Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Крест­ное зна­ме­ние долж­но на се­бе по­ла­гать или с име­нем Свя­той Тро­и­цы, про­из­но­ся: „Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха", или с име­нем Еди­но­го от Тро­и­цы, нас ра­ди во­че­ло­веч­ша­го­ся и во­лею рас­пен­ша­го­ся, про­из­но­ся: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­на­го".

преп. Амвросий

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

290. ДЕРЖИСЬ СТРАХА БОЖИЯ, ХРАНЕНИЯ СОВЕСТИ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАПОВЕДЕЙ

Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих; тогда тебе видно будет, как нужно будет поступать в маловажных случаях, соображаясь с местными обстоятельствами. В чем окажешься виновной пред Богом и пред людьми, в том приноси покаяние и смиряйся, не дерзай никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае старайся возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что ты дала повод к скорби своей неосторожностью и неискусством.

К содержанию

291. ВСЯКОЕ ПОСЛУШАНИЕ СЧИТАЙ ПОРУЧЕННЫМ ОТ ГОСПОДА ЧРЕЗ ЛЮДЕЙ

В письме своем описываешь свои немощи и просишь моего грешного совета, чтобы тебе исправиться. Старайся поступать во всем по заповедям Божиим, и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно тебе поручено от Господа через человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение. Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай, и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на кого. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Твори молитву непрестанно в сердце: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя, грешную".

К содержанию

292. ПО ПРАЗДНИКАМ НЕ РАБОТАЙ, ПОКОЙНИКОВ НЕ БОЙСЯ

По праздникам не следует работать; довольно будних дней. Покойников не бойся, ведь ни один не встал. Этот страх от врага душевного; твори постоянно молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", и не бойся, преодолевай свой страх, и Бог тебе поможет.

К содержанию

293. БОЛЬНЫМ ОБЛЕГЧАЕТСЯ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Пишешь мне о своем болезненном состоянии, что ты изнемогла до крайности, а между тем общая трапеза не может тебя удовлетворить, вследствие чего часто ропщешь. И, несмотря на такое изнеможение, ты наложила на себя подвиг ходить ко всем службам церковным и, кроме того, ежедневно прочитываешь в келье Акафист, Евангелие и Псалтирь, по главе, вследствие чего тебе нет времени отдохнуть и нет усердия к послушанию. При твоей болезненности можешь к церковным службам в будни совсем не ходить, потому что и здоровым можно оставаться только до Шестопсалмия, кто имеет послушание. Келейное правило, которое ты на себя наложила, советую совсем оставить и употреблять это время на отдых, тогда и к послушанию будет более охоты, и дух будет спокойнее.

Не забывай, что послушание — выше поста и молитвы, а от ропота старайся воздерживаться по мере сил.

Продолжай исполнять заповеди отца П. и по праздникам отнюдь не работай. Возверзи печаль свою на Господа и Той тя препитает.

К содержанию

294. САМОВОЛЬНОЕ СТАРЧЕСТВОВАНИЕ И ВЫСОКОУМИЕ ДОВОДИТ ДО ИСКУШЕНИЙ

В письме, присланном с матерью казначеею, и в другом, пишешь что-то о высоком, о внутреннем поучении, об умной молитве, что молитва у тебя сама собою действует и вовремя! Что-то это непохоже на настоящее делание, и предвещает более опасность, нежели успех духовный. Духовная наша мера с тобою еще очень мала; ретишься к высокому, и пишешь мне о высоком, а о низком умалчиваешь, говоря только как бы мимоходом, что с тобою случаются иногда скорби, а какие — не объясняешь. Прямее сказать: ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты, по-своему, без дальних объяснений, называешь случающимися скорбями, умалчивая о не благословенном своем учительстве, за которое, мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от М.П., как бы избегая похвалы, тебе приписуемой, а потом сама стала домогаться сего непрошенным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи М.П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему. Хотя О... о твоем отце духовном говорит справедливо, что он человек многогрешный, но тебе слушать это молча не должно. Феодор Едесский пишет: "Всякого, хулящего твоего отца духовного, заусти", то есть всякому такому заграждай уста; пусть так толкует где хочет, и с кем хочет, но ты сего толковать перед тобой не попускай, повторяя: "Толкуйте об этом, где хотите, но предо мною неприлично вам этого говорить, да и вам самим это без душевного вреда и ответственности не обойдется". Если не послушают, проси себе, по этой причине, у матери игумении другую келью. Ты желаешь построить себе келью. Если есть деньги, то строй и проси о месте мать игумению прямо, когда мать казначея не оказывает содействия. Тебе не хочется иметь место для кельи далеко от церкви, тогда как лезешь в число подвижных, забывая, что все древние подвижники избирали себе некоторые неудобства, для утруждения своего понуждения. Где назначат место, там и должно строить, если есть деньги.

Ты о многом меня спрашиваешь, а забываешь то, что я тебе говорил лично. Помню, что я тебе не советовал проходить умную молитву, а творить сию молитву по твоей мере устно, как пишет святой апостол Павел (Евр. 13: 15): выну приносяще жертву хваления, сиречь плод устен, исповедающих Господеви; умом же призывать Божию помощь лишь тогда, когда найдут скверные помыслы, и устно сотворить молитву бывает неудобно, по причине близкого присутствия других, или идет церковная служба.

Ты же так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца, во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очищения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали — что же?.. Услышали: "мяу", — кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние. Прочти в книге Марка Подвижника, в русском переводе, сперва слово 5-е: "Советы ума своей душе", потом слово 3-е: "О покаянии, приличном равно как начинающим и средним, так и совершенным"; и затем там место, где сказано, что покаяние не совершается (не оканчивается) до гроба, и имеет три свойства, или части: очищение помыслов, терпение находящих скорбей, и молитву, то есть призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие две части там нетверды бывают.

К содержанию

295. О БЛАГОРАЗУМНОМ МОЛЧАНИИ

Сама ты написала, что скорбишь о своем излишнем глаголании, и ревнуешь о благоразумном молчании; а с компаньонкой и поневоле должна будешь лишнее говорить. Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородию. Впрочем, я хорошо не знаю М.Г. ... Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: "Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось". Но это человеческое замечание. Господь же глаголет во Святом Евангелии (Мф. 18: 20): идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори. Один мудреный юродивый толкует: "Гусь да гагара — неладная пара". Впрочем, у нас, на скотном дворе, умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание. Случалось, что некоторые станут приставать к нему с разными вопросами, он встанет и пропоет им: "Ангел вопияше Благодатней", и опять сядет молча, почесывая в голове, или роясь в своей сумке, как будто бы что-то отыскивает. Если бывало кому что-либо скажет, то помни и не забывай. На многих сбывались слова его.

Я все это видел, и никак не научился благоразумному молчанию, — под разными благовидными предлогами, увлекаясь многоглаголанием, в котором, как сказано, несть спасения. Хочу все исправиться, а старая привычка не допускает. Помолись о мне, грешном, чтобы положить начало.

К содержанию

296. НЕ ТАК ЖИВИ, КАК ХОЧЕТСЯ, А КАК БОГ ВЕЛИТ. НЕПРИЯТНОСТЬ ОТ ДРУГИХ ПО ВНУШЕНИЮ ДИАВОЛА, НЕ ТЕРПЯЩЕГО ВНИМАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВЕННИКОВ

Лучше подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: "Не живи, как хочется, а живи, как Бог приведет". В первом письме ты писала, что тебе очень хорошо; а вскоре, во втором, пишешь, что тебе очень нехорошо. Не напрасно святой апостол Павел написал, что все хотящии благочесто жити, гоними будут. И Сам Господь глаголет во Евангелии: будите... мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10: 16). Змея, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное — веру и незлобие. Некто из святых сказал: "Ежели кто поистине любит Бога, тот не будет возмущаться, хотя бы и целый мир досаждал ему". А ты от нужды скорбей и стесненного положения стала преклоняться и на то, что, пожалуй, хоть бы и назначили куда-нибудь на начальство, например, хоть в Н... В К... тебе тесно от скорбей и уничижений; а в Н... нелегко будет и несвободно от забот житейских.

Волей и неволей, а нельзя не заботиться о делах обители и о поведении сестер. Впрочем, да будет о нас по воле всеблагого Господа, хотящего всем спастися и в разум истины приити. Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд человеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: "Отче наш... да будет воля Твоя". Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояют о тебе полезное, якоже Им угодно. Я прежде писал, и теперь опять повторяю то же, что все эти нападения на тебя, со стороны других, происходят по ухищрению вражию, чтобы воспрепятствовать тебе заниматься внимательно молитвою. Покойный игумен отец Антоний, брат архимандрита отца Моисея, говаривал: "Внимательная молитва молящегося — врагу нож по горлу". Ты сама заметила это на твоей келейной, которая ни с того, ни с сего придирается к тебе, и не хочет делать то, что нужно, при всем том, что тебя любит. Кольми паче тебе нужно разумевать это относительно других, что не все и не всё они это по злобе делают, а более — по внушению и наущению исконного врага, который хочет отлучить тебя от внимательной молитвы, и вместе с тем от любви к ближним. А любовь эта, по слову апостольскому, долготерпит, милосердствует, и николиже отпадает от благорасположения к собратьям, искушаемым от общего врага нашего, частью же и от своей немощи. Если твердо это будешь помнить, то не будешь безполезно смущаться. Несколько лет назад у нас был один князь, который учился молитве у одной опытной молитвенницы. Она говорила ему так: "Когда ты мирен и покоен, молись: "Господи! помилуй мя, грешнаго"; когда же помыслы будут переноситься на других, по какой-либо причине, то молись так: "Господи! помилуй нас", и успокоишься". Делай и ты так. Тогда и меньше будешь безпокоиться; и будешь разумевать, что все мы подлежим ошибкам и заблуждениям, и нередко под благовидными предлогами, как сказано в Евангелии (Ин. 16: 2): приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу. Немудрено, что и досаждающие тебе так мудрствуