Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ох­ра­нять свою ду­шу от по­мыс­лов – это труд­ное де­ло, зна­че­ние ко­то­ро­го да­же не­по­нят­но лю­дям мирс­ким. Не­ред­ко го­во­рят: за­чем ох­ра­нять ду­шу от по­мыс­лов? Ну, приш­ла мысль и уш­ла, че­го же бо­роть­ся с нею? Очень они оши­ба­ют­ся. Мысль не прос­то при­хо­дит и ухо­дит. Иная мысль мо­жет по­гу­бить ду­шу че­ло­ве­ка, иной по­мысл зас­тав­ля­ет че­ло­ве­ка вов­се по­вер­нуть на жиз­нен­ном пу­ти и пой­ти сов­сем в дру­гом нап­рав­ле­нии, чем он рань­ше шел. Свя­тые от­цы го­во­рят, что по­мыс­лы есть от Бо­га, по­мыс­лы от се­бя, т.е. от сво­е­го ес­те­ст­ва, и по­мыс­лы от бе­сов. Для то­го, что­бы раз­ли­чать, от­ку­да при­хо­дят по­мыс­лы, вну­ша­ют­ся ли они Бо­гом, или враж­деб­ной си­лой, или про­ис­хо­дят от ес­те­ст­ва, тре­бу­ет­ся ве­ли­кая муд­рость.

преп. Варсонофий

Сог­ла­сие с по­мыс­ла­ми гре­ха есть об­ще­ние с вра­гом, от­сю­да отс­туп­ле­ние от нас си­лы Бо­жи­ей и по­мо­щи.

преп. Никон

В по­мыс­лах са­мох­ва­ле­ния – на­до смот­реть свои гре­хи и пом­нить, что без по­мо­щи Бо­жи­ей мы ни­че­го доб­ро­го и по­лез­но­го не сде­ла­ем, на­ши од­ни толь­ко не­мо­щи и гре­хи.

преп. Иларион

К игумении N.

166. О послушнице, впавшей в недоумение, и о бывшем при о. Макарии случае

Ваше Высокопреподобие, всечестнейшая и досточтимейшая матушка N!

Письмо Ваше с двумя рекомендациями юных послушниц читал. И о той и о другой батюшку вопрошал. Пишу им обоим по письму. М. батюшка не велел оставлять молитвы Иисусовой. А упрямую Е. обвинил; она, говорит, сама виновата: зачем она принимает помыслы. Эти помыслы тоже, что хульные, их не должно слушать, а отвергать; в этом и весь секрет; а она сама скорбит, а диавола слушает и доверяет ему, будто он что-нибудь может сделать. Я ей все это говорил, и она было укрепилась, а теперь опять закачалась. И по этому предмету батюшка рассказал мне случай, бывший при бат. Макарии. Жил у нас о. П... Он тогда принимал не хуже Е. подобные помыслы. Бат. Макарий однажды пробрал его и выгнал от себя. О. П., не ведая причины, за что бат. Макарий разсердился, все разсказал бат. Амвросию, который от себя обратился к старцу и выразил ему удивление: почему о. П. так сражается с помыслами – и все виноват и попал под гнев. Бат. Макарий ответил: «за то, что я велел ему не внимать помыслам и отвращаться от них, а он все продолжает их слушать»...

...Душевно желая всем вам мира, утешения, радости о Воскресшем Господе пребываю с истинным высокопочитанием и преданностью.

Недостойный И. А.

К содержанию

 

Письма к А. Н.

167. Воюй со страстишками

30 Октября 1879 г.

Мир тебе, С.! Божия послушница! Все ли ты здорова? Все ли ты по-прежнему сердишься? И воюешь ли с своими страстишками? Воюй, воюй, будешь добр воин Христов! Не поддавайся злобе и не увлекайся немощами плоти. А в случае поползновения спеши к Врачу, вопия со Св. Церковью, нашею Матерью: «Боже, сопричти мя разбойнику, блуднице и мытарю (разумеется, кающимся) и спаси мя». И ведай, пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать!

