Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При­ни­май скор­би с бла­го­да­ре­ни­ем и се­бе уко­ре­ни­ем, и Гос­подь по­мо­жет те­бе и прос­тит те­бе вся сог­ре­ше­ния твоя.

преп. Лев

Скор­бей ниг­де не из­бе­жишь, ибо оные суть по­рож­де­ния собствен­ных на­ших страс­тей, ко об­ли­че­нию их, да­бы мы, с по­мо­щию Бо­жи­ею, по­пек­лись об ис­це­ле­нии их.

преп. Макарий

Ес­ли вы хо­ти­те най­ти уте­ше­ние в скор­бях, об­ра­щай­те не­мед­лен­но серд­це ва­ше ко Гос­по­ду, Еди­но­му Уте­ши­те­лю, ис­пы­ты­вай­те се­бя, по сло­ву Бо­жию, т.е. кай­тесь, исп­рав­ляй­те се­бя, ве­руй­те и серд­цем и ду­шею во Ии­су­са Хрис­та и при­бе­гай­те к Не­му, как к Еди­но­му Спа­си­те­лю ва­ше­му. Чем бо­лее вы бу­де­те мо­лить­ся Бо­гу в скор­бях, тем ско­рее ощу­ти­те чувство слад­ко­го уте­ше­ния.

преп. Антоний

Письма к И.

193. Как должно быть пение монахинь. Каких цветов надо искать.

22 Февраля 1882 г.

Мир тебе и спасение, преподобная послушница! Слава Богу, что Вы доехали благополучно, а вот С. засела, дороги все перепортились, а про речную переправу и говорить нечего. По Оке никого не пускают.

Вот ты запела: «да исправится». Да это не важно, что запела; у нас на скотном, поди-ка, как петухи поют, тебя просто заглушат. А ты не петух и не курица: должна помнить, что пение твое должно быть не петушье, а ангельское, т. е. с глубоким смирением, страхом, горячею любовью и самоукорением, таковое пение истинное и Богу приятное. А тщеславное, не из угождения Богу, а людям – такое хуже петушинаго. А ты мне этого-то и не обяснила, т. е. кому ты более подражала: Ангелам или курице? Семян посылаю по твоему желанию и мальф. Но цветами не увлекайся, а помни, что эта красота только до осени. А вот тех ищи цветов, о которых я тебе внушал: райских иммортелей, как-то: смирения, послушания, любви о Господе, чтения, молитвы, особенно молитвы Иисусовой, как я тебя учил. Вот этих ищи неутомимо, непрестанно вопия к Сладчайшему нашему Жениху Иисусу: «Г. И. Х. С. Б. помилуй мя грешную».

Тысячу раз слюбится!

Л. твоей посылаю карточку и благословение Господне тебе и ей, с желанием истиннаго жития монашескаго и наследия вечнаго царствования... А о тех деньгах, – закупи, что тебе нужно, а остальное отдай. Молодым людям оне не полезны. А на случай поездки в Оптину, у нас всегда добудешь. И всегда и во всем будем помогать тебе, только ты не ослушивайся нас: будь кротка, послушлива. Боже сохрани тебя от гордости, дерзости, презрения других!

К содержанию

194. Пожелания в день Ангела. Служение больным сохраняет чистоту

30 Декабря 1883 г.

Поздравляю тебя с днем Ангела твоего... Желаю тебе уподобиться своему Ангелу, а вернее, всем Ангелам. Ибо о целомудренной и послушной девочке пишет св. Димитрий Ростовский: «Отыми у Ангела крылья, и будет дева», и «дай деве крылья, и будет ангел». Прочти его слово на похвалу Пресвят. Богородицы, т. е. в субботу 5-й недели поста. Но только целомудренная... А если, грешным делом, преткнется, то пишут св. отцы,–кается, и абие Господь прощает согрешения ея. И опять она ангел. Береги же себя. «Мечи обоюду остры в руках их», т. е. у таких мудрых дев. А что такое эти мечи обоюду остры, опять тот же святой обясняет. Что я тебе нечасто пишу, не сетуй... А я тебя всегда помню и молюсь за тебя. Только слушайся. Смиряйся. Не груби почтенной старице и покоряйся, по Бозе, всем.

