Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Па­да­яй и вос­та­яй, ка­яй­ся и сми­ря­яй­ся луч­ше не­па­да­ю­ще­го и не­ка­ю­ще­го­ся, и нес­ми­ря­ю­ще­го­ся; от бра­ней на­у­ча­ем­ся ис­ку­с­ству.

преп. Макарий

Нуж­но зас­тав­лять се­бя, хо­тя и про­тив во­ли, де­лать ка­кое-ни­будь доб­ро вра­гам сво­им, а глав­ное – не мстить им и быть ос­то­рож­ным, что­бы как-ни­будь не оби­деть их ви­дом през­ре­ния и уни­чи­же­ния.

преп. Амвросий

Мы не долж­ны беспе­чаль­ны­ми быть, но опа­сать­ся, что­бы смерть в на­шу келью ког­да не по­жа­ло­ва­ла неж­дан­ная. По­че­му бу­дем мо­лить­ся и бдеть, ибо бла­жен раб тот и бла­жен­на ра­ба та, ко­их смерть об­ря­щет бдя­щих, не­дос­той­ни же и ока­ян­ни тии, их­же об­ря­щет уны­ва­ю­щих и пог­ру­жен­ных в не­ра­де­ние (как в сон) о спа­се­нии сво­ей бед­ной ду­ши.

преп. Антоний

О высоте монашеского пути

Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны, по слову Спасителя: "Меня гнали, и вас будут гнать". Но тут же утешает Господь: "...Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше" (Ин. 15, 26). Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией; внешним же врагам — прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такую неизглаголанную радость, что по сравнению с одной минутой этой радости ничто всякая мирская радость.

О высоте монашеского путиСильно работает диавол, желая отвлечь людей от служения Богу, и в миру он достигает этого легко. В монастыре же ему труднее бороться; оттого дух злобы так ненавидит монастыри и всячески старается очернить их в глазах людей неопытных. А между тем не погрешу, если скажу, что высшего блаженства могут достигнуть только монашествующие. Спастись в миру можно, но вполне убелиться, отмыться от ветхого человека, подняться до равноангельской высоты, до высшего творчества духовного в миру невозможно, то есть весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души. Потому-то до равноангельской высоты вырастают люди только в лабораториях, называемых монастырями.

У батюшки Амвросия был в миру друг, очень не сочувствующий монахам. Когда отец Амвросий поступил в монастырь, тот написал ему: "Объясни, что такое монашество, только, пожалуйста, попроще, без всяких текстов, я их терпеть не могу". На это отец Амвросий ответил: "Монашество есть блаженство". Действительно, та духовная радость, которую дает монашество еще в этой жизни, так велика, что за одну минуту ее можно забыть все скорби житейские, и мирские, и монашеские.

Из духовного наследия прп. Варсонофия Оптинского