Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Есть сле­по­та и глу­хо­та те­лес­ная – труд­но пе­ре­носить их, но ду­хов­ная глу­хо­та и сле­по­та го­раз­до ужас­нее. Да из­ба­вит нас от это­го Гос­подь.

преп. Варсонофий

Ес­ли кто-то, на­де­ясь на свой ра­зум, ду­ма­ет не иметь нуж­ды в ру­ко­во­ди­те­ле, та­ко­вой вско­ре за­блу­дит от пу­ти пра­во­го. По­че­му и долж­ны мы со сле­за­ми мо­лить Гос­по­да Бо­га, что­бы да­ро­вал нам нас­тав­ни­ка или нас­тав­ни­цу не­заб­луд­ную, ибо по гни­лос­ти не­ду­гов ну­жен и врач или ле­кар­ка опыт­ная и бла­го­ис­кус­ная. По­то­му и долж­но хво­ро­му ис­кать не столь­ко обиль­ную и по­кой­ную боль­ни­цу, сколь­ко вра­ча ис­кус­но­го.

преп. Антоний

От­цы не тог­да толь­ко бы­ва­ют от­цы, ког­да де­тей по го­ло­ве гла­дят и ба­лу­ют, но и тог­да име­ну­ют­ся от­цы, ког­да вра­зум­ля­ют и на­ка­зу­ют чад.

преп. Антоний

Письма к Е. К.

98. Пожелание в день Ангела

Поздравляю тебя, преподобная Е., с днем Ангела. Желаю тебе вспоминать тот час, когда преподобная, находясь между небом и землею, глядела с ужасом на страшнаго змия, который желал мгновенно проглотить ее. Теперь это в наших руках: можем запастись силою свыше не бояться его. Начнем смиряться, и власть наша над этим змием будет несомненна. И дело спасения в нашей воле.

К содержанию

99. Ты находишься на гибельном пути, понося старчество

Ты, сестра, Е., очень не порадовала меня письмом твоим от 11 января. Искренно сожалею о тебе: ты пошла к низу, что скоро и жизни не рада будешь. Как говорят: ни Богу свеча, ни миру калач. Что св. Отцы хвалят, каким путем сами они шли и нам по любви своей для нашего облегчения завещали, ты поносишь,–говорю о пути старчества и откровения помыслов. Куда ты готовишь себя? Или надеешься избежать врат смерти? Ей, не избежишь! Пощади себя, сестра!

От сердечной любви говорю тебе: одумайся. Время не ушло; оставь глупости; возьмись за дело – хоть слегка, по силе. И силень Господь возставить тебя, и будешь любезна ему и людям.

К содержанию

 

Письма к П. О.

100. Гордость одолела

П. О. одолела гордость. Так что она не хочет, кажется, прибегнуть и к Господу, сказавшему: «научитеся от меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». Господь смирял Себя, а П. О. смирять себя не может!

Смирись, сестра, и спасешься. Не будь настойчива. На мужчин не гляди, а то поплатишься скорбию. А мать оставь Богу. Он Сам о ней попечется.

К содержанию

101. Без борьбы со страстями не проживешь

Письмо твое, П., получил. Пишешь, что страсти одолевают: без борьбы со страстями прожить целомудренной девочке никак нельзя. Но надо облегчать брань, поменьше есть и спать; не зазирать других; не забывать Бога и иметь память смертную; и главное – смиряться, без сего брань со страстьми тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие.

К содержанию

102. Что показывает дурной сон

Мир тебе, сестра П.. Спасайся! Дурной сон твой показывает, что ты не хранишь чувств своих, и диавол ловит тебя в свои сети... Послушание исправляй со страхом Божиим; а какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога. Но не смущайся.

К содержанию

103. Понуждай себя–и будет с тебя

Не унывай и старайся угодить Н. Е., а любить – Бог даст чувство. Понуждай себя – и будет с тебя. Что душат тебя ночью – это за немирствие или за осуждение. Исправься и пройдет.

К содержанию

 

Письма к И. П.

104. Хорошо, когда пробирают

Ты скорбишь, что тебя пробирают; а я за тебя радуюсь. Еслиб ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным... И Господу подражать зело хорошо... Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

105. Ходить на откровение спасительно

Ты, сестра И., помнится, свечница и певчая, и хорошая такая послушница, а не знаешь, что ходить на откровение легче всего и спасительнее. А потому ходи и все открывай.

Тебя тщеславие село, а ты сего и не замечаешь. А чтобы этого искушения избыть, смирись, укори себя... Смирись и тем, что тебя учат. А другие и лучше тебя, но смиряются, и Господь воздаст им вечными благами. Так и думай.