Матери N посылаем благословение. Скажи ей, чтобы она чаще читала псалом: «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит» и проч., также и 30-й псалом: «Господь просвещение мое»... А сама служи ей. Служи от души. Господь тебя не оставит за нее. Это тебя сохранит от искушений похоти... Я тебе недаром повторяю изречение св. Димитрия Ростовскаго. Всячески храни себя. А служение больным есть одно из сильнейших орудий хранения чистоты.

К содержанию

195. О книге Св. Иоанна Златоуста: «О девстве»

19 Февраля 1884 г.

В самый прощенный день пишу тебе при большом недосуге, и это чтобы утешить тебя, тебе подать прощение в твоих грехах и себе попросить того же. Я тебе послал книжку «о девстве» Св. Иоанна Златоуста, но видно ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многия из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота, и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения. А без скорбей монах хуже пареной репы. Жениху же твоему жарко – желательно, чтобы ты сияла, как сапфир. Будь же терпелива. Ведь ты не сама наскакивала на это послушание, а Бог тебя послал. Но что от Бога, то не может быть нехорошо и неполезно. Сторицею приимем и живот вечный наследуем. «Время веселое поста, тем же чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы, светозарныя, насытившися богатно, светло возопиим: Кресте Христов всечестный, возрасти сладости жизни» (Вторн. 2-й седм. веч.).

К содержанию

196. О вечной Пасхе и о внутреннем гнильце

15 Апреля 1884 г.

Воистину Христос Воскресе! Благодарствую за поздравление, а тебя поздравляю с желанием праздновать Пасху вечную, где и веселие вечное, и свет невечерний, немеркнущий. О которой писал Исаия: «отверзутся врата твоя, Иерусалиме, и не затворятся день и нощь». «Светися, светися Иерусалиме, прииде бо твой свет и слава Господня на тебе возсия. И пойдут царие светом твоим.. и дщери твои на рамех возмутся». «Да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя, и яко невесту украси мя красотою... И якоже живяй юноша с девою, тако поживут, и якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе». Все это пророчествовано о той Пасхе. И еще много и много. А что еще не открыто – там неизмеримое море света и радостей без конца.

А эта Пасха не всегда и не всем бывает светла. Гнильцо внутри мешает праздновать как должно. Вот мы и стараемся эту гниль мало-помалу выскабливать. Верховный художник и посылает для этого орудия приличныя: пилки, тернуги, клещи, молотки, огонь, воду и проч.

Твоим яичком я все пугал сестер со скотнаго. А. С. благим матом закричала, когда на нее пополз червяк. И иных многих напугал. А сам прежде всех испугался. А тебя вот все утешаю. Спасайся!

К содержанию

197. Об открытии Шамординской общины. Об утверждении в сердце Иисуса

18 Июля 1884 г.

Спасайся! Письма твои всє получил, но отчасти по немощи, частию по недосугу, немножко по болезни не ответил ни на одно, хотя и желал. Хорошо сделала, что без толку не просилась. Лучше выждать более благоприятнаго времени. Около 7-го будет, вероятно, и открытие общины Шамординской, т. е. освящение храма. Впрочем, так предполагал наш Владыка прежде, который видимо желает сам освятить церковь и открыть монастырь... Карточку с крестиком как будет пришлю. А теперь в лавке, хоть и есть, но подделанный и лупоглазый, страшно и смотреть на него. Такого посылать тебе не желаю. Подождем лучше. А лучше подлинников – вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную. Вот тогда-то будет верх радостей, безконечное веселие. Тогда, когда т. е. утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо сам Царь со всепетою Своею Материю и всеми Ангелами и Святыми, придут сами к тебе и будут жить у тебя. Аз и Отец к Нему приидем и обитель у Него сотворим.

К содержанию

198. Не забывай молитвы Иисусовой

Мир тебе!.. Четки не по тебе – верю, посылаю другия – по силе твоей... Посылаю тебе и яблочко, и грушу. И все твои прихоти с любовию исполню, только ты не забывай самаго важнаго–моего тебе завещания: Г. И. Х. С. Б. Богородицею помилуй мя. Знаю, что в начале это дело трудное, но зато узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно, но вникнуть–тут особаго нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все Г. И. Х. С. Б. п. н.!