К содержанию

168. Что значит «утренюем утренюю»

20 Марта 1885 г.

Христос Воскресе! Поздравляю тебя, преподобная сестра А., с светлым праздником Воскресения Христова. «Утренюем утренюю глубоку». Это не значит только – пораньше встать да запеть: «утренюем утрен...», а бдеть как ночью, так и днем, то есть не унывать в скорбях, не отчаяваться, не видя исполнения своего желания, не возноситься в успехах и проч. Вот эти-то, т. е. бодрствующия девы, и называются мудрыми. И тебе никто не мешает быть с горящим светильником. А не хочешь, пожалуй, спи. Т. . ссорься со ссорящимися, работай из-за выгоды, во время службы (будь разсеянна), набивай желудок пищей и проч... Ну, и проспишь царство небесное. Но да не будет сего, уповаю на Господа, не будет. А узрим Христа блистающася и радуйтеся, рекуща!

К содержанию

169. Хорошо ходить на откровение

Похваляю твое благоразумное соревнование добрым сестрам ходить к матушке. Бог тебя благословит на это благое дело.

Открывай, что можешь... Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело. Разговоров избегай, и вообще всякаго греха, а поползнешься–кайся, и Господь поможет тебе, и будешь искуснее и осторожнее. А главное–никогда не смущайся.

К содержанию

170. Надо жить мирно

... Ты все с Настей воюешь. Это уж так вечно: два медведя в одной рукодельной. А ты вот что сделай: в благоприятную минуту поговори Насте, чтобы начать с нею жить мирно. Но только знай, что тогда нужно будет ей уступать: Честью друг друга больше себе творяще. А без любви к ближнему трудно спастись. Да и все-таки придется взяться эту добродетель, а то и вовсе не спасемся.

К содержанию

171. Как жить

Письмо твое получил... И ответствую на вопросы. Евангелие, если читают в трапезе, то в келье можно оставить. Сотницу справлять – Бог благословит. Попить чайку, когда сообщаешься и в праздник,–можно по желанию. А чтоб не досаждали тебе помыслы, что, дескать, и завтра, и послезавтра все то же будешь терпеть–это диавольское обыкновенное дело. Но сбудется не то, что диавол предсказывает, а что Бог велит. Что увлекалась в церкви помыслом – Бог да простит. Старайся только собирать помыслы. Это дело монашеское. Молитву Иисусову старайся твердить чаще, в особенности же, когда стужают помыслы. А увлечешься – укори себя. И будет с тебя.

Хорошо, что стараешься не осуждать ближняго и гордиться: если будешь внимать себе, то Господь со временем поможет тебе, и получишь вечное спасение!

К содержанию

172. Не бойся открывать помыслы

Христос Воскресе! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, т. е. Господа Иисуса. – А ты отчаяваешься и до того боишься открыть мне свои немощи, что и страх напал, и грудь стиснуло. Я сам человек грешный, но верую Господу, Который сказал: «Аз приидох грешныя спасти». А я грешник, стало быть, и меня спасет Господь. Вот страшно, кто грешит и не кается. А мы с тобой, сколько можем, стараемся покаяться. А потому не унывай. Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим безчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. тверди Иисусову молитву.

К содержанию

 

Письма к С. Ч.

173. Духовной жизни сразу не научишься

27 Ноября 1888 г.

Мир тебе и благословение Божие! Ты скорбишь, что плохо живешь. Если так, то есть надежда исправления. А что ты не такова, какою быть должна, это не дивно: ты пришла учиться духовной жизни. Ведь и простую азбуку, небось, не сразу поняла, а эта наука высокая. Ей не сразу выучишься. И великие угодники Божии – Василий Великий, Григорий Богослов, Тихон Задонский и многие, многие отцы – все они не сразу просияли. Учись. Терпи и жди милости Божией. Ты боишься? Это ребячество. Оно пройдет. Прочти у св. Иоанна Лествичника степень «о страховании». Любить родных можно, но умеренно. «Аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Прочти в той же книге вторую и третию степени. Глаза береги. «Аще око твое соблазняет, изми е». Господь повелел. Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка.

Учись быть кроткой и молчаливой–и будешь любима всеми. А ракрытыя чувства тоже, что ворота растворенныя: туда бежит и собака, и кошка...–и гадят. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нея разрешить не может. Сочти, сколько не исполнила, и дополни. Пятисотицу справляй, но прежде – епитимию.

От чтения отпросись, а то потеряешь глаза. А со временем и от усидчивой работы, если глаза будут болеть. Спасайся, сестра!

К содержанию

174. Борись мужественно с диаволом

2 Апреля 1890 г.

Поздравляю тебя, сестра о Господе С., с светлым праздником Воскресения Христова! «Воскресения день, просветимся людие! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог приведе». Страшно, и после этого находятся безумныя, которыя не хотят видеть сей благодати. Не радуются, что их возвели от земли к небеси, от греховной жизни к святой! Даже и молодая послушница С. находит причины быть в отчаянии. А кажется, кому бы и благодарить Бога, как не тебе. С юных лет Господь привел тебя в лик избранниц своих; монастырь Он указал тебе самый удобный ко спасению; не лишил тебя близости к старцам, и все тебе мало, грустно. Обратись к Божией Матери и говори Ей: «Ты, Владычице, привела меня в избранное твое стадо, ты и упаси меня. Ты могла Марию Египетскую спасти, ужели меня не сможешь?»

Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей, он хотел с тобою расправиться, как и с роднею твоею расправился. И вот ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву, и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает, и он борется с тобою, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: «болий есть, иже в вас, нежели иже в мире». Т.е. Иисус победитель ада и диавола больше князя мира сего. «Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижется во век». И так, оставь детское малодушие: дело идет серьезное – о душе твоей, о безконечном царстве, которое потерял враг твой диавол. Все небесныя силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай! Близ Господь! «Ныне празднуем смерти умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало. И играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго, Отцев Бога». Мир тебе! Мужайся, и да крепится сердце твое!

К содержанию

 

Письма к А. О.

175. Одобряет в решении поступить в монастырь

27 Августа 1881 г.

Мир тебе и благословение Господне, А.! Пишешь, что мамаша и дедушка рады твоему желанию поступить в лик преподобных мудрых дев. И я радуюсь и утешаюсь твоим желаниям. Да и как нам не радоваться о тебе, когда такому делу радуются даже Ангели на небесах? Блажен, его же избрал и приял еси, Господи! Особенно в юности! А что касается речей миролюбцев – их оставь. О них Господь–самая вечная любовь–сказал: остави мертвыя погребсти своя мертвецы. Им не дано разуметь тайны Царствия; от земли их радости и наслаждения – в землю с ними и отыдут. А ты, хотя юная и слабая, но по любви к тебе Отца Небеснаго и сама того не ведая, познала и возлюбила жизнь ангельскую, Богоподобную, и ждет тебя жребий святых и веселие вечное! Что ты слаба и неопытна, не унывай; сам твердейший камня Павел учит: сила моя в немощах совершается. Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог–помощник нам! Если живущую в миру он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усумнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! Боязнь твоя естественна. И с много пожившими в монастыре это бывает. Муж неискушен, неискусен. Тебя мать оставляет на год испытать способность к монашеству; да как же ты испытаешь, не видя монастыря? Не лучше ли этот год испытания провести с пользою в монастыре? Спасайся, А.! Да благословит тя Господь от Сиона – и узриши благая Иерусалима!

К содержанию

176. Не пожив в монастыре, не научишься монашеству

7 Сентября 1881 г.

Письмо твое, А., получил И второе. Лет 50 тому назад учил я греческие анекдоты в христоматии. И там был один анекдот, как один схоластик, купаясь, чуть не утонул. После чего дал клятву не входить в воду, пока не выучится плавать. Так и ты, на сухом пути хочешь выучиться плавать, т. е. в городе у себя учиться монашеству. В особенности во время ярмарки много к тому случаев. Ты испытай монашество в монастыре. Во всяком случае пожить в святой обители лучше, хотя бы и так, в гостях. Наши отцы и сановитые люди, так делывали в прежнее время. А у католиков, даже и для замужней жизни, знатныя девицы воспитывались в монастырях. Наткал бы и еще тебе, да уж очень недосужно. Завтра у нас память великаго нашего старца о. Макария. И ваша братия будут целый день свободно ходить по скиту. Это однажды в год.

Спасайся, А.!

К содержанию

177. Не стыдись откровения помыслов. Советы новоначальной

23 Октября 1881 г.

Исповедь твою в письме от 19 окт. читал. И ответствую по силе. Тебе стыдно открывать помыслы. А Св. Писание учит: благо есть исповедатися Господеви.

Значит, это от диавола, который боится нашего блага, пользы душевной.

Боишься, что тебя выгонят из монастыря, что ты грешна; тогда и меня нужно выгнать, ибо я первый грешник. Мужчины Л-ские жалеют, что ты ушла в монастырь! Еще бы! Разве не читала 3 степень Лествицы!.. Если монашенке завидуют, еще больше смиряйся. Правило можешь справлять и не сразу!.. Матушки пугаться не следует. А любить должно, со страхом, впрочем. Монахиням всем должна кланяться. Конфуз сам собою пройдет. Плакать могут не все, а кому Бог даст слезы. А новоначальным Бог редко дарует слезы. А то возгордятся и будут хуже не плачущих. А чтобы из-за неимения слез не ходить в монастырь – это чистое неразумие. Иным лучше не иметь слез. С монахов, правда, больше спрашивается, но и миряне–не святые от того, что с них не спрашивается. Впрочем, заповеди Евангельския писаны как для монахов, так и для мирян. Дурное – везде дурно, а хорошее – везде хорошо: и в миру и в монастыре.

Никого не осуждай. Но этого достигнуть скоро нельзя. Лучшее нам, когда осудим, скорее укорить себя. Правило положенное старайся исполнять, но со смирением. А без него тяжело и опасно.

Похворать можно; но только, когда Бог пошлет.

Что диавол тебя пугает и запрещает открывать мне свои немощи и помыслы – это не новость.

Я тебе показывал 43 главу Феодора Эдесского. Демоны зело скрежещут зубами своими на живущих под отеческим руководством. А ты пиши, уповая на Бога. И спасешься.

К содержанию

178. Скорби – наша слава. Путь к святости – смирение

7 Декабря 1881 г.

Мир тебе, А.! Поздравляю тебя с началом вкушения монашеской славы, т. е. скорбtй. Это венец наш. Это наша похвала. Это корень вечных наслаждений и горняго величия! Вижу, что тебе не крепко-то нравится, но тем лучше! Иначе и скорби потеряли бы свою цену и славу. Ты испугалась помысла, который тебе шепнул, что ты будешь святая: что ж тут страшнаго? А даже очень хорошо. И мы тогда стали бы чествовать тебя. Но только знай, что настоящие святые, совершивши все добродетели, считали себя в глубине сердца худшими всех, хуже тварей, хуже бесов. А мы с тобой не начинали еще добрых дел. А пугаться его нечего. Это диавольское дело, хульный помысл. Ты не принимай только его, т. е. не медли в нем и не увлекайся им, а смущаться тут нечем; мы знаем, что ты еще не преподобная. Знаем и то, что ты неискусная. Будь мирна. Будет с тебя, если будешь исповедывать его! Многогр. И. Анатолий.

К содержанию

179. Поздравление с принятием монашества

16 Января 1882 г.

Мир и спасение молодому преподобию!

Если оделась, то поздравляю тебя! «Облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя. Яко Жениху, возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою». Только смиряйся и старайся быть достойною. Четки я взял у батюшки Амвросия в ту ж пору и думал, что оне отосланы тебе, ан нет.

Теперь посылаю их и нашу скитскую просфору. С желанием, чтоб и сама ты сделалась вкусною – Жениху твоему небесному – просфорою. А для этого нужно, чтобы пропекли тебя огнем искушения! Спасайся!