К содержанию

106. Кто служит другим, тот уподобляется Христу

Грешно тебе не любить такую маленькую девочку, как Л.! Тебя диавол все мучит: что, дескать, я ей служу! А того не понимаешь, какое ты великое дело этим совершаешь! Ты уподобляешься Сыну Божию Иисусу Христу, Который сказал о Себе: «не приидох да послужат Ми, но послужити». И ты за это великую получишь награду. Недостойный И. Анатолий.

К содержанию

 

Письма к Н. С.

107. Утешает в недоумениях

16 Ноября 1876 г.

Видишь ли, сестра о Господе Н. Письмо твое, посланное должно быть в Сентябре, я получил только, только что в Ноябре. Я был в Питере, и там похворал. А то давно ответил бы тебе. Теперь же накопилось писем у меня много и я, если напишу тебе, то напишу кратко. Я ныне–служащий; а между тем, люди отдыхают, а я, вместо сна, с тобою поспешил побеседовать. Пишешь, что когда была у батюшки Амвросия, то сробела и не могла сказать, что хотела. Очень верю тебе. Но ты не унывай; может быть, Господь приведет еще когда побывать. А если что есть на совести, то теперь же можешь написать или батюшке Амвросию, или мне. Что касается неприятностей, бывающих от послушания, т. е. недовесков и перевесков при продаже свечей, то это и везде бывает. И от скорбей никуда не убежишь. А потерпи и спасешься. Когда не ходишь в церковь ради послушания, не смущайся. За тебя помолятся в церкви. Что ты поступила в монастырь – это благо, и всегда благодари за это Бога. Конечно, диавол не перестанет смущать тебя, что в миру жить лучше. Но мы должны слушать Бога, Ангелов, а не диавола.

К содержанию

108. Как надо славить Христа

24 Декабря 1883 г.

Христос рождается, славите! Вероятно, и вы будете славить Его. Славьте не гневом, не ропотом, не зазрением высших и низших, а смирением, любовию к сестрам, молитвенным непрестанным призыванием Иисуса – и тогда познаешь славу Христа и дары Сладчайшаго Иисуса. Терпи и спасешься!

К содержанию

109. Пожелания принявшей Ангельский образ

20 Мая 1892 г.

Сестра о Господе, мать Н.! Поздравляю тебя с Ангельским образом. Сердечно желаю тебе и по-ангельски жить чисто, свято, во смирении, послушании и молитве непрестанной, в незлобии и любви к ближнему.

Матери духовной можешь говорить о всех своих греховных помыслах, которые особенно смущают тебя и тревожат. Когда бываешь чередною, тогда можешь оставлять чтение псалтири в 12 часов ночи.

Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы.

К содержанию

110. Тоска от нечистой исповеди

Боли твои и тоска, пожалуй, от того, что нечисто исповедалась. При свидании исповедайся хорошенько. Да и сердце твое гнилое: нужно увидать мужчину – оно и раскиснет!

Глупенькая ты, да разве может быть что краше, не только на земле, но и на небе, как твой Жених небесный, ради Котораго ты оставила родителей, родину и обрекла себя на труды и скорби? Ты значит об нем мало и думаешь, и редко на помощь призываешь. Твори чаще Иисусову молитву, – повеселеет на сердце... Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т. е. не увлекайся в нецеломудренныя помыслы. Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блудных помыслов.

К содержанию

111. Не стыдись открывать помыслы

Сестра Н. стыдится мне даже написать о помыслах. Вот какая она святая! А кто не считает себя святым, тот прямо так и говорит, что то-то и то-то сделал.

Напрасно и вредно твое опасение. Господу приятнее кающийся грешник, чем не кающийся праведник. – На святки до самаго Крещения правило келейное оставляется.

К содержанию

 

Письма к Т. Г.

112. О неосуждении ближних и о хульных помыслах

17 Ноября 1876 г.

Сестра о Господе Т.! Очень порадовала ты меня своим разумным прошением: просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине, нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношения? – Просто: не судите, и не судими будете. Молю Господа, чтобы он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею).

А когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто – презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские; а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы. Псалтирь читай 1 каfизму, а можешь, и 2 читай.

Ты боишься смерти – какая ты безтолковая! Боишься чего нет на свете. Да разве ты не понимаешь и не знаешь, что знает весь белый свет.

Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! Смерть Иисусом Христом умерщвлена, и бояться ея – мертвой – нечего!

К содержанию

113. Не отчаявайся в исправлении

1 Ноября 1879 г.

Преподобная Божия послушница Т. Мир тебе и Божие благословение! Маловере, почто усумнилася в силе Божией, вместо того, чтобы убедиться в ней, видя свое безсилие? Иона на дне морском, погло­щенный китом, не терял надежды, но молился; а ты, малодушная, наслаждаясь светом солнечным, не лишаемая даже духовнаго солнца, т. е. святой литургии и служб церковных, да еще живя в среде мучениц, т. е. избранных невест Христовых, изрыгаешь хулы отчаяния, неверия, подозрения и других скаредных грехов? Ты, поддавшись ропоту, и разум потеряла: говоришь, что потеряла надежду исправиться: – безумные глаголы! Девчонка готова лишить себя жизни, что не может исправиться! Ну, так можешь покаяться! Куда нам лезть в исправившихся, т. е. совершенных! Милость Божия, если попадем в стадо спасенных! (т. е. кающихся).

Смири же себя! А то от тебя пахнет гордынею! Меня начальницы презирают, меня все сестры презирают! Да имеешь ли что, за чтоб тебя почитали? А нету, так смирись! И спасешься! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

114. Как поступать, когда одолевает помысл блуда

Пишешь сестра Т., что борют тя страсти! И меня от юности борют страсти, но возопим: «Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» Потерпи– перейдет! И сестру потерпи! А когда ложишься в постель, огради себя крестным знамением и воображай, как тебя будут класть во гроб на вечный покой. А теперь потрудись. Когда сильно будут одолевать помыслы, встань и положи несколько поклонов св. мученице Фомаиде, Моисею Угрину. А теперь на Пасху пока пой: «Страстию Твоею, Христе, омрачивый солнце, и светом Воскресения твоего просветивый всяческая, приими нашу песнь!» И еще: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало!»

К содержанию

115. Как надо жить

Мир тебе, Т.! Скорби терпеть должны мы. А не совладеем с собою, то должны зазирать себя и каяться. Открывать помыслы очень полезно. Старайся держаться этого пути... Послушание вообще трудно исполнять, а ваше рукоделье – барское. Многие желали бы такой-то работы: да нет. Страсти истребить сама не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Ешь умеренно и благодари Бога. В келье сидеть хорошо... Скорби от всех старайся нести.. Тогда будь уверена – не погибнешь. Когда читают, особенно в церкви, хоть и без усердия, а слушай. Со временем все слюбится, и жизнь монастырская.

К содержанию

116. Ропот и гнев–самыя тяжкия страсти. Сравни свою бедность с крестьянскою...

Сестра о Господе Т.! Жалуешься, что тебя борют страсти: ропот и гнев! Чтож нам с тобою делать?.. Кудаж нам убежать от себя? Потерпи, Т., и Господь поможет. А только знай, что эти страсти, то есть ропот и гнев, чисто диавольскии. Св. Исаак Сирин говорит: что грешаща человека милует Бог кающагося; ропотника же не простит, если не накажет. А потому всеми силами смиряйся. А если погрешишь по немощи человеческой, скорей зазирай себя и проси у Господа прощения. А что строги к тебе иные, тем не смущайся. Строгость многих спасла, а поблажка многих погубила. И Златоуст говорит: что бо+льшая часть спасающихся, спасается страхом геены. И касательно бедности твоей скажу: на днях у нас была бедная послушница. И подобно тебе роптала на бедность, но когда дорогою зашла в крестьянскую избу да увидела везде снег, холод, голод, куча ребятишек в лоскутьях, то чуть не ублажила себя. А наша бедность еще не такая нестерпимая. А нам ведь какая высокая награда, если потерпим. А терпеть не умеешь, учись самим терпением. Возмалодушествуешь, опять берись за это спасительное оружие. А со временем и наторешь; ибо всякой добродетели, как и какому-нибудь искусству выучиваются не сразу; а много пройдет времени, и много положишь трудов, тогда уж и дастся наука.

К содержанию

117. В мире нет постоянства

Пишешь, что тебе теперь, как стала внимать себе, стало лучше. Так и всегда бывает. Только знай, что в сем мире ничего не бывает постояннаго. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; – так и в нашей жизни: всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет.

За больной ходи. Господь воздаст тебе сторицею. Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя. Помни, заруби на носу слово преп. Аввы Дорофея: «в ближнем твоем спасение твое».

К содержанию

118. Когда оставят нас страсти

Сестра Т. Г. уже преклонных лет – 26-й год живет на свете. И все еще ее не оставили страсти. Удивительно – такая почтенная старость – и страсти. Должно быть, ты слышала, да не поняла, что «седина есть мудрость человека, и возраст старости–житие нескверное». Бывает, что Господь особенно смиренным дает рано безстрастие, а то так и умрет в борьбе. Но такой–не значит погиб. А сказал некто: таковый сопричислится к мученникам. А тебе хочется узнать, в каких годах оставят страсти? Давно сказано: несть ваше разумети времена и лета, яже положи Бог во власти своей».

К содержанию

 

Письма к Е. К.

