Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­ша-то боль­ше те­ла: те­ло по­бо­лит, да и тем кон­чит­ся, а ду­шев­ная-то бо­лезнь прос­ти­ра­ет­ся в веч­ность; из­ба­ви нас, Гос­по­ди, от сей бо­лез­ни и да­руй ис­це­ле­ние.

преп. Макарий

В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19). По­э­то­му не ос­ла­бе­вай, не уны­вай, ес­ли встре­ча­ет­ся слу­чай стя­жать свою ду­шу. Стя­жать ду­шу свою – зна­чит дать ей то зна­че­ние и мес­то, ка­кое ей наз­на­че­но Бо­гом, т.е. быть царствен­ною, бо­го­по­доб­ною, пре­по­доб­ною, свя­тою. А от­пасть от се­го – зна­чит по­гу­бить свою ду­шу. Кая поль­за че­ло­ве­ку, аще и мир при­об­ря­щет, и от­ще­тит ду­шу свою (ср.: Мф. 16, 26). И по­то­му всег­да на пер­вом пла­не имей поль­зу ду­шев­ную свою о дру­гих, а по­том уже не­об­хо­ди­мое те­лес­ное, удоб­ства, спо­кой­ствие и, по­жа­луй, вре­ме­нем уте­ше­ние.

преп. Анатолий

Серд­це – не щеп­ка, и ду­ша че­ло­ве­чес­кая – вещь не де­ше­вая, она до­ро­же все­го ми­ра. Все со­кро­ви­ща зем­но­го ша­ра и вся все­лен­ная не сто­ят од­ной ду­ши хрис­ти­а­нс­кой.

преп. Анатолий

170. ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ

Возлюбленные о Господе!

Пречестнейший Б.О.И., и пречестнейшая матушка N, и все сестры в общине N живущие и к общине N принадлежащие!

Вот уже кончается сырная неделя, когда все православные, готовясь вступить в Святую Четыредесятницу, просят ДРУГ у друга прощение, в чем, по немощи человеческой, бывают виноваты друг пред другом волею или неволею. Я у всех вас прошу прощение, чем кому, может быть, ненамеренно я досадил. Сказано негде: вси бо есмы человецы и всуе всяк человек.

На сырной неделе хотел было я отдохнуть немного, но не дали. Провожал-провожал приезжих, да и устал более прежнего, да и нервы мои стали как будто слабее прежнего. А кого ни примем, всякий хочет толковать побольше. От этого и дело не спорится, да и я отягощаюсь и изнемогаю.

Помолитесь обо мне, немощном и грешном, чтобы мне и другим не досадить, и своей душе не повредить. Все только чужие крыши стараюсь покрывать, а своя храмина душевная стоит раскрытой. Помолитесь, чтобы Господь, имиже весть судьбами, не лишил милости Своея вечныя.

Приветствую N и N-..юху, и советую им держаться бодрого духу в наступающие великопостные дни.

Когда Василий Великий был еще настоятелем монастыря, в то время Григорий Богослов писал ему так: "Назирай юность, когда тропарь обретается в церкви; когда же аллилуиа, дряхлует", то есть, когда пелся тропарь, пища была с маслом, а когда пелось аллилуиа, пища была без масла. От такой пищи малодушные и унывали. Мир всем вам! И духови вашему! И нашему!

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

171. СМЕРТЬ - БЛАГОЙ КОНЕЦ СТРАЖДУЩИХ

...Получил я письмо от N, от 23 марта, с известием, что мать А. после болезненных страданий мирно почила о Господе. Царство ей Небесное! Ежели она при кончине своей сподобилась видеть милость Господа своего и нашего, то нет никакого сомнения, что она и всегда будет наслаждаться лицезрением сладчайшего нашего Искупителя, столь к нам, грешным, милостивого. Лики праведных и преподобных будут радостно приветствовать почившую о Господе.

192

Трудно переносить тяжкие и болезненные страдания, и томления, и другие скорби, но отрадный и утешительный сему последует конец. И со стороны прискорбно видеть страждущих, в различных болезнях и других скорбях, но благой конец всерадует и веселит, особенно близких.