К содержанию

180. О чаепитии в дни поста

29 Января 1882 г.

Спасайся, новая послушница! Получил письмо твое и ответствую кратко. Постом пить чай нужно с разсуждением, соразмеряя устав с силами и послушанием. Когда обедня – пить до – не следует; а когда часы, то укоряя себя, как можно больше, и испивая как можно меньше, разрешить, пожалуй, разреши.

А на 1-й неделе, если не можешь стерпеть, то подкрепись после обедни, вечерком. Духовную любовь можно и должно иметь к тем лицам, но и не забывай, что дух от плоти недалек.

К содержанию

181. Пожелания в день Ангела

3 Февраля 1882 г.

Поздравляю тебя с днем твоего ангела. Желаю тебе подражать сей ангелоподобной молитвеннице. Она даже жила в храме Божием. А мы хоть дома будем жить, как в Церкви, и то будет равно. Впрочем, сказано в писании: «вы храм Божий есте, и дух Божий живет в вас»... Благодарствую за приношение... желаю тебе за это кушать вечную манну, еже есть Христос!

К содержанию

182. О снах. О богохульных помыслах

17 Февраля 1882 г.

Преподобная послушница! Новая подвижница! Спасайся! Мир тебе и благословение Господне. Вот ты вступила и одеянием, и житием скорбным монашеским на стезю спасавшихся св. отцев и матерей преподобных. Видимо, Бог не оставляет тебя. Учись терпению. Я тебе уже писал, чтобы ты снам не верила. Теперешние твои сны страшные – от лукаваго. Знай это и не смущайся. Жажда и меня мучила страшно. Это от непривычки к посту. За немощь пей воду, и прибавляй кислоты. Вода чтобы была не слишком холодная и комнатная. От мыслей богохульных не смущайся, а старайся презирать их. Бог за них не взыщет, они – от диавола. Прочти об этом: «Врачевство духовное». И будь мирна! Я духом всегда с тобою!

К содержанию

183. О записывании помыслов. Не возносись любовью «матушки»

8 Марта 1882 г.

Письмо твое от 3 ч. получил 7-го ч. и спешу ответом. Касательно дневника, так тебя напугавшаго, батюшка Амвросий сам тебе отвечает на особом листке. В каком т. е. смысле записывать помыслы. Да и я тебе лично об этом говорил. Поэтому будь осторожна и разсудительна. Что можно писать, так и пиши: напр., шла в Церковь да загляделась, а умом в Л. ушла. В Церкви спала, и помыслы разные были. А что поважней, пиши, разсудив хорошенько. Грехи, исповеданные и нам известные, разумеется, открывать не следует. А вседневные, являющиеся обыкновенно, пиши, но не слишком разводи.

Касательно любви тебя матушкою возноситься очень неразумно. Потому что, обратись любовь ея в противную сторону, тогда ты придешь совершенно в отчаяние. А это очень может быть. Немножко уж и было. Помни стих Давида пророка: «не надейтеся на князи, на сыны человеческия»... А что? «Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его; упование его на Господа Бога своего... Воцарится Господь во век».

К содержанию

184. Скука – от внутренней гнили

12 Апреля 1882 г.

Христос Воскресе! Поздравляю тебя с текущею пасхальною пятидесятницею. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется... Христос бо воста, веселие вечное. А у А. скука–не глядел бы ни на что. А от чего? От того, что внутри гнило. Чем же лечиться? Потерпеть. Вон и березки молодыя: как им было жутко в осенние ветры и зимния вьюги; а теперь, гляди, как бутончики выставляют, точно хвалятся. Так и с нами: насколько потерпим, настолько возрадуемся. Вчера спогребохся тебе Христе, совостаю днесь, Воскресшу Тебе...

К содержанию

185. Не скорби о том, что родные оставили тебя

26 Января.

Мир тебе и благословение Божие! Касательно переселения теперь, конечно, нечего толковать, ибо дело «не к Рождеству, а к Велику дню», как говорит цыган. В Марте-то авось не замерзнем. Но у тебя кроме морозу, есть еще и другое горе – скорбь о родных – у них плохо: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает.

