Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ии­су­со­ва мо­лит­ва есть не­об­хо­ди­мей­шее ору­жие в де­ле на­ше­го спа­се­ния. Но кто бе­рет­ся за нее, дол­жен ожи­дать ис­ку­ше­ний и при­го­то­вить­ся к борь­бе внут­рен­ней, к борь­бе с по­мыс­ла­ми. Бе­сы не лю­бят Ии­су­со­вой мо­лит­вы и вся­чес­ки мстят че­ло­ве­ку, бь­ю­ще­му их этим ме­чом.

преп. Варсонофий

Не сле­ду­ет вни­мать ис­ку­си­тель­ным по­мыс­лам, на­до гнать их да­ле­ко от се­бя и, не сму­ща­ясь, про­дол­жать мо­лит­вен­ный труд. Пусть не­за­мет­ный плод это­го тру­да, пусть че­ло­век не пе­ре­жи­ва­ет ду­хов­ных вос­тор­гов, уми­ле­ния и т.д.– все-та­ки без­дей­ствен­ной мо­лит­ва ос­тать­ся не мо­жет. Она бес­шум­но со­вер­ша­ет свое де­ло.

преп. Варсонофий

Боль­ше мол­чи­те. А ес­ли что спро­сят, да­же в церк­ви, от­веть­те без вся­кой разд­ра­жи­тель­нос­ти, не по­ка­зы­вая уг­рю­мо­го ви­да.

преп. Варсонофий

230. БОГ НЕ ПОПУСТИТ, СВИНЬЯ НЕ СЪЕСТ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине!

Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Сказано в псалмах: Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28: 11).

Письмо твое получил, содержание которого — продолжение искушений и наветов через отца К.; но есть старинная мудрая поговорка: "Бог не попустит, свинья не съест"; и в Псалтири сказано: солга неправда себе. К. хочет одолеть тебя неправдой, но обманется в неправде своей, по псаломским словам. Неправда эта солжет ему, и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял Израильтян, но сказано, что он погряз в воде как олово. К. консистория не всемирная история. И история только после пишет правду о всех.

Не бойся частых следствий и дознаний, которые могут послужить только к твоему оправданию. Когда рассмотрят все ложные доносы К., тогда могут сотворить ему и другое какое-либо наказание и обсечь ему крылья, которыми он теперь без толку машет от злого расположения, хотя досадить другим. Но досада эта может обратиться на главу его самого.

Несомненно веруй неложному апостольскому слову: верен... Бог, Иже не оставит нас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие.

В трудные минуты утешай себя той мыслью, что не сама ты заехала в ту местность, а послана начальством, через которое обозначается воля Божия. Понуждайся терпеть, и старайся делать возможное, и получишь милость Божию не только в будущей жизни, но и в настоящей.

К содержанию

231. БЕЗ ЛИХОРАДКИ ДУРНЫЕ СОКИ ИЗ ТЕЛА НЕ ВЫХОДЯТ, БЕЗ НЕПРИЯТНОСТЕЙ И ЗЛО ИЗ ОБИТЕЛИ НЕ УСТРАНЯЕТСЯ

Письмо твое получил. Пишешь о непрекращающихся и продолжающихся скорбях и разных для тебя неприятностях со стороны досаждающих. Но советую тебе не малодушествовать, а уповать на милость и помощь Божию, которая сильна нас защитить от всех козней вражиих и от наветов действующих по духу мира. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало; и в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противящиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли. Ежели и ты будешь мужественно и с надеждой на помощь Божию переносить встречающиеся неприятности и скорби, то они тебя оправдают, а не повредят, только нужно не спеша действовать.

В твоем прискорбном положении нужно твердо помнить и не забывать, что не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.

Подвигнемся и мы, с помощью Божией, елико возможно, исправлять порученное нам дело обители; а исправление это без болезни и скорби, и без труда быть не может. Когда в теле человеческом заведутся испорченные соки, то они не иначе изгоняются, как лихорадкой или горячкой. А сама знаешь, что болезни эти нелегки, а только после бывает хорошо, когда кто себя достодолжно выдержит. Вот и в вашей обители дурные соки изгоняются, и нужно выдержать или лихорадку, или горячку, пока они изгнаны будут. А ты — как главный член обители, вот тебе и приходится более других ощущать болезненную страдательность. Не без причины сказано в Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя; и — претерпевши... до конца, той спасен будет. Понудимся и мы потерпеть и получим милость Божию и спасение вечное и безконечное со всеми терпящими и претерпевшими скорби. Мир! мир! и мир!

К содержанию

232. СКОРБИ НЕ УБИВАЮТ, А СПАСАЮТ, ЕСЛИ ТЕРПЕЛИВО И С НАДЕЖДОЙ НА БОГА ПЕРЕНОСИМ ИХ

Скорбное письмо твое получил. Пишешь, что ты готова сейчас же бросить все и бежать куда-либо. Погоди, прежде дождись конца, может быть, будет и не так, как ты предполагаешь.

Напрасно ты думаешь, что люди от скорбей погибают. Напротив, из Священного Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностью воле Божией. И ты еще подожди, — как и чем кончится дело.

Молись поусерднее Царице Небесной, Святителю Николаю, Иоанну воину и священномученику Фоке. Молитвы их сильны защитить тебя от чрезмерных нападений; в меру потерпи, памятуя апостольское слово: скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5: 3-5).

К содержанию

233. В СКОРБИ ОТ ВРАГОВ - ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, А ПРИ БЕЗОТЧЕТНОЙ СКОРБИ - ПСАЛОМ 101-й

Письмо твое и икону преподобного Агапита врача получил; благодарю за усердие.

