Жития преподобномучеников и исповедников оптинских
Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 году, храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны, а дальнейшие судьбы бывших насельников обители долго оставались неизвестными. Лишь 17 ноября 1987 года монастырь был возвращен в лоно Русской Православной Церкви. Сегодняшние его обитатели поставили перед собой задачу узнать биографии своих предшественников, живших в годы гонений, и подробности бытования монастыря в последнюю пору его существования.
С первых дней открытия обители начался сбор материалов о репрессированных насельниках Оптиной Пустыни, велись и ведутся поиски в различных архивах страны, опрашивались свидетели и очевидцы эпохи. К настоящему времени исследованы судьбы 185 человек, уточнены подробности жизненного пути, а в ряде случаев установлены конечные судьбы некоторых. Документально подтверждено, что 36 человек из них расстреляны, пятеро скончались в заключении.
На основании предоставленных материалов в период с 2005 по 2007 год Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена восемнадцати подвижников Оптиной Пустыни. Среди них:
Преподобномученик Евфимий (Любовичев)
Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)
Преподобномученик Лаврентий (Левченко)
Преподобноисповедник Севастиан (Фомин)
Преподобномученик Серафим (Гущин)
Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных)
Преподобномученик Рафаил (Тюпин)
Преподобномученик Викентий (Никольский)
Преподобномученик Гурий (Самойлов)
Преподобномученик Пафнутий (Костин)
Преподобномученик Игнатий (Даланов)
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)
Преподобноисповедник Агапит (Таубе)
Жития этих святых написаны игуменом Дамаскиным (Орловским) и предлагаются читателю.
Прп. Симеон Новый Богослов сказал:
«Кто не изволяет со всей любовию и сильным желанием через смиренномудрие достичь единения с последним из святых, но приобрел по отношению к нему некое малое недоверие, тот никоим образом никогда не соединится и не встанет вместе с ним в один ряд с прежними и предшествующими святыми, хотя бы он и мнил, что имеет всякую веру и всякую любовь к Богу и всем святым. Он будет отвергнут ими как не сумевший занять при помощи смиренномудрия то место, которое прежде веков определено ему Богом».