Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Луч­ше, ви­дя свою ни­ще­ту, всег­да за­зи­рать се­бя и по­вер­гать пред Бо­гом со сми­ре­ни­ем, не­же­ли ви­деть свои исп­рав­ле­ния. Дер­жи­те путь сред­ний, сми­рен­ный, а не вос­хо­ди­те безв­ре­мен­но на вы­со­кий, не ва­шей ме­ры путь. Зря свою ни­ще­ту, ни­ко­го не за­зи­рай­те, не осуж­дай­те, счи­тай­те се­бя по­след­ней­ши­ми всех и, ког­да слу­чит­ся от ко­го при­нять уко­риз­ну или през­ре­ние, счи­тай­те се­бя то­го дос­той­ны­ми.

преп. Макарий

Су­ро­вую жизнь мо­гут про­хо­дить ред­кие и толь­ко креп­кие те­лом, ко­то­рые без вре­да мо­гут пе­ре­но­сить и хо­лод, и го­лод, и сы­рость, и до­лу­ле­жа­ние. А по сло­ву пре­по­доб­но­го Ио­ан­на Да­мас­ки­на, не­мощ­ным те­лом по­лез­нее сми­ре­ние и бла­го­да­ре­ние, не­же­ли те­лес­ные тру­ды и под­ви­ги, к ко­то­рым они нес­по­соб­ны.

преп. Амвросий

Те­лес­ные под­ви­ги и тру­ды тре­бу­ют­ся толь­ко от креп­ких те­лом, не­мощ­ным же бо­лее по­лез­но сми­ре­ние со бла­го­да­ре­ни­ем. Сми­ре­ние мо­жет за­ме­нять тру­ды те­лес­ные, ко­то­рые без сми­ре­ния не при­но­сят ни­ка­кой поль­зы.

преп. Амвросий

86. На Бога надеяться, самим не плошать

Из почтенных писем Ваших видел я, сколько Вам было различных искушений; надо мужественную иметь душу, чтоб все это переносить. Впрочем, Господь Бог глубиною мудрости Своея все это человеколюбно строит, дабы вас вразумить и спасти. А посему и сказано: блажен человек, иже претерпит искушение. Вы пишете, что Вам весьма трудно из дому выезжать; но я слыхал, что под лежачий камень и вода не подходит; а другого добраго и ждать нечего. Мне сказывали про одного лежачаго, что один мошенник пришел к нему в дом, и стал с него соннаго стаскивать шубу, а он и слышал это, но поленившись не хотел взглянуть, кто с него тащит, а проснувшись остался без шубы. Тако и Вы, возлюбленный мой, если не будете выходить и выезжать из дома, и всматриваться в хозяйство свое, то все у Вас растащат не только чужие, но и свои придворные. А притом за несмотрение должно еще и ответ Богу давать, как сказано: плохо не клади, вора в грех не вводи.

21 Декабря 1857 г.

Сожалею я о намерении братца Вашего со временем отправиться в Германию для поправления здоровья, куда безразсудных русаков отвозят хворыми, а привозят в Россию мертвыми.

К содержанию 

87. Наставление по случаю рождения младенца. О смирении

На счет вопрошения Вашего о крестьянах, в разсуждении предполагаемой Вами на них епитимии, советую успокоить себя на свидетельстве духовных отцев их, хотя бы оное и казалось неудовлетворительным для Вас; ибо говение и исповедь есть дело совести, а не полицейскаго изследования и преследования. А потому в этом случае не Вы, а духовные отцы будут отвечать за них пред Богом.

О болезни Е. болезную и я, равно и о крике новорожденнаго, которому прошу передать от меня благословение и Апостольское наставление: рабу Господню П-у не подобает кричати, но тиху быти. (2 Тим. 2, 24).

16 Мая 1853 г.

О дерзких поступках Л. Б. сердечно сожалею я. Что делать? Истинно, горе тому человеку, кто не имеет смирения, то не умеет сам смиряться, того в последствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог.

К содержанию 

88. О царском манифесте по поводу освобождения крестьян. Доброе чтение прогоняет уныние

Приношу Вам поздравление мое с милостивым манифестом царским. Каковое событие многим тысячам на радость и утешение; а многим малодушным на уныние и печаль. Если и Вы от числа таковых,, то ободритесь духом, и да не смущается сердце Ваше сею новизною; ибо у Господа Бога и для Вас осталось милости много, Который так изрек: аще бы и жена (т. е. мать) забыла и оставила чад своих без призрения, но Аз не забуду вас, рече Господь; чему верить должно без всякаго сомнения. Противу мрачных размышлений своих советую Вам прочитывать всегда 26-й псалом, который так учит нас размышлять: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся? и проч. до конца псалма читайте. Сему и святая церковь подает для каждаго члена или прихожанина назидательный урок, а именно: когда в сельской церкви Вашей прочтен был во всеуслышание Высочайший манифест, тогда иерей с причтом своим совершил благодарственное молебствие ко Господу Богу с коленопреклонною молитвою и многолетием государю императору и всей царской фамилии. По сему указанию советую и Вам пригласить иерея к себе в дом, и попросить его отслужить тот же благодарственный молебен ко Господу Богу с коленопреклонною молитвою и многолетием, чрез что ощутите мир в душе своей; ибо сердце устий благодарящия Бога за все, привлекают к себе милостивое благоволение Его, а ропотливых не терпит Бог, аще не накажет. Поэтому в сообращении друг с другом старайтесь друг друга ободрять, а не тоску наводить безумными суждениями своими; поелику Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает. Напрасно так Вы обо мне разумеете, что я на теперешния новыя обстоятельства смотрю, как на детския игрушки. Нет, все это и меня не мало опечаливало, когда не знал я решения. Но когда увидел, что дело это отсрочено еще на два года, и крестьяне должны находиться в зависимости и в повиновении господ, доколе все это не приведется в уравнение и в порядок, то сердечно порадовался о том, и благодарил Бога, что не зараз объявлена крестьянам свобода. При том и землю получат крестьяне от господ не даром, а по условленной или об'явленной цене от господ; притом они и от работ господских не свободны. Вы должны быть смотрительны и присматриваться на других помещиков, как будут поступать. Так же у некоторых из них можно и посоветоваться, в чем должно. Обстоятельство это вызывает Вас на деятельность в пользу свою, а не на уклончивость. Вот все, что думал я сообщить Вам, написал, и если что не по душе, прошу простить меня.

