Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Весь­ма спа­си­тель­но пи­тать свою ду­шу Нет­лен­ным и Свя­тым Хле­бом. Ес­ли бы слу­чи­лось че­ло­ве­ку в тот день уме­реть, в ко­то­рый он при­об­щал­ся Свя­тых Та­ин, то ду­шу его при­ем­лют свя­тые Ан­ге­лы на ру­ки свои, чес­ти ра­ди при­об­ще­ния, и все воз­душ­ные мы­та­р­ства без­бед­но про­хо­дит.

преп. Антоний

В Та­ин­стве по­ка­я­ния, или, что то же, ис­по­ве­ди, раз­ры­ва­ют­ся век­се­ля, т.е. унич­то­жа­ет­ся ру­ко­пи­са­ние на­ших сог­ре­ше­ний, а при­ча­ще­ние ис­тин­но­го Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых да­ет нам си­лы пе­ре­рож­дать­ся ду­хов­но.

преп. Варсонофий

Пос­ле при­об­ще­ния на­до про­сить Гос­по­да, что­бы Дар сох­ра­нить дос­той­но и что­бы по­дал Гос­подь по­мощь не возв­ра­щать­ся на­зад, т.е. на преж­ние гре­хи.

преп. Амвросий

690. Держись правды в отношении себя, а к ближним будь милосердна. Монахиням можно иметь свои деньги

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 12 мая получил. Старший ваш священник смущает Вас, говоря, что должно всем говорить правду. А наш покойный Батюшка о. Амвросий учил так: держаться правды в отношении к самому себе, т. е. от себя истязывать всякую правду, свои дела, слова и помышления судить как можно строже, а ближним стараться оказывать всякую милость (если только, конечно, можно это сделать без душевнаго вреда для них и их окружающих). Так он и протолковывал слова Св. Писания: Вси пути Господни милость и истина , – как можно видеть в его жизнеописании. Поэтому, Матушка, не смущайтесь тем, что старший ваш священник говорил Вам, будто Бог Вас наказывает скорбями за то, что не высказали Владыке все об удаленном священнике. Можно бы старшему священнику по этому случаю ответить: „Боялась, чтобы, начав говорить правду, не наговорить чего-либо лишняго", – ибо, как сами Вы заметили, по словам св. Исаака Сирина, правда бывает буия у людей, не очистившихся от страстей. И на о. благочиннаго Вы не решаетесь жаловаться, так как совсем не монашеское дело заводить тяжебныя дела с своим начальством. Разсуждение это Ваше весьма разумное. Так и старайтесь поступать.

Между тем, о новом священнике Вы написали, что он человек трезвый и других пороков не имеет. Вместе с тем говорите, что у обоих священников есть свои недостатки. – Повторю по сему Ваши же слова: „Что делать? Где же найти совершенных? Надо мириться с недостатками людей".

Послушницу зазорнаго поведения, по совету о. благочиннаго, можно удалить.

Еще пишете, что о. благочинный не велит Вам платить слесарю взыскиваемые им с Вас деньги. – Держитесь и в сем случае совета о. благочиннаго.

Псаломщик если бы ушел от Вас, было бы хорошо, хоть бы в военную службу. Тогда подыскать бы на его место более обстоятельнаго человека, пожилых лет и добраго поведения.

Деньги, подаренные Вам Вашею благодетельницею, имейте у себя и пользуйтесь ими для своих нужд, ничтоже сумняся. Ведь другия же монахини имеют свои деньги, и никто к ним не придирается.

Касательно оставления начальства, ждите воли Божией. Если Господу будет угодно, то Вас отставят и без всяких с Вашей стороны прошений. Если же будете усиливаться оставить настоятельскую должность, то это с Вашей стороны будет противлением воле Божией.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

691. О распоряжении пожертвованными деньгами. За грехи должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 9 июля получил. О честолюбивых монахинях, сочиняющих на Вас безымянные доносы, можно, помолившись поусерднее Господу и Царице Небесной, обяснить все в подробности Владыке, и что все сестры ими недовольны, и просить его как-нибудь усмирить их, прибавив к сему, что сами Вы усмирить их не в силах.

Касательно же помощи диакону можете сказать Владыке, что деньги даны ему из благодетельских, что у Вас есть расположенныя к Вам благотворительницы, и потому Вы получили в пользу обители однажды 3000 р., а в другой раз 2000 р.; также и диакону дано из благодетельских, и отнюдь не из монастырской суммы. Открыть же имя благодетельницы нельзя, потому что она этого не желает. В этих словах лжи нет, следовательно, и греха нет, потому что действительно Вы благодетельствуете диакону и открыть своего имени не желаете, между прочим, и сохраните свою тайну.

В заключение же скажу Вам: не принимайте близко к сердцу случающияся напасти, помня мудрую русскую старинную пословицу: „Бог не попустит, свинья не сест".

Хоть и возстают на Вас недовольныя монахини, но без попущения Божия ничего не могут Вам сделать. Оскорбления же с их стороны по необходимости должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь и где-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них же да избавит нас Господь своею благодатию и человеколюбием.

От настоятельства не отказывайтесь. Это возложенное на Вас Господом послушание, а послушание, люди мудрые говорят, паче поста и молитвы.

Испрашивая на Вас и на сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

692. Грешно клеветать, но правду сказать должно

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

На письмо Ваше от 13 июля отвечаю Вам вкратце. Можете дозволить сестрам Вашей обители написать Владыке об известных Вам бунтовщицах, что оне знают достоверно. Если Владыка будет спрашивать Вас, и Вы со своей стороны можете подтвердить справедливый донос. Что делать? Грешно клеветать, а правду сказать должно там, где требует сего общая польза всей обители.

Испрашивая на Вас и на сестер обители Вашей мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

693. Жизнь в немирствии – погибель для души. Оптинские настоятели не принимали почти никого из чужих монастырей При болезни лучше положиться на волю Божию

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 15 января получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с Новым годом.

Пишете о двух монахинях, нарушивших мир обители Вашей (о которых я хорошо помню), что оне теперь разсорились между собою и даже разошлись, а чрез это в монастыре стало покойнее. – Это, с одной стороны, хорошо. И что оне живут по разным келлиям хорошо. Полезнее им так жить. По крайней мере, теперь не празднословят и людей не злословят и не смущают. Но с другой стороны, должно и пожалеть о них, живущих теперь в великом немирствии, ибо это – явная погибель души. Кажется, я уже писал Вам, чтобы Вы о них молились. И теперь напоминаю: продолжайте молиться так: „Устрой, Господи, о чадах моих духовных (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой!"

Правила указа Св. Сvнода должны как-нибудь понемногу вводиться.

Из чужих монастырей наши покойные настоятели не принимали. Иногда, впрочем, в крайних случаях и принимали, только с неохотою. Принятыя Вами две шамординския сестры сказали Вам правду, что в Шамординской пустыни трапеза скудна. А вели себя оне обычно. Укоризненнаго про них ничего нельзя сказать. Дай Бог, чтобы оне ужились у Вас. Но если бы оне вздумали возвратиться в Шамордино, то вследствие многолюдства их теперь не примут.

Касательно настоятельствования своего не задумывайтесь, а положитесь на волю Божию. И каждый раз, когда придет помысел об отставке, говорите себе: „Да будет о мне святая воля Твоя, Господи!". И не проситесь сами на покой. А если само начальство уволит, то примите это как волю Божию.

Написали Вы об одной своей духовной дочери, что она по предписанию доктора делает себе спринцовки, а между тем, по ея разсказу, болезнь ея увеличивается от чесания. – Какой же после сего от этого толк? По моему мнению, уж лучше бы спринцовки оставить, а положиться на волю Господа, без попущения Котораго и волос с головы нашей не падает . Молиться усерднее Матери Божией о помощи и в особенности воздерживаться от гнева и ссор. А вместо спринцевания можно бы попробовать омывать больное место ежедневно холодною комнатною водою, даже, если ощутится польза, можно делать это по несколько раз в день.

Испрашивая на Вас и на обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

694. Не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам. Покойный Батюшка о Амвросий не разрешал Великим постом вкушать рыбу. Нельзя разрешать мужчинам входить в келлии монахинь

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 19 февраля получил. Спрашиваете меня, грешнаго, должны ли больныя сестры по предписанию доктора употреблять скоромную пищу. – Какия сами пожелают, пусть употребляют с покаянием, а какия не пожелают, тех принуждать не следует, ибо мы на опыте видим, что не всегда скоромная пища приносит пользу больным монахам. Сами же Вы написали, что некоторых сестер от скоромной пищи тошнит. Какой же будет в таком случае толк от принятия этой пищи? Должно питаться тою пищею, которую просит натура.

Пишете еще о себе, что Вы нездоровы и сестры пристают к Вам, чтобы разрешили Великим постом на рыбу. – Мое же мнение такое – придерживайтесь пока совета покойнаго нашего Батюшки о. Амвросия: „кушать картофельку с верою". Вместе с тем хорошо бы Вам сообщаться Св. Христовых Таин почаще этим постом, хоть бы каждую неделю. По болезни Вы можете поговеть только один день, например, пяток, а в субботу сообщитесь. Покойный Батюшка о. Амвросий как ни бывал болен, а не разрешал Великим постом на рыбу.

Еще пример. Жил у нас в Оптиной на покое о. архимандрит Ювеналий (теперь Виленский архиепископ) . Пришлось ему однажды встретить Великий пост больному. В недоумении он говорил: „Чем я теперь буду питаться?" И однако все-таки не разрешил на рыбу.

Впрочем, прибавлю к сему: смотрите на свои телесныя силы; если оне со дня на день будут ощутительно ослабевать, в таком случае можете несколько придержаться и докторскаго совета, с покаянием и самоукорением. В крайних случаях и Батюшка о. Амвросий имел обыкновение повторять народную поговорку: „Бей в решето, коли в сито не пошло".

Указ Св. Сvнода должно стараться исполнять в точности и отнюдь не дозволять мужчинам (хотя бы они были отцы родные) ходить в келлии монахинь. Иначе Вы будете грешить пред Богом, пред начальством и пред своею совестию. Ведь это правило кажется некоторым неудобоисполнимым только на первый раз, а потом привыкнут и уже станут следовать ему без отягощения.

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

695. Прелесть есть следствие гордости и самомнения. Как поступать с прельстившимися

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 16 апреля получил, благодарю за поздравления меня, грешнаго, с прошедшим праздником светлаго Воскресения Христова и за благожелания.

Слава Господу, что помог Вам провести Великий пост довольно бодро и без нарушения его.

Мавра ваша, как видно из Вашего описания, находится в прелести. – Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши Старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то черною работою хотя несколько сбивается проклятая гордость. Не мешало бы и Вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ея силе, например, картофель чистить или посуду мыть и пр. А уединенную жизнь разрешать ей ни под каким видом не следует. Ибо, как Вы заметили, от этого она должна совсем с ума сойти. Часто сообщаться Св. Таин ей так же не следовало бы. Пусть бы духовник ея сначала склонил ее к смирению и самоуничижению.

Испрашивая на Вас и на сестер вверенной Вам обители мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P. S. Молитесь за Мавру.

 

К содержанию

696. Не следует оставлять ига настоятельства, возложеннаго Самим Господом. Терпением скорбей Вы делаетесь сообщницею Страстей Христовых

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Скорбное письмо Ваше от 6-го сего июля получил и очень пожалел о том, что Вы опять сильно малодушествуете. – Вам желательно оставить начальствование. Но куда же Вы уйдете от скорбей, которыя служат уделом сей нашей временной жизни? Да и сами Вы затрудняетесь, где тогда и как Вам жить – в другой монастырь не примут, а в этом недоброжелательствующия будут с безстыдством Вас донимать, да и келлии нет, и трапезной пищей не можете довольствоваться. По всем этим причинам, а может быть, и по другим многим Вам вовсе не следует оставлять возложеннаго на Вас Самим Господом ига настоятельства. Несите это иго до тех пор, пока Ему Самому благоугодно будет снять оное с Вас, утешая себя словами Самого же Господа: Претерпевый же до конца, той спасен будет . Ибо чрез претерпение скорбей Вы делаетесь сообщницею Страстей Христовых, так как и Христос в сей жизни претерпел за нас, грешных, безчисленныя скорби. Его обзывали и ядцею, и винопийцею, другом мытарей и грешников, самарянином и имеющим в себе веельзевула, князя бесовскаго, всячески насмехались, клеветали и чего-чего не делали... Каков же конец? Сказано: Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене и проч. Хотите ли и Вы, почтеннейшая Матушка, соцарствовать Господу в велицей славе Его? Терпите все находящее со смирением и благодарением, говоря мысленно: „Слава, Всеблагий Господи, Твоему премудрому Промыслу о мне, грешной, что Ты, Премилосердый, сими маловременными ничтожными скорбями хочешь избавить меня от вечных ужаснейших невыразимых мучений во аде преисподнем!"

И еще к утешению Вашему напомню Вам слова св. Апостола: Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды . И еще: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог... Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (в 12-й гл. к Евр.) .

Да и какия наши скорби? В сущности, это не что иное, как укушение комара в сравнении с теми великими скорбями, которыя претерпели св. мученики и преподобные. Если на Вас, Матушка, наклеветали, Вы обяснили митрополиту дело – вот и все, и конец всем вашим скорбям.

Итак, возложитесь на волю Премилосердаго Господа, без коей воли и волос с головы вашей не пропадет , и продолжайте свое святое послушание настоятельское, ничтоже сумняся и ничесоже бояся.

