Аудио-трансляция

Где па­де­ние,– хоть и в по­мыс­лах,– там пред­ва­ри­ла гор­дость. Эту-то гид­ру с семью ее гла­ва­ми по­беж­дай­те по­мо­щию Бо­жи­ею.

преп. Макарий

Письма преподобного оптинского старца иеросхимонаха Илариона

Содержание

Письма 1860 - 1862 гг.

1. Поздравление с Рождеством Христовым. О письмах старца Макария

2. О пользе чтения писем старца Макария. Чтении молитвы "Богородице" при ударении часов

3. Если вопрошающие получают пользу от тебя - не относи это к себе, но Богу. Где смущение и немирствие, там добра не будет. День поминовения батюшки о. Макария (1861г). Молитвы, которые следует читать после сотницы. Надо понуждать себя исполнить должное

4. Об отношениях сестер между собой

5. "Обличение зельнее огня и железа и скакати творит" (Иоанн Златоуст). Кончина о. Иннокентия, духовника старца Макария

6. О чтении акафистов в церквах. Не следует входить в дела, вас не касающиеся. Не должно смущаться и делать пересуды. О хождении в игуменские келии. Принятие на себя болезней другого противно Богу

7. Об издании биографии старца Макария и о хлопотах по поводу памятника ему

8. О напечатании писем старца Макария и о памятнике ему

9. О переписывании писем покойного старца Макария для их будущего издания

10. О чтении акафиста. Помыслы во время молитвы. Чувство сиротства после смерти старца Макария. Следует удаляться неполезных бесед и разговоров

11. Предаваться безотрадной скорби о потере Батюшки не должно и погрешительно

12. При всей нашей радости в день Праздника не достает присутствия нашего Батюшки о. Макария

13. Надо бояться смерти, а паче всего грехов

14. Выход из печати биографии старца Макария

15. Когда понесете немощи друг друга, просите Господа об устроении душевной вашей пользы. О пользе смирения и самоукорения. Живя с другой сестрою, скорее сможешь увидеть свои немощи

16. «Молитеся друг за друга, да исцелеете»

17. Понуждайте себя понести тяготы друг друга

18. Достигнуть умения любить - превыше свершения подвига и труда

19. Об ожидании выхода из печати первой части писем старца Макария. Вражие козни упраздняйте объяснением

20. Получение 1-ой книги писем старца Макария

21. Через письма старца Макария многие познакомятся со Священным Писанием и книгами св. отцев. Словом Божиим соблазнятся многие

22. День Ангела покойного старца Макария. О вреде пересуд, отягощающих совесть человека. Лучше не исполнить дело служения, чем отступить от заповеди Божией - любви к ближнему

23. О начале печатания писем старца Макария к монахиням

24. Если начало дела было причиною смущения, то ничего доброго из этого дела не получится

25. Старайтесь не таить немирствие, а объяснением уничтожать козни вражие. Когда в чем погрешите, укоряйте себя и не входите в дальнейшие пересуды. Господь силен воздать вам милостию Своею

26. Живя вместе, нельзя избежать столкновений. Кто может похвалиться добродетелями? "Возраст мужа не в числе лет исчисляется." Господь знает нужды наши и всегда есть благовременный помощник в скорбях

27. "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"

28. Всякому бывает свое и в свое время. Причиною скорбей бывает наше устроение. Когда ищем в сердце оправдание, то больше страдаем, а при укорении себя скорее успокаиваемся. Бог силен устроить полезное о нас

29. Кончина о. архимандрита и избрание настоятеля обители

30. Старайтесь не слышать о том, что делается вне келии вашей

31. О принятии в келию новой монахини

32. Кто что сеет, то и пожинает

33. Поминать на проскомидии души усопших, не принадлежавших к нашей Церкви, не должно

34. В обители все принимает прежний порядок вещей

Письма 1867 - 1873 гг.

35. Иди среднею стезею: "Умеренному деланию цены несть" (Исаак Сирин). Не грех ли давать советы другим?

36. Сердцем начальницы Бог владеет. Послушание следует проходить со страхом Божиим. Скорби суть порождения собственных наших страстей и попускаются к нашей пользе

37. Святые угодники Божии, когда избирались на высшие степени, смущались и считали себя того недостойными. Понуждать надо себя всегда. Следует с благодарением принимать мантию. Без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем

38. Если матушке игумении угодно будет поручить тебе должность, прими с покорностью воле Божией. Не давай вины ищущим вины

39. Нерасхищаемая молитва приобретается многим временем и трудами. Бог дает молитву молящемуся

40. Самоукорение и смирение - сильнейшее оружие на все страсти. О том, какие учения св. отцев следует читать, чтобы научиться противостоять страстям. Можно ли давать волю слезам? Об осторожности в умилительных чувствах

41. Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. Просите и дастся вам

42. Доброделание и искушение. От козней бесовских тем только и ограждаются, что не внимают им

43. Путь в Оптину

44. Слезы радости могут происходить от блудной страсти. Не должно иметь страха, что враг представит тебе что-нибудь дурное во сне. Снам верить не следует

45. "Аще молился, яко же подобает - жди яко же не подобает." Мы должны не по природным свойствам своим жить, а по заповедям Божиим. Правило под субботу и полиелей, под двунадесятые и Воскресные праздники. Действие таинства откровения и исповеди. О принятии пищи. При Иисусовой молитве поклоны класть не следует. Поясные поклоны должно класть в свое время. Об осторожности в словах при разговоре с другими

46. Признаки прелести и мудрование лютеранское. Через искушение очищаются грехи и получаются венцы. Ворожбу церковь запрещает и отлучает за нее на 7 лет. Отчего, когда сестры открываются, делается тяжело и грустно

47. Без матушкиного благословения нельзя принимать сестер на откровение. Надо исповедовать только те помыслы, которые борют душу

48. Как поступить, если неудобно исполнять все правила аккуратно. Нам надо всегда ожидать скорбей. Козни бесовские. В день принятия Св. Тайн не следует спать совсем. В помыслах "что-нибудь над собой сделать" надо священнику покаяться и взять от него епитимию. Молитвы после бдения. Можно ли научиться молитве Иисусовой, живя в суете? Почему чем больше начинаешь противиться страстям, тем они более восстают? Много доверять своей совести не должно

49. Действия Промысла Божия. Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби. На одно и то же дело лучше несколько раз взять благословение

50. Бог знает, какими путями устроить, чтобы тебе увидать меня

51. О хранении от знакомств с противоположным полом. Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Не следует самочинничать в церкви. Не верь много слезам и умилению от чтения и пения. Надо действовать так, как действовали святые отцы и как предписывает наша мать св. Церковь. Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь в первый день Пасхи - внушение от врага. Мы не должны своим молитвам приписывать чудодейственную силу. Об исполнении правила на святой неделе. Должно ли под Благовещение класть земные поклоны? Кто понуждает себя, тому Господь помогает. Нельзя судить действия игумении. Все, что Господу угодно будет послать, надо принимать и считать за великую милость. Молись только об оставлении своих грехов

52. Не следует смерти бояться. Все следует оставлять на Божие произволение. Ежели ты свое сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою

53. Об отношении к игумении

54. Промыслительное попущение скорбей за возношение. При принятии пострига необходимо чувство евангельского смирения и нищеты Христовой. Принятие пострига - "иго благое и бремя легкое"

55. Помыслы перед постригом есть искушение и козни бесовские

56. В дни послушания требуется ревностное исполнение нашей обязанности со смирением

57. Господь помогает и награждает за заботу о сиротах. Надо быть признательной за доброе расположение к себе

58. Спасение состоит в послушании. Послушание есть паче жертвоприношения и паче поста и молитвы. Потому послушание спасительно, что с трудом и скорбию сопрягается. Наказание Божие. Помощь Божия посылается за тщание

59. Я сострадаю к тебе больше других из-за твоего неумиротворения. Не чем иным не спастись, как своим послушанием

60. Восстания на тебя от сопротивного отженяй молитвою. Послушание начальнику

61. Попущение ужасных помыслов за упорство и следование своему разуму и воле

62. Искушение за противление игумении. О действиях, оскорбляющих память Батюшки и старческий путь

63. Послушание начальнице

64. Как Промысел Божий указывает нам, так и должны мы покоряться ему. О пользе послушания по сравнению с келейной жизнью

65. Принятие сестер от пострига. Узнавать по рукам - грех и суеверие

66. Не должно из любопытства вскрывать и смотреть гробы умерших

67. За сознание того, что достойна еще больших скорбей, Бог очистит тебя от грехов

68. Кто кого любит, тот все с любовию принимает от него

69. Учи терпению и сама терпи

70. Необходимо покоряться во всем воле Божией

71. Дела по благословению и дела по самочинию

72. Как поступить с сестрой, имеющей навык есть тайно. Ожидание обучает терпению

73. О важности умиротворения и возвращения к чувствам любви. Умереть есть уснуть до общего суда Христова. Следует признавать во всем волю Божию

74. Тайна антихристова деется, а теперь, похоже, и явно действует

75. "Укрепляйте и утешайте друг друга, сострадая в немощах и скорбях." В скорбях любовь находит и подает утешение. О благодатном состоянии перед смертью

76. День памяти старца Макария (1869)

77. Надо уметь терпеть ради общей пользы и своего душевного спасения

78. "Анафема тебе и рассуждению твоему, аще, что ты веси, - от беса веси" (авва Дорофей). Сети вражие

79. Болезнь старца Илариона

80. О принятии схимы во время болезни

81. Об устроении души перед смертию: пребывание в состоянии явной прелести перед смертию; святые страшились смертнаго часа и плакали, не зная, что их ожидает; даже Божия Матерь боялась, что Ей надо будет проходить мытарства

82. Надо со смирением принимать слова. Покаяться значит смириться, считать себя хуже всех. Тогда только грехи наши могут быть прощены, когда возненавидим их и не будем их творить. Все случается не без воли Божией

Письма к разным лицам середины XIX века (из деловой переписки и письмо к старцу Макарию)

83. О кончине старца Макария

84. Поздравление с Новым годом. О памяти покойного NN

85. Книга иеросхимонаха о. Иоанна о трехперстном сложении в крестном знамении