Не знаю, как Вы, в настоящее время, любите ли заниматься чтением, или наиболее погружены в уныние и сонливость? Но ко чтению себя принуждайте, которое мрак души прогонит. Наш отец Архимандрит получает многие журналы, в том числе и епархиальныя ведомости Ярославския и Херсонския. В Ярославских помещено замечательное слово на Собор Пресвятыя Богородицы о воспитании  детей св. Димитрия Ростовскаго Чудотворца, котораго доселе не было нигде в печати. Советую Вам выписать оныя из редакции Ярославских епархиальных ведомостей. Цена оным 4 руб. с. с пересылкою. Но не знаю, будет ли это угодно Вам; ибо прежде и рубли были как грошовики, а теперь и грошовиками должно дорожить. А о злодействе дворовых своих людей, что Вы писали мне, то же самое напишите и к Г. Предводителю, прося у него защиты или вразумления, а всего лучше заехать к нему по пути, и лично пересказать ему обо всем. Во всех сих тяжких приключениях Бог нам прибежище от скорби. А посему и должно умолять Его особенною усердною молитвою, которую и прилагаю при сем.

Молитва ко иисусу Христу Спасителю нашему и Богу, по вся дни.

Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, внегда унывати духом нашим; не разлучайся от душ наших в скорби, не удаляйся от мыслей наших во обстояниях: но присно нас предвари. Приближися нам, приближися везде сый; якоже со Апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини Себе Щедре: да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего.

И к Богородице:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есьмы раби, да не постыдимся. И еще: Милосердия двери отверзи нам, и проч.

25 Марта 1861 г.

К содержанию 

89. Приглашение приехать в обитель. О злоусердии дворовых работников

Грустное мне письмецо Ваше я сего дня получил, за которое приношу Вам благодарность мою. Сердце мое исполнилось печалию о Вас, что Вы со всех сторон окружены одними лишь неприятностями. И когда нет ни внимания, ни помощи от людей, то должно прибегать к помощи Божией, что и св. Давид указывает, говоря: Бог нам прибежище от скорби. Хорошо, что Вы надумали прокатиться к нам, хотя бы и на краткое время. Может быть, трудный теперешний путь послужил бы Вам и в пользу, ибо по пословице: ум свой хотя и хорош, а два лучше. Тогда мы обо всем, что нужно Вам, переговорим; а до того времени запишите для памяти, о чем должно спросить. Когда Вы будете в Я. на совещании, то советую Вам на вопросы ответы давать неспешно и хладнокровно; чтоб и обдумать прежде, и не растрогать самолюбия в других. Что делать? Теперешнее положение нелегкое. Но не Вам одним, а всем сей крест должно несть, тако бо изволися Отцу Нашему Небесному, без Него же ничто же бысть, еже бысть. Теперешнее положение вызывает и Вас на деятельность; ибо справедливо сказали Вы: под лежачий камень и вода не бежит. Притом, если Вы по своему хозяйству будете иметь уклончивость, то кто же за Вас будет обделывать Ваши дела?

Грубыя и дерзкия выходки М. противу Вас - дело это не его ума, а настроения других, которые молком кусают, посему и следовало бы за таковую дерзость удалить его из дома; ибо и наемный не дороже будет Вам стоить его. Иначе, диаволу помогающу ему, еще большее сделает Вам зло, т. е. сведет со двора всех Ваших коней, и передаст Г. И- ку, за что тот погладит ему не спину, а головку, да еще и спасибо скажет: а Вас обвинят, что караул был слаб и замки не крепки. Подобно сему, когда я был еще в Ярославце, то свели из конюшни 7 лошадей и угнали. После следствия, которое тянулось более двух лет, мошенников оправдали, а меня обвинили, что я борзых собак не держал в монастыре.

8 Апреля 1861 г.

К содержанию 

90. И искушения могут служить освобождению от вечных мук

Прочитавши последнее Ваше письмо, объято было сердце мое не малою печалию о Вашем теперь горьком житье-бытье. В разсуждении новаго положения крестьянскаго быта. И этому горю никто не может помочь, кроме Единаго Господа, Котораго всегда и прошу и молю, чтобы Он укрепил сердце Ваше к терпению, и даровал некоторую отраду. Что делать? Теперешнее нелегкое положение всех благородных лиц несколько похоже на решительное (т. е. искупительное) очищение грехов юности и неведения, за каковые грехи и беззакония иному барину довелось бы вечно мучиться в огне; а теперешнее искушение многим послужит к освобождению от вечных мук. Посему настоящий крест свой, как бы он тяжек ни был, должно стараться нести терпеливо, в чем и да поможет Вам Господь Бог! А что крестьяне Ваши требуют от Вас отчета за десять лет, то это означает в высшей степени их мужицкую буйность и непокорность, за которую Господь Бог смирит их. Впрочем все это указывает Вам прибегать с смиренною молитвою ко Господу Богу, как и св. Давид говорит: Бог нам прибежище в скорби.

1861 г.

К содержанию

91. Нужно обязательно молиться за ненавидящих и обидящих нас!