Испрашивая на Вас и на вверенную Вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

697. Без ошибок не проживешь. От людей строптивых иногда нужно и потерпеть

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 3 сентября получил, в котором пишете, что сделали ошибку, приняв одну сестру. – Что делать? Без ошибки век не проживешь. Вы написали, что не хотелось Вам принимать эту сестру. – Замечу Вам при сем, что внутренним чувством пренебрегать не следует. А теперь держите ее, как Вы и держите, в строгости. Хорошо бы поручить ее какой-либо строгой монахине, которая ни к кому не дозволяла бы ей ходить по келлиям, а тем паче за ограду монастырскую, и к себе никого не принимать, в особенности же мужской пол, побуждала бы ее по возможности ходить ко всем церковным службам и исполнять по силам послушание. А там увидите, как она будет себя вести.

Касательно же занимающей пять келлий и никого не хотящей принять к себе в сожительство, лучше потерпеть. Связываться с людьми строптивыми – можно себе нажить большия неприятности. Господь да вразумит Вас на полезное.

Молитесь за ту и другую.

А что люди пишут на Вас доносы, что Вы принимаете кого не должно, этим смущаться не следует. Ведь у каждаго на лбу не написано, кто он и каков.

Испрашивая на Вас и на вверенную вам обитель мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

698. Сестры ничего не должны делать без благословения настоятельницы

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 20 декабря получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздником Рождества Христова и с Новым годом и за благожелания.

Пишете, что поссорились с младшим священником из-за старинных икон, отданных ему без Вашего благословения одной сестрою. – Не следовало бы ссориться, а должно бы Вам с спокойным духом обяснить ему, что сестра поступила вопреки монастырскому порядку, самочинно, что в обители сестры ничего не должны делать без благословения настоятельницы. И после сего можно бы с тем же спокойным духом попросить возвратить иконы Вам. Но если бы он стал упорствовать, то оставить на его совесть и не заводить ссор. А то, поссорившись, после просите у него извинения. Он же, хотя и не совсем прав, будет считать себя правым, а Вас обвинять. Да и то еще можно сказать: нельзя священника считать и неправым. Какое ему дело до монастырских порядков? Ему кто бы что ни дал, для него это все равно. А Вы с сестры можете взыскивать, зачем отдала иконы, не благословившись у Вас. И даже можете в пример другим сестрам чем-нибудь оштрафовать ее. Священник же, по моему мнению, в этом случае Вам не подвластен. И требовать от него возвращения икон, кажется, Вы не вправе.

Испрашивая на Вас и обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

699. Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Без вести пропавших должно поминать о здравии, пока не получите достоверное известие о кончине. Подозрительность есть следствие самолюбия и гордости

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 18–26 декабря получил и благодарю вас за поздравление меня, грешнаго, с праздником Рождества Христова и с Новым годом и за благожелание Ваше. Взаимно и Вас имею честь поздравить с текущим новолетием и пожелать вам укрепления сил душевных и телесных и помощи Божией в многотрудных делах Ваших по управлению порученною Вам от Господа св. обителию.

Очень жаль, что Вы немощствуете, в особенности зимой безпрестанно простужаетесь. – По моему мнению, не мешало бы Вам выписать книжку под заглавием „Мое водолечение" Севастиана Кнейппа. Вероятно, ее можно достать в московских книжных магазинах. И может быть, Вы могли бы из этой книжки извлечь что-нибудь для себя полезное. Можно бы Вам и посоветоваться о сем с каким-либо опытным доктором или докторшей.

Сестры обители Вашей желают, чтобы Вы продолжали настоятельствовать. – И продолжайте, призывая на помощь Господа и Царицу Небесную.

По болезненности не ходите в храм Божий. – Что делать? Ведь все видят и знают, что Вы не ходите по болезни, и никто с Вас за это не взыскивает. И Господь не ищет от человека подвигов сверх силы. Поэтому и не смущайтесь.

Анну без вести пропавшую должно поминать о здравии и спасении до тех пор, пока не получите достоверное известие о ея кончине.

Очень жаль и теперешнюю Вашу письмоводительницу Ольгу. Вы думаете видеть в ней сумасшествие. – Но мне кажется, что она просто страдает сильною подозрительностию, которая есть следствие большого самолюбия и гордости. А известно, что гордость доводит людей и до сумасшествия. Следовало бы ей осознать свою немощь – подозрительность, и не доверять себе, и не следить за чужими поступками, каяться, и окаявать себя пред Богом, и смиряться. Полезно ей чаще прочитывать 9-е поучение преп. аввы Дорофея „О том, что не должно лгать".

Испрашивая на Вас и на всю обитель Вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию