вещей. Читать книгу можно всегда. За родных можно читать 1 кафизму. Недост. И. Анатолий.

К содержанию

87. Благословение от Печерских угодников

26 Октября 1878 г.

Давно я не писал тебе, Д.! Мир тебе! И Св. Печерские отцы посылают вам благословение. Я вас там поминал, когда служил в пещерах Антониевских при мощах его. Хоть ты, Д., по глупости и кропочешься на жизнь; но когда я посмотрел, как многия другия спасаются, какую терпят нужду, напраслины, труды, то я ублажил ваших сестер. Оне, просто, шутя спасутся. Уповаю, что и тебя Господь спасет, как бы диавол ни борол тебя. Но Иисус сильнее его.

К содержанию

88. Будь мудрою Девою

29 Марта 1879 г.

Сейчас я прочел письмо твое Д., и нимало посмеялся. Увидимся мы с тобою непременно, если Богу угодно. А теперь пока поздравляю тебя с праздником Воскресения Христова. И желаю тебе, Д., быть в числе тех дев, – мудрых, о которых пели мы ныне на утрени. Ибо блажен раб, его же обрящет Господь бдяща... Бдите убо молитеся, яко не весте ни дне, ни часа, в онь же Сын человеческий приидет.

А о мудрых, что поем на Пасху? «Жены с мvры богомудрыя в след тебе течаху», т. е. как возлюбленная невеста следит за своим Небесным Женихом – и настигают Его.

Только с тобою много об этом говорить нельзя, а то ты все перетолкуешь по-своему; а самое надежное спасение тебе одно – терпи все, что Бог пошлет: доброе и злое.

На смешные вопросы твои, не только в письме, даже и лично-то трудно отвечать. Я тебе сто раз говорил, что спасешься – ну, и будет с тебя...

К содержанию

89. Терпение должно быть с разумом – Господь зрит в твою душу

1 Июня 1879 г.

Преподобная ты моя мученица! Сестра о Господе Е.! Во всех исповеданных тобою прегрешениях Бог да простит тя, чадо мое возлюбленное! Вижу, что ты подвизаешься. По силе своей детской – трудишься, терпишь, страдаешь, – хоть чуть-чуть – но все-таки понуждаешь себя – веруй, что за все приимешь от Сладчайшаго Иисуса мзду. И даже сторицею приимешь. Только потерпи.

Но только и терпение твое не должно быть не разсудное, т. е. безотрадное, а терпение с разумом – что Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лице любимаго человека, т. е. ясно, внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь, и поропщешь, – но покаешься, все-таки будешь Его возлюбленною.

К содержанию

90. Труд монашеский не напрасен

1 Декабря 1879 г.

Мир тебе, Д.! Давно хотелось написать тебе, да было неудобно. Описываешь труды жития монашескаго. – Правда, и святым Отцам он казался трудным. А нам страстным и подавно. Но дело в том, что труд не напрасный, – не то, что скорби мирских. А что пугают тебя дураки – подрастешь, то страсти умножатся – неправда. Один Господь назначает, кому вначале, кому в середине, кому в конце жития скорби. А ты трудись и веруй Богу, что Он все видит. И воздаст.

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись, и веруй. А гордость страшна тогда, когда не замечаем ее; а если замечаем, и каемся, и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех.

А блудный помысл отбить совсем ты еще не можешь... Только безстрастные не имеют помысла... Молитва Иисусова не может быть без тучи помыслов вначале. А после мало-помалу очищается.

К содержанию

91. Дух Святый утешает нас в скорбях

19 Февраля 1882 г.

Не забыл я тебя, малодушная! Помню, всегда помню я тебя! Но утешить не в моей власти. Ибо утешитель наш – Дух Святый. Обращайся к нему чаще сердцем. И Он непременно придет к тебе. Только не тогда, когда ты сама захочешь, и когда срок назначишь. А что помыслы мутят и ропот, и малодушие, то это обычный плод неправильной и слабой жизни. Но придет час, и ныне есть, егда мертвии (т. е. духом) услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, т. е. Духом Святым.

К содержанию

92. Как свято праздновать Пасху

4 Апреля 1889 г.

Христос Воскресе! Поздравляю тебя, Д., со всерадостным праздником Светлаго Христова Воскресения. Желаю тебе праздновать оный достойно, т. е. чисто, свято, мирно. А чтобы праздновать, как должно, нужно сделать так: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася».

А глухому, сколько не пой, не услышит. Слепому, каких красот не показывай, ему все равно. Очистим чувствия!

К содержанию

93. Смеяться грех. О будущей вечной Пасхе

Христос Воскресе! Ты меня поздравила с началом, а я тебя поздравляю с концом поста и началом Пасхи! Мир тебе! Письмо твое читал, и вижу, что плохо подвизаешься. А я все-таки не забыл тебя и часто помню. Даже батюшке Амвросию говорил, что там в К. есть одна молоденькая девочка Д., очень хорошая, потому что обещалась мне жить хорошо. А на деле меня Д. и обманула. Все спит да смеется. Как же мне теперь батюшке-то сказать о тебе? А? Вот что, Д.! Я пока говорить о тебе ничего батюшке не буду. А ты между тем начни исправляться. И я тоже хочу положить начало. Вот мы с тобою и скажем, что стараемся по нашим силам. Только, слышишь, Д., не ври!

Смеяться большой грех, это производит – смех и дерзость – бес блуда. А ты девочка молоденькая, невеста Христова, мы все любим тебя, потому что желаем жить хорошо и смиряться. А к матушке уж, если не можешь ходить, не ходи – я не принуждаю. Вот я тебя, Д., и поздравляю. А так как ты отдаешься мне всею душою, то и я постараюсь тебе сделать по силе моей полезное. И скажу тебе словечко, какого ты быть может еще не слыхала.

Видишь ли, теперь настала Пасха. Святой и Светлый день. Но это Пасха маленькая, а будет Пасха Великая, великий осьмой день, которому конца никогда, ни во веки веков, не будет.

И будет там веселие неизреченное и непостижимое. Все девственницы, невесты Христовы, соблюдшия себя здесь по силе, там внидут с Агнцем Иисусом в Его небесный невестник. И начнется та Пасха праздноваться – не как эта – а без конца. И все будет, чем дальше, тем веселее. И будет там такое ликование, и невесты Христовы будут так хороши, что их трудно будет отличить от Самого Господа Иисуса Христа. Прочти у Евангелиста Иоанна Богослова в главе 17-й стихи 9, 10, 11. Прочти это место со вниманием и страхом, и уразумей, какая слава там ожидает нас. И подвизайся! А искушения твои теперешния все пройдут. Только потерпи. Если будешь терпеть и по силе подвизаться, уверяю тебя, будем вместе праздновать вечную Пасху.

А ты, Д., помнишь, что заповедал тебе – держишь Иисусову молитву?

К содержанию

94. От тщеславия грешишь

Как жаль, что ты, Д., пошла вся в меня: все грешишь, а исправляться, не спешишь. Вот ни дать, ни взять, как и я грешный. Смиримся, попросим у Бога помощи. Он может искушаемым помощи, ибо и Сам искушен был. А ты уж до того опустилась, что и сельдей в среду наелась! Вот до чего дошла! А все тщеславие снедает тебя! Тщеславному, правду говоришь ты, труд ни во что не вменится. Но это тогда, когда он не покается. А если будешь зазирать себя, то Бог простит. Писать ко мне, пиши, и помысла лукаваго не слушай. А то собьешься. А безмолвие тебе еще не полезно.

К содержанию

95. Скорби – наше богатство

Ты, Д., все какия-то страсти пишешь: то боишься, что не спасешься? То боялась, чтобы меня в солдаты не отдали; а теперь уж, конечно, – собирается Д. умирать; и меня тудаж готовит. И все-то ей не весело, и уныние одолевает. То-то меня матушка утешает, что у тебя скорбей, как у богатаго купца денег да товару, т. е. видимо-невидимо. А ты, глупенькая, и не понимаешь, что ты не скорби, а богатство страшное обеими руками загребаешь. А еще собиралась учить других! Смирись! И помни, что хуже нас с тобою нет никого. Если будешь так думать, то спасешься. А послушания не бойся никакого, и не брезгай никаким. Бог–помощник нам! Поздравляю, Д., и тебя с новолетием и желаю тебе дождаться не сего только 1878 года, но и того, который никогда не кончится. В том году, как взойдет однажды наше солнце–Христос, так и будет вечно сиять светом неизреченным, радостию недомысленною и светом сладчайшим. Веселие будет по мере скорбей – сколько кто понес их в этой жизни.

Сейчас иду к вечерне. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Вот ты говоришь, как тяжело было разставаться. А ведь это все на время. Опять увидимся. А каково будет разставаться там-то? Когда на веки и веки разлучит Господь друг от друга? А если потерпишь теперь, то всегда будем вместе с Господом, и с Ангелами, и со всеми святыми. И радости нашея никто же возьмет от нас. Так сказал Сам Господь.

К содержанию

96. В молодой монахине всего хуже упрямство и непослушание

Письма твои получил. Во всем исповеданном тобою, Бог да простит тебя. Только исправляйся. Знай, что для девочки хуже всего упрямство и непослушание; скоро всем опостылешь. И потому всеми силами переламывай характер злой. Это признак гордости... А что нет у тебя матери, и никто к тебе не ходит проведать – радуйся. Сама Матерь Божия будет блюсти тебя. Ибо сказано: «Отец мой и мати моя остависта мя! Господь же восприят мя!» С родными трудно жить монаху. А что ты по-монашески живешь, это видно из того, что у тебя есть скорби, и ты их по силе своей несешь. Не унывай. Господь спасет тебя. Монашенки носят всегда четки для того, чтобы не забывать молитву Иисусову. Для этого-то четки и даются.

К содержанию

97. О скорбях и о молитве Иисусовой

Едва я прочитал письмо твое, Д., как взялся отвечать тебе. Уж какия это беды сокрушают тебя, я из письма не вижу, а вижу только, что жить тебе в тягость. Ибо – первое дело: тебе не позволяют спать постоянно, а второе дело: нет мужа-буяна, который поколотил бы тебя и выбил бы дурь из головы, и еще много-премного скорбей, которыя одни – больше других.

Так что Д. думает, что последнее письмо пишет ко мне. А я так надеюсь еще писать Д., ибо думаю, что она девочка умная и одумается, возьмется за свое дело. И книжки полюбит. И Богу станет молиться. И ко мне будет писать, и я ей буду отвечать. Поэтому я и остаюсь спокоен за тебя.

Отвечаю на твои недоумения: молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую. А ты думаешь неправильно; ибо ты–девочка неопытная, да еще своенравная. А ты старайся смирять себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией. А что другия про тебя говорят, об этом не безпокойся. Ты пришла в монастырь угождать не людям, а Богу, который и спасет тебя – в этом ручаюсь – только потерпи.

К содержанию