В минувшем лете после отбытия Вашего, долгое время не имея о Вас никакого слуха, скучал я и не знал, в каком Вы находитесь положении, приятном или неприятном. Но Е. И. посещением своим утешила меня, и сказала, что Вы по прежнему занимаетесь службою, чему сердечно радовался я, и благодарил за Вас Бога. А без должности жить было бы для Вас нелегко; почему я должен дорожить должностию, и быть пред начальствующим исполнительным и признательным, памятуя Апостолов наставление: «Чадо, молю прежде всего творити моления, прошения, благодарения за вся человеки, т. е. за царя и за всех, иже во власти суть.» А чего ради должно это делать? Того ради, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Сие бо добро и приятно есть пред Спасителем нашим Богом. А не думать, как некоторые неразумные думают: что мне за злодеев молиться? Но лучше придержаться учения Христова, Который так учит: «Слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть; и будете Сынови Отца вашего, паки на небесех.» Если, при помощи Божией, будете жизнь свою сообразовать во всем с святым учением Христовым, тогда во всем благо будет Вам, и ни в чем не будете иметь нужды; но блага сами собою рекой польются к Вам на двор.

Итак, простите мне, что я, послушав премудраго Соломона, который говорит: «Даждь премудрому вину, и премудрший будет, сказуй праведному, и приложит приимати», написал Вам сие от искренней моей к Вам любви.

К содержанию

92. Не наказать виновного, который у тебя в подчинении, значит нанести вред всему делу

Вы спрашиваете меня о своем С-че, как вам с ним поступить? Ибо Христос Спаситель заповедал любить врагов. Я об этом уже Вам предварительно писал, и советывал, как поступить с С-чем. Для успокоения же Вашего скажу Вам недавно слышанныя мною слова от старца моего отца Архимандрита Моисея, сказанныя о себе: «Я, брат, привык о себе думать так, что я всех живущих в обители хуже и грешнее; но по званию начальника имею долг не только делать выговоры, но иных за безчиние и удалять, дабы устранить вред от вверенной мне обители.» Подобным сему образом и Вы начальник не только над С-м, но и над всеми своими крестьянами; потому и имеете обязанность злонамеренные замыслы не только останавливать, но таковых людей и удалять, дабы не заразили других. А иначе поступая, будете повинны пред судом Божиим. Св. апостолом Павлом сказано: кто противляется власти, тот Божию повелению противляется. И С-ч Ваш действует вопреки высочайшаго манифеста, чрез что не только он противник, но и мятежник.

27 июня 1861 г.

К содержанию

93. Разсуждения о крестьянском бунте и об  испытаниях,  выпавших на долю благочестивых помещиков. Все Господом попускается

Приношу Вам сердечное благодарение мое за все писания Ваши, и за подробное уведомление Ваше о теперешнем Вашем невыносимо горьком житье-бытье; так что, прочитавши оныя, и мое сердце наполнилось печалию до болезни, недоумевая, что сообщить Вам во утешение. И действительно ничего не нашел, как только с Вами сетующими сетовать и плакать, и молить Господа Бога, чтоб Он, Господь, крепость дал Вам, людям Своим, и благословил Вас вожделенным миром, т. е. спокойствием и тишиною. Из обстоятельств, каковыя Вы вытерпиваете ныне, видно смиряющее Вас горькое, но купно и спасительное врачевство, что самое Вы и сами в письме своем подтвердили, написавши, что во всем уезде ни у кого крестьяне столько не бунтуют, как у Вас. И действительно так; ибо Вы противу других клевретов своих дворян более от Бога были облагодетельствованы и вразумляемы на дела благая и на все заповеди. А посему раб велевый и не творяй биен будет много, не столько за настоящую ропотливость, сколько за грехи юности и неведения, за которые хотя и приносилось исповедание и удовлетворение, но видно еще неудовлетворительное. Кроме безчисленных погрешностей, творимых нами всеми членами своего тела, если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла, хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота; насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы, и проч. и проч.! И проходит в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословит, но и дельное говорить затрудняется.

Итак, возлюбленные мои страдальцы Христовы, в постигшем всеобщем искушении и смирении возверзите Вы печаль свою на Господа Бога и на Пречистую Его Богоматерь, и со смирением и со слезами просите, и молите о помиловании и заступлении Вас и чад Ваших, и храните себя от осуждения и зложелания кому-либо каковой-либо беды или напасти; ибо теперешний переворот в крестьянском быте делается Верховною Властию Небесною, а не земною. Как древле Господь Бог освободил людей Своих Израильтян от рабства Фараонова, так и ныне Тот же Бог восхотел даровать свободу и нынешним рабам крестьянам. Как Израильтяне забыли Бога, спасшаго их от Фараона, так и нынешние оказались неблагодарнее окаянных жидов, коих кости пали в пустыне. Но придет время, что и нынешние неключимые рабы вспомнят о минувшем, да не воротят.

Много Вы в жизни своей испытали различных искушений и неприятностей, но в нынешний год несравненно более. Иные замечают, что высокосные годы нелегки бывают; а ныне хотя и не высокосный, но тяжелее бывших высокосных. Даруй, Господи, чтобы с нынешним годом все неприятности кончились, и настала бы приятная тишина. Но Вам и еще предлежит нелегкий труд, т. е. должно неминуемо отправиться в -е имение свое и в Н-ое, хотя и не хочется; ибо если Вы не будете заботиться о своем деле; то кто не позаботится? Посему, Господь да благословит путешествие Ваше, и да Благой поспешит Вам во всем, и в добром здоровии да возвратит Вас во свояси, чего от души богомольчески Вам желаю.

В завтрешний день в Задонске будет совершаться светлое торжество открытия святых мощей великаго Угодника Божия святителя и чудотворца Тихона. Посему и в св. обители нашей будет совершено Ему всенощное бдение вместе с праздничною службою. Пошли, Господи, за его святыя и всесильныя молитвы избавление от великих бед и зол благонравным и богобоящимся рабом Своим.

12 Августа 1861 года.

В разсуждении С-чей должно держаться прежней мысли, чтоб их из имения удалить, а мировая с ними не надежна, ибо на языке у них мир, а в сердце яд змиин противу Вас.

Если начальнику Г. не угодно будет принять в резон просьбы Вашей, то он и отвечать будет за Вас пред судом совести своей и пред Богом.

