Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до лю­бить вся­ко­го че­ло­ве­ка, ви­дя в нем об­раз Бо­жий, нес­мот­ря на его по­ро­ки. Нель­зя хо­лод­ностью отстра­нять от се­бя лю­дей.

преп. Никон

Же­ла­ю­щий стя­жать лю­бовь дол­жен от­ве­рг­нуть вся­кое злоб­ное и не­мир­ное по­мыш­ле­ние, не го­во­ря уже о де­лах и сло­вах, дол­жен про­щать всем оби­ды спра­вед­ли­вые и несп­ра­вед­ли­вые.

преп. Никон

От лас­ки у лю­дей бы­ва­ют сов­сем иные глаз­ки.

преп. Амвросий

150. НЕ ЖИВИ КАК ХОЧЕШЬ, А КАК БОГ ПРИВЕДЕТ

...Получил я известие, что ты отправляешься в N, должно быть, для устроения безмолвной себе кельи, а может быть и по другим причинам. На безмолвии и в молве находясь, не забывай меня, грешного, и молись о мне присно во многомятежии сущем, и особенно при слабости телесной, — ты сама знаешь, как это неудобно, по собственному опыту. Но что делать? Есть мудрое старинное слово опытных людей: "Не живи как хочешь, а живи как Бог приведет". Господь лучше нашего знает, что нам полезнее, и что можем вместить, и чего не можем вместить. Особенно, я думаю о себе, что к безмолвию я неспособен. Немного таких блаженных людей, которые, находясь всегда в странствии и не имея где главы подклонить, по Евангельскому слову, соблюдают глубокое безмолвие и не возмущаются никакими теснотами и нуждами, ни узами, ни темницею, и жаждут скорбей и страданий, и жалуются, будто нечего им потерпеть. Аз же, грешный, и в отраде великой находясь, расслабляюсь и не имею терпения. Помолись о мне, да воздвигнет мя Господь, имиже весть судьбами к покаянию истинному и должному приготовлению к будущей жизни. Век сей проходит, глагол же Господень пребывает во веки.

Слышу, что ты оскорбилась до болезни, и болезни великой, по той причине, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряется. Но есть пословица: "Своя воля царя боле". Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу. Некоторые толкователи Священного Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду, в последнюю ночь, много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть, по неразумию и по злой и упорной своей воле, уклонится в противную сторону.

К содержанию

151. НЕУДАЧИ НАДО ТЕРПЕТЬ С РАДОСТЬЮ

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!.. Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждой веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола (1 Фес. 5: 16): Всегда радуйтеся... О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся.

На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: "Я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!"

Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица.

К содержанию

152. ДОБРОЕ НАМЕРЕНИЕ В ДОБРО ВМЕНЯЕТСЯ

Послал я к тебе к сырной неделе (или масленице) рассказ "Краснобай", но так как почта опаздывает, то думаю, что рассказ этот получили вы на первой неделе Великого поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина, и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки: невозможная от человек, возможна вся от Бога.

...Вот, слава Богу, и аз, немощный и грешный, кое-как провел первую неделю Великого поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

К содержанию

153. ОГОРЧЕНИЯ НАДО ПРИНИМАТЬ БЛАГОДУШНО

Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобой случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать, однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех, живущих с тобой, и да поможет тебе впредь не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер общины и обители N. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай, в подобных случаях, повторять: "Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает". И этот человек, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, а он был мирской, а мы — монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11: 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех, сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7: 15). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. Покойный Оптинский архимандрит отец Моисей, муж мудрый и духовноопытный, в подобных случаях говаривал: "Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, — сам смотри".

К содержанию

154. СОВЕТ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛАНА КОРПУСА ДЛЯ СЕСТЕР

N. N. как-то писала мне, что вы намереваетесь строить большой корпус для сестер. А я, кажется, уже говорил тебе, что у меня строительная немощь к постройкам, и потому не мог утерпеть, чтобы не подать вам совета, чтобы вы не строили большой корпус так, как обыкновенно строются гостиницы. В таком корпусе невозможно избежать шума и безпокойства, от которых никому невозможно в этом корпусе пожить с пользой душевной. В обители нашей есть старинный корпус, выстроенный лет за шестьдесят, расположение которого мне очень нравится, как весьма удобное для спокойствия живущих. Посылаю вам планчик с этого корпуса. Он выстроен следующим образом: сперва срублены два сруба из 10-ти аршинного лесу (каждый сруб 20 аршин) и поставлены концами друг к другу. Между ними в 4 аршина коридор (под № 1), для входа из монастыря. Из этого коридора две двери для входа в кельи — направо и налево. Под № 2 — против всех келий — должно быть открытое крыльцо, где сестры во время лета могут заниматься рукоделием и одна из них для всех может читать книгу. Под № 3 — три входа из монастыря. Под № 4 — сход с крыльца во дворик и лестница на чердак.

Двери означены тремя черточками, а окна означены двумя черточками. Печи означены так, чтобы в каждую келью была одна сторона печи. Топка печи должна быть из передней. И одна из келий будет проходная. Некоторые окна будут на крыльцо. Где означены ворота дворика при этих стенах, можно сделать чуланы для сестер. Вот вам мое предложение, а вы, с общего согласия, сделайте так, как найдете лучше.

Весь корпус должен быть в длину 44 аршина.

К содержанию

155. С ТЕРПЕНИЕМ НАДО НЕСТИ СКОРБИ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в правоте и истине.

Не вотще сказано в Писании: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165). И паки: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28: 11). И паки: Господь не лишит благих, ходящих незлобием (Пс. 83: 12). И паки, по воскресении Своем, Господь изрек пречистыми Своими устами ученикам Своим: Мир (Мой) оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27). Но с другой стороны, паки в том же Священном Писании сказано: многими скорбьми подобает нам внити во Царство Божие (Деян. 14: 22). И паки: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк. 21: 19).

Чтобы согласовать слова сии, святые богомудрые и богодуховенные отцы глаголют: и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других.

Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Вчера я начал письмо это, а сегодня, 15 апреля, в праздник жен-мироносиц и благообразного Иосифа, сподобившись причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, продолжаю писать начатое письмо[8]. Недаром я сделал такое начало письма, но, зная, что у тебя теперь много хлопот и забот, пожелал словом Божиим и словом святоотеческим подкрепить твое благодушие и благомужество. Здесь, на земле, труды и подвиги, а там, в будущей жизни, воздаяние, где кийждо приимет свою мзду по своему труду, подъятому и ради спасения своей души и ради душевной пользы ближних. Блажен, кто там с дерзновением может рещи: се, аз и дети, яже ми дал есть Бог (Евр. 2: 13). Помолись о мне, грешном, да не сбудется на мне апостольское слово: научаяй иного, себе ли не учиши. И паки Сам Господь в Евангелии глаголет: иже... разорит едину заповедий сих малых... мний наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5: 19). Горе мне, грешному! Другим сказую и проповедую о вещех высоких и великих, а сам и перстом не касаюсь того, о чем говорю и пишу.

Ты стремишься к безмолвию, а мне, окаянному, и молва стала не под силу, в великую тяжесть, да и к безмолвию едва ли я способен буду, а наконец и от молвы как избавиться? Дело мудреное и не совсем удобное. Подумаешь, подумаешь, да и скажешь со вздохом: да будет по воле Господней о мне, грешном. Желал бы поисправней пожить, да расслабление душевное и телесное мешает. Прошу и тебя помолиться обо мне и Б.О.И., и прочих, знающих худость мою. (Приписка отца Амвросия:) Мир всем вам! Хорошо бы и нам!

К содержанию

156. НАДО НЕСТИ КРЕСТ СВОЙ - УПРАВЛЕНИЕ ОБИТЕЛЬЮ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине! Не вотще сказано в богодухновенных псалмах: мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна, хотя также сказано: многи скорби праведным, но прибавлено, что от всех их избавит я Господь (Пс. 33: 20). И паки: По множеству болезней в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). И Сам Господь в Евангелии глаголет: дерзай, дщи, вера твоя спасе тя... иди в мир (Мф. 9: 22).

И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различные затруднения. В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин... претерпевши же до конца, той спасен будет (Мф. 11: 38; 10: 22). Евангельский крест твой — Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении общины N и живущих в ней сестрах. И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезновения, телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду по своему труду. Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал и тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов — и своих и чужих.

Слышу сестра и мать, что здоровье твое не совсем исправно и замечается упадок сил телесных от встречающихся различных прискорбностей душевных. Но мужайся, сестра о Господе, и да крепится сердце твое! Силен Господь подать нам всемощную помощь Свою и облегчить притрудное положение наше, как Сам это объявляет во Святом Своем Евангелии: Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11: 28).

Должно быть, сестра, не в меру ты скорбишь. Собрался я написать тебе краткое письмо, но вышло оно не краткое. Стало быть, так нужно. (Конец утрачен.)

К содержанию

157. НАСТАВЛЕНИЕ ТЩЕСЛАВНЫМ И ГОРДЫМ. О ГУСЯХ И УТКАХ

Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места.

Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей — тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает: а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своей красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает, так же как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для уловления похвал человекоугодничает и как утка кричит: "Так! Так!", когда по справедливости и на самом деле не всегда так, да и сам он часто внутренно бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нему, поднимает крылья и кричит: "Кага! Каго!" Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает.

Начал я писать это объяснение для сестер общины N, а потом подумал, что оно пригодно будет и для прочих, потому что все мы, сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большей частью виной сего бывают славолюбие и горделивость. Поэтому апостол Павел и заповедует, глаголя: Не бываем тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие — общие исчадия тщеславия и гордости. Преподобный Макарий Египетский обозначает и самую цепь — как страсти эти одна с другой сцеплены и одна другую рождает. Он пишет в книге "Семь слов": "Ненависть от гнева, гнев от гордости, а гордость от самолюбия" (слово 1, гл. 8). А Господь во Евангелии прямо объявляет, что и доброе творящие ради славы и похвалы восприемлют здесь мзду свою. Также и те, кто с гордостью и осуждением других добродетель проходят, отвержены бывают Богом, как показывает Евангельская притча о мытаре и фарисее. А блаженное смирение, как сказано в той же притче, и неисправных и грешных оправдывает пред Богом.

Вот к какому объяснению подали повод гусь лапчатый и утка рябчатая. Но не вотще Православная Церковь, перечисляя творения Божии, одушевленные и неодушевленные, многократно повторяет Господу песнь: "Вся премудростью сотворил еси".

Богу нашему слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К содержанию

158. БЕСЕДА О СЛОВЕ БОЖИЕМ ПЛОХО ВЯЖЕТСЯ, КАК ТОЛКИ СО СЛЕПЫМ О ЦВЕТАХ

...О себе скажу, что милостью Божией, за молитвы молящихся о мне, грешном, жив есмь, а о немощах своих и не знаю как и сказать вам. По утрам бывает тяжело, а потом опять как бы размаешься, только всегда толкую до усталости с приходящими чадами и чадцами. Но как-то плохо вяжется у нас слово Божие; толкуем-толкуем, а плохо понимаем, подобно слепому, которому толковали о белом цвете. Слыша о нем, слепой спрашивал: "Какой это белый цвет, на что он похож?" Слепому отвечали: "Белый цвет как белый заяц". Слепой спрашивал: "Что же? Он такой же пушистый?" — "Нет! Белый цвет, как белая мука!" А слепой говорит: "Что же! Он такой же мягкий и рассыпчатый?" — "Нет! Белый цвет как снег белый". — "Что же? Он такой же холодный?" — "Нет! — возражали слепому. — Белый цвет как чистый белый творог". - "Что же? Он такой же сырой?"...

