Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

От лас­ки у лю­дей бы­ва­ют сов­сем иные глаз­ки.

преп. Амвросий

Письма к М. Х.

123. Монахиня, обрученная Христу, должна быть верна Ему

19 Марта 1881 г.

Замуж выйдти не возбраняется, и не грех, если девица не обручена жениху; а как только заключат контракт, тогда безчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученныя Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники или как прелюбодеи. Да и вообще, пока ты молода и неопытна, и пока кровь буяет, и диавол не зевает, а бурлит тебя и льстит, и обманывает мнимою великою сладостию похоти, тебе кажется все там прекрасно. Но не так на деле. Особенно когда перейдет похоть и лета поздвинут с костей, – сама изумишься, как это могло измениться. Старайся быть по возможности мирною, не зазирать других... Господь да простит тя во всех сделанных тобою согрешениях и да благословит тя!

К содержанию

124. Молодым надо держаться устной молитвы

27 Октября 1883 г.

Говорил я батюшке о твоей молитве, которая начинается в церкви и переходит в сердце. Он ответил, что молоденьким это нейдет. А надо тотчас творить устами. Спасайся! Смиряйся!..

К содержанию

125. В Иерусалим ехать – искушение

28 Марта 1884 г.

Сию минуту получил твое письмо. Очень чувствую, что давно не писал, и нынче ночью даже думал об этом; но еслиб ты знала, что значит великий пост для меня, ты б пожалела меня. Ты одной головой живешь и изнемогаешь, а я сотни голов должен пригладить, и твою головку тут же. А ведь пост-то и для меня полагается.

В Иерусалим мне самому очень и очень хотелось бы, да есть пословица: на хотенье есть терпенье.

А только тебе это прямо искушение. Зная твою немощь, диавол наткнет тебя на пику. И повиснешь, как пескарь на удочке...

К содержанию

126. Как избавляться от блудных помыслов

Просишь меня сказать тебе средство, как избавиться от блудных помыслов? Разумеется, как учат св. отцы: 1-е дело – смириться, 2-е – не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное 3-е, – потерпеть. Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются святою Церковию невестами Христовыми. Св. Димитрий Ростовский учит: «Отими у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел». А ты, сопливая девчонка, этого не понимаешь... Мир тебе и благословение Господне!

Уныние – опять повторяю тебе – неизбежно для тебя, потому что никаких вольных скорбей не несешь, а на дьякона смотришь и молодых ребят любишь. А ведь в царство небесное ничто скверное не внидет, вот и очищает тебя милосердый Господь унынием и поношением. Многогр. И. Анатолий.

Не вникай в чужие дела – мир потеряешь!

К содержанию

127. Смирение достигается терпением

9 Декабря 1880 г.

Получил я и последнее твое письмо, в котором ты удивляешься чужому смирению, а своего показать не хочешь. Впрочем, и то хорошо, что ты любишь, значит, и желаешь его. Но по неопытности, не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу? А? Желаешь? Перекрестясь обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостиваго Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райския, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя. А со временем увидишь и ужаснешься.

К содержанию

128. Как проводить Рождество

21 Декабря 1881 г.

Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова! Дай Бог в разуме праздновать святые дни сии и вечера, – не так, как празднует растленный мир, где вечерами святыми совершаются всякия мерзости: песни, пляски и сопели; даже и лицо человеческое безобразят рожами! А мы с тобою поживем ангельски, хоть и с болезнию, но чисто, преподобно. А что теперь твориться в Стенине-то? В Козельске-то? Пьянство! Гульба! Пляска! Брань! Драка! Безстыдство! Скверныя дела! Рожи! Песни! и проч. – просто ад земной! А наше дело-то чисто ангельское. Засядем в келлийке, повздохнем, поплачем и примем на память: что в эти дни совершилось? Едва рожденный младенец Бог – но и совершенный человек – со всеми немощами нашего тела бреннаго, – видит этот свет впервые в скотском вертепе; зима – 25 Декабря; сырость; члены рожденнаго младен­чественные, нежные млеют от холода, а деваться некуда, город далеко. Ни одежды, ни теплаго жилища и не видится... А нам келья нехороша! Соседки нехороши! Да разве у Господа ослы и коровы– соседи тогда– были лучше?

Что мы скажем, когда явится Сын человеческий Иисус Христос и все это скажет нам, и покажет язвы свои и копием прободенное ребро? Для кого, скажет, я пришел на землю? За кого страдал?..

Говоришь, что я не понимаю твоих страданий – самолюбие тебя ослепляет, а я очень понимаю. Но я вместе и верю Господу, сказавшему своим воз­любленным: «в мире скорбь имети будете. И мир возрадуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится; и радости вашея никто же возьмет от вас»...

К содержанию

129. Хорошо, что умеешь каяться

29 Апреля 1882 г.

Истинно говорю тебе, что ты ведешь себя дурно. То есть, ни дать, ни взять – как я смолоду. Конечно, мои грехи тяжелее, и каяться я не умел, а ты хоть злишься, да каешься. А я и каяться не умел. А потому как ни дурно держишь себя, а все-таки ты и была, и теперь лучше меня. И это для меня утешение. Что ты так зла, конечно, похвалять тебя не стану, но скажу по секрету, что злой не кается и не окаявает себя; а ты болишь об этом, а такая болезнь есть хороший признак, признак возможности исцеления. Только потерпи.

Мужайся, и да крепится сердце твое.

И потерпи Господа!

К содержанию

130. Утешение от молитвы

1 Февраля 1884 г.

Утешение твое молитвенное не новость: я тебе раз, а может быть, сто раз твердил: потрудись, потерпи, а там сам Бог утешит. Нет, М. пусти домой, да в С, да в Иерусалим. А я говорю: подержи молитву, не только Рим и Иерусалим, а Сам Распятый за нас придет с Пречистою Материю. Вот тебе обяснение: Господь привлекает к Себе строптивых и малодушных – именно таким образом. А они тотчас возропщут и на Бога, и на отца своего, и на всех ближних, что они погибли. А теперь ты сама видишь, что не всуе трудилась, и я тебя не обманывал. Это первая часть. А вторая последует после. Это утешение уверило тебя, что есть Бог и есть награда, за тем оно отойдет от тебя, и Господь будет глядеть на тебя, что ты верная раба Его или лукавая, сластолюбивая, купленная раба, которая любит Господина только тогда, когда Он ее утешает. Вот ты тогда и покажи искреннюю любовь неподкупной невесты Его. Но это опять пройдет. И опять блеснет луч утешения. И так-то обучает Господь возлюбленных Своих. Но горе тебе, если ты вознесешься, как богачка сущи нищая!.. Диавол видит, что ты делаешь и откуда получаешь, и вот старается тебя отбить от пастыря, как юную неопытную овцу. Держись! Кошки и мыши еще никого не съели. Пусть их грызут пол, а хлебушку береги, не давай им точить. Грех тот скажи мне. Никому не скажу и ругать тебя не буду. А не можешь мне, скажи Батюшке. А сказать непременно нужно. Мир тебе и спасение. А главное, смиряйся. Лишь потеряешь смирение и самоукорение – тогда прощай.

К содержанию

131. Внимай себе

13 Октября 1887 г.

Бог тебя простит, сестра М.! И аз грешный тебя прощаю и разрешаю.

Но только помни, не забывай, что теперь ты едва-едва вырвалась от бесовских рук, а то и не вырвешься. Внимай себе. Время заняться собой, обуздывай свой язык и характер.

К содержанию

132. Скорби – приданое Жениху Христу

Мир тебе, М. Спасайся! Как ты там покашливаешь? Как скорби несешь Господа ради? Ведь Господь-то молоденьких монашек –истинный, неизменный, возлюбленнейший Жених; а скорби – это приданое драгоценному нашему Жениху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданнаго, и чем больше любит Его Пречистаго, Прелюбезнаго, Сладчайшаго Иисуса, тем больше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит. И как любит-то! Да сохранит тебя Господь! Да укрепит тя в терпении. Да даст тебе разум духовный! А я всегда о тебе воспоминаю и молюсь: соблюди Господи Иисусе Христе невесту Свою Машу в чистоте и святыне.

К содержанию

133. Проси у Бога полезнаго тебе

Уж я скорбел, уж я скорбел нынче, что у М. рыбу съела собака! А если кто унес, тому на здоровье. Может, он такою рыбою и в жизнь свою не лакомился. А тебе Господь пошлет. А чтоб тебе избавиться от скорбей и чтоб я об этом молился, буду молить так: Господи, ты Машу любишь больше меня, и помочь можешь скорее меня: и что ей полезнее, знаешь лучше меня. А потому и сделай с нею лучшее – только спаси ее!

К содержанию

134. Молись больше

Преподобная Божия послушница М. Не забыл я тебя, а постоянно помню, да дела не позволяют к вам приехать... Молись больше! И ходя молись, и лежа молись. А что на тебя смеются, это тебе полезно и спасительно. За все благодари Бога!

К содержанию

135. Не стремись через силу в церковь, а молись дома

М.! Что ж ты не помнишь, что я говорил тебе? Я тебе много раз говорил: не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да тверди: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. И Божию Матерь, крепко любящую молодых монахинь, призывай! Где тебе равняться со здоровыми! Смирись лучше. Это тебе и легче, и полезней!.. А что помыслы скверные лезут – не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их.

К содержанию

136. Не ищи почестей и не завидуй другим

Поздравляю тебя, М., с праздником Знамения Божией Матери. Что мне делать с моим гордым сердцем? Чуть не воздадут желаемаго, так вот и заломит. Вот ты-то добрая такая – и почитаешь и любишь меня, а другие не любят и не почитают меня. А я оскорбляюсь все. Ведь уж старик, поседел, а все честь люблю. Помолись, Маша! И ты тоже, преподобная, скорбишь, и тебе не воздают чести! Что ж делать? Потерпим. Авось придет час, и Господь изведет нас на свет, яко во полудне. Правда, мне-то старому по делам; давно бы должен научиться смирению; а тебя-то, молодое преподобие, мне жаль больше себя. Ты ведь и понять то не можешь ни пользы от скорбей, ни хитростей вражиих. А я-то? Я-то? Стыд! Ну, уж делать нечего: давай учиться смирению. Правда, мне-то стыдненько с тобой равняться, хрычу стару сущу, да что делать! За то девочке чести больше, если обгонит старика. Значит, начнем с праздника сего. Знамение Божией Матери будет нам поручницею! Впрочем, вот что М.: твое-то оскорбление чисто деревенское: ты поревновала послушнической одежде, да еще старушке – а у самой мантия под спудом! А! Мантия! Ведь, если бы эта скорбная старушка вдруг узнала б, что есть девочка, очень, очень рано украшенная мантиею, и что... и что эта девочка завидует ей, старушке, в том, что старую утешили званием послушницы, между тем эта старая уж много лет просилась в монастырь, но ее – никак тебя– все отдаляли (а ведь она прострадала лет пять кое-где шляясь по углам), хотя она и имела средства лучше твоих (да у тебя их совсем нет), и вот она едва попала, ее одели – и тут уж завидуют!..

Одумайся, М.! Смирись! Ох, горе! А сам-то не смиряюсь! Ну, хоть ты-то порадуй меня!

К содержанию

137. Истинное монашеское одеяние

17 Марта 1882 г.

Говорят, что тебя хотят одевать. Радуюсь. Только помни, что мухояровая одежда прикрывает только куски тела и кости, а настоящее одеяние – дела монашеския – смирение, кротость, терпение болезней и скорбей – особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и проч., а более всего непрестанное обращение сердца к Иисусу, так что монах день и ночь зрит Господа Иисуса и красуется Им, и утешается, и веселится, и постоянно возрастает и разцветает. Спасайся, сестра!

К содержанию

138. Снисходи немощным

22 Ноября 1882 г.

Получил еще письмо от тебя, М. Все-то ты сердишься. А это еще более растравляет болезнь твою. Касательно неурядицы за трапезой я говорил батюшке, он ответил, что неудобно возставать напротив. Сказать матушке, она, говорит, поднимет бурю; подождем пока. И ты учись снисходить к немощным. Ведь хочется жить получше, да дело-то не берет. Ведь кажется, чего легче, как помыслы этот туман отгнать, ан нет – они все себе лезут да лезут. Так и эти жалкие сестры. Пишешь, что в миру себя лучше ведут за столом, да там и во многом нас, бедных монахов, перещеголяют, а как эти самые подвижники явятся в монастырь, так и не узнаешь их. Тут и аппетит разыграется, и сон, и злость, и всякая всячина, как пишет Св. Лествичник в 3 слове. Да далеко ходить нечего – возьмем-ка мы себя с М.: какие мы были с ней хорошие с начала-то? А потому не удивляйся ни другим, ни себе. Пока Бог не явит Свою помощь, ничего сами не сделаем.

Рыбку кушать, по немощи, можно, только, пожалуйста, не злись. Да помыслов долго не держи. Пишешь, что у монахини их быть не должно, да к кому им и лезть, как не к молодой монашке; у старой им поживы мало, те уж искусились, а молодых демоны и томят и тоскою, и другими страстьми. От этого молоденькия делаются искусными: муж не искушен неискусен.

К содержанию

139. У Бога нет мертвых – все живы

22 Декабря 1882 г.

Мир тебе и благословение от рождшагося Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, матушка М., если ты жива. А если ты умерла – вечная тебе память и упокоение со святыми, иде же радость и сладость несказанная, невооброзимая! Думаю, что ты уж там, потому что в маленьком письме сказала несколько раз – умираю, умираю, совсем умираю, умираю взаправду. Потому и думаю, что ты теперь ликуешь и славишь Родшагося там с Ангелами. А если, паче чаяния, ты еще не совсем умерла, то поздравляю тебя со всерадостным Рождеством Спаса и Избавителя нашего от вечныя смерти, и горестей, и болезней, и ада, и от всего неприятнаго. А так как у Господа нет мертвых, а вси живы Ему, то значит, мертвая ли ты или живая, а все-таки мы празднуем вместе Родшагося Спаса Иисуса Христа, ибо ныне небо и земля свеселятся. А пропоем мы с тобою на подобен Ангельския силы:

«Горы сладость да каплют; себо приходит Бог от юга – языцы покаряйтеся, радуйтеся пророцы, патриарси взыграйте, человецы восплещите руками, крепкий и великий князь Христос рождается, Царь небес на землю приходит».

Вот радость-то православным – и небу, и земле! И потому, во всяком случае, тебя поздравляю и желаю срадоваться с небесными силами. Христос рождается – славите!

К содержанию

140. Скорби – начало славы

14 Апреля 1883 г.

Христос Воскресе! Преподобная М. Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия. Откуда же новый Иерусалим взял новую славу? От страданий Господних. Он разукрасил этот новый город Своим Гефсиманским потом, Своею Голгофскою кровью. И вышел дивный Сион! И потому теперь Святая Церковь приглашает всех верующих исходить на встречу Жениху. «Приступим свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху, и спразднуем Пасху Божию». Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения-язвы есть истинный подобник Иисуса Христа.

Радуйся, Марие!

К содержанию

141. В миру скорбей не меньше, чем в монастыре

Слышу я, что ты все покашливаешь и погуливаешь, и даже до Церкви доходишь. Только кельи-то твои не успокаивают тебя. Все шум и досаждения. Так приходит, что, кажется, в мир бы ушел, потому там хорошо. Там больных все очень любят и за ними ухаживают, и вообще, в миру любовь к ближним, покой, радость, во всем довольство – просто блаженство. Не так ли, М..? Цыпленок ты! Просто цыпленок, а безмозглой курицы не стоишь!

Кто тебе сказал, что в миру люди лучше и скорбей меньше? Ведь ты была моложе, здоровая, малосмысленная; все тебе нравилось, а теперь ужели ты думаешь мирская жизнь такая же розовая? Нет, М., ты судишь, как дитя. А диавол пользуется твоим глупеньким разумом и надувает тебя мнимыми удовольствиями, где их нет. Святитель Димитрий поумней и поопытней тебя, да еще святой, да еще великий учитель Российской Церкви, что говорит о мирских удовольствиях и заманчивых обещаниях? Он говорит: «мир обещает злато, а дает блато!» Вот тебе твой мир-то! Поверь ему! Да больному и в царских чертогах томно и нестерпимо. А здесь, по крайней мере, есть великая, ничем не покупаемая надежда, что Господь наградит нас за все наши болезни, за каждую болячку, за каждую скорбь, за каждый вздох! Веришь мне? Будь же мирна! Будь разсудительна! Будь же благодарна Богу! Ведь если бы ты своим куриным умом могла хоть тысячную долю увидать от тех благ, которыя отложены милосердым Господом за болезни и скорби Его возлюбленным невестам-монахиням – ты бы ужаснулась и отдала себя на сожжение в огонь!..

Спасайся!

К содержанию

 

Письмо к М. Г.

142. О Ш-ском приюте

24 Февраля 1891 г.

Здравствуй, М. Ты очень обрадовала меня своею карточкою. Я уж с нею носился, носился, никак не приберу, где ее поставить. Ну теперь нашел: я ее поставил на письменном столе, пишу и гляжу на нее, и она на меня глядит. И мне от этого весело. Как бывало мы с тобой в лесу ходили. А теперь посмотрела бы ты: пней стало еще больше и яблоков на них, должно быть, будет большой урожай. А признаки конфект и теперь уже кое-где видятся: сочи+т.

Скажу тебе еще новость. У меня в корпусе в Шамордине, внизу, страсть сколько маленьких девочек. Ты их видела в приюте, а приют-то теперь сгорел, и мне их стало очень жалко. Я и отдал им весь низ, с ванною и очажком. Я взял самых маленьких, с тебя и поменьше, и побольше.

Оне там купаются в ванной. Им там весело. И церковь близко. Церковь от моего корпуса тут же, через дорогу. А постарше девочек, около 30, проводили под гору, в пустую прачечную. Если приедешь, то тебе ходить к маленьким будет очень близко. А над маленькими теперь живет твоя внучка. Она часто хворает, помолись об ней. И обо мне молись. А то я стал такой нехороший. Мир тебе, М.!

К содержанию

 

Письмо общее.

143. О всемогуществе Божием

17 Октября 1891 г.

Мир вам, преподобныя матери и сестры! Нынешний день Господь спас от ужаснаго крушения царскую семью, не повредив ни одной души, тогда как остальное все превращено в щепы... Бог, спасший царскую семью, тот же и нынче: ни любовь, ни сила в Нем ни на йоту не умалилась; значит, и ныне Он может спасти свое избранное стадо от погрома. Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: кто есть, иже поживет и не узрит смерти, т. е. искушения? Искушение дорого тем, что соделовает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других...

К содержанию

 

Письмо к В.

144. Терпение приводит в рай

8 Марта 1882 г.

Преподобная сестра В. Все письма твои получил и тогда же прочел. И очень мне жаль тебя, что ты и болишь, ослабеваешь, гордишься, сердишься и многое другое творишь немонашеское. Но, если каешься, Бог тебя да простит. А потерпеть все-таки надо. Блажени терпящии, яко окрылатеют, вознесутся, яко орли – пророчит Исаия. А тебе разве не нравится распустить могучия крылья, подобно орлу, и носиться по поднебесью, в райских садах? Да ведь это не сказка, а вечная истина. А если веришь и желаешь этих милостей от Бога, потерпи. Это-то и есть могучия крылья; насколько вознесешься и прославишься во славе Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

К содержанию