К содержанию

199. Как идти в Оптину и о молитве Иисусовой

27 Апреля 1884 г.

Письмо твое получил, и прежния получал исправно. Желается тебе в Оптину – Бог благословит попроситься. Но только не настаивай крепко, а если отпустят благодушно. Пешком-то тебе будет трудно, но зато полезнее телесному здоровью, а, пожалуй, и душевному. Воздух теперь целительный, что для больной груди твоей хорошо. Только идти нужно тише. Если состоится путешествие, то прежде всего, чтобы обужа была не тесна, и ноги обернуты помягче... А путников чтоб было не менее 5-ти и были бы две пожилых. А не пустят, то по писанию: «сиди в своем Иерусалиме, дондеже призрит Господь свыше». Только ни в том ни в другом случае не теряй имени Сладчайшаго Иисуса, и сидя, и ходя, тверди: Г. И. Х. С. Б. помилуй мя грешную. Счеты со старшими оставь – не монашеское дело. Тебе лукавый шепчет, что ты достигла почтенных 18 лет, а по-моему, ты девчонка. Да то же скажут и старшия.

К содержанию

200. Будь кротка. Не будь лакомкой – сладость разслабляет

20 Декабря 1884 г.

С удовольствием исполняю просьбу твою. Посылаю же­лаемое. Только и ты исполни мое желание: помни немощь свою, молодость, безпомощность, и держись крепко, прекрепко за кротость. Мать кроткаго не плачет, говорит древняя по­словица. А резвый, говорят, сам набежит. Резвость, дер­зость, упрямство не к лицу молодой девочке. Старайся обрабатывать себя. Я не требую, чтобы ты была образцовая, а желаю, чтобы старалась быть таковою. А кротость и скром­ность есть лучшее украшение юной. Говорю это не к тому, чтобы ты не щадила себя, а чтобы спасала себя разумно. Можно отказаться от послушания дерзко и можно с тихостию, с просьбою помиловать твою немощь. Результата выйдет совсем другой. А главное, боюсь прославять тебя упря­мицей! А это есть! Сознайся!..

Говорят, что ты большая лакомка! Старайся попроще есть и жить! Сладость, как нравственная, так и пищная не укрепляеть, а разслабляет. Больше всего будь благопокорлива и смиренна, и Господь будет с тобою. На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес моих!

К содержанию

201. Блудныя мысли—от недостатка смирения

20 Января 1885 г.

Что воюет на тебя бес блуда—это не диво—он и Антония великаго не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мыс­ленно—это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька туть сподручнее для диавола всего. Да и откро­венность-то твоя сомнительнаго характера... Прежде всего и больше всего старайся приобрести смирение, тогда и помощь Божия не будеть далека! Мир тебе и благословение Божие!

К содержанию

202. Пожелания в день Пасхи

16 Марта 1885 г.

Поздравляю тебя радостным приветствием — Христос Воскресе! Если еще не запели, то запоют скоро наше радостное—Христос Воскресе!

Дай Бог тебе встретить в радости духа и утешение сердца, сей «воскресения день», проследить в чувстве сердца весь пасхальный канон, исполненный высоких и утешительных истин, которыя вы будете каждодневно воспевать, а заканчивать веселым уповательным стихом: «О мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дне царствия Твоего!»

К содержанию

203. Радуйся безвинному осуждению

5 Июля 1885 г.

Мир тебе и благословение от Господа! Получил письмо твое и очень поскорбел за тебя и за себя. Но верую, и ты веруй, что все, что не от нас, а от Бога, то зело добро. Ты не сама накликала клевету, а Бог попустил. И будеть ти благо и отпущение грехов, которым мы все повинны... Знай и твердо веруй, что безчестие—есть монаха истинная честь и слава. Я радуюсь, что тебя винят, в чем ты неповинна, за то Господь избавит тебя от других опасностей. Когда я поступил в монастырь, моим родным сказали, что я спился скругу, а я пил в год по два стакана пива в трапезе на Рождество и Пасху. Мужайся, и да крепится сердце твое. Потерпи Господа и мужайся. Читай этот весь псалом: Господь просвещение мое... каждый день, по крайней мере, по два раза, и в туге повторяй. А злоречие развеется, как пыль. Господь защититель неповинных. Будь же благо­надежна!

