Публикации

Доклад епископа Иосифа на региональной конференции «Суть монашеского подвига в современном мире» в Александро-Невской Ново-Тихвинской женской обители города Екатеринбурга на тему: «Послушание внешнее и внутреннее по учению оптинских старцев»
Добродетель послушания является краеугольным камнем монашеского жительства и по праву занимает центральное место в аскетической традиции Православия. Как пишет схиархимандрит Софроний (Сахаров), «послушание есть духовное таинство в Церкви» и составляет саму сущность монашества: «Непослушник – не монах».

Доклад игумена Лаврентия (Балаева) на I Международном конгрессе «Единение» на тему: «Организация паломнической экскурсионной службы монастыря Оптина пустынь. Опыт работы, основные направления и насущные вопросы дальнейшего развития»
Наш монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь является одной из наиболее известных святынь Русской Православной Церкви и всего мирового Православия. Оптина пустынь вызывает большой и постоянно возрастающий интерес у многих людей. И не заметить этого мы, конечно же, не можем.

Доклад епископа Иосифа на заседании Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы на тему: «Оптина пустынь как место стажировки будущих игуменов»
Уже много лет в монастырь Оптина пустынь периодически направляются кандидаты на должность игуменов монастырей. Работа по их стажировке велась еще предыдущими двумя наместниками и продолжается по настоящее время.

Доклад епископа Иосифа на Всероссийской научной конференции «Российская цивилизация: основы, путь, будущее» на тему: «Православная духовность как фундамент российской цивилизации: традиции и перспективы»
Сегодня мир переживает глубокие потрясения – военные конфликты раздирают государства, экономические кризисы сотрясают общества, а духовные ценности становятся все более размытыми. Поэтому вопрос о духовных основах российской цивилизации приобретает особую значимость. Когда индивидуализм и потребительство становятся во главу угла, нам необходимо вновь обратиться к тому, что составляет основу нашей национальной идентичности.

Доклад епископа Иосифа на XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях на тему: «Братия Оптиной пустыни – защитники Отечества»
Доклад епископа Можайского Иосифа, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь на XXXIII Международных Рождественских образовательных чтениях «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»; направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», секция «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 29 января 2025 года).

Христологические особенности и проблема авторства 11‑го трактата из Второго собрания преподобного Исаака Сирина
В статье приводится критика и ставится под сомнение авторство 11-го трактата из 2-го Собрания, приписываемого прп. Исааку Сирину. Предоставляется достаточная фактологическая база для подтверждения этого тезиса. Благодаря проведенному сравнительному анализу выявляется целый комплекс противоречий между автором 11-го трактата и прп. Исааком Сирином. Терминология, христологические и экзегетические воззрения этих авторов обнаруживают столкновение двух традиций – александрийского и антиохийского богословия. Впервые прослеживается генезис влияния, благодаря которому христология прп. Исаака Сирина приобрела ярко выраженный александрийский характер.

Схиархимандрит Никодим (Демутье) – судьба монаха и гардемарина
20 февраля (7 февраля по старому стилю) 1864 года в Малоярославецком Николаевском монастыре скончался схиархимандрит Никодим (Демутье). В миру его звали Николаем Петровичем и происходил он из дворянского сословия. Отец будущего схиархимандрита был французом, мать — русской.

Созидание подлинной высокой духовной культуры. К 30-летию со дня кончины архимандрита Иннокентия (Просвирнина)
В 2024 году исполняется тридцать лет со дня кончины архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), церковного историка, археографа и публикатора.

Архимандрит Ксенофонт (Клюкин) – настоятель Оптиной пустыни. К дню тезоименитства архимандрита Ксенофонта (1846–1914)
Будущий настоятель Оптиной пустыни родился 26 января 1846 года в городе Ефремове Тульской губернии в семье купца 3-й гильдии Ивана Петровича Клюкинa.

Монашество как духовный институт Церкви. Из статьи митрополита Евлогия (Смирнова)
18 мая 1988 года первым наместником возрождающейся Оптиной пустыни был назначен архимандрит (впоследствии — митрополит) Евлогий (Смирнов), на плечи которого легла непростая задача по возрождению как внешней, так и внутренней жизни обители.

«Святой житель пустыни». К дню памяти преподобного Антония Великого
Преподобного Антония Великого († 356), которого в тропаре именуют святым «жителем пустыни», почитают как основателя монашества. Как повествует житие святого, под его влиянием египетская «пустыня превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного».

Монашеская добродетель послушания в духовном наследии Оптинских старцев Льва, Макария и Амвросия
Добродетель послушания является одной из центральных в монашеской жизни, одним из высочайших подвигов, который требует немалых усилий для достижения. Это наука из наук, духовная культура, которая хранится в сокровищнице монашеской традиции и святоотеческого предания.

Пасхальные послания. Преподобный Амвросий Оптинский
Христос Воскресе! — восклицает вся земля во время великого христианского праздника. Пасха — это время особой радости и торжества для каждого верующего сердца. Именно в канун этого праздника из Оптиной пустыни во все концы Российской земли отправляли тысячи посланий, составленные великим старцем Амвросием. В них содержались слова поздравления и утешения, мудрые советы и толкования пасхальных песнопений.

Протоколы допросов, покаяние падших и некоторые критерии канонизации святых новомучеников и исповедников
Иногда высказываются требования прекратить руководствоваться при канонизации подвижников материалами судебно-следственного производства. По мнению некоторых исследователей, архивно-следственные документы не являются достоверным историческим источником, поэтому верить содержанию документов, особенно протоколам допросов обвиняемых, не следует.