Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пол­ное бес­пе­ча­лие бы­ва­ет при пол­ном пос­лу­ша­нии, по ве­ре в ду­хов­но­го от­ца.

преп. Никон

Ес­ли кто иск­рен­но и от всей ду­ши ищет спа­се­ния, то­го Бог и при­ве­дет к ис­тин­но­му нас­тав­ни­ку. Не беспо­кой­тесь – свой сво­е­го всег­да най­дет.

преп. Лев

Пот­реб­но се­бя и ближ­не­го все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми под­дер­жи­вать и ус­по­ка­и­вать, а глав­ный из всех спо­соб: сми­рен­ное об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние сво­ей и ближ­не­го не­мо­щи на Его все­силь­ную по­мощь и спа­се­ние. Что не­воз­мож­но ис­пра­вить нам, то, без сом­не­ния, воз­мож­но Бо­гу, Ко­то­рым жи­вем и дви­жем­ся.

преп. Моисей

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях


Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

 

Часть II

Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин

 

Содержание

 

239. Об искушениях диавольских и о борьбе с ними

240. Не нужно отлагать время смирения и покаяния до переселения в любимое место

241. Не должно под предлогом страха быть избранной в начальницы, думать о переходе в другое место

242. Главная причина искушений – высокоумие. перечисляет искушения, коих причина – самообольщение

243. Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго от злого. о "прелестной радости". сиди в келье, и та всему тя научит

244. Диавол ничего не может сделать человеку, если он сам добровольно не согласится прежде на какой-либо грех

245. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией

246. Не верь тому, что стяжала нечто духовное. не верь чувственным видениям

247. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою

248. Диавол склоняет нас ко греху благовидными внушениями

249. Ощутила благоухание от иконы: видела от нее огненное пламя. оставляй такие вещи без значения

250. Бесовская правда вреднее лжи, ибо внушается с коварством, для смущения Христианина

251. Лукавые помыслы должно приписывать не себе

252. О видимом явлении пляшущего беса и о причинах сего явления

253. Враг внушает гневливость, чтобы сделать людей неспособными к молитве и ко всякому доброму делу

254. Когда нападает страх вражеский, уместно читать слова псалма 26-го и других подобных

255. Врага рассуждениями не победишь, а смиренною молитвою. о порядке духовной жизни и о любви к ближнему

256. Враги шумом и гулом мешают внутренней молитве – надо молить Бога избавить от сего

257. Монах, имея только необходимое для самого себя, не погрешает, отказывая просящему

258. Как писать о смущающих вопросах

259. Молитва прежде всего требует смирения

260. Корень хулы – гордость

261. С девушкой поговори сперва в церкви

262. Девушке давай святоотеческие книги и избегай споров

263. От спорливого характера толку в духовной жизни не жди

264. В оптину девице можно приехать, а в свою келью не помещай

265. Искушения врага – не от тайных ли и невидимых грехов? со смирением молись об очищении от них

266. При молитве должно быть и смирение

267. Объясняет апостольские слова: якоже чада света ходите

268. При искушении от диавола прибегай к твердыне смирения

269. Страху вражию не поддавайся

270. Грешно говорить, что отрады не будет ни в сей жизни, ни в будущей

271. О страхе внезапной смерти и о частом причащении святых таин

272. О помысле иметь свою келью

273. Нельзя водиться одним желанием, без рассуждения

274. О духовном странничестве. враг смущает попечением о собственной келье

275. Смертный исход сластолюбивого человека тяжек, а трудолюбивого легок

276. Враг старается нанести подвижникам, хотя бы перед смертью, какую-нибудь греховную рану, дабы воспрепятствовать им в переходе в будущую жизнь

277. Совет утратившей теплоту и утешение молитвы и обуреваемой студными помыслами

278. Не должно брать на себя непосильный труд лечить от духовных болезней

279. Уныние бывает и от тщеславия, и от непосильного рвения

280. Жизнь по-монашески – в терпении и смирении

281. Внешними неудобствами душа очищается. преждевременное уединение вредно

282. От ближнего живот и смерть

283. Снам не верь. жалость и усердие не бывают без тяготы и скорби

284. Лучше грешник кающийся, чем праведник возносящийся

285. Если наше прошение к Богу не исполняется, это не значит, что в евангелии не все верно сказано; на это есть свои причины

286. Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать

287. Перешедшие в другой монастырь всегда испытывают тоску

288. Враг более всего возстает против молитвы. качество молитвы определяется ее концом

289. О перемене места не думай

290. Держись страха божия, хранения совести и соблюдения заповедей

291. Всякое послушание считай порученным от Господа чрез людей

292. По праздникам не работай, покойников не бойся

293. Больным облегчается молитвенное правило

294. Самовольное старчествование и высокоумие доводит до искушений

295. О благоразумном молчании

296. Не так живи, как хочется, а как Бог велит. неприятность от других по внушению диавола, не терпящего внимательных молитвенников

