Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). По­э­то­му не ос­ла­бе­вай, не уны­вай, ес­ли встре­ча­ет­ся слу­чай стя­жать свою ду­шу. Стя­жать ду­шу свою – зна­чит дать ей то зна­че­ние и мес­то, ка­кое ей наз­на­че­но Бо­гом, т.е. быть царствен­ною, бо­го­по­доб­ною, пре­по­доб­ною, свя­тою. А от­пасть от се­го – зна­чит по­гу­бить свою ду­шу. Кая поль­за че­ло­ве­ку, аще и мир при­об­ря­щет, и от­ще­тит ду­шу свою (ср.: Мф. 16, 26). И по­то­му всег­да на пер­вом пла­не имей поль­зу ду­шев­ную свою о дру­гих, а по­том уже не­об­хо­ди­мое те­лес­ное, удоб­ства, спо­кой­ствие и, по­жа­луй, вре­ме­нем уте­ше­ние.

преп. Анатолий

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

преп. Анатолий

Ду­ша че­ло­ве­чес­кая в глу­би­не сво­ей та­ит мно­го доб­ра. На­доб­но его толь­ко отыс­кать.

преп. Лев

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», - писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания...» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.


Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

 

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

 

Содержание

 

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение  Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается...»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное...»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день...»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова...»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света...»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся...

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой...

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе...»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду...

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь...

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог... Наш на небеси...

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь...

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость...

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог...

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя...

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость - от единения с Господом, уныние - от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение - три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу - носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве... Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи - начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни - в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение - великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки - польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть - от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой - управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть - благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити... Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание - общая немощь

218. Печаль - тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов - читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби - псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов