Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мир и спо­кой­ствие есть ве­ли­кая наг­ра­да, но как во­и­ны по­лу­ча­ют наг­ра­ду за под­ви­ги и про­ли­тие кро­ви, так и мы – ду­хов­ные во­и­ны – долж­ны преж­де пре­тер­петь мно­гие ис­ку­ше­ния и скор­би со сми­ре­ни­ем, об­ви­нять се­бя, а не дру­гих, и ума­лив (та­ким об­ра­зом) страс­ти на­ши, т.е. по­бе­див их, а па­че гор­дость и воз­но­ше­ние, гнев, ярость и проч., тог­да и се­го да­ра удос­то­им­ся – ми­ра ду­шев­но­го.

преп. Макарий

Мы ищем по­коя, а оный нам не на поль­зу. По­кой об­ре­та­ет­ся в крес­те и в пре­да­нии се­бя во­ле Бо­жи­ей, и по­ка страс­тя­ми бо­ри­мы и пло­хо на них во­ору­жа­ем­ся, то по­коя нель­зя об­рес­ти.

преп. Макарий

По­по­лз­но­ве­ния обык­но­вен­но слу­ча­ют­ся по­пу­ще­ни­ем Бо­жи­им для поз­на­ния не­мо­щи на­шей че­ло­ве­чес­кой; мы ни­ка­ко­го доб­ро­го де­ла не мо­жем тво­рить без по­мо­щи Бо­жи­ей, а ког­да ду­ма­ем, что буд­то что-ли­бо сде­ла­ли угод­ное Бо­гу, то от са­мо­го се­го мне­ния уже де­ло на­ше Бо­гу не угод­но.

преп. Лев

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Исповедь

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем

Не убоимся, если и по исповеди боримы будем, лучше с нечистотами телесными, нежели с гордостию браться, и хотя падем на сражении, однако от места сражения не отходи: тогда гораздо более во враче имеем нужды.

Страх Божий понуждает исповедывать грехи

Вас более всего беспокоит и вы упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что вы всякой грех должны исповедовать мне больше удерживает вас, нежели страх прогневить Господа. Сии помыслы ведут вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божьего вы каетесь в грехах пред Богом, имея свидетелем служителя Его, коему вверили ключи решить и вязать. Св. Иоанн Лествичник в 4-й степени пишет: «Дума о исповеди грехов своих размышляющая удерживается оною, яко уздою от беззакония, ибо мы не исповедуем наших преступлений и впредь как бы во мраке бесстыдно повторяем являемые язвы, но растравятся на горшее, но уврачуются сие мнение противно вашему». Посему, очищаете себя от страстей и грехов, ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести, не думая, что само собою, но молитвами другого сие получили, - высоким же путем шедшие многие пали велиим падением. Рассудите, страха ли ради моего вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели вы что от меня и скроете, взыскивать с вас и обличать не буду, и нечего вам меня бояться. Из сего видите, что страх Божий понуждает вас исповедывать грехи, а, следовательно, и удерживаться от них, а не мой. Вы видите себя склонными к высокоумию, - сколько можно, старайтесь отвергать самонадеянность, и отринув беспокоящий вас сей помысел совершенно, будьте мирны и спокойны.

Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности

Но дабы вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих вашему любомудренному наставлению, вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается, но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и, видно, что не так искусным духовником, коим вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. - Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердаго Господа и Бога, дабы послал вам своим промышлением такового духоноснаго отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешении исповедовать и который мог бы вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердаго Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по вашей вере и усердию удостоит вас таковым духоносцем и вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие вас утешением неоцененным.

Исправление

Желание исправления без благого начала мертво есть

Письмецо твое прочитал, - все одно пишешь, что жалуешься на себя о неисправлении своем и просишь во утешение молитв святых. Я хвалю твое желание и желаю, чтобы в сердце твоем произрастал достойный плод исправления и покаяния, но знайте, что желание без дела нисколько не воспользует, как «вера без дел мертва есть» (Иак., II, 26), точно так и желание без благого начала мертво есть. Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем, Которому тебе и все семейство твое поручаю.