297. Начальствование не всем и не всегда мешает спасаться. в человеке бывает тайное добро, видимое одному Богу. как говорить с неискренними людьми

298. Чистота душевная в том, чтобы стараться не видеть злобы человека

299. От себя и от бесов в другой монастырь не уйдешь

300. Если не хочешь нести скорбей, не берись изгонять бесов. гневайся не на людей, а на бесов, искушающих людей

301. Келья высит, люди искушают, а не искушен – неискусен. видение, бывшее монахине, относительно неосуждения ближних. о марфе и марии

302. Внимай себе и своему спасению

303. Что значат слова: "стяжи друга Господа"

304. Страсти в нас для нашего смирения. должно молиться о даровании "ока благого". объяснение видения. о разговоре в церкви и как прекратить его

305. Объяснение сновидения

306. Живя вместе с другими, отличайся от них не наружно, а смирением

307. При ощущаемой духовной радости должно остерегаться не впасть в прелесть вражию

308. Молись за обижающих

309. Во всяком деле нужна постепенность. слова других и собственные чувства должно проверять рассмотрением и молитвой

310. Начальница не всякому слову должна верить. щегольство не должно быть в общине

311. Где действуют по Богу, там и Бог подает свою помощь

312. В скорби – читать первый псалом 2-й кафисмы. молитва всегда сильнее псаломскими словами

313. На одном месте и камень обрастает

314. Желающий иметь покой в Господе, должен поступать по его заповедям

315. В серьезной болезни не должно отлагать елеосвящение

316. Мы, новые монахи, совершенно изменили древний порядок относительно свиданий с родными

317. Для умиротворения нужно дома смиряться, а не в далекий путь пускаться

318. Наставление сборщице

319. Сборщики и сборщицы, в чем нуждаются, могут приобретать из сборных денег

320. Болезнь телесная посылается к пользе душевной

321. Молись за сестру

322. Каждый сам за себя Богу ответит

323. Не других должно исправлять, а самих себя

324. Схима есть второе крещение

325. Болезнь телесная невольно обращает нас к будущей жизни

326. Можно прямо постригаться в схиму, а не сначала в мантию

327. В болезни преданность воле божией особенно необходима

328. Не всякое видимо благое желание от Господа

329. Об уединенной и совместной жизни

330. Советует не отказываться принять келейное пострижение

331. Покорись необходимости в неудобных обстоятельствах

332. О брани плотской

333. В болезнях потребно терпение со смирением

334. Не думай, что мне тебя не жаль

335. Не вини других – ищи успокоения в чистой совести

336. Всяк сам за себя отвечает

337. Учись понимать монастырскую жизнь. в болезнях невольных милость божия сокрыта

338. Не надо малодушествовать, но за все благодари Бога

339. Есть спасение и вне монастыря, но с большим трудом

340. Спокойствие духа враг дать не может

341. Многие трудности нашей жизни от нас самих

342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям

343. Читай чаще псалмы: живый в помощи Вышняго, и другие

344. Оставивший монастырь неблагонадежен к семейной жизни

345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно отпустили тебя в монастырь

346. Хульные помыслы борют за возношение и осуждение

347. Не колеблись исполнить желание относительно поступления в монастырь

348. Жить по-монастырски надо в кротости и смирении

349. Планы неопытного в монастырской жизни

350. Дети обязаны почитать своих родителей

351. Малодушие и отчаяние – от горделивости, по наветам вражиим

352. Исправление бывает не без труда

353. Безмолвие телесное и безмолвие духовное, и как они приобретаются

354. Порицая друг друга лишаемся взаимного мира

355. Оставляющие монашество уподобляются иуде предателю

356. Надо быть тверже

357. В новой келье желает обновления душевного и телесного

358. Исповедание грехов с негодованием на других неполезно

359. Материальные средства не дают успокоения

360. Время заняться своим внутренним умиротворением, которое от материального избытка не зависит

361. Терпи неудобства

362. Получивший прощение грехов своих и наследовавший царство небесное может вспоминать о них с благодарностью к милосердию божию

363. Сын Божий жил в убожестве, и мы не должны унывать от бедности

364. Все простое ближе к Богу

365. Перемена места не спасет от тоски. спасешься смирением

366. Великая мука ожидает нас, если отвергнемся данных обетов

367. Дела наши делаются не без промысла Божия

368. Теория похожа на придворную даму, а практика – на медведя в лесу

369. Для избежания скорби молись за обижающих. читай Евангелие

370. Принимать ли начальствующей сестер от пострига?

371. Должно искать славы не своей, а Божией. об отношении матери казначеи к игумении, и о Бисмарке

372. О плотских движениях на молитве. об умной и устной молитве

373. Об искушениях при молитве Иисусовой

374. Писать ли к родным?

