Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

При воз­му­ще­нии серд­ца хра­ни мол­ча­ние, но не злоб­ное, а еже­ли ви­дишь, что злоб­ные по­мыс­лы тай­но в те­бе действу­ют, отой­дя, по­мо­лись Бо­гу за ос­кор­бив­ших те­бя и про­си по­ми­ло­ва­ния их мо­лит­ва­ми: ста­рай­ся всег­да на­хо­дить в се­бе ви­ну, еже­ли в тот раз и не по­да­ла ви­ны, то за преж­ние гре­хи по­сы­ла­ет­ся уко­ре­ние и для об­ли­че­ния на­ше­го бед­но­го уст­ро­е­ния.

преп. Лев

Мы долж­ны о се­бе сми­рен­но мудр­ство­вать и пос­мир­ней меч­тать. А где сми­ре­ние, там не­по­да­ле­ку и спа­се­ние!

преп. Лев

Ес­ли очень за­це­пят те­бя, ска­жи се­бе: „Не сит­це­вая, не по­ли­ня­ешь".

преп. Амвросий

420. ГОСПОДЬ ВЗИРАЕТ НЕ НА НАРУЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАШИ, А НА НАМЕРЕНИЯ

Сестра о Господе, мать N.!

Деньги, посланные на имя Т., получил, также и письмо твое, от 22-го (по почтовому штемпелю). Пишешь, что в дороге была нездорова, а приехав в Киев и вовсе заболела, и лечилась; говоришь, что, по-видимому, нажила себе ревматизм в голове. Что делать? Положись на волю Божию; как Господу угодно будет, тако и да сотворит с нами! Еще описываешь, как неприятна тебе была езда по железной дороге, и каким средством ты ухитрилась избавиться от докучливых разговоров. И сбылось слово апостольское (1 Кор. 3: 18): аще кто хощет мудр быти в вас... буй да бывает, яко да премудр будет. Тебя безпокоит, что к этому средству пришлось тебе обратиться в храме Преподобного Сергия. Но Господь взирает не на наружные наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступает, и если намерение — благое, по Богу, то и можно быть покойным. Потому и других не должно судить ни в каком случае: мы видим только внешние поступки, а сокровенные побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцеведцу Богу. Мир тебе! Мужайся о Господе!

Пишешь, что тебя очень поразило, что вагоны, в которых ты сидела, переехали и задавили мужика, работавшего на дороге, и боишься, как бы на том свете тебе за это не отвечать. Но ты ведь не машина, которая задавила человека, и не машинист, который не усмотрел человека; а только сидела в вагоне, и не видала, куда вас везут.

К содержанию

421. БЛАГОДУШНОЕ НЕСЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ ИСКУПАЕТ ГРЕХОВНУЮ ПРИЧИНУ ИХ. УКЛОНЯЮЩИЙСЯ ОТ ВОЛЬНЫХ СКОРБЕЙ, ВПАДАЕТ В НЕВОЛЬНЫЕ

Сестра о Господе, мать!

Получил письма твои. Очень сожалею о расстроенном здоровье твоем. О причине болезни смущаться не должно; святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание. Попущение же Божие, бывающее на пользу нашу Промыслом премудрым, от нас же и истекает. "Уклоняющийся от вольных скорбей, — говорит Марк Подвижник, — впадает в невольные". И все же к пользе нашей и ко вразумлению нашему, но отнюдь не к смущению.

К содержанию

422. НЕ СЛЕДУЕТ ДОВЕРЯТЬ СНАМ, ОТ КОТОРЫХ СМУЩЕНИЕ

Сестра о Господе, мать!

Двадцать пятого августа получил от тебя письмо, на которое отвечаю вкратце, потому что 8-го августа я заболел, и был очень болен, да и теперь не оправился еще от своей болезни; так слаб, что от обычных своих занятий очень сильно утомляюсь. По этой причине, то есть по болезни моей, следует тебе и приезд твой к нам отложить до первого хорошего зимнего пути; тогда спишемся. А теперь не приезжай... Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобой голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, — и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли; а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на которое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией.

К содержанию

423. О БЛАГОРАЗУМНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА

Сестра о Господе, мать!

Пишешь, что процентов с твоих билетов тебе для прожития не достает, и просишь моего совета — не разменять ли тебе билеты? При этом рассчитываешь, сколько еще проживешь: в одном письме пишешь, что проживешь, может быть, только три года, а в другом — что более пяти лет не проживешь. Напрасно располагаешь продолжением своей жизни, которая зависит от мановения воли Божией и Единому Господу известна; и напрасно на таких погрешительных и неверных догадках и предположениях основываешь денежные свои расчеты и назначения, сколько после себя оставишь монастырю. При скудости твоих средств и при болезненном твоем положении очень неблагоразумно заблаговременно заботиться о благотворении монастырю. Если проживешь более назначенного тобой срока, а между тем распорядишься и вторым твоим билетом, то, прожив первый, чем же ты, больная и немощная, будешь содержаться. Поэтому советую тебе заблаговременно не делать назначения монастырю; сколько останется после тебя из твоего капитала, то и останется в пользу обители. А для того, чтобы не вышло путаниц из того, что билет твой именной, достаточно сделать на нем подпись своего имени, фамилии и звания, и засвидетельствовать эту подпись у нотариуса. Через такую подпись именной билет делается безымянным. Для расходов же твоих достаточно тебе разменять один билет на несколько мелких билетов, которые, при надобности, удобно разменивать на деньги; а на остальную часть капитала будешь пользоваться процентами.