К содержанию

94. В тяжких испытаниях читай Книгу Иова

О невыносимо-тяжких притеснениях Вам от начальства и от крестьян весьма болезную сердцем моим, т. е. не столько печалят меня нелегкие недуги мои телесные, сколько Ваши страдания душевные; но облегчить или сколько нибудь помочь Вам в страдании ничем не могу, кроме единой молитвы моей ко Господу, ибо Того Единаго есть, еже миловати и спасати страждущих.

Вы уведомляете, что на сей год никаких журналов, ни календаря не выписали. И я то же самое сделал; ибо есть что читать и без новых книг. Но собственно для Вас намереваюсь выписать из Вятки книгу св. Иова в русском переводе с кратким изъяснением некоторых стихов, и надеюсь, что оная книга утешит Вас несколько в теперешних горьких обстоятельствах. Вот, например, я в настоящее время очень болен, и св. Иов был тоже болен; но противу Иовлевой болезни моя болезнь есть ничто, или не более, комар сел и укусил. Равно и Вы в настоящее время претерпеваете многия лишения в имении, и выслушиваете злословие и поношения от дальних и ближних, но все это в сравнении с Иовлевыми лишениями есть ничто. В этой книге указано, за что Бог попускает напасти, что должно в продолжении оных воображать, и как избавиться. Я с утешением оную книгу читаю, и думаю, что оная и Вам душевный мрак сколько нибудь просветлит.

20 Января 1862 г.

К содержанию

95. Всякому человеку дается крест по силам его. О часе смертном. О церковной молитве

Видя из письма Вашего о умножившихся страданиях Ваших, поболел я сердцем моим о том, прося и моля Господа Бога даровать Вам скорое исцеление. А между тем присовокуплю и то, что так угодно Господу Богу для спасения нашего устроить, чтобы всякий человек свой имел крест, которой должен он с детскою покорностию ко Отцу Небесному благодушно несть; посему да будет с нами во всем Его святая и спасительная воля, точию не лишил бы нас Небеснаго Царствия Своего! Слава Богу о том, что Вы на случай кончины своей сделали уже распоряжение, ибо действительно ничего нет к нам ближе, как смерть! Также и это мнение Ваше весьма справедливо, что, где бы ни случилось окончить жизнь свою со упованием на Божие спасение и опущену быть в могилу, везде Господня есть земля! А я хотя и достиг блаженнаго сопребывания со святыми отцы, но за будущее неизвестно еще, буду ли я достоин той милости, чтобы мои грешные кости положены были близ преподобных отец, в здешней святой обители? Или за многие грехи мои определит Господь окончить жизнь свою во изгнании и поверженным быть от холоду и голоду на пути? Ибо будущая участь наша и кончина жизни известна единому токмо Господу Богу.

Наконец, приношу Вам благодарение мое за приписку Вашу об отце... коего мудрование, как не во всем согласное с учением святых отец, весьма сожалительно. Ибо без видимой святой Церкви не могло бы быть Святых Таин Христовых, без Которых человек не может наследовать живота вечнаго. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино "Господи помилуй" превосходит все келейныя духовные упражнения; и потому-то святые Отцы, предстоя во святом храме, воображали, что Они предстоят на небеси пред Престолом Божиим! А нынешние отцы свои умствования не только не поверяют с учением св. Отцов, но еще и выше свое ставят; посему нередко и заблуждают от истиннаго разумения; от чего, всех нас, да сохранит Господь!

К содержанию

96. Как бороться с нашествием ядовитых змей

Запамятовал я написать Вам в ответе о змеях, которыя завелись у Вас на скотном дворе и двух теленков смертельно ужалили; а посему небезопасно, как бы они и людям, там живущим, не сделали подобнаго вреда. Советую Вам безотложно попросить священника на скотный двор, отслужить молебен с водоосвящением с приложением канона преподобному Аркадию Новоторжскому и Вяземскому чудотворцу; ибо сему угоднику Божию дана благодать от Бога прогонять змиев и всяких ядовитых гадов, которых доселе как в Вязьме, так и кругом Вязьмы на тридцать верст нигде нет; и после молебна обойти с крестом и окропить св. водою весь скотный двор и жилье. Прилагаю службу преп. Аркадию и краткое жизнеописание об нем. Оными двумя книжками усердствую я Вам и от души желаю, чтобы ядовитой гадины никогда не было в жилищах, принадлежащих Вам.

10 июля 1863 г.

К содержанию

97. Скорби и огорчения ни царю, ни нищему не чужды

О прискорбиях Ваших по хозяйству и в разсуждении наемных людей сердечно пожалел я. Что делать? Мы с Вами люди небезгрешные; то и должны что-нибудь терпеть, на пр. Вы неприятности по хозяйству выносите, а я иной час охаю от болезни своих ног. Впрочем, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Подвигоположника нашего Иисуса Христа, Который в земной жизни своей многия претерпевал скорби. Один св. муж вот что сказал: «Почему смущаешься ты, что не исполняется твоя воля и желание? У кого же все бывает по воле его? Ни у меня, ни у тебя, ни у другаго кого на свете. У всякаго, даже и у царя, есть свои скорби и огорчения, несравненно большая против наших.» А мы кольми паче с Вами должны потерпеть, если что и не по нашему, но терпение убогих не погибнет.

9 июля 1863 г.

К содержанию

98. Живем на земле — значит терпим скорби за грехи свои

Приношу Вам сердечное благодарение за приятное мне писание Ваше, которое получил я исправно, и порадовался о Вашем здоровье. А о том, что жизнь проходит не без горя, что делать? Ибо не было на земле ни одного счастливца, чтоб прожил весь свой век без печали и без слез; поелику живем мы не в Царствии Небесном, а во юдоли плачевной. Но есть надежда, что сеющии слезами радостию пожнут. А посему и ты возверзи печаль свою на Господа, и Той тя препитает.

14 Марта 1854 г.

