Аудио-трансляция

Для воз­буж­де­ния на­ше­го не­ра­де­ния сие при­во­дить се­бе на па­мять нуж­но всег­да, что мы смерт­ны, жизнь на­ша весь­ма ско­роп­ре­хо­дя­ща и не­из­­вест­­нос­тию смерт­но­го ча­са очень опас­на, ибо хо­тя и из­ве­ст­но зна­ем, что ум­рем, но не зна­ем, ког­да ум­рем: се­год­ня ли или завт­ра, ра­но ли или позд­но, в день ли или в ночь. Сия судь­ба каж­до­го че­ло­ве­ка сов­сем не­из­ве­ст­на, ког­да ко­го по­се­чет смерт­ная ко­са, и в ка­ком уст­ро­е­нии об­ря­щет: го­то­во­го ли бла­ги­ми де­ла­ми или не­го­то­во­го и злы­ми пре­ис­пол­нен­но­го. В чем бо зас­та­нет ко­го, в том и пред Бо­гом на суд предс­та­вит, и от дел сво­их всяк или прос­ла­вит­ся, или пос­ты­дит­ся. И ник­то нам в ча­се оном смерт­ном не по­мо­жет, то­чию с Бо­гом доб­рые де­ла.

преп. Моисей

260. КОРЕНЬ ХУЛЫ - ГОРДОСТЬ

На последнее твое письмо вкратце отвечаю, что состояние, о котором спрашиваешь, не подлежит сомнению, потому что имя Господа Иисуса впереди других наименований Божественных произносится. А только вещь весьма сомнительная та, что ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: "Корень хулы есть гордость". Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божии подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу (Пс. 118: 96): широка заповедь Твоя зело. Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и апостол: вси согрешиша, и туне оправдаеми благодатию Христовою. Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Григория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повторяй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы.

Еще писала ты, что приходил какой-то человек, от которого слышался смрад и зловоние, и после возстала на тебя сильная брань, а ты его неосторожно пустила в свою келью; и спрашиваешь меня, кто это такой? Просто человек, одержимый различными страстями, но, думаю, подосланный к тебе подущением вражием. Ты испытала эту брань; а сестра N. испытала сильную и долгую брань после того, как мирская женщина посидела на ее кровати. Вперед обе будьте осторожны в приеме мирских людей, презирая все благовидные к тому предлоги, как я говорил тебе и лично! "Время всякой вещи", — говорит премудрый Сирах. Время принимать людей и время не принимать.

Святые отцы научают предизбирающего молитву другим деланиям, что такой должен оставить и обычную дружбу прежних своих посетителей, а иначе не может иметь успеха в своем делании, оставляя беседу с Богом и беседуя с людьми о вещах и предметах суетных, а иногда и неполезных, и зловредных. Не вотще апостол и святой Лествичник глаголют единое слово: разумели да разумеет.

О чтении отеческих книг не заботься, когда внутреннее чувство к тому не преклоняется. Глаголет некто: стяжи Бога в себе, и не востребуеши книги.

К содержанию

261. С ДЕВУШКОЙ ПОГОВОРИ СПЕРВА В ЦЕРКВИ

...С девушкой, о которой спрашиваешь меня, можешь сперва поговорить в церкви, после службы; если, расспросив ее, увидишь, что она живет по Бозе и по совести, и основательная девушка, то можешь принять ее и в келье, что бы ни было. Если же увидишь в ней неосновательность, то не следует ее принимать.

К содержанию

262. ДЕВУШКЕ ДАВАЙ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ КНИГИ И ИЗБЕГАЙ СПОРОВ

...Девушке, о которой спрашиваешь, лучше всего можешь читать отеческие книги, а поменьше толковать. Сперва можно дать ей авву Дорофея, а потом Марка Подвижника. Принимать же можешь с условием, только не говори, что если будет тебя слушать. А говори так: "Если хочешь принимать отеческое учение, то можешь приходить", а если учения святых отцов не хочет принимать и если будет продолжать спорить, то чтобы не приходила, потому что такие пустые споры и у тебя отнимают понапрасну время, и тебя расстраивают, и ей самой безполезны...

Еще о ходящей к тебе девице. В обращении с нею держись опытного святоотеческого совета: утопающему не давай руки, а подавай только жезл; если в силах будешь извлечь его из глубины, то хорошо; если же сил твоих недостанет, то оставь в его руках жезл твой, а себя сохраняй от потопления. Разумей глаголемое. Если ты от беседы с нею расстраиваешься, то как можно удаляйся, всячески воздерживаясь от беседы спорливой. Кто не хочет слушать слов Священного Писания, того спорами не убедишь, а лишь себе повредишь и расстроишь. Апостол говорит (1 Кор. 11: 16): Аще кто хощет спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия. Мир тебе.

К содержанию

263. ОТ СПОРЛИВОГО ХАРАКТЕРА ТОЛКУ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕ ЖДИ

...Когда ты меня спрашивала об известной девице, то о матери ее не написала мне ни слова, что тоже просится к тебе, между тем, если бы прежде написала мне то, что пишешь теперь, то дело было бы яснее. Впрочем, и не зная еще всех обстоятельств, я тебе писал, чтобы с этою девицею поговорить сперва в церкви, чтобы узнать ее; и весь смысл моих писем более клонился к тому, чтобы ее в келье не принимать. Теперь же, так как обнаружилась путаница от матери, оказывается, что тебе не следует принимать к себе ни матери, ни дочери; если же мать будет наговаривать на тебя матушке игумении, то нужно тебе это потерпеть: пусть будет, что будет, и что Бог даст. Пишешь, что тебе жаль самую девицу, потому что она "жаждет спасения"; но со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе; а если дело затянется, то после труднее бывает развязаться. Пусть эта девица читает авву Дорофея; и если желает, то, как учит этот преподобный и богоносный отец, того пусть и держится.

К содержанию

264. В ОПТИНУ ДЕВИЦЕ МОЖНО ПРИЕХАТЬ, А В СВОЮ КЕЛЬЮ НЕ ПОМЕЩАЙ

...Известная девица, если пожелает, может быть у нас в Оптине. А касательно ее желания поступить в монастырь с тем, чтобы ты взяла ее к себе в келью, то ты сама знаешь, что ей негде поместиться у тебя; и если тебе принять ее к себе, то твоя жизнь должна расстроиться.

К содержанию

265. ИСКУШЕНИЯ ВРАГА - НЕ ОТ ТАЙНЫХ ЛИ И НЕВИДИМЫХ ГРЕХОВ? СО СМИРЕНИЕМ МОЛИСЬ ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ НИХ

Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения.

И ты, разумея хитрость вражию, и вместе пагубу и вред сих страстей, то есть гордости и возношения, старайся смиряться пред Богом и людьми, и с самоукорением исповедуй немощь свою Господу, — да подаст тебе всесильную помощь Свою и избавление. Рек бо Сам Господь: без Мене не можете творити ничесоже. И через пророка глаголет: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. И святой Лествичник от лица страстей, то есть гордости и возношения, говорит: "аще человек выну будет укорять себя искренно и чистосердечно перед лицем Божиим, то презрит нас, яко паутину".

Нет ли, или не кроются ли в душе твоей какие-либо затаенные немощи, ради которых враги доселе крепятся и надоедают тебе до изнеможения? Если и не можешь ничего такого отыскать, то все-таки молись со смирением Богу псаломскими словами: грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади рабу Твою. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа — смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской. Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого.

К содержанию

266. ПРИ МОЛИТВЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И СМИРЕНИЕ

...Враг сильно нападает на вас. Это оттого, видно, что обе вы помолиться любите, а смирения, потребного для сего, должно быть, не стяжали. И выходит, что молитвой вы врага только раздразнили; а не имея нужного смирения, не имеете против него потребного оружия. Преподобный Филофей Синайский, в 13-й главе, говорит: "Многое смирение нам потребно предлежащим к хранению ума о Господе, первее пред Богом и перед людьми... понеже к гордым бесом брань имамы". И преподобный Исихий пресвитер, в 20-й главе, говорит, что подвизающемуся во всякое мгновение времени подобает имети при молитве внимание и смирение: яко с гордыми бесами противными имеет он брань, да помощь Христову в руце сердца имать, зане Господь гордых ненавидит. Прочтите сами указанные две главы во 2-й части "Добротолюбия". Прежде всего рассмотрите свое сердце — не таится ли в душе мысль и мнение, что хоть немножко, да лучше других живете. Такая мысль явно обнаруживает в нас горделивое самомнение, за которое, по слову святого Исаака Сирина, и попускается блудная брань, и мучительство от бесов с этой бранью. Преподобный Марк Подвижник, в "Слове о посте и смирении", говорит: "Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас; ибо все злое и скорбное, случающееся с нами, приключается нам за возношение наше. Если на апостола, чтобы он не превозносился, попущен был ангел сатанин, да пакости ему деет, тем более на нас, когда превознесемся, сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся".

Матери и сестры, умудряйтесь во спасении общими силами, особенно помните, что гнев правды Божией не соделывает.

К содержанию

267. ОБЪЯСНЯЕТ АПОСТОЛЬСКИЕ СЛОВА: ЯКОЖЕ ЧАДА СВЕТА ХОДИТЕ

Всем нам полезно помнить апостольское слово (Еф. 5: 8): якоже чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине. И то же самое слово, в другом месте, апостол повторяет с другой стороны (Еф. 6: 14): Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира. Под словом "истина" должно разуметь заповедь о любви к Богу; возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея. Под словом "правда" разумеется заповедь о любви к ближнему: возлюбиши ближняго своего яко сам себя (см. Мф. 22: 37-39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол и заповедует нам облещися "в броня правды", то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгонящии ны. Словами же "плод благостыни" и "благовествование мира" означается доброта, простота в отношении к ближнему, и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и. Или, как поет ныне Церковь: "Простим вся Воскресением".

К содержанию

268. ПРИ ИСКУШЕНИИ ОТ ДИАВОЛА ПРИБЕГАЙ К ТВЕРДЫНЕ СМИРЕНИЯ

Еще пишешь, что гул продолжается. Что делать?.. Надо терпеть. Святой Иоанн Лествичник пишет, что даже и смиренные люди слышат топоты душевных татей, но ни единым из них искушены быть не могут, потому что ум их, заключив себя в ковчеге смирения, от душетатцев не кра-дом пребывает. Прибегай и ты в сем искушении к твердыне смирения, которая для хищников неприступна. Мир тебе.

К содержанию

269. СТРАХУ ВРАЖИЮ НЕ ПОДДАВАЙСЯ

Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего... Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что всеблагий Господь Божественным Своим Промыслом всячески устрояет о нас благое, полезное и спасительное. Страху же вражию старайся не поддаваться; а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так: "С нами Бог", и прочее. "Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог. Страха же вашего не убоимся ниже смутимся: яко с нами Бог... Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог... И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог. И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог" (см. Ис. 8: 9-17).

К содержанию