К содержанию

424. ОБ УДОБСТВЕ ИМЕТЬ КЕЛЕЙНИЦУ. О ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ. ЕЩЕ О НЕВЕРИИ СНАМ

Сестра о Господе, мать!

В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницей одни неудобства, а без келейницы другие неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобой было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна, без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: блази два паче единаго; и горе единому, егда падет, и не будет втораго поздвигнути его. Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам, немощным душевно и телесно, жить одним? Разве мы выше Арсения Великого?

Описываешь, что с тобой было в ночь 13-го августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим, и тому, что видишь или слышишь во время молитвы; тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время ее никакого постороннего помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, то есть изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться. К матушке игумении можешь ходить, смотря по надобности, изредка и со страхом Божиим, и с осторожностью; но отнюдь не следует этого делать вследствие виденных тобой снов, в которых она просит твоей помощи. Повторяю, ни снам, ни голосам, ни мысленным внушениям во время молитвы не верь, и по оным не действуй, чтобы душевно не повредиться.

Пишешь, что иногда мать игумения наговаривала на тебя то, чего нет, и ты должна была принудить себя говорить, что это правда. Не понимаю, почему же ты должна это делать? Никакой надобности нет говорить то, чего нет.

К содержанию

425. НА ПОВТОРЯЮЩИХ ОТ СЕРДЦА ИИСУСОВУ МОЛИТВУ ВОССТАЕТ ВРАГ. ДОЛЖНО ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИТЬ ИСКУШЕНИЯ И НАДЕЯТЬСЯ НА ПОМОЩЬ БОЖИЮ. ПРИ ПОБЕДЕ НАД ВРАГОМ НЕ ДОЛЖНО ВОЗНОСИТЬСЯ И ОСТАВЛЯТЬ МОЛИТВУ, ИБО ЭТА МНИМАЯ ПОБЕДА - УЛОВКА ВРАГА С ЦЕЛЬЮ ПОБЕДИТЬ ПОДВИЖНИКА. ПРЕЖНИЕ ГРЕХИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ОТ САМОНАДЕЯНИЯ И ОСУЖДЕНИЯ

Сестра о Господе, пречестнейшая матушка!

Описанное тобой искушение происходит от диавольской зависти. В "Добротолюбии", в главах Марка Подвижника "О мнящихся от дел оправдатися", в главе 88-й сказано: "Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолися: тогда велия и злохудожныя искушения наносит". Просто сказать: враг за сердечную молитву восстал на тебя и хочет отвратить от оной; но ты не покоряйся ему. Искушение это, милостью и помощью Божией, пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враги злохитры и могут, со своей стороны, представить тебе много возражений, а просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Святой Лествичник пишет: "именем Иисуса бий ратники. Несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси". Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что Святейший Сын Божий во время Своей земной жизни с грешниками ел и пил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженного, и дозволил заявленной в городе блуднице прикасаться и лобызать пречистыя Свои нозе. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, иссушает многие и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Манассия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то да дерзают все грешные кающиеся, и тем более, что Манассия, окованный железными узами и брошенный в медный вол, как бы невольно каяся, не могши преклонить телесных колен, преклонил только колено сердца. Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая на помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир грешныя спасти. А безтолковые толки вражеские, делать нечего, потерпи и понеси; через это стяжавается опытность духовная. Знай, и твердо помни, и веруй, что Всеблагий Промыслитель Господь никому выше веры и выше сил не попущает искушения, а если кому и попущаются искушения, то в меру, и в то же время посылается свыше помощь от Господа, Которого нужно призывать во всякое время. Ты в болезни получила некоторую свободу от монастырских занятий, и понудилась часто произносить сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Вот враг вооружился и восстал против тебя. Впрочем, знай и помни, что если, милостью и помощью Божией, враг и прекратит брань, то прекратит только на время, чтобы с большей силой опять напасть нечаянно, как сказано об этом в 3-й части "Добротолюбия", во 2-й главе, святого Исаии отшельника: "Аще будеши противлятися вражде и узриши, яко она, изнемогши, от тебя вспять бежит, да не возрадуется твое сердце. Понеже злоба духов созади их есть. Уготовляют бо рать злейшую первыя, и оставляют ю созади града, и заповедают оной не двигнутися. И аще противитися будеши, противоидя им, бегут от лица твоего от немощи: аще же возвысится сердце твое, яко прогна их, и оставивши град, ови востают созади, ови же остановятся впереди, и оставляют окаянную душу посреде себя, не имущую же убежища. Град есть молитва, настояние же — противоглаголание о Христе Иисусе, шествие же — ярость". Вот видишь, оплошность с нашей стороны состоит в возношении и оставлении молитвы. "А если, по слову Лествичника, ум заключит тебя в твердыне смирения, то только топоты и игры татей сих слышишь, и искушен же ни от единаго быть не можешь". У преподобного Исаии выше сказано о противоречии; но немощным и новоначальным, по совету других отцов, удобнее молиться на помыслы, как можно реже противореча им или совсем не внимая им.

Взялась, сестра, за дело, то не малодушествуй, а будь мужественна, вооружая себя верой и упованием, и будешь ощущать явственно помощь Божию, делом разумевая сказанное у апостола (Еф. 6: 12): несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего.

Неправду говорят враги, что ты прежде много молилась, и не была услышана. Была услышана, но оставила должное хранение, и понадеялась на себя, а может быть кого-нибудь и осудила; от таких причин и возобновилось прежнее искушение. А если будем поступать по ветхозаветной заповеди, "делати и хранити", то силен Господь сохранить нас.

К содержанию

426. В САМООПРАВДАНИИ - ВЫСОКОМУДРИЕ

Сестра о Господе, мать!

Это письмо, давно начатое, не мог я доселе окончить: при немощи телесной, я постоянно таким обременен недосугом, что едва помню, что существую.

Получил я на днях и третье твое письмо, от 25-го сентября. Пишешь об А., и выразилась так, чтобы я тебе верил, а не другим. Во всем твоем объяснении относительно А. проглядывает самооправдание. А эти твои слова, чтобы я другим не верил, а тебе только верил, не смиренномудры, и напротив, показывают высокомудрие. Смиреннее, и проще, и ближе к правде было бы сказать так: "Если другим верите, то верьте и мне; и простите и отпустите мне случающиеся неисправности"...

К содержанию

427. О ПЕРЕДАЧЕ ДЕНЕГ МИРСКИМ РОДСТВЕННИКАМ

Сестра о Господе, мать.

Письма твои от 15-го января и от 4-го февраля получил; но по обычной моей немощи телесной и крайнему недосугу не успел тебе доселе отвечать на вопрос твой о деньгах сына твоего.

Если ты вполне уверена, что они не пропадут, и если можешь со спокойным сердцем отдать их, то можно исполнить желание твоих родных. В противном случае смотри сами. А я положительно ничего не могу тебе сказать, тем более, что недавно был в Белевском Девичьем монастыре подобный случай, который нехорошо кончился.

Мать взяла у дочери, которая живет в этой обители, последние ее деньги для сына своего. Сын прожил эти деньги; а теперь сама мать пришла в монастырь жить к дочери.

К содержанию

428. ЕЩЕ О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВИДЕНИЯМ. О БОРЬБЕ С ВЫСОКОУМИЕМ И О ТОМ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО ПОНУЖДАТЬ СЕБЯ К ТЕЛЕСНЫМ ТРУДАМ СВЕРХ СИЛЫ

Сестра о Господе, мать!

Твоих писем без ответа набралось до шести. Между прочим, ты пишешь о поездке своей в Почаевскую Лавру, и говоришь, что здоровье твое там было хорошо, но возвратившись, опять стала болеть. Потом описываешь, как в праздник Смоленской Божией Матери в Лаврском соборе, вздремнув, видела двух голубей, на тебя спускающихся, и потом слышала глас: "Готовься к Сыну Моему". Затем ты подробно объясняешь свои недоумения, что затрудняешься и принять, и отвергнуть этот глас. Я тебе уже не раз и говорил, и писал, что в подобных случаях следует держаться совета преподобного Марка Подвижника, который в 28-й главе "О мнящихся от дел оправдатися", пишет так: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное". Поэтому оставь слышанный тобой глас без всякого значения. Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего во Евангелии: будите готовы: яко, в онъже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24: 44). Пишешь, что если начнешь готовиться, и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом. Например, сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим, и отвергай гордые и всякие другие, Богу противные, помыслы. Все святые считали себя худшими всех, землей и пеплом; значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами. Еще писала ты, что, когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земные поклоны, и спрашиваешь, как же тебе быть. И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его, и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых тридцати молитвах каждой сотницы при исполнении четочного пятисотного правила.

К содержанию

429. ВО ВСЯКОМ ПРЕБЫВАНИИ НАДО ЖИТЬ БЛАГОУГОДНО

Сестра о Господе, достопочтеннейшая мать!

Письмо твое, от 20-го февраля, получил. Писала ты, что от казначейства отказалась. Если удалось тебе избавиться от казначейства, поздравляю тебя. А если, несмотря на твой отказ, тебя все-таки избрали в казначеи, опять поздравляю. Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, то есть в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью.

К содержанию