К содержанию

99. Покоритесь воле Божией во всем

Видя из писем Ваших о всесемейном болезненном состоянии Вашем, а также и о семейных нуждах Ваших в недостатках и финансах, я сердечно пожалел о том. Что делать? Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает, как сказано праведным Иовом: якоже Господеви изволися, так и бысть. И посему, подобно ему, должны благодушно переносить все случающиеся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? Ибо, как говорит св. Исаак Сирин, неси ты премудрее Бога; и не печалься о том, когда не услышан бываешь от Него. Если бы Господь захотел новорожденнаго сына Вашего взять к Себе, то не прекословьте Ему в том, что берет Он Свое Себе, но с покорностию скажите: Небесный Отче наш, да будет с нами во всем воля Твоя святая! От чего, т. е. от покорности своей, и легче будет Вам переносить лишения свои. Посему сердечно сожалею я и о денежных недостатках Ваших, и думаю, что это искушение попустилось испытать Вам не потому ли, что прежде, когда в обилии бывали у Вас деньги, Вы не знали им цены, и сыпались тогда из кармашка Вашего рубли, как копейки, ни по чем; а ныне в одном кармане стало пусто, и в другом нет ничего. А посему и терпи бедняжка горе, и пей воду вместо сладкаго меду. Впрочем, не безпокойтесь! Ибо Господь Бог, богатый в милости и щедротах, не оставит Вас без помилования. Возверзите на Него печаль свою, и Той препитает Вас. Св. Давид говорит: уснуша мужие сном своим, и ничтоже обретоша богатства в руках своих. Вот и мне на сих днях в ночи представилось во сне: будто готовлю я к отправки к Вам три тысячи р. с., и пишу Вам употребить оныя на постройку новаго дома своего, и мне в постройку прислать отчет. Но, проснувшись, не обрел я этого богатства в руках своих; однако порадовался тому, что я и во сне не покидаю заботливости моей о Вас.

25 июня 1855 г.

К содержанию

100. Все для спасения нашего делается

Об огорчениях, упомянутых Вами, немало поболело сердце мое; ибо сколько в течении всей жизни перетерпеть человеку достанется разных болезней, неприятностей, искушений и бед? И если бы не Господь подкреплял его, то не только упал бы он духом; но кажется - от многой печали, не доживши своего века, и умер бы. Но сказано в св. Писании: несть зла во граде, его же не сотвори Господь, т. е. без попущения Божия ничего не случается. И все сие того ради бывает, чтобы вразумить и спасти человека, дабы сердце его не крепко было привязано к земле.

26 июла 1858 г.

К содержанию

101. В скорбях и искушениях берите пример со святого богоотца Давида

Приношу Вам сердечное благодарение мое за все приятныя мне письма Ваши, и за благожелательное поздравление меня недостойнаго со днем моего Ангела. А что я доселе не отозвался к Вам ответом моим, за сие ради Христа простите Вы тяжкой болезни моей, которая весьма обезсилила меня в настоящее время, да и на будущее не подает надежды делать аккуратно ответы, не взирая ни на желание, ни на искреннюю любовь мою к Вам и участие в неприятных обстоятельствах. Одно только имею в желании - молиться о Вас всегда. И прошу Вас ни об чем не унывать, а на Бога уповать, Который во всех неприятностях в жизни едино имеет человеколюбие, благость и спасение наше. А посему и долг человека выну благодарить Бога за спасительный промысл Его, а не малодушествовать и отчаяваться; ибо и снятый богоотец Давид имел в жизни своей премногое множество скорбей от своих и от чужих, но ободрял себя молитвою и крепким упованием на Бога, говоря и успокоивая себя так: «вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога!» Так и Вы успокаивайте себя. На св. Давида нападали и чиновники, и беси, и подчиненные люди, и добрые, и злые; и чем он против их вооружался? Сказывает: «обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.» Каким же именем Господним? Сим: о Господи, спаси же! о Господи! поспеши же; и: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися;» или: «Боже, милостив буди мне грешному;» или: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", проч. и проч. Подобным образом и Вы поступайте; когда сильно нападут люди и одолеет уныние, поклонцев сто положите с молитвою ко Господу, и тогда не только дроби, но и пушки не устрашат Вас.

3 Февраля 1859 г.

К содержанию

102. Поздравление с Днем Ангела

Вот приближается праздник святыя великомученицы Екатерины и я, по чувствованию благоговеющей любви моей к святому лицу Вашему, поспешаю с моим всеусерднейшим поздравлением с святым Ангелом Вашим, чтоб мне первому достигнуть к Вам на имянины с благожелательным приветствием моим, каковое чрез скудныя строки сии и приношу Вам из глубины души моей с желанием моим, чтобы Господь Бог благословил наступающее новолетие Ваше, и продлил милость Свою к Вам, облегчил страдания, возвратил силы, даровал здравие, исполнил сердце утешения и надежды, что Ему, Господу Богу все возможно есть, - не точию отчаяннаго больнаго исцелить, но и мертваго воскресить. А посему: упование свое возложите Вы на Господа Бога, у Котораго и для Вас, как и для всех, осталось милости многия, почему и день тезоименитства своего встретьте Вы с радующимся и благоговеющим сердцем к Богу, чего Вам от всей души моей всеусерднейше желаю.

Наконец, сердечно соболезную я и о том, что Вы, при весьма тяжкой и изнурительной телесной болезни своей еще страдаете и душею своею от разных мыслей воображений об муже, об детях, и об многом будущем, и чрез то еще наиболее увеличиваете страдания свои средства лечения своего делаете малодействительными. Советую Вам, вместо всякой мечты, душу свою напитывать молитвою ко Господу, и упованием на Него, Который как Вас, так и мужа с детьми не оставит; чему и матерь наша св. Церковь учит - «самих себе, и друг друга и весь живот свой Христу Богу предавать.» Говорите: в руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу мою и многоболезненное тело, мужа от Тебе даннаго и всех возлюбленных детей. Ты будь «помощником нашим и покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, и во всем, как в радости и печали, в счастии и в несчастии, в болезни и в здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь». Более сего, не знаю, что Вам еще сказать. Сам Господь Бог, всеблагий Утешитель всех скорбящих, да вразумит Вас, что подобает творити.