Ты пишешь, что рапорт твой о том, что при сдаче монастыря ты не получила всей суммы — возбудил против тебя многих людей, которые теперь враждебно могут относиться к тебе. Но надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей... совет же Господень во век пребывает (Пс. 32: 10-11).

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.

В заключение письма скажу — не будь скора в словах, а прежде внимательно обдумывай то, что нужно говорить людям, восстающим против нас, или людям великим.

К содержанию

234. ЕЩЕ О ЧТЕНИИ ПСАЛМОВ В НАПАСТЯХ

Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третья неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что по моему мнению нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает во веки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. И хорошо бы этот псалом читать, по слову святого Давида, в вечер, утро и полудне. И еще два псалма — 26-й: Господь просвещение мое; и псалом 90-й: Живый в помощи Вышняго. Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать 39-й псалом: Терпя потерпех Господи и внят ми. Не вотще сказано в Священном Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения которого и поступили мы в монастырь.

К содержанию

235. НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ УХОДИТЬ НА ПОКОЙ ИЗ СТРАХА ПЕРЕД ПРОТИВНИКАМИ

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине!

Ты скорбишь в скорбных обстоятельствах, а брат Божий святой апостол Иаков советует нам радоваться во искушениях различных, потому что чрез это испытывается и утверждается наша вера.

Пишешь, что на твою келью нападали разбойники и не могли ничего сделать. Явно, что Промысл Божий хранит тебя и внушает, чтобы и вперед надеялась ты на милость и помощь Божию. Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, ежели он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.

Не вотще сказано у апостола: все хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3: 12); и паки: многими скорбьми подобает... внити во Царствие Небесное (Деян. 14: 22); и Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: в терпении вашем стяжите душы вашя, и — претерпевый же до конца той спасен будет. Во всяком случае не могу посоветовать тебе подавать самой на покой. Ежели уже раз Господь избавил тебя сверх всякого чаяния от подобных притеснений, то силен Он и опять избавить тебя. А о воротилах несправедливых царственный пророк Давид глаголет: Видех нечестивого превозносящася и высящася яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36: 35-36).

Во время скорби читай 32-й псалом, Господь и избавит тебя, и прежде всего будет умиротворять твой дух. Впрочем, если бы попущением Божиим и удалось противникам улучить свою волю, и тогда будет правильнее и благонадежнее по сказанному (Мф. 5: 10): Блажени изгнании правды ради. Но видно, что они и сами опасаются и не дерзают на это, а хотят угрозами тебя изгнать, чтобы сама ушла. Поэтому и не советую тебе, чтобы ты сама решилась исполнить волю и желание противников твоих; вернее — предаваться во всем воле Божией, и силен Господь избавить нас, как древле избавил неповинную Сусанну от ее противников и клеветников.

К содержанию

236. ВЕЛИКА НАГРАДА ТЕРПЯЩИМ НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ КЛЕВЕТЫ

В письме твоем пишешь, что по болезни твоей и болезни матери 3. и по непрестанным клеветам неудобно тебе оставаться более в Л. монастыре, так как боишься умереть в тревожном состоянии — не мирном духе, и тебе нравится О. монастырь. Пожалуй, можешь подать прошение в Синод, что по болезни желаешь остаток дней твоих провести на покое. Но при этом вспомни слова игумена отца Антония: "Тогда будет покой, когда пропоют над нами — "Со святыми упокой"". Велико воздаяние тем, которые до конца терпят несправедливые клеветы. Недавно у меня была одна вдова священника, который от злых доносчиков перенес много несправедливых следствий, заболел и умер. В 40-й день явился во сне жене с золотым крестом в руках. Поэтому из двух выбирай себе, что найдешь удобнее, или терпеть до конца в обители, или проситься на покой.

К содержанию

237. ДОЛЖНО ПОПЫТАТЬСЯ ЗАЩИЩАТЬСЯ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ УХОДИТЬ НА ПОКОЙ

Скорбное твое письмо получил и тотчас отвечаю.

Прежде всего отслужи молебен Спасителю, Божией Матери и Всем святым, и поезжай к С, испрашивая его совета, нельзя ли устроить, чтобы прислали следователя из Петербурга, который бы мог обличить ложь и клевету и уяснить справедливое, то есть в каком положении прежде был Л. монастырь и в каком теперь находится. Если найдут это неудобным, то попросить, нельзя ли перевести тебя в начальницы в другую губернию. Если же невозможно будет достигнуть ни того, ни другого, тогда уже можешь подать на покой, во исполнение Евангельского слова: Аще... гонят вы во граде сем, бегайте в другий (Мф. 10: 23).

А чтобы тебе не малодушествовать паче меры в скорбях твоих, старайся помнить и не забывать, что многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное. Также утешай себя Евангельскими словами: Блажени изгнании правды ради: яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 10-12).

Да будет по воле Божией о нас!

К содержанию

238. О МОЛИТВЕ ЗА ВРАГОВ

Вчера получил от тебя два письма вдруг, и при немощи и недосуге спешу отвечать тебе.

Все описанное тобою показывает, что следует оставить человеческие меры и прибегнуть за помощью к Единому Богу. Лучше молись Богу так, как покойный старец Леонид советовал: "Спаси, Господи, и помилуй возлюбленного отца моего М. П., и за его молитвы помоги мне, грешной". Многие примеры показывают, что такая молитва умиротворяла противных и враждующих лиц. Может быть, и к тебе переменится Вл. в своих отношениях, тогда и обстоятельства твои могут измениться к лучшему. На всякий случай можешь написать к игуменье А., будет ли она согласна принять тебя на покой, ежели потребуют обстоятельства. Если воля Божия будет, то и поступишь на покой, только и тогда нельзя избежать каких-либо скорбей и неприятностей, потому что в Евангелии сказано, что Господь подает успокоение только труждающимся и обремененным.

К содержанию