320. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ ПОСЫЛАЕТСЯ К ПОЛЬЗЕ ДУШЕВНОЙ
А что здоровье твое стало трухляво — нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной. Кто болезнь телесную принимает и переносит как должно, о том сказано, что елика внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется. А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся. Апостол о себе говорит (2 Кор. 12: 10): егда... немощствую, тогда силен есмь; а с нами бывает более так: немощствует тело, немощствует и душа. Но и в немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться.
321. МОЛИСЬ ЗА СЕСТРУ
Оставь все человеческие мнения и недоумения, и молись за сестру, по совету аввы Дорофея: "Помози, Господи, якоже веси, рабе твоей (такой-то), и меня, грешную, помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити".
Да не безпокоит тебя то, что мать твоя перед смертью имела некоторое оскорбление. Это может послужить ей в очищение согрешений.
322. КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ БОГУ ОТВЕТИТ
Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем — более смотреть свои немощи и свою неисправность, и не заботиться о внешнем поведении других. Кийждо сам о себе отдаст ответ Богу. Больному как телом, так равно и душею, неразсудно ревновать о других.
323. НЕ ДРУГИХ ДОЛЖНО ИСПРАВЛЯТЬ, А САМИХ СЕБЯ
Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам во Евангелии (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей, и держись пути правого. Приветствую сестриц твоих.
324. СХИМА ЕСТЬ ВТОРОЕ КРЕЩЕНИЕ
Не захотела ты в Оптине принять тайную мантию, теперь советую тебе, в день своего Ангела, принять тайно схиму. Смотри, опять не отказывайся, — схима есть второе Крещение, очищающее и прощающее грехи. Если встанешь, что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает; поэтому не усомнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явной мантией.
325. БОЛЕЗНЬ ТЕЛЕСНАЯ НЕВОЛЬНО ОБРАЩАЕТ НАС К БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ
Слышу, что тебя видимо облекли в ризу спасения и во одежду веселия. Возмогай о Господе и в державе крепости Его упованием и надеждой на неизреченное милосердие Божие. Пришедый грешныя спасти, да спасет и нас, немощных и грешных и неисправных. Не вотще глаголет апостол (1 Кор. 1: 29): не похвалится всяка плоть пред Богом. И паки: никтоже от дел оправдится; туне бо спасохомся, верою и упованием на милосердие неизреченное Распеншагося за ны Сына Божия. Точию присно да помним главную его заповедь (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя.
Заповеди сей исполнение особенно требуется в болезненном положении, когда и слабость телесная, и малодушие внутреннее безпокоят и отягощают человека. Должно благодарить Господа за благое Его промышление о нас, грешных, через болезнь телесную, при которой человек, волей или неволей, принужден бывает помышлять о будущей жизни, и о том, как предстать нам на суд Божий. Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего покаяния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и вечное, по сказанному в Евангелии (Мф. 3: 2): Покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Еже буди всем нам получити неизреченным человеколюбием Божиим.
326. МОЖНО ПРЯМО ПОСТРИГАТЬСЯ В СХИМУ, А НЕ СНАЧАЛА В МАНТИЮ
Советую тебе отвергнуть и презреть помысл, смущающий тебя, что ты прямо приняла схиму. Посылаю тебе книгу преподобного Феодора Студита. В завещании преподобного, на странице 337-й, ты сама можешь видеть, что древле святые отцы обыкновенно постригали прямо в схиму; а уже позднейшие отцы начали сперва постригать в мантию.
Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых; в этом великая помощь и милость Божия.
327. В БОЛЕЗНИ ПРЕДАННОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ ОСОБЕННО НЕОБХОДИМА
Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся, подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его. Гнев никогда правды Божией не соделовает, кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу псаломское слово: благо ми, яко смирил мя еси. А в другое время: достойно и праведно сия вся стражду, грех моих ради.
328. НЕ ВСЯКОЕ ВИДИМО БЛАГОЕ ЖЕЛАНИЕ ОТ ГОСПОДА
Уединение тебе не только не будет полезно, но и может усилить душевный твой вред со стороны прелести вражией. Святой Исаак Сирин в 30-м слове пишет: "Не всякое доброе желание бывает от Бога, но впадает подобное желание и от диавола, и сие несть пользующее, но враг поставляет сеть". Ты во всю жизнь свою увлекалась мнимо благим и нерассудным желанием, и оттого повредила себя душевно и телесно. Святой Симеон Новый Богослов говорит о первом образе молитвы, что повредившиеся прелестью вражией, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума, которому подвергаются уединенные. Святой Лествичник пишет, что безмолвие есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии позаботимся и живя с другими, по слову апостола, не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся.
329. ОБ УЕДИНЕННОЙ И СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ
В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть чтобы удержать не только язык от зла, но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь. Прежние разумные пещерные жители жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда апостольское слово: мняйся любити Бога, а ближняго своего ненавидяй — ложь есть. Еще видим в отеческих писаниях, что тогдашние люди уединяющиеся, — совершенные, жили по одному, а не достигшие еще совершенства жили вдвоем и втроем, для познания своей немощи и для снискания кротости и терпения и смирения. Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими для неукрощенного еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей, а то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и через то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи и недостатки, и через то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться мнимым исправлением, и через то впасть в гордость, за которую и ангелов согнали с неба. Впрочем, матери, не для того древние подвижники жили вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них, по немощи человеческой и по наветам вражиим, когда-либо уклонился в непристойное обращение и оскорбление живущего с ним. Так и вы, матери, старайтесь жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не толкуя превратно: "Ты сама о себе пекись, какое до меня дело". В Евангелии сказано коротко и ясно (Мф. 5: 39): аще кто ударит тебя в десную ...ланиту, обрати ему и другую. Бог да поможет нам исполнять словеса сия.