К содержанию

204. Не бойся волнений жизни

1 Декабря 1885 г.

С любовию исполняю желание твое, скорбная N!.. Что тебе тяжело стало жить, не печалуйся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное; стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютнаго, тихаго, вечно зеленеющаго островка. Только потерпеть надо!

К содержанию

205. Пожелание в день пострига

17 Декабря 1885 г.

Приветствую тебя, сестра о Господе, мать N, радостную по имени, тако и духом веселящуюся о получении брачнаго малаго одеяния, уневестившаго по образу возлюбленному Жениху своему и Богу, Царю царей Иисусу.

Будь же не образом только возлюблена Богу, но и житием. Особенно смирением и покорением. Иисус послушлив был даже до смерти. Тем же и Бог Его превознесе! «Собрание смиренных–собрание Серафимов». Не простых только Ангелов, но высочайших небесных чинов. Еще говорю и повторяю, будь смиренна, будь благопокорлива, не будь любочестива и любопоказательна, и возлюбит тя безконечно любящий смиренных!

К содержанию

206. Пожелание в день Рождества Христова

22 Декабря 1886 г.

Поздравляю тебя, преподобная мать, с праздниками Рождества Христова и новолетия. Желаю тебе праздновать не в квасе ветсе, но в квасе чистоты и истины. А самый вкусный квас–есть смирение и любовь, которым и угощай и угощайся с матерями и сестрами. Да не забывай моей главной заповеди тебе: Г. И. X. С. Б. п. м. г. Спасайся!

К содержанию

 

Письма к А. К.

207. Без скорбей не спасешься

Мир тебе сестра! Получил письмо твое. Очень сожалею что ты, неразсудно скорбишь и сама себя мучишь. Ведь нельзя же прожить и без скорбейто, да и спастись без них нельзя, по слову Божию: «многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие». А ты разве не желаешь войти в царствие Божие? Терпи же, если неизбежно нам терпеть, молись, трудись–и наследуешь царство небесное со всеми святыми... Откровение имей, какое можешь,–все легче будет на душе. А чего старице не можешь сказать, пиши мне.

К содержанию

208. В терпении вашем стяжите души ваша

Письмо твое, многоскорбная, получил давно.

Тебе трудно жить? Да кому ж не трудно-то? А в миру-то разве без скорбей живут? Потерпи и придет в свое время утешитель. Господь сказал: «в терпении вашем стяжите души ваша». Где не сможешь, и не дозволяет здоровье, там смирись и упроси кротко, и главное, потерпи. А чего не стерпишь, укори себя и проси у Бога помощи. Мир тебе и благословение Господне!

К содержанию

209. Пожелания в Новый год

14 Января 1881 г.

Мир тебе! Поздравляю тебя с новым годом. Желаю тебе в новом лете новых сил, новаго терпения, новаго смирения, и новаго, хорошаго, самаго крепкаго, здоровья. Конечно, если это Господу угодно и нам полезно. А то уж лучше по-старому кряхтет, да только бы спастися... Будь смиренна, и Господь не оставит тебя никогда.

К содержанию

210. Не спешите в новый монастырь

27 Мая 1884 г.

Мир тебе, С.! Вижу, что вы тянетесь в новый монастырь: но еще не знаете, где, будет лучше. А ну, будете проситься опять назад; ведь начальница нам еще неизвестна! По­дожди! Не спросясь броду, не суйтесь в воду! Во всяком случае приемом распоряжается батюшка Амвросий.

К содержанию

211. О переводе из келлии не скорби

29 Апреля 1892 г.

Воистину Христос Воскресе! Письмо твое получил, в котором передаешь о своих скорбях и немирствии к известным тебе сестрам. Очень сочувствую тебе. Но о пе­реводе из келлии не скорби. Знать так нужно, чтобы ты это потерпела и смирилась перед Богом, что полезно будет для души твоей. А гневаться на других до памятозлобия не следует. По заповеди Господней, понуждайся молиться о всех ненавидящих и обидящих тебя!

К содержанию

212. Об освобождении от неудобнаго послу­шания

11 Июня 1892 г.

Письмо твое получил... Если тебе вредно послушание в часовне, то можно попробовать отпрашиваться у матери игумении, ссылаясь на слабость своего здоровья, что не по силам тебе сидеть в лавке и не на пользу, много развлекаешься и увлекаешься; и больна через это.