375. Неблагословенные труды неполезны. о сношениях с родными. надо творить не свою волю, а волю Божию

376. Угождать Богу должно прежде всего покаянием. за грехи должно понести и скорби. как проводить время готовящейся к причащению

377. О хульных помыслах, и о том, как вести себя по отношению к ним. о принятии пищи. об устройстве в монастыре, и о молитвенном правиле

378. Остерегайся отыскивать чудесное в твоей душе

379. Когда занята делом, то меньше бывает мысленной путаницы. советует оказать помощь двум бедным девицам в городе

380. О разговоре с матушкой игуменией. о самовольном послушании. о правильном обращении с деньгами

381. Неполезно слепо подражать другим, ибо у каждого свой путь

382. О терпении скорбей и о молитве за обидящих

383. Тесен путь, вводящий в жизнь вечную. монашество есть тайна

384. О болящей чахоткой, о Боге милующем, и о призрении младенца монахиней

385. Дарований не ищи, а усвой матерь дарований – смирение

386. Клеветы не бойся

387. Не бойся попасться в переписке со старцем

388. О самоубийце можно молиться келейно

389. О послушнице, желающей перейти в сестры милосердия

390. Страдающего манией преследования брата советует свозить к Черниговской Божией Матери в Троице-Сергиевой Лавре

391. Об ужасной кончине купеческой вдовы. о болезни, и о том, что Царствие Божие есть лицезрение Христово, а мука вечная – отлучение от Христа. о словах Симеона Нового Богослова. о слезах

392. О болезни и сестринских молитвах

393. О частом причащении святых тайн. о слезах в церкви. о нарушении поста по болезни

394. Православный взгляд на "довлетворение" за грехи. объяснение сна

395. Болезнь очищает нашу греховность. помысл о том, что болезнью отягощаешь сестер – от врага. об отношении со стороны матушки игумений. при молитве Иисусовой не должно быть излишнего опасения впасть в прелесть. прелести более всего должна опасаться при слезах и радости. объяснение сна. почему страсти возвращаются?

396. О видении матушки игумении. о сочинениях епископа Игнатия Брянчанинова и об отзыве о них епископа Феофана. о старце Климченке

397. О принятии начальствования

398. Чахотка многих обращает к Богу. сообщает о своем здоровье

399. По поводу рукописи "странника" о молитве Иисусовой. об участи убитой n.

400. О послушании странника и о послушании казначеи

401. Что читать брату маловерному?

402. Об антиХристе и его предтечах

403. Об игуменстве не смущайся

404. О воровстве в обители и о хранении у себя чужих денег

405. Не нужно жалеть о поступлении в монастырь. снова о боязни игуменства

406. Монахине ехать в Крым для купания неприлично, а на Богомолье ехать в Киев можно

407. Брошюра об афонских иноках. о пользе молитвы за умерших. о данном обете и о виденном сне

408. О молитве Иисусовой – устной, умной и сердечной

409. О браке между родственниками

410. О дурном глазе и о суевериях

411. О причащении больных в келье. О молитве святому Спиридону

Письма к основателям и первоначальницам общин

412. Как хлопотать в Петербурге об открытии общины

413. Как устроить лучший звон. о выборе священника

414. О просящихся в общину именем старца. о том, что в новоустрояющейся общине младшие не должны забегать вперед со своими мнениями и советами

415. Поздравляем с праздником рождества Христова

416. О выборе сестер общины

417. Об отпуске сестер и о времени выезда

418. О неудобствах на новом месте; о скуке и неустройстве; о времени церковной службы; о пище

419. Снова о неудобствах и материальных затруднениях

420. Господь взирает не на наружные действия наши, а на намерения

421. Благодушное несение болезней искупает греховную причину их. уклоняющийся от вольных скорбей, впадает в невольные

422. Не следует доверять снам, от которых смущение

423. О благоразумном распределении имущества

424. Об удобстве иметь келейницу. о чистой молитве. еще о неверии снам

425. На повторяющих от сердца Иисусову молитву восстает враг. должно терпеливо переносить искушения и надеяться на помощь божию. при победе над врагом не должно возноситься и оставлять молитву, ибо эта мнимая победа – уловка врага с целью победить подвижника. прежние грехи возвращаются от самонадеяния и осуждения

426. В самооправдании – высокомудрие

427. О передаче денег мирским родственникам

428. Еще о том, как должно относиться к видениям. о борьбе с высокоумием и о том, что не должно понуждать себя к телесным трудам сверх силы

429. Во всяком пребывании надо жить благоугодно

430. Должно молиться за оскорбляющих и терпеть искушение

431. О вредных последствиях неправильной молитвы, и о том, что не следует представлять себе непостижимое божество в образах

432. О скорбях в монастыре: проводящие жизнь в смирении и самоукорении испытывают мало скорбей. главная причина скорбей – самолюбие, а иногда и благая решимость – жить благочестиво