119. О страхе смерти

8 Апреля 1877 г.

Вот умница, Л., поздравила меня и о себе известила. А то ничего не знаю, как она там живет? Правда, что не очень радостно поживаешь, но все же лучше, чем совсем не знать. А теперь, по крайней мере, знаю, что ты–трусиха, страшная трусиха! 15-летняя девочка боится смерти! Да ты совсем одурела! Чтож нам-то, старикам, делать? Остается просто выть, в голос выть! Глупенькая, да мы же поем в эти дни Св. Пасхи: «ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновника!»

А ты в такия еще дни вздумала плакать из боязни смерти! Ну, с чем это сообразно! А христианка! Да еще монахиня! Значит, ты ни капельки не понимаешь ни себя, ни пасхальнаго празднования! Ведь ты избранная Богом на Ангельское жительство из многих тысяч мирян, копошащихся в попечениях о животе и удовольствиях. А ты от них милостию Божиею и призванием свыше отказалась и обручила себя Христу – Небесному Жениху и стала Его невеста! Ну, Он и покинет тебя? Глупенькая!

Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: Аз с вами (а следов., и с тобой) есмь до скончания века! Аще и мать забудет отроча, Аз не забуду тебе.

Не унывай, ты от трусости ум потеряла! Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася... И ты, маленькая монашенка, в числе их, т. е. жен мvроносиц находишься. Ибо и ты оставила дом, отца и люди, и потекла за возлюбленным Иисусом. И вот теперь служишь ему, Царю Царей; служишь, ибо терпишь скорби, – болезни, стараешься не поддаваться страстям. И многое другое. Глупенькая, ты не понимаешь, какая ты счастливица! Впрочем, верую, что всех исповеданных тобою грехов юности и неведения Бог не помянет... Не ропщи на болезнь, а благодари Бога: его же любит Господь, наказует.

Когда блудные помыслы нападают, молись св. мученице Fомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву...

120. О вечном лете славы Божией

24 Декабря 1877 г.

Сию минуту прочел письмо твое, усердно благодарю за поздравление, и тебя приветствую с сим великим праздником Рождества Христова и новолетия. И желаю тебе в сем лете мира, здравия и спасения. А главное – желаю тебе вступить в то лето, где зим не бывает, солнце никогда не заходит – и солнце того лета – Иисус, вечно сияющий славою Отца Своего – Бога, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни тьмы, ни даже тени–но все будет свет, радость, мир, всяк ум превосходящий, и веселие несказанное. И ворота небеснаго Иерусалима в то лето отверзутся и никогда не затворятся.

А чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное царствование. Ибо послушница, волею неволею терпящая скорби, есть невеста Христова, и там ей готовит Жених ея царский трон и почести, вместе с Божиею Матерью, как читаем: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании. Введутся в храм Царев. А кто эти девы? Это ваша братия–молоденькия послушницы, терпящия скорби Господа ради. Я знаю, что ты ропщешь и смущаешься, а все же живешь. А милосердый наш Отец Небесный и это примет как дар Ему. Не унывай, Л. Доля монашек ужасно высока, от того она и тяжела здесь...

К содержанию

121. Ошибки неизбежны. – Смиримся

17 Февраля 1878 г.

Л.! Да какая же ты несмысленная! Боялась написать ко мне, что не исправилась! Да я сам ничуть не исправился; ну чтож тут делать?.. Смиримся! Вот и спасемся!.. Погибнуть же ты не погибнешь. А только здесь пострадаешь, как уже и страдаешь за упрямство и самолюбие. Но все, Бог поможет, обделается. Мы ведь пришли учиться духовной жизни: что ж удивительнаго, если погрешаем? Будем исправляться! А исправит нас сам Бог!

К содержанию

122. Монахиня должна собирать Христу духовное приданое

20 Апреля 1884 г.

Христос Воскресе!.. Сомневаешься, что делать по выходе из рукодельной? Монахиня не знает, что делать помимо рукоделия!.. Хороша послушница! Ведь ты обручница Христу! Ну, и собирай Ему приданое, украшай себя по силе возможности.

Спросишь, как же это? На это давно ответил св. Златоуст, когда нас с тобой и на свете-то не было. Прчти книжку его о девстве. Там очень подробно обяснено, как украшать себя невесте и какое нужно ея Жениху приданое. Только там о рукоделии ничего не сказано. Прочти. Ты, Л., спеши позна­комиться с духовною жизнью. Пользуйся временем свободы, читай книжки отеческия, а главное– учись держать Иисусову молитву. Начни хоть в день четок по 10. Да и прибавляй по сотенке. Эти четки, разумеется, без поклонов. А без Иисуса никогда не очистишь сердца.

К содержанию