Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам всег­да на­до го­во­рить: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, да бу­дет то или дру­гое. По­сы­ла­е­мое все на­доб­но при­ни­мать, как от ру­ки Гос­под­ни: скорб­ное ли — к тер­пе­нию, при­ят­ное ли — к бла­го­да­ре­нию.

преп. Моисей

Пос­ти­же­ние во­ли Бо­жи­ей дос­туп­но чис­тым по жиз­ни сво­ей. Они по­лу­ча­ют дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, а оно вы­ше всех доб­ро­де­те­лей.

преп. Никон

Хрис­тос Спа­си­тель наш рек о Се­бе: не ищу во­ли Мо­ея, но во­ли пос­лав­ша­го Мя От­ца (Ин. 5, 30). И имея в ви­ду горь­кую ча­шу стра­да­ний, прек­лонь ко­ле­на, мо­ля­ше­ся, гла­го­ля: От­че, аще во­ли­ши ми­мо нес­ти ча­шу сию от Ме­не; оба­че не Моя во­ля, но Твоя да бу­дет (Ср.: Мф. 26, 39). Сие да мудр­ству­ет­ся в нас, еже и во Хрис­те Ии­су­се. Взи­рая на Не­го, На­чаль­ни­ка ве­ры, тер­пе­ни­ем да те­чем на пред­ле­жа­щий нам под­виг, ук­реп­ля­ем се­бя мо­лит­вою сми­рен­ною: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, та­ко да бу­дет о мне!

преп. Моисей

Предисловие к письмам преподобного Анатолия (Зерцалова)

Предлагаемыя вниманию читателей письма писаны Оптинским старцем, скитоначальником и духовником, о. иеро­схи­монахом Анатолием, современником, учеником и другом старца о. иеросхимонаха Амвросия.

О. Анатолий (в миру Алексей Зерцалов) происходил из духовнаго звания, окончил курс в Калужской духовной Семинарии и в 1853 году, 29 лет от роду, поступил в число братства Оптиной Пустыни под руководство тогдашняго старца о. иеросхимонаха Макария (Иванова), который, руководя и сам молодым иноком, поручил его ближайшему попечению своего близкаго ученика, а впоследствии преемника по старчеству — о. Амвросия (Гренкова).

Таким образом, о. Анатолий возрастал духовно под непосредственным руководством двух великих наставников монашеской жизни и усердно воспринимал от них духовную мудрость.

В 1874 году, по смерти скитоначальника о. Илариона, о. Анатолий, по указанию старца о. Амвросия, был назначен начальником скита, а вместе с тем и духовником Оптинскаго братства.

С этих пор до самой кончины о. Амвросия, последовавшей в 1891 году, эти два подвижника вместе рука об руку трудились в деле духовнаго руководства, как иноков Оптиной Пустыни, так и монахинь многочисленных женских обителей, относившихся к старцам, а также и мирян.

Их келии находились по соседству, отделяясь одна от другой только св. скитскими воротами и каждый, кто бывал у о. Амвросия заходил и к о. Анатолию получить его благословение. Старцев тесно соединяло единство их ду­ховнаго воспитания, взаимное глубокое понимание и сочувствие и общая цель жизни, заключавшаяся в подвиге неустаннаго совершенствования о Христе, неустанной молитве и служении ближним.

Когда о. Амвросий основал Шамординскую обитель, он поручил и Шамординских сестер духовничеству о. Анатолия.

С годами у о. Анатолия, с благословения о. Амвросия, возникли многочисленныя духовныя связи и отношения, вызвавшия значительную с его стороны переписку, часть которой, именно письма к монахиням, ныне и предлагается вниманию читателей.

Мы не найдем в письмах о. Анатолия того разнообразия содержания, тех ответов на разнаго рода практические вопросы, которыми так богаты письма о. Амвросия.

Но письма о. Анатолия имеют свои собственныя высокия достоинства. Живя исключительно внутреннею жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, о. Анатолий отпечатлел в своих письмах свою высоконравственную христианскими думами и чувствами душу. Исполненный живой и глубокой веры, опытно познавший извилистый и тернистый путь внутренняго духовнаго христианскаго возрастания души, восторженный почитатель монашескаго подвига в духе и по заветам великих старцев Паисия, Феодора, Льва, Макария и Амвросия и великих наставников древности – Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других – о. Анатолий соединял с глубиною и богатством духовнаго познания нежнолюбящее сердце, детски-простую душу и удивительную способность настраивать других на свой тон, переливать в их душу собственное духовное содержание.

Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других непонимающей – душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти. И его, по всей справедливости, как и его современника и друга, о. Амвросия, можно назвать истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих.

Письма о. Анатолия учат знать и любить Бога, разъясняют высокую цель жизни христианской и монашеской, ободряют в подвиге борьбы со страстями и немощами, учат молитве Иисусовой и вообще заключают в себе много полезных уроков для всякаго, ищущаго жизни духовной. Поэтому не только бывшия духовныя дети о. Анатолия, для которых свято и дорого каждое слово незабвеннаго батюшки, но и все русския монахини с радостью и с великою пользою для души, думается нам, прочтут письма о.Анатолия и сделают их своею настольною книгою наряду с творениями отцов и учителей веры и жизни христианской.

Часть предлагаемых писем печаталась в журнале «Душеполезное Чтение» в 1902-1906 годах, но значительное большинство появляется в печати в первый раз.

О. Анатолий пережил о. Амвросия тремя годами и скончался в 1894 году. По смерти о. Амвросия и до своей кончины, он делил труды старчества и духовничества с другим близким учеником о. Амвросия, нынешним оптинским старцем о. иеросхимонахом Иосифом.

Подробное жизнеописание о. Анатолия, если Бог благословит, будет выпущено в непродолжительном времени.

Пр. С. Ч.

1909 г. Июля 19 дня.

К содержанию