Храните свою совесть и открывайте худые помыслы

Писание ваше получил, из коего видно, что в нас с тобою в исправление нашей жизни к назиданию душевному понуждения никакого не оказалось, а потому до избытка и унываешь, что советов душеполезных не исполняешь. Однако, хотя оные да положат начало благое с помощью Всевышнего о своей трезвенности, а всего нужней совесть свою не марать, и все худые помыслы братцу открывать, и тем себя предохранять.

Наставления к исправлению жизни

Желаешь получить чрез мою худость наставления к исправлению твоей жизни. Я не отрекаюсь написать тебе во врачевание души твоей. От писания св. отец ты сам видишь, что чрез свое поведение небесного царствия лишаешься, и здешнего наслаждения, и благодействия. Но чем нам возвратить святость и невинность первого состояния?


Прошу тебя, не отчаивайся о спасении своем, но уповай на беспредельное Божие благоутробие. Смири себя пред Богом и человеками, проси советов у брата своего. Господь призирает на просящего и смиренного, а гордым противится (Ср. Иак., IV, 6). Вручаю тебя благости Божией и советую тебе молить Бога о ниспослании тебе помощи, при том пребуду жаждущим твоего спасения.

Испытание

Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей

Поползновения ваши, о коих вы пишите, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощей наших человеческих. Мы никакого доброго дела не желаем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно.

Надобно ожидать испытаний и смиряться

Письмо ваше мы получили, из которого увидели, что ваши смущения при помощи Божией миновали. И впредь не надобно смущаться и изнемогать, но надобно ожидать испытаний и смиряться. Прочтите у св. Исаака Сирина «Слово о бранех и о покровении немощи». Весьма полезно может быть для вашего устроения; да и в прочих книгах есть много для вас нужного и полезного ко укреплению себя - в «Добротолюбии» Каллиста и Игнатия.

Испытания посылаются по силе, а не выше

Видим, что все посещает вас Господь скорбными случаями, но вам оные тяжкими кажутся по вашему устроению, впрочем познавайте к вам велию любовь Божию. Он, хотя вам спастися, обучает вас сими приключениями, посылая по силе, а не выше оной. Когда бы не было ничего, то другого рода страсти сильнее бы восставали и смущали вас. Благодарите Бога за все то, что Он премудростию своею о вас устраивает.

Келия

Совет о размере келии

А насчет Александры Григорьевны, мы, недостойные, с вашим советом наиболее согласуемся: поменьше келья ей гораздо полезнее, и скромнее, и по всем частям покойнее. А в большую келию поместят по времени к ней новопришедших сестер, из коих не поредку бывают крамольных нравов и характеров, и будут поблизу крамолиться и беспокоить. И ради сих предусмотрительных мнений, по ее немощам и слабости здоровья осмотренная ими с Прасковьей Ивановной малого сорта келия для Александры Григорьевны способней и выгодней.


Но с каким намерением мать игумения наваливает ей таковую большую келию, мы о сем недоумеваем, но не знаем ни тамошнего монастыря, ни места, ни внутренних дел и порядка.


Но впрочем вы можете ей написать вместе с Прасковиею Ивановною или от одной себя только: Александра Григорьевна, вам довольно известна моя к вам преданность и благорасположение. Но притом и то помните, что я обязана союзом супружеством и вы знаете, как о вас предполагает Петр Васильевич, и он твердо помнит, что у вас есть келья готовая в Тифине монастыре, в которою вас мать игумения со объятием рук жаждет воприять, и так, ежели вы хотите поместить себе в ту келию, которою вы осматривали с благоприятельницею Прасковию Ивановною, которая по вашему положению дел должна быть выгодною - то я с удовольствием буду стараться, а о большой, о которой вы пишите, то не собираю духу отважиться без согласия Петра Васильевича.


Вещи вы заблаговременно продавайте, потому что уже непременно ей нужно хотя и за малою келью послать; а что Петр Васильевич сомневается в ее постоянстве, то кажется о сем и думать не должно, потому что одно слабое ее положение необходимо вынуждает ее быть в монастырской покойной келии. Когда будете писать к ней, советуйте ей держаться умеренности и скромности.

Совет о принятии сестры в келию

Часть келии продать можно по твоей нужде, но смотри, чтобы по духу была сестра и не от сопротивных. Кажется, эта, о коей ты пишешь, совсем с другой стороны, может быть, и другая найдется.

О принятии сестер и братьев в келию

Что же касается до принятия в сожитие сестры, я должен только сказать то, что «блази два паче единаго», а сверх сего, представляю твое чувство воле Всеобщего Покровителя, Которому и во всем тебя вручаю.


Принимать же братьев в келию, хотя и родных, сверх благословенного времени, решительно не советую - иначе навлечешь на себя искушение.

Напрасно переменила келию

Мы слышали, что ты вышла от сестры опять в свою келию, напрасно это сделала - вы должны друг другу в скорби быть подпорою и утешением; да ты же и испытала вред, живя одна в келии.

Без скорбей нельзя

В двух твоих письмах пишешь ты о скорби твоей по расстройству келии соседней, отчего и твоя требует постройки - сени и крыльцо. Мы видим, что ты скорбишь, ропщешь, винишь других и смущаешься, чем ты им нимало не повредишь, а себе не поможешь, и все-таки должна строиться, только с повреждением своего душевного устройства, а когда бы с терпением приняла сие посещение, то могла бы и воспользоваться.


Ежели ты, признаешь себя грешною, то знаешь, что многи раны грешному, а когда - праведною, то паки писано: «Многи скорби праведным» (Пс., XXXIII, 20). Куда ни повернись, а без скорби нельзя. Кто ж их устрояет? Сам Бог о всех промышляет и всем управляет, кто же иначе принимает, тот от истины отступает и бессловесным уподобляется.

Клятва

Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу

Екатерине Ивановне скажите насчет клятвенного обещания по поводу сына, - пред Богом клятва, без рассуждения сделанная, несть Богу угодно сие. Аще восхощет и живы будем; пусть всю надежу свою утвердит на волю Божию и на Промысел Его святой - Он един весть, что нам на пользу.

Кротость

Слуг исправляйте более кротостью, подавайте собою пример

Рабов же ваших исправляйте более кротостию, во всем собою подавайте пример, собою учите их да чаще молитесь за них, помня, что о Христе Иисусе все мы братия и члены Его. Бог, видя любовь вашу и усердие, сотворит для вас с ними милость, а тогда по мере их произволения и к Господу приблизить возможете, без Которого трудно успеть вам, а, быть может, и совсем нельзя.


О прочем Бог устроит полезное душе вашей, только несомненно предайтесь Святому Его Промыслу и не оставляйте желать сего.

Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости

Советую вам на всякое дело неблагословенное не входить, себя обвинять, а немощную братию умиротворять духом кротости.

«Наставит бо Господь кроткия по духу...» (Пс., XXIV, 9)

Когда же будете подвизаться против духа ярости и стяжать кротость, то получите от самого Господа наставление. «Наставит бо Господь кроткия по духу, и научит кроткия путям своим» (Пс., XXIV, 9).

Любопытство

Любопытство душепагубно

Но, о Анна, для чего вы на свою беду и расстройство любопытствуете и испытываете, что, кто, где про вас говорил, и после слышания оскорбляешься и смущаешься до избытка о непознании своих немощей. До чего оное нас довело с тобою душепагубное любопытство? А когда бы вы, как мы вам советовали, относились во всех своих стрессах и недоумениях к матери Анфии, то бы вы в сих пустотою исполненных слухах так не пострадали, и прельщающего вас беса так долго не утешали, и свою слабую голову предрассудками не ломали, потому что св. авва Дорофей пишет в своей книге: «Пал тот, кто последовал своему разуму».

Малодушие

Не малодушествовать: ободряйте свою душу верой и упованием на Господа

Насчет же вашего малодушия, которое видется не поредку, отягощает и обременяет вашу душу, мы, хотя многогрешные и по всем частям непотребные, просим и молим вашу любовь совершенно не вдавать себя печали и унынию, но всевозможно стараться ободрять свою душу единую верою и упованием на заслуги создателя нашего и искупителя Господа нашего Иисуса Христа, Который нас не токмо что создал и из небытия в бытие произвел, но и дражайшею Своею кровию искупил от клеветы. Во утешение же и утверждение вашему благодушию помещаю здесь стихи из 33-го псалма: «Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, - и Господь услыша и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает нань. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренных духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их; ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат все уповающии на Него» ( Пс., XXXIII; 5-9, 18-23).