Может быть, она кого постарше и потверже тебя найдет. А если опять оставит, то умудряйся хранить свое зрение, чтобы не видеть суеты человеческой и скоро преходящих прелестей и соблазнов мирских... Упражняйся не­престанно в молитве Иисусовой и в размышлении о смерти и о воздаянии по смерти комуждо по делом его. Читай чаще Богородице, Дево, радуйся. Призывай на помощь св. Иоанна Богослова и мученицу Fомаиду. Силен Господь избавить тебя от сетей вражиих!

К содержанию

 

Письма к А. Б.

213. Принимать помыслы–не твоей меры

1 Сентября 1875 г.

Получил я письмо твое, сестра о Господе! Следующее ба­тюшке передал ему. Он посылает тебе свое благословение. Может быть, пришлет и письмецо. А пока чрез меня велел тебе сказать, что помыслы принимать не твоей еще меры, и как бы не повредиться тебе самой. А если по благословению матушки игумении, то это дело будет свято. И Бог да благословит тебя. Но во всяком случае, это дело требует трезвения. В случае крайности, конечно, на нашей совести будет, если оттолкнем ближняго, в горе и тяготе его не приняв участия. Но все же с разсудительностью.

Господь да благословит тебя! И батюшка посылает тебе свое благословение!

К содержанию

214. Не бойся обеднения

16 Января 1877 г.

Прочел я твое письмо от неизвестнаго числа. И только теперь разжевал, что скорбь твоя не столько о себе, сколько о родных. Ты боишься, чтобы они не обеднели,–чтобы не пошли путем Спасителя, Апостолов, преподобных и почти всех святых. И сама-то за себя боишься, чтоб тебе не умереть с голоду, с холоду, забывая, что Миродержец не покидает ни одной птички; всех питает, всех греет. И, если имеешь разум, взгляни,–как эти малютки-птички, вся-то с наперсток, ножка–точно соломенка, и представь–без калош!.. Не только кладовой или закрома, но ни зерна, буквально ни зерна. Встает в морозное утро птичка, и у ней только и есть, что тоненькия ножки и носик, и хороший аппетит. А в закроме ни зерна. Да и закрома-то нет... А мы с тобой монахи... Чуть не в отчаянии. А от чего? Обитель нашу грабят? Одежду последнюю снимают? Кусок последний хлеба отнимают? Нет! Ну-кось родители обедняют! У них достатку не будет. И у меня не будет. Дитя! Воззри на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, и Отец Небес­ный питает их. Сестра, не гневи Бога!

А что касается помысла твоего о нетвердом стоянии на духовном поприще–это означает только твою младенческую духовную немощь! Ну, куда ты уйдешь от самой себя? Ведь это дьявольская гордыня трясет тебя. А она удовлетворится тогда только, когда низведет узника своего до бездн ада. А ты старайся, по силе, подражать Тому, Кто сказал: «научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой»... Впрочем, уповаю, аще Господь восхощет, видеть тебя, и тогда побеседуем...

К содержанию

215. Пожелание в день Пасхи

6 Апреля 1877 г.

Христос воистину Воскресе! Благодарствую тебя, сестра, и всех чрез тебя меня поздравивших единодушных нам сестер с светлым праздником Воскресения Христова. И вас, взаимно, всех приветствую радостным: Христос Воскресе!

Христос Воскресе, и смерть умертвися! Христос Воскресе, и ад упразднися. Мы же востахом и исправихомся. Небеса убо достойно да веселятся; земля же да радуется; да празднует же мир! Христос бо воста–веселие вечное! «Отверзутся врата твоя, Иерусалиме, присно, день и ночь не затворятся».

«За сие, яко был еси оставлен и возненавиден, и не бе помогающаго тебе: положу тя в радость вечную, в ве­селие родом родов».

«И не будет тебе к тому солнце в свет дня, ниже восход луны просветит твою нощь. Но будет тебе Господь–свет вечный, и Бог слава твоя»!

Вот что пророчествовал о Воскресении Христовом и о нас немощных пророк Исаия.

Мир вам и благословение от Господа! Батюшка о. Амвросий поздравляет вас и благословляет.

К содержанию

216. От скорбей поумнеешь

17 Марта 1880 г.

Вовсе не потому я к тебе не писал преподобная и вечно скорбящая и вечно N завидующая, и от N завидуемая, се­стра!.. Очень жалею твое бедное сердце: какое оно прилипчивое! И к о. N, и к о. эконому, и к... И ко всякому полу и возрасту–так и прилипает. Да ведь как крепко-то, после не отдерешь! Ну, разумеются и боль чувствуется! Следовательно, и разум приобретается. Даждь премудрому вину, и премудрейший будет. По крайней мере–я этим утешаюсь, что хоть и поскорбишь, но зато поумнеешь. А скорби-то всякия пройдут,–а разум нет. Значит, унывать не будем, если ты будешь от не­сения скорбей дороже. А что дороже скорбями битый, всякий мужик знает, ибо за битаго двух не битых дают. И Свящ. Писание тоже говорит: муж неискушен, не искусен. А мне желается, чтобы ты была искусная. Мир тебе и благословение Господне!

К содержанию

217. N небо отверзает!

10 Декабря 1880 г.

Мир тебе и благословение, преподобная! Не знаю, какова ты теперь стала на деле, а на словах–просто пророк Илия: затворяет, и, по крайней мере, растворяет молитвою небо и сводит (не дождь, а) снег! Чудо чудное! Я грешный, 30 лет живущий в пустыни, никак не могу собраться с силами начать молиться о грехах; а N небо отверзает. Увы, моему окаянству! Помолись, чтобы Господь отверз мне двери покаяния. Впрочем, и тебе сего желаю!

К содержанию

218. За прекращение старческаго отношения не похвалю

10 Июля 1881 г.

Преподобная сестра! Мир тебе и благословение Господне! Из последняго письма твоего вижу, что ты порешила пре­кратить старческое отношение к матушкам; но не объяснила причины, каприз то был, или что благословное. Но во всяком случае, хвалить тебя спешить не буду. А пожурить не замедлю, лишь только разведаю причины, почему ты пред­почла житие самочиния водительству старческому.

За поздравление и память благодарствую тебя и всех поздравлявших меня...

К содержанию

219. Не понимаешь, где твое домой

26 Октября 1883 г.

На днях был у нас отец твой. И он жалуется, что ты все просишься домой. Уж и безтолкова, ты матушка! Столько лет живешь в монастыре и не можешь понять, где твое домой... Умудряйся, сестра!..

Родных оставь. Остави мертвыя погребсти своя мертвецы. Они, если захотят, без тебя спасутся!.. Ты веруешь в свое сердце и в свое смышление!.. Но где свидетельство чистоты твоего сердца? Где доказательство правильности твоего разумения? Смирись мать! Мир тебе!

К содержанию

220. Юродствуют Святые!

Ты просто угорела! И тошно ей! И трудно жить на земле! И юродствовать желает! И уйти в другой монастырь! Хоть бы он там какой был! Смирись!.. Батюшка велел тебе сказать, что «юродствуют святые», т. е. этим людям слишком мало скорбей между братиями, и они отыскивают их в мирском многолюдстве! А ты?! Смирись!

К содержанию

221. Плакать можно–но без самомнения.

Не в могиле я, матушка, не в могиле. А в постели– грешное дело–полежал, и не выходил никуда две недели... А тут пошла пора исповедничества; почти весь монастырь, скотный двор; а мирских-то сколько! Ведь батюшка понем­ножку, а все слабеет...

Плакать тебе можно. Бог благословит. Сколько душеньке угодно–хоть весь день. Но самомнеть, т. е. думать, что вот у тебя слезы, что это спасительно, что это от Бога, то помилуй Бог. Лучше уж придержать их.

И жизнь сократить–тоже хорошо задумала. Т. е. сократить ленивую, неразсудную жизнь, и начать новую по образу Ангелов–хорошо, хорошо!

Дай тебе Господи! И я того же себе очень желаю! Блажени, их же избрал и приял еси Господи! Во веки веков восхвалят тя! Коль возлюбленна селения твоя, Гос­поди сил! Желает и скончавается душа моя к Тебе, Гос­поди! Ибо горлица обрете гнездо себе–олтари твои, Господи, сил, Царю мой и Боже мой! Спасайся!

К содержанию