А вчера получил весть, что ты опять захворала. Очень сожалею. К тому еще и печаль твоя, что родные оставили тебя: они вовсе не оставили, а помнят больше, чем ты думаешь; да Бог не внушает им поспешить к тебе с утешением; а когда придет время, все обратятся и повезут тебе всякую всячину. Но зато тогда лишишься многаго из того, что дороже всего преходящаго мира. А теперь Господь тебя испытывает, какою ты окажешься. А преклонить Ему на милость твоих родных – есть дело одного мгновения. Вспомни про Мардохея, из книги Эсфирь. Как его царь многие годы ничем не наградил, а он был дядя жены царской и самый искренний слуга. А все до времени...

Претерпевый до конца спасется! Терпящии, сказано, окрылатеют, вознесутся яко орлы. Св. праведная Анна, говорит Евангелие, терпела, проседя в дому Божием до глубокой старости. Старайся и ты подражать ей. – Мир тебе! Спасайся!

К содержанию

186. Пост – время веселое. Как проводить пост немощной телом

3 Марта 1883 г.

Мир тебе и благословение Божие! Поздравляю тебя с постом и желаю провести сие веселое время, как будем петь на 2-й неделе поста, – в радости духа и утешении.

В церковь, при твоей немощи, некрепко себя насилуй. Бог с немощнаго не взыщет. А если будешь держать молитву Иисусову во время службы, дома, то это тебе полезней. Посты, поклоны, труды даются для усмирения волнений плоти: но немощному они вредят, ибо делают его бесполезным и негодным ни для чего. Св. Василий Великий учит: что мы не должны быть плотоубийцами, а страстоубийцами, а сему помогает более смирение и сознание своей немощи. Кушай себе чаек и булочки во славу Божию! И не смущайся! Только смиряйся. Впрочем, это другим не объявляй, потому что каждому свое приличествует. Как бывает у лекарей; приходят двое: одному прописывается слабительное, а другому – совсем противное. Вообще не обявляй никому, что тебе дается от старца. К матушке, по возможности, ходи, и что можешь, открывай. А невозможнаго от тебя не требуем. Помоги тебе, Господи, устроить келлийку. Только лучше ли там будешь?

Значит, ко всем службам ходить тебя не обязую за немощи, а последний день постарайся быть в Церкви. Стоять–стой, сколько позволяют силы. А сверх сил–даже грех. На родных не сердись. Они не понимают нас. Если бы самих протянуть по-нашему–узнали бы, как тут трудно. А что тебе тяжело – не унывай! В этом все наши венцы – в этой тяготе-то. Мир тебе! Спасайся!

К содержанию

187. Суждение мирских о монашеской жизни. Совет брату

14 Июня 1883 г.

Мир тебе, А.! Получил письмо твое. Однако долго ты молчала, я стал уже недоумевать. Но, слава Богу, что жива. Сожалею о неопределенном твоем положении. Молись Богу, святит. Николаю и всем святым, умоляй и дедушку устроить тебя. Жаль, что тебе невесело. Но зато узнаешь цену монашеской жизни. Мирские кишат и не разумеют, что они кишат, как черви, роясь в грязи, а только смотрят на чужия немощи и судят монахов, как непотребных; тогда как сами и понятия не имеют о монашестве. Да и о Боге-то и будущей жизни смекают по давно прочитанным книгам, а то и просто с ветру.

Что сказать о брате твоем? Душевно жалею. Скажи ему, чтобы он не отчаявался. Он зашел еще не так далеко, чтобы нельзя было воротиться. Но если не поспешит, то тяжко ему будет, и сто раз раскается – да поздно будет. Бог да благословит его идти на место. А у вас молодежь какая-то сумасшедшая: развратят и путнаго человека. Удалиться ему благовременно и легко. Доктору показаться можно... Проси у дедушки на новую келлью, т. е. строиться! Спасайся! Прошу у Господа благословения на тебя и родных твоих!