Итак, предостопочтеннейшая, в силу стихов сих да уповаем на Всемогущего, и Той всесильною Своею десницею подкрепит все наши немощи и утвердит наши стопы к творению Его святых и животворящих заповедей, ко уврачеванию наших душ, ко восшестию вечного Своего Божества наглядно.

Не отчаивайтесь: если упали - восстаньте

Вы объясняете, что не поредку, яко слабейшая в человецех, побеждаетесь от малодушия и навета. Но что делать... Когда сие и случится вам, яко человеку во время шествия по лествице добродетелей, иногда и поползнуться вышеозначенными страстьми. Но однако при помощи Божией и паки да восстанем раскаянием и познанием своих немощей и паки потецем со упованием и благонадежием на помощь Всемогущего Господа! И аще паки иногда утесняемы от скорбей и молвы приходящей или других неприятных вин, то паки восстанем и потецем. И Премилосердый Господь, увидя твое таковое долготерпеливое тщательное течение, всячески отомстит соперникам, врагам твоим, борящим тя, и дарует вам сугубую благодать к совершенному побеждению мысленных и чувственных супостатов наших..

Убегайте малодушия и нетерпения

Писание ваше получили, из коего ясно видно, что малодушие ваше и нетерпение и поднесь обладает вами, от коего вы сами сокрушаетесь и прислужниц ваших во ожесточение приводите. И мы, непотребные, видя вашу таковую бедность душевную и телесную, не помалу соболезнуем сердцами своими о вашем положении. И хотя по всему непотребные, но дерзаем просить и молить Всещедраго и Великодаровитаго Господа, да ниспошлет на вас свыше Свое благодатное утверждение, терпение, самоукорение и смирение, дабы вам даровал положить начало благое с упованием на Его всемогущую помощь по Его святой воле пожить и Его святые и животворящие заповеди по возможности сил ваших творить. И Премилостивый Господь мира и любви да сохранит вас, и да утвердит, и да укрепит, и да покрыет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения вольная и невольная.

Не малодушествовать, а благодарить Бога за скорби и неприятности.

Видим, что и поднесь вы еще не успокоились, но малодушием преодолеваемы! Но позвольте же вам, яко преискреннейшей дочери, сказать да и для лучшего уразумления и понятия вашу любовь вопросить: cкажите, пожалуйте, неужели вы мните, что сии попущения без Божия мановения попущены? Воистину, нам должно благодарить Премилосердаго Господа, вся премудро о нас, бедных, строящего и врачующего души наши, недугующие тщеславием и гордостью! Во утверждение же и утешение помещаю здесь св. Исаака Сирина от 35-го слова: «Путь Божий крест повседневный есть, никто же бо на небо взыде со ослабою. Сей бо путь вемы Господь». И оканчивается: «Иже всем сердцем издавшаго себе Богови, никогда же хочет Бог беспечальна быти. Сие же есть Господь пещися о истине. Но и от сего разумеется, яко от Бога промышляем есть, егда пошлет ему присно печали». И паки от 36-го слова в конце: «Весть Господь, яко несть мощно в покое телесном сущим пребывати в любви Его». И сего ради возбрани их от покоя и сласти того». И от 37-го слова: «Всякаго человека пользует искушение. Аще бо Павла (апостола) пользует искушение, всяки уста заградятся, и повинен будет в сем Богови. Подвижницы искушаются, да преложат богатству своему; слабые, да от вредящих сохранят себя; спящие, да на возбуждение уготовятся; далече сущии, да поклонятся Богу; свои же - да со дерзновением вселятся». Итак, сии выражения богодухновенного мужа увещевают нас ко благодушию и мужественному терпению! А посему вы обязаны не токмо не малодушествовать, но и благодарить Всемилостиваго Бога за все надлежащие скорби и неприятности, и с упованием просить от Господа терпения, и говорить слова св. пророка Давида: «В скорби помянухом тя Господи и в мале наказание твое нам».

 

<<предыдущая  оглавление  следующая>>