Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

Ле­ность час­то на­па­да­ет на труж­да­ю­щих­ся в бла­го­чес­тии, а при оп­лош­нос­ти не­ред­ко ов­ла­де­ва­ет. Для прог­на­ния сей страс­ти от­цы свя­тые со­ве­ту­ют дер­жать­ся па­мя­ти смерт­ной, веч­ных мук и бла­же­н­ства пра­вед­ных, ру­ко­во­дясь при сем сми­ре­ни­ем, ко­то­рое, низ­во­дя на нас ми­лость Бо­жию, со­вер­шен­но сво­бож­да­ет от пле­на ле­нос­ти.

преп. Макарий

Наследие Оптинских Старцев

Иеросхимонах Лев (Наголкин)

Письма, написанные им одним или совместно со старцем Макарием

В сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва.

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

Сборник включает письма преподобного Оптинского старца Льва к его духовному ученику, о. Иоанникию (Бочарову). Особенность публикуемого собрания заключается в том, что все они направлены к духовному ученику старца Льва, переданному ему от пострига. В них рассматриваются вопросы монастырской жизни и даются духовные наставления инокам и монахам, которые и сейчас очень важны для насельников возрождающихся монастырей.

Вопросы ученика и ответы старца

Представленные вопросы ученика и ответы старца представляют собой келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям.
Келейные записки под заглавием: „Вопросы ученика и ответы Старца" были впервые напечатаны в журнале Маяк в 1845 году с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю. Эти записки могут служить образцом духовной мудрости преподобного Старца и полезны каждому христианину, пекущемуся о своем спасении.

Симфония к письмам старца Льва

Иеросхимонах Макарий (Иванов)

Симфония к письмам старца Макария

Настоящее издание составлено по «Собранию писем блаженная памяти оптинского старца Макария», в шести томах, насельником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иоанном (Захарченко). Оно по крупицам вобрало в себя все самое ценное, самое важное, содержащееся в письмах старца, и поможет каждому христианину положить начало деятельного исполнения наставлений и заветов пре­подобного Макария, ибо «отеческие писания чита­ются деяниями».

Схиигумен Антоний (Путилов)

Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Письма к брату, Саровскому игумену Исайе

Иеросхимонах Иларион (Пономарев)

Письма преподобного Илариона, старца Оптинского

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим». Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника. Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Старец-утешитель

Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского
Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой
Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Ждановой
Воспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

Письма преподобного Анатолия, старца Оптинского

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин)

Письма преподобного Иосифа, старца Оптинского

В состав настоящего сборника включены почти все известные на сегодняшний день письма преподобного Оптинского старца Иосифа, основная часть которых адресована насельницам 10 женских обителей. Оригиналы большинства писем хранятся в отделе рукописей Российской Государственной библиотеки. Одно письмо (шуйской купчихе Поповой Евдокии Ивановне от 24 января 1911 г.) обнаружено и передано в редакцию сотрудниками Шуйского историко-художественного и мемориального музея. Пять писем к рясофорному послушнику Константину Шарапову из Макарьевской Жабынской пустыни уже были опубликованы в журнале «Русский инок» за 1910 г.

Симфония к письмам старца Иосифа

Иеромонах Никон (Беляев)

Письма преподобного Никона Оптинского, исповедника