Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до твер­до пом­нить этот за­кон ду­хов­ной жиз­ни: ес­ли в чем ко­го осу­дишь или сму­тишь­ся чем-ни­будь у дру­го­го че­ло­ве­ка, то те­бя это же са­мое пос­тиг­нет, ты сде­ла­ешь сам то, в чем осу­дил дру­го­го, или бу­дешь стра­дать этим са­мым не­дос­тат­ком.

преп. Никон

Вез­де пот­реб­но и сми­ре­ние, и тер­пе­ние, и не­­осуж­де­ние дру­гих. Толь­ко эти­ми ду­хов­ны­ми сред­ства­ми при­об­ре­та­ет­ся мир­ное уст­ро­е­ние ду­ши, со­раз­мер­но то­му, нас­коль­ко мы бу­дем прос­ти­рать­ся к сми­ре­нию, и дол­го­тер­пе­нию, и не­о­суж­де­нию дру­гих.

преп. Амвросий

Глав­ное, что тре­бу­ет­ся от каж­до­го че­ло­ве­ка,– это ни­ко­го не осуж­дать. Ка­жет­ся, прос­то, а нач­ни ис­пол­нять – ока­жет­ся труд­но. Враг силь­но на­па­да­ет на че­ло­ве­ка и вну­ша­ет ему по­мыс­лы осуж­де­ния. Гос­подь го­во­рит: „Прос­ти", а враг вну­ша­ет: „Отомс­ти обид­чи­ку. Он те­бя по­но­сит, и ты его по­но­си". Не нуж­но слу­шать вра­га, не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся с ним.

преп. Варсонофий

Наследие Оптинских Старцев

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Письма, написанные им одним или совместно со старцем Макарием

В сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва.

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

Сборник включает письма преподобного Оптинского старца Льва к его духовному ученику, о. Иоанникию (Бочарову). Особенность публикуемого собрания заключается в том, что все они направлены к духовному ученику старца Льва, переданному ему от пострига. В них рассматриваются вопросы монастырской жизни и даются духовные наставления инокам и монахам, которые и сейчас очень важны для насельников возрождающихся монастырей.

Вопросы ученика и ответы старца

Представленные вопросы ученика и ответы старца представляют собой келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям.
Келейные записки под заглавием: „Вопросы ученика и ответы Старца" были впервые напечатаны в журнале Маяк в 1845 году с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю. Эти записки могут служить образцом духовной мудрости преподобного Старца и полезны каждому христианину, пекущемуся о своем спасении.

Симфония к письмам старца Льва

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

Симфония к письмам старца Макария

Настоящее издание составлено по «Собранию писем блаженная памяти оптинского старца Макария», в шести томах, насельником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иоанном (Захарченко). Оно по крупицам вобрало в себя все самое ценное, самое важное, содержащееся в письмах старца, и поможет каждому христианину положить начало деятельного исполнения наставлений и заветов пре­подобного Макария, ибо «отеческие писания чита­ются деяниями».

Схиигумен Антоний (Путилов)

Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Письма к брату, Саровскому игумену Исайе

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

Письма преподобного Илариона, старца Оптинского

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Старец-утешитель

Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского
Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой
Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Ждановой
Воспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

Письма преподобного Анатолия, старца Оптинского

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

Письма преподобного Иосифа, старца Оптинского

В состав настоящего сборника включены почти все известные на сегодняшний день письма преподобного Оптинского старца Иосифа, основная часть которых адресована насельницам 10 женских обителей. Оригиналы большинства писем хранятся в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Одно письмо (шуйской купчихе Поповой Евдокии Ивановне от 24 января 1911 г.) обнаружено и передано в редакцию сотрудниками Шуйского историко-художественного и мемориального музея. Пять писем к рясофорному послушнику Константину Шарапову из Макарьевской Жабынской пустыни уже были опубликованы в журнале «Русский инок» за 1910 г.

Симфония к письмам старца Иосифа

Иеромонах Никон (Беляев)

Письма преподобного Никона Оптинского, исповедника