18 Ноября 1858 г.

К содержанию

103. Еще поздравления к дню тезоименитства. О возвращении птиц

Вселюбезнейший и предостопочтеннейший о Иисусе Христе Благодетель!

Хотя я и не так давно к Вам писал и еще кажется и ответа не удостоился получить; но, вспомня приближающееся пресветлое торжество в обители Вашей, т. е. день Ангела Вашего, за необходимое почел паки писать к Вам. Может быть на Ваших именинах много будет гостей и без меня, но по пословице: куда конь с копытами, туда и рак с клешней. Богатые и почтенные люди будут ожидать Вашего приглашения; а я, по примеру убогих, и незваный к Вам бреду (ногами ума) с моим усерднейшим и достодолжнейшим поздравлением, надеясь, что любовь Ваша таковому дерзновению моему простит великодушно. И тако:

Честь имею поздравить Вас с радостным и великоторжественным днем Ангела Вашего, котораго дождавшись во здравии, усерднейше желаю встретить Вам в духовной радости, и, по принесении благодарственнаго молебствия Господу Богу, препроводить оный вожделенный день в спокойствии духа, благополучно. Да благословит Господь Бог новое лето Ваше новыми знаками милости Своей к Вам, которая с прибавлением Ваших лет да прибавляется к Вам, и к чадом Вашим в роды родов; о чем мы как келейно, так и во святом храме велегласно взываем ко Господу: пробави милость Твою ведущим Тя!

Давно не получал я о Вас никакаго сведения, недоумеваю, здоровы ли Вы, благополучны ли? Не устрашают ли Ваше сердце каковые неприятные слухи? Впрочем, даруй, Боже, чтоб Вы всегда были здоровы, благополучны и сердцем спокойны. По истине не всякому слуху должно верить, наипаче тем, которые смущают нас. В таком случае должно ободрять дух свой твердым упованием на Господа Бога, без воли Котораго и влас главы нашея не погибнет; и ежедневно, при всяком безпокойном воображении, прочитывать пред Богом 26 псалом Давидов до конца: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Сие я говорю о том безпокойстве, о котором было чрез ведомости извещено, и надеюсь, что Господь Бог молитвами святых отец избавит Вас от сего страха.

Достопочтеннейшей сестрице и благодетельнице моей м. И. прошу свидетельствовать мое усерднейшее почитание с нижайшим поклонением и с желанием моим ей долголетняго здравия и всегдашняго радования о Господе, которая радость бывает в нас от частаго памятования о Боге, по писанному: помянух Бога и возвеселихся.

2 Апреля 1831 г. Скит при Оптиной пустыни.

Доношу Вам о себе, что я за молитвы святых отец и за молитвы Ваши, слава Богу, доселе жив и здоров. И в обители нашей, по милости Божией, находиться благополучно. Новостей же у нас, достойных Вашего любопытства, почти никаких не имеется; а для вселюбезнейших детей Ваших есть весьма немаловажныя, а именно: по зимнем уединении, с наступлением весны, стали возвращаться к нам птички, который день ото дня умножаясь разных родов, занимаются теперь построечкою своих покойцев на безопасных к спокойствию и продовольствию своему местах. Некоторыя из них возвратились, а некоторых еще ожидаем. Которыя ближе к нашему климату, те прежде и прилетели. Между тем столько оне непрестанным пением своим утешают нас, что даже и в келье сидеть не хочется,- все бы слушал. Да кажется, если б и они (т. е. дети Ваши) были теперь у нас, то и их бы столько усладили приятным пением своим, что и про Москву бы позабыли. Жалко, что клеточек у меня нет; а то бы всем им послал по хорошенькой птичке в подарок.

Простите! Сердечно любя любезных детей Ваших, я детскую и материю написал.

К содержанию

104. Об эпидемии холеры. Маловерие наше — причина бед

Письмо, от 21 Августа писанное, получил, и читая  оное, пожалел о том, что Вы тамо убоястеся страха, идеже не бе страх. Должно бояться не холеры, а тяжких грехов; ибо смертная коса скосит человека, как траву, и без холеры. А посему все упование свое возложите ва Господа Бога, без воли Коего и птицы не умирают, кольма паче человек. Успокойтесь в духи. А иначе я на Вас буду скорбеть, как на маловера.

25 Августа 1853 г.

К содержанию

105. Не холеры, а Господа единого бойтесь — все в Его воле

Сердечно болезную я о страдании Вашем,  Б., и советую Вам не отчаиваться и не унывать, а во всем на Бога уповать, Который силен есть сохранить и Вас, и  Ваше дитя. Молитесь всегда Святой Троице, и читайте: Пресвятая Троице, помилуй нас, и проч. до конца. И когда приходит, как темная туча, сомнение за жизнь, говорите: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покровитель мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе. И Господь оживотворит надежду в сердце Вашем на спасение Его.

А на Вас Н. Н. очень сержусь я за то, что Вы боитесь холеры. Должны Вы быть мужественны и неустрашимы, и словами св. Давида говорить: аще бо пойду и посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со мною еси. А у смерти много есть орудий на поражение людей и без холеры, но ни одного человека не смеет коснуться без повеления Божия. А посему Христос Спаситель и повелевает бояться токмо единаго Бога, говоря: ей, глаголю Вам, Того Единаго убойтеся!

21 Мая 1855 г.

Счету аптекаря полюбовался я. Они имеют аккуратность в своем деле, какой мы не имеем в своих.