Толковали-толковали со слепым, а до настоящего толка не дотолковались. Так часто бывает и с нами. Толкуем-толкуем, а до настоящего смысла не доберешься; или плохо понимаем, или нетвердо принимаем, или судим о вещах духовных по-земному и житейскому, а не по Евангельскому учению. Царствие Небесное желаем наследовать и с Христом быти, а потрудитися и пострадати о Христе не произволяем. От нихже первый есмь аз. О вещах великих и высоких всем толкую и всех учу, сам же и перстом двинуть не хочу. Горе мне, грешному! Помолись о мне, сестра и мати, да не в суд и не в тяготу будет мне бездельное сие учение мое других. Тесно мне отвсюду. Уклонился бы, да не знаю и недоумеваю как. Приезжающие и приходящие не прекращаются, и со скорбью докучают. А с другой стороны, угрожает и опасность неключимого раба, скрывшего талант слова в земле нерадения.

Знаю, боголюбивая сестра, что и ты охотно бы уклонилась от бремени настоятельства и скрылась бы в безмолвие — внимать себе и своему спасению. Но что же будет без тебя с сестрами юными и неопытными, собравшимися в общине N для спасения душ своих? Поэтому потерпи, сестра, и потрудись о Господе, нося немощи и тяготы немощствующих, да некогда и сии милостью и помощью Божией укрепятся и придут в силу духовную, чтобы чрез то могла ты, во время оно, рещи Господеви: се, аз и чада моя, яже ми еси дал.

К содержанию

159. СОВЕТ О ПОСТРОЙКЕ ЗДАНИЙ И НАПОМИНАНИЕ ПРИТЧИ О ГУСЯХ И УТКАХ

...Прежде забыл написать тебе, что видел ваши кирпичи. Один привезен был мне напоказ вашими N путешественницами. Кирпичи хороши по отделке и выгодны будут по величине. В вашей стороне выгоднее производить кирпичные постройки, нежели деревянные. Да они и прочнее, и дольше простоят; только при постройке нужно подниматься от земли повыше, а иначе будет в жилье или сыро и холодно, или угарно.

Поспешили вы отштукатурить вашу церковь. Хорошо не будет. Подрядчикам во всем доверять не следует, а особенно когда они приискивают себе работу. Деньги возьмут и уйдут, и от дела их после бывает неприятность хозяину.

У нас в скиту сделан был деревянный придел, и из хорошего и толстого леса, а все-таки в первые годы вместо штукатурки обит был белым коленкором, и когда коленкор немного потемнел от пыли, то, кажется на третий год, его прокрасили белой краской, и так в церкви вид был очень хорош несколько лет, а потом уже, при удобном случае, отштукатурили стены. Штукатурка более потребна там, где строение делается из плохого леса.

О кирпичах начал писать с той целью, чтобы вы позаботились в наступающую осень приготовить кирпичные сараи, чтобы весной тотчас же приготовлять и делать побольше кирпича, из которого после можно делать потребные здания.

Приветствую о Господе N и прочих сестер общины. Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали, и гусиных и утиных немощей избегали, или хоть, по крайней мере, не оправдывались в них, а сознавались и каялись.

У всех вас прошу молитв святых о моей худости и неисправности.

Всеблагий Господь да помилует всех нас, за молитвы благоугодивших и благоугождающих Ему и со дерзновением молящихся о нас, грешных.

(Приписка собственноручная). Мати! Не унывати, а на милость и помощь Божию уповати, и мене, грешнаго, в молитвах своих поминати!

А что? Гусь и гагара? Какова пара? А ведь по одной воде плавают!

К содержанию