Аудио-трансляция

Ве­ра не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы ве­ро­вать, что есть Бог, но и во всеп­ре­муд­рый Его Про­мысл, уп­рав­ля­ю­щий тва­ря­ми Сво­и­ми и все на поль­зу ус­т­ро­я­ю­щий; вре­ме­на и ле­та по­ло­же­ны суть в Его влас­ти (Де­ян. 1, 7), и каж­до­му из нас пре­дел жиз­ни оп­ре­де­лил преж­де бы­тия на­ше­го, и что без во­ли Его ни пти­ца не па­дет, ни влас гла­вы на­шей не по­гиб­нет! (Мф. 10, 29; Лк. 21, 18).

преп. Макарий

Бог пе­чет­ся и про­мыш­ля­ет об нас бо­лее, не­же­ли са­ми мы, Он уст­ра­и­ва­ет на­ше спа­се­ние, од­на­ко ж не хо­щет, что­бы мы ис­ка­ли оно­го в здеш­ней от­ра­де, но в скор­бях, в тес­но­тах и в бо­лез­нях. Со ос­ла­бою ли вош­ли в Царство Не­бес­ное от­цы и ма­те­ри на­ши? Не па­че ли тес­ным и прис­ко­рб­ным пу­тем при­об­ре­ли оное? Они скор­бе­ли, но не сту­жа­ли и не ма­ло­ду­ше­ст­во­ва­ли, и сие слу­жи­ло им от­ра­дою в лю­тей­ших скор­бях, ду­шев­ных и те­лес­ных, по пре­тер­пе­нии ко­их и со­вер­шен­ном сми­ре­нии по­лу­чи­ли и со­вер­шен­ное ус­по­ко­е­ние и да­же ду­хов­ное да­ро­ва­ние.

преп. Макарий

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Страница в разработке

Жития преподобно­мучеников и исповедников оптинских 

Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны, а дальнейшие судьбы бывших насельников обители долго оставались неизвестными. Лишь 17 ноября 1987 года монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. Сегодняшние его обитатели поставили перед собой задачу узнать биографии своих предшественников, живших в годы гонений, и подробности бытования монастыря в последнюю пору его существования.

С первых дней открытия обители начался сбор материалов о репрессированных насельниках Оптиной Пустыни, велись и ведутся поиски в различных архивах страны, опрашивались свидетели и очевидцы эпохи. К настоящему времени исследованы судьбы 185 человек, уточнены подробности жизненного пути, а в ряде случаев установлены конечные судьбы некоторых. Документально подтверждено, что 36 человек из них расстреляны, пятеро скончались в заключении.

На основании предоставленных материалов в период с 2005 по 2007 год Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена восемнадцати подвижников Оптиной Пустыни. Среди них:

Преподобномученик Евфимий (Любовичев)

Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)

Преподобномученик Лаврентий (Левченко)

Преподобноисповедник Севастиан (Фомин)

Преподобномученик Серафим (Гущин)

Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных)

Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис (Козлов)

Преподобномученик Рафаил (Тюпин)

Преподобномученик Викентий (Никольский)

Преподобномученик Гурий (Самойлов)

Преподобномученик Пафнутий (Костин)

Преподобномученик Игнатий (Даланов)

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)

Преподобноисповедник Агапит (Таубе)

Жития этих святых написаны игуменом Дамаскиным (Орловским) и предлагаются читателю.

Прп. Симеон Новый Богослов сказал:

«Кто не изволяет со всей любовию и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и всем святым. Он будет отвергнут ими как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено ему Богом».