К содержанию

188. Взгляд мирских на монахов

21 Июля 1883 г.

Мир тебе, А.! Уповаю скоро увидеть тебя... Очень жаль!.. Но не столько тебя, сколько деда твоего. В десятеро погубит, если удержит нужное тебе. Св. Василий Великий сильно угрожает гневом Божиим тем, кои родных лишают должной части. И другие святые отцы– тоже. В умах миролюбцев сложилась мысль, что монах лишь только причисляется к стаду Христову, то обязан, по их мнению, спать на земле, есть скотскую пищу – и все терпеть, точно сей избранник Божий совершил какое преступление тяжкое. Безумцы! Мы видим, что святые подвижники злострадали, но ни цари, ни князи благочестивые не оставляли их, и золото, и хлеб щедро посылали... Спасайся!

К содержанию

189. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой монахине

13 Сентября.

Мир тебе и спасение! Очень сожалею о твоем келейном настроении. Конечно, лучше отпустить келейную на поправку домой. А сама попросись на трапезу. Но больше всего, прошу тебя – будь поосмотрительней и не всякому доверяйся. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой девочке.

Напрасно ты взялась одна–скоро ослабеешь и разстроишь нервы. О сю пору стала раздражаться до боли. Лучше бы тебе удержать за собой один – два предмета, а другия пусть учат другому. Да и для души-то твое единовластие очень вредно. Привыкнешь с этих пор покорять себе других, совсем разучишься сама покоряться. Спасайся!

К содержанию

190. Наставление монахине-учительнице

24 Сентября 1883 г.

Мир тебе, А. Письмо твое получил и тебе пишу строчку. Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово может разрушить счастие, и недаром живет пословица: слово не воробей: выпустишь–не поймаешь. А нам с тобой и воробья-то не поймать. Спасайся! Здоровье береги! Главное, не горячись с девочками. Этим и себя тревожишь и их соблазнишь. Так и веди дело: их учи и сама учись. И будешь умница.

К содержанию

191. Не возносись – слушайся опытных

20 Октября 1883 г.

Получил твое скорбное письмо, А. Что ты девочка и неразумная – это сама ты мне говорила; да и я так на тебя привык смотреть. А теперь ты вдруг расходилась и смутилась, что тебя стали учить– значит, ты не девочка, а зрелая-перезрелая учительница; что ты учиться уж не желаешь, что не для тебя русская поговорка: «век живи – век учись». Да уж ты ли это, моя послушная, моя скромная ученица? Я как только вспомню тебя, мне сейчас же представляется твой кроткий и послушный вид. А ты уж не хочешь чему-либо поучиться и у классной дамы! Ведь она учила княжеских, графских и генеральских дочерей... и имеет за усердие, ученость и прекрасное поведение аттестат; а мы с тобой, ни того, ни другого не имея, закритиковали ее! А.! Будь же ты такою, какою я тебя всегда воображал, и Бог и добрые люди–все тебя любят. И счастие встретит тебя. А то ведь смотри: и сам любимец твой– дедушка– стал иначе смотреть на тебя. Не Божие ли это дело? А между тем ты монашеский приняла образ и житие, обещалась подражать Христу Жениху своему, Который послушлив был даже до смерти – смерти же крестныя! Благодари, от души благодари свою немощь. Теперь время еще не ушло. Только всеми силами старайся не подавать вида NN, что ты недовольна назначением ея матушкою в руководительницы тебе. За это деньгами платят и признательностью; а ты даром пользуешься ея уроками. А немощь нашу, кроме тебя да меня, никто знать не будет!

К содержанию

192. Не верь снам

11 Сентября 1884 г.

А.! Берегись, враг ловит тебя. Оставь сны свои, они от диавола, а ты веришь им. И еще утешаешься. Если не оставишь, прелесть последует неизбежная. Оставь. Смирись перед Богом. Смиряйся по силе и перед людьми. Не зазирай никого. А проштрафишься – сейчас кайся: Господи, прости! Господи, помилуй! Господи, помоги! Мир тебе и благословение Божие!

К содержанию