К содержанию

106. Смерть идет за человеком всюду, так что укрыться от нее некуда — так притецем же под Покров Матери Божией

В начале сего поста мы ожидали посещения Вашего в святую обитель нашу; а Ваше письмо отняло надежду на скорое посещение; ибо страх смерти остановил Вас от путешествия. Действительно, в Мещевском уезде - смертность; а также и в нашем Козельске и со всех сторон окружены мы смертию и некуда нам грешным от смерти укрыться. Если бы и я знал, что смерть меня ждет к себе в Мещевск, то ни за что не поехал бы туда. Но в каком месте назначено от Господа человеку умереть, то, хотя бы был он за границею за многия тысячи верст, непременно прибудет он к месту своего назначения, и - в свое время; ибо повеление Божие выполняется в точности. Так куда же нам грешным и боящимся смерти прибегнуть? Св. Церковь указывает куда, говорит «к Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смиреннии, и припадем к Ней с покаянием, зовуще из глубины души: Владычице помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи; Тя бо Едину надежду имамы.» Впрочем, когда бы Вы ни пожаловали в обитель нашу, убогие во всякое время рады будем посещению Вашему.

25 июня 1855 г.

День Ангела Вашего желаю радостным и благоговеющим сердцем встретить Вам и препроводить; ибо продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку; а посему и дни рождения и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и разсеянном праздновании, сколько в благоговении. У нас в монастырях так и поступают, т. е. день Ангела своего чтут заблаговременным приготовлением к приобщению Св. Тайн. Но в светских домах - в каждом доме есть свой устав; а с нашим уставом назовут человека сумасшедшим, и пронесут имя его, яко зло.

К содержанию

107. И за страдание возблагодарим Господа

Многолюбезный страдалец Христов и милостивый государь и благодетель наш!

С чувством живейшей радости и сердечным благодарением взываю к Господу: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Поздравляю Вас, возлюбленный о Господе брат наш, с получением от всещедраго Господа неизреченной милости духовнаго возрождения. О чем не только все мы, знающие Вас, радуемся и благодарим Господа; но и все Ангели на небеси радуются неизглаголанною радостию о спасении Вашем, и прославляют благость Божию. Да сподобит же и Вас Господь, в знак Вашей к Нему благодарности, покориться святой Его воле, и потерпеть страдание, посланное Вам чрез болезнь Вашу. Но чтобы облегчить свои страдания, советую Вам пособороваться, и после приобщиться Святых и Животворящих Тайн Господа нашего Иисуса Христа, и уверяю Вас, что получите немалую отраду в болезни. Сколько можете, благодарите непрестанно в мыслях Ваших благость Божию; ибо Апостол сказал: благодарение усугубляет благодеяния. Роптать же от сильной боли никак себе не позволяйте; ибо все наши страдания происходят от кого же, как не от Господа, Который по Своей благости все творит для пользы душ наших.

При сем испрашиваю на Вас благодать и милость Божию, и свидетельствую свою о Господе любовь и почитание равно и всему возлюбленному семейству Вашему прошу передать мое почтение и поздравление с получением милости Божией, всех Вас посетившей. За сим простите. Будьте благонадежны на помощь Божию; ибо Он, Своей неизреченной к нам любви, не посылает нам страданий сверх сил наших. Я о Вас молюсь усердно и прошу Господа ниспослать Вам Свою помощь в страдании Вашем, я остаюсь навсегда благожелательным богомольцем Вашим и слугою недостойный Игумен Антоний.

5 Мая 1864 г.

При сем посылаю Вам св. просфору, о здравии и спасении Вашем вынутую, и еще святую икону Божией Матери «Утешение скорбящих,» коею заочно благословляю Вас; и еще прилагаю книжечку-акафист Божией Матери, которую примите, и в утешение свое прикажите прочитать сами со вниманием и со умилением помолитесь Божией Матери, Которая Вас любит и готовит Вам славный покой со святыми.

К содержанию

108. Поздравление с новолетием

Достопочтенная и многоболезненная раба Христова.

Возверзи на Господа печаль твою!

Писание Ваше, приятное мне, с благожелательным поздравлением Вашим меня недостойнаго с наступившим Новым Годом, имел удовольствие получить исправно, за которое приношу Вам благодарность мою. Взаимно прошу и от меня принять поздравление с наступившим новолетием, которое да благословит Господь начать Вам в обновлении духа, и провождать все дни онаго во здравии и душевном спасении.

Так из письма Вашего заметил я, так и из слов любезной сестрицы Вашей слышал о тяжкой болезни Вашей: почему поболел я о том сердцем моим, и просил и прошу Господа Бога о помощи, заступлении и исцелении Вашем; а Вас прошу не малодушествовать в болезни своей, а благодушествовать, и печаль свою во всем возложите на Господа. Ибо так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы каждый человек в жизни сей свой имел крест, который с детскою покорностию к Отцу нашему Небесному должно несть. Многие достойные люди сколько невинно претерпевают различных искушений и бед! А мы, обремененные грехами, не думая ни о чем, посиживаем в теплой комнате, и покоясь на мягком пуховике, должны хотя болезнями расплачиваться за свои грехи; почему и будем из глубины души взывать ко Господу: «Отче наш, да будет со мною во всем Твоя святая воля; точию не лиши мя Небеснаго Царствия Твоего». И, тако размышляя, милость Божию обрящем.

После сего благодарю Вас еще за святое воспоминание Ваше о мне недостойном в молитвах своих пред Богом. Взаимно и я воспоминаю Вас всегда, и остаюсь с почтением моим к Вам и с состраданием моим о Вас, благожелательным богомольцем Вашим немощный и недостойный И. Антоний.

8 Января 1855 г.

К содержанию

109. Чем более земных благ имеем, тем более негодуем и ропщем

Любезный и всепочтеннейший благодетель мой!

Во-первых, долгом поставляю чрез сии скудные строки принесть Вам мое всеусерднейшее поздравление со днем Ангела Вашего. Душевно желаю и молю Господа Бога, дабы вседражайшую жизнь Вашу продлил Он для прославления святаго имени Своего, и для истиннаго спокойствия детей Ваших, и для утешения всех, Вас любящих и почитающих; и даровал бы Вам за молитвы святителя и чудотворца Григория всетелесное здравие, душевный мир, радование о Господе и надежду на Его спасение, еще же - спокойствие душевное и дух бодрый. И когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением. Сему должно приводить себе на память онаго убогаго страстотерпца Лазаря, о котором Сам Христос Спаситель повествует, что он не год и не два, но всю жизнь свою провел в злострадании, не имея ни храмины, ни одеяния, ни пищи достаточной, ни врачей, ни лекарств, ни прислуги, ни сострадательнаго человека; но от всех был оставлен и забыт. Одни только пси делали ему небольшую отраду, облизывая гной в ранах его, и, ложась около него, согревали. Но он, будучи бодр в духе, не смел роптать на свою участь, ни на Бога износил хулу, ни людей за жестокосердие осуждал; но с благопокорностию претерпевал свое страдание, и благодарил о болезненном состоянии Бога, ведая, что здешния скорби милость у Бога ходатайствуют, и малый здешний труд великое и безконечное в небесах готовит упокоение. Да и действительно он в чаянии своем не ошибся; ибо, когда окончил свою страдальческую жизнь, то в то же время святую душу его Ангели Божии, взявши, с честию отнесли на лоно Авраамле для вечнаго упокоения. А Вы, возлюбленне, имеете толико великий дом, теплый покой, мягкий одр, окружены детьми, родными, друзьями, прислугами - вместо двух, если хотите, двумя сотнями готовыми в немощи Вашей послужить, имеете всякое довольство во всем и лекарей с лекарствами - целую аптеку. А посему должно ли роптать? Должно ли негодовать? Должно ли на что сердиться? Должно ли себя несчастным страдальцем считать? Не лучше ли успокоиться в духе, не лучше ли возблагодарить Бога, не лучше ли со святым Давидом почаще говорить: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? И: благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. А как добрые друзья и приятели к имянинникам приносят от любви различные дары, кому что Бог по сердцу положит; посему и я, убогий Ваш друг при поздравлении Вас с Ангелом, на сей раз ничего Вам лучшаго не принес, как одно сердечное желание снискивать бодрость в духе и удерживать себя в спокойствии по внутреннему человеку. Но как бодрость духа, так как и прочия блага, есть дарование Божие, лиющееся на нас свыше от Отца светов; то и должны словами святаго Златоустаго просить у Господа, говоря: «Господи! не остави мене: Господи! даждь ми мысль благу; Господи! даждь ми смирение, терпение, великодушие и кротость», и проч. Господь же, по уверению святаго Давида, волю боящихся Его сотворит, и молитву Вашу услышить, и спасет Вас. Чего всеусердно Вам желаю. Многогрешный иеромонах Антоний.

25 Сентября 1837 г. Скит св. Иоанна Крестителя.

К содержанию

110. Душеполезные книги бывают ценнее лекарств

Сердечно сожалею я о тяжкой и продолжительной болезни возлюбленной сестрицы Вашей, и молю о ней Господа Бога, чтобы укрепил ея немощныя силы благодушно переносить страдания свои, ибо от нетерпения легче не бывает - и облегчил бы ей оныя. Из тяжкой болезни ея можно заключить, что Господь Бог любит ее, как невесту Свою, наиболее всех Вас сестриц. И когда она благодушно переносит страдания свои, то Сам Господь пребывает с нею невидимо, как Сам Он устами св. Давида сказал: «с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение мое». Видите, как счастлива больная сестрица Ваша! Советую ей укреплять себя в болезни своей приобщением Св. Тайн Христовых, и прочитать в книге: «День святой жизни» соч. Преосв. Григория Казанскаго, статью: «Как вести себя в болезни». Книжку эту, если у Вас нет, можно спросить в книжной лавке; она недорогая, дешевле аптекарских лекарств, и полезнее.

Вот и я, по великому милосердию Божию ко мне недостойному, 25 лет ношу язвы на своих ногах, но не страдаю так, как страдал праведный Лазарь, без покрова, без прислуги, без лекарств, без ястия и пития, и и имея никого в утешение свое, кроме собак. А я окаяннейший имею и келлии покойныя и просторныя, и прислугу усердную, и лекарей, и лекарства, и добрых посетителей без числа, и ястия и пития столько, что и желудок мой не переваривает. А посему не столько страдаю я, сколько упокоеваюсь. Горе мне окаянному!

18 Февраля 1861 г.

К содержанию

111. Болезнь — посещение Божие

Возлюбленные о Господе и милостивейшие Н. Н!

Спасайтесь о Господе, и на многия лета здравствуйте!

Почтеннейшее писание Ваше получил я, в котором изволите описывать о бывшем болезненном посещении Вас Божием; о чем читая, тронут был я болезнию Вас до глубины души моея, видя в каком опасном положении находилась жизнь Ваша. Но слава и благодарение премилосердому Господу Богу, что даровал Вам исцеление от столь опасной болезни! Я по долгу любви хотя и всегда воспоминал о Вас в недостойных молитвах моих пред Богом, а со времени последняго посещения Вашего еще усугубил оную о Вас; но что моя молитва? Ей, ничто. А должно чудотворное исцеление свое отнести единственно к великому милосердию Божию, не хотящему смерти грешному, к Заступнице усердной болящих Матери Божией, к великому чудотворцу Николаю, и к молитвам нищих и убогих, коих Вы усердно наделяете; ибо они именуются друзи Божии; а друзья чего у Бога не выпросят? Видите, сколько Вы имеете ходатаев о себе пред Господом Богом, Коего с своей стороны должны Вы от всей души благодарить, прочитывая пред Ним Давидов псалом 102-й: «Благослови, душе моя. Господа, и не забывай всех воздаяний Его», и памятовать слова Самаго Христа Спасителя, к одному исцеленному Им сказанныя: «Се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет».

27 Марта 1854 г.

К содержанию