К содержанию

172. СОВЕТ О ТОМ, КАК ПОСТУПАТЬ С ПОРУБЩИКАМИ ЛЕСА

Желаю тебе радоваться о Воскресшем Господе! Возмогай в державе крепости Его.

Не вотще повторяются часто во дни Святой Пасхи псаломские слова: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онъ (Пс. 117: 24).

Слышу, что ты скорбишь много о том, что вам много стужают N-лесные татие; не только рубят ваш лес, но еще и угрожают разными угрозами. Противу таких угроз противопоставим псаломское слово: Господь просвещение наше и Спаситель наш, кого убоимся? Господь защититель живота нашего, от кого устрашимся?.. Аще ополчится на нас полк, не убоится сердце наше: аще востанет на нас брань, на Него... уповаем (Пс. 26: 1-3). И паки: Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небесного водворится... Яко на Мя упова, и избавлю и ... воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и явлю ему спасение его (Пс. 90: 1, 14-16).

Все это пишу тебе для того, чтобы ты не унывала и паче меры не скорбела, и много не устрашалась от угроз лесных татей, приходящих во множестве с топорами.

У нас года два назад был подобный случай: монастырские дачи смежны с казенными лесными дачами, где, местами, в караулках живут по одному солдату. Один караульный, заметив порубку, отправился туда на лошади с копьем, ружьем и, кажется, с пистолетом. Подъехав тихо, нечаянно наткнулся на уже лежавшие топоры. Мужики почему-то еще не начинали рубить, а стояли вдали и толковали о чем-то. Сметливый солдат тихо слез с лошади и переложил их топоры в другое место, потом сел на лошадь и подъехал к ним с выговором — зачем они рубят казенный лес; а мужики, разумеется, отвечали ему по-своему и хотели его прогнать или схватить. Солдат был один, а мужиков шестеро. Караульный, будучи вооруженным, не испугался и, заметив, что один мужик стал заходить сзади, и чтобы не убить совсем этого дерзкого, сделал выстрел ему прямо в ноги. Ружье было заряжено дробью, и дробь эта влепилась мужику в ноги. Мужик этот долгонько поболел, но остался жив и выздоровел. И теперь эти мужики побаиваются ездить на этот участок и рубить лес.

Я пишу все это вот для чего: так как у ваших караульных есть ружья, то заряжали бы их дробью и, в крайней нужде и необходимости, не стреляли бы иначе, как только в ноги; тогда человек останется жив. Разумеется, на угрозы отвечать угрозами через начальство, и тогда хоть немного да смирятся бунтовщики эти; также не нужно много и скорбеть, если окажется малая порубка. Весь ваш лес не порубят.

К содержанию

173. ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИНЫ И О ТОМ, ЧТО СКОРБИ НАДО ПЕРЕНОСИТЬ ТЕРПЕЛИВО

Наудачу пишу тебе в N, может быть, письмо мое тебя там и застанет. Если ты была у П. или в консистории, то всячески узнала, что община N... утверждена... со всеми недвижимыми имуществами.

Теперь благовременно, по многим причинам, для общины N просить другого священника, если не прямо, то как бы в помощь отцу N, так как последнему предлежат разъезды в N или ради земли, или ради помещения там N, чтобы более не являлся в N и не куралесил. А нам с тобой предлежит возмогать о Господе и в державе крепости Его и не очень принимать к сердцу неудобных встреч и обстоятельств. Молитвы великих странников да покроют нас. Они милостивы и сострадательны, и сбивающимся с пути могут указать настоящую дорогу, да еще молочным кулешем подкармливают, хотя ложки их и не совсем аккуратны. Помни этот кулеш, когда неприятную похлебку ешь. Как не мерекай туда и сюда, а нигде не избежишь труда. Неложно слово Самого Господа: в мире скорбны будете (Ин. 16: 33). Значит, в целом мире нигде скорбей не избежим. Поэтому и предписывается другое Евангельское слово Господа: будите... мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10: 16); в терпении вашем стяжите душы вашя (Лк. 21: 19); претерпевый... до конца, той спасен будет (Мф. 10: 22). И еще: болши сея любве никтоже имать, да аще кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13). И апостол пишет: Любы николиже отпадает (1 Кор. 13: 8). Еже буди всем нам получити милостию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.

Приписка отца Амвросия: Аминь! Аминь! Аминь! Многогрешный иеросхимонах Амвросий. Молись о мне, недостойном и неисправном, всех учу, а сам делать ничего не хочу, а только смотрю, что под столом.

К содержанию

174. ИСКУШЕНИЯ НЕПРИЯТНЫ, НО ПОЛЕЗНЫ

...Как-то ваши дела идут, и к какому концу грядут? Впрочем, как бы они ни шли, не мимо идет слово Писания, глаголющее: в терпении вашем стяжите душы вашя; и: претерпевый же до конца, той спасен будет. Не приидох бо, — глаголет Господь, — воврещи мир... на землю, но мечь (Мф. 10: 34). Святой Иоанн Лествичник, объясняя слова сии, говорит: "Чтобы разлучить боголюбивых от миролюбивых, и смиренномудрых от славолюбивых". А из города Ливен приезжающие к нам часто повторяют слово, значение которого я не совсем ясно понимаю: "Толкач муку покажет". Должно быть, когда толкут человека-христианина, то и покажется, какая в нем мука — первой руки, или второй, или третьей. И святой Иаков, брат Божий, пишет, что человек неискушен неискусен. В паремиях преподобным читается: "якоже злато в горниле искуси их". Искушения неприятны, но полезны; да и податься от них некуда, по сказанному: в мире скорбни будете. Значит, в целом мире безскорбного места не найдешь; везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Другого средства к избавлению нет. Здоровье мое постоянно слабое, а потому-то дела мои не спорятся, заметно, что еще становится слабее. Письмами я так завален, что не успеваю прочитывать.

К содержанию

175. МОНАХ, ЕСЛИ НЕ КРЕСТИТСЯ КРЕСТОМ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МОНАХОМ

...Слышу, что опять у тебя открылась болезнь в ногах, а болезнь причиняет страдание, а страдание требует терпения, без которого не приобретается спасение наше, по сказанному в Евангелии от Самого Господа: в терпении вашем стяжите душы вашя, и: претерпевши же до конца, той спасен будет.

Правда, что начальнику, при болезни телесной, неудобно начальствовать. Но Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее — здравие или болезнь.

Недавно мне прислали напечатанные записки одной замечательной монахини, в которых, между прочим, сказано, что Господь в видении сказал этой монахине: "Как христианский младенец, если не родится водой и Духом, не может быть христианином, так и монах, если не крестится крестом, не может быть монахом".

Подлинником посылаю тебе эту брошюру, из которой видно, что до дверей Царствия Небесного без труда и неудобств добраться невозможно; потому и поведено нам поступать осторожно, как сказано у апостола: Должни есмы мы сильный немощи немощных носити и не себе угождати (Рим. 15: 1). Блюдый себе, да не и ты искушен будеши (Гал. 6: 1). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6: 2). Еже буди всем нам получити и улучити. Аминь. Наступает Новый год. Кто может, да потщится жить по новому в обновлении духа, да будет нова тварь; и о мне, грешном и обетшавшем, да помолится, дабы избегнуть апостольского упрека: научая иного, себе ли не учиши.

Всех обитателей N поздравляю с Новолетием, и у всех прошу молитв святых о моей худости и неисправности.

К содержанию

176. О ТОМ, ЧТО ХРИСТИАНЕ НЕ ВДРУГ ДОСТИГАЮТ СОВЕРШЕНСТВА

Так как вы не скоро получаете мои письма, то заблаговременно поздравляю тебя, и N, и всех сестер общины N с наступающим всерадостным праздником Светлого Воскресения Христова и приветствую всех вас радостным христианским приветствием: Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! Когда будет повторяться сие знаменательное приветствие, то прошу помянуть меня, грешного, и в церкви, и в трапезе, и по кельям.

Написал я общее поздравление для сестер некоторых монастырей, посылаю оное и вам. Если по вашему усмотрению непригодно будет читать оное в самый праздник Пасхи Христовой, то можно прочитать оное сестрам в другое время. Означенные в письме немощи обретаются повсюду. Везде найдутся недугующие ею. Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока не достигнут оного безпокоимы бывают той или другой немощью или страстью. Потому-то и сказано в Евангелии: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12). Прошу всех вас помолиться о мне, грешном, глаголющем и не творящем, да не вменит мне всеблагий Господь в тяготу неделательное глаголание. Тесно мне отвсюду. Не следовало бы глаголати неделающему. Но и совсем замолчать не знаю как.

О здоровье своем не знаю, как вам и сказать. Милостью Божиею переживаю день за день, только по утрам с трудом разламываюсь, как скованный, чувствуя охлаждение и недомогание во всем теле. Слава Богу за все. Слышим и читаем: Воздаст комуждо по деянием его (Мф. 16: 27), за произвольное нерадение о должном исправлении — невольное недомогание и тягота, по сказанному: многи раны грешному, уповающего же на Господа милость обыдет.

Милость Твоя, Господи, да поженет нас во вся дни живота нашего, и еже вселитися нам в дом Господень в долготу дней, в нескончаемой вечности. Аминь.

К содержанию

177. НЕ ДОЛЖНО УЕДИНЯТЬСЯ, А НУЖНО ЗАБОТИТЬСЯ О СЕСТРАХ

...Каково-то твое здоровье? И каково внешнее положение дел? И каково внутреннее расположение души? И что чувствуешь, когда бываешь в обращении с людьми, и когда находишься наедине в тиши? Должно быть — уединяться не спеши, а прежде позаботься об обители и сестрах, которых совсем оставить — немалый страх, и усердно позаботиться о них показывает знамение истинной любви, о которой апостол пишет так: аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, ни кая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует... не ищет своих си (1 Кор. 13: 3-5). Аще Сын Божий послушлив был до смерти крестныя, то что скажем мы о себе, егда придет помысл, смущающий нас уединением и оставлением забот об обители и о сестрах. Повторяю, что оставить все это — немалый страх. Преподобный Максим исповедник говорит, что страх должен растворяться любовью, а любовь страхом, а без этого бывает или ненависть, или презрение. Обоюдное же растворение их же, страха и любви, составляет истинную добродетель.

Помолись о мне, глаголющем и нетворящем.

К содержанию

178. ПРИВЕТСТВИЕ С ПЯТИДЕСЯТНИЦЕЙ. СЛУЧАЙ С МОНАХОМ, ПЕРЕСТАВШИМ ПРИОБЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАИН

В навечерие Святой Пятидесятницы благожелательно приветствую тебя праздничным приветствием с церковным возглашением: "Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный, Единосущне и сопрестольно, Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе".

Кто бывает в храме Божием, тот может возглашать: "Во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, помолюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро, и полудне, и на всякое время благословлю Тя, Господи".

А сидящий в келье и большею частью лежащий — как и что воспоет?

Прошу обитателей обители N помолиться о лежащем человеке, да имиже весть судьбами Всеблагий Господь помилует и меня, грешного и недостойного.

P.S. В нашей обители восьмидесятилетний иеромонах начитался Библии и перестал было приобщаться Святых Таин, и пробыл в таком положении более пяти лет. Ничьи убеждения не могли его разуверить в ложном мнении. Одному брату пришла благая мысль отнять у него Библию, и это отъятие очень помогло делу, разумеется, с помощью Божией. При ослабевшей памяти он не мог более возражать и согласился приобщиться, а через несколько месяцев мирно скончался. Имя его Виталий. Помолитесь о нем.

К содержанию

179. НУЖНО ПОВРЕМЕНИТЬ С УДАЛЕНИЕМ ОТ НАСТОЯТЕЛЬСТВА. В СУДЕБНОМ ДЕЛЕ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛОВАМИ СПАСИТЕЛЯ: "АЩЕ КТО ХОЧЕТ СУДИТИСЯ"

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в немже имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся. Потерпи, подожди еще мало, сестра и мати; милостив Господь, повремени, облегчится крест твой, Богом на тебя возложенный! Сама твердо знаешь сказанное Самим Господом во Евангелии: болши сея любве никтоже имать, да аще кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 13), и паки: милости хощу, а не жертвы (Мф. 12: 7). Недавно мне подарили малую книжицу, в которой я прочел замечательное место из Златоуста, где он пишет так: "Заметь различие добродетелей: милосердие без девства возводило имеющих его на небо, а девство без милосердия не могло сделать этого. Девство — дело доброе и вышеестественное; но и это доброе, великое и возвышенное дело, не будучи соединено с человеколюбием, не может ввести даже в преддверие брачного чертога" ("Беседа о пророке Илии"), и паки сказано в Писании: блажен, иже имать семя в Сионе, то есть чада духовная в Горнем Иерусалиме. Это не раз я тебе писал и теперь повторяю то же с тем намерением, чтобы облегчить скорбение твое при затруднительных обстоятельствах. В трудностях своих поминай, к утешению своему, апостольское слово: кийждо приимет мзду по своему труду. Силен Господь утешить нас, малодушествующих, утешительным окончанием дел, которые совершаются теперь со многими препятствиями.

Слышу, что ты опять уехала в N на суд с кирпичным подрядчиком; не знаю, как и чем кончилось у вас судебное дело, а только вспоминаю при сем не вотще сказанное в Евангелии слово: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два. И аще кто хощет судитися с тобою и взяти твою одежду, отдай ему и срачицу. Везде потребно терпение и долготерпение, а для сего потребно милосердие, человеколюбие и снисхождение к ближнему, одним словом, потребна любовь, которая долготерпит. Поэтому возмогай о Господе, боголюбивая сестра, и в державе крепости Его. (Конец утрачен.)

Слышу, что последствие бывшей с тобой болезни доселе продолжается, и ты от этого немного унываешь и упадаешь духом и недалека от роптания, по причине некоторых случаев и обстоятельств по обители. При скорбном и затруднительном положении, к успокоению своему, да поминаем слова богодуховенного пророка Давида, глаголющаго: многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь, и паки: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93: 19). Преподобный Исаак Сирин, в 61-м слове, пишет: "Сего ради оставляет Господь вины смирения и сокрушения сердца притрудною молитвою на святыя, да к Нему приближаются смирением любящие Его; и множицею устрашает их страстьми естества, и поползнути и в срамных и скверных помышлений, множицею же и поношенми и досажденми и человеческими заушенми; овогда же недуги и немощми (телесными): а иногда нищетой и скудостью нужныя потребы, и овогда убо боязнми болезни лютыя, и оставлением и бранию явной диаволию, имиже тех устрашати обыче; овогда же различными страшными вещми. И сия вся бывают да имати будут вины, еже смирятися, и да не случится тем дремание и нерадение. Тем же нуждне, приполезно суть человеком искушение". До зде святой Исаак.

Слыша сия вся, мужайся, сестра и мати, и да крепится сердце твое и молись о мне, грешном и немощном, дабы и аз, немощной, неповинен был бы дреманием нерадения, имже присно содержим есмь.

Л... пишет, что ты хотела было полечиться у какого-то фельдшера, но он отказался лечить заочно. Если желаешь, можешь попробовать полечиться корнями большой крапивы. Теперь весна, вели этих корней нарыть, вымыть и высушить, или хотя провялить, не на солнце, а под навесом. Потом изрезать эти корни, положить в кувшин и оттопить в вольном духе в печке, как обыкновенно делают декокт. И пить этого отвара стакана три в день, или пить хоть вместо кваса. Отвар этот очищает кровь. Если болезнь твоя простая, обыкновенная, то лекарство может, помогать; а когда болезнь произошла от особенных причин, тогда внешние лекарства помогать не могут; тут уже нужно просить и ожидать помощи свыше — за молитвы молящихся о нас.

И у меня, грешного, по временам к вечеру стали делаться головные нервные боли — и от усталости и от слабости желудка. Делать нечего! Надобно потерпеть и покориться Всеблагому Промыслу Господа, хотящего всем спастися и в разум истины прийти... (Окончание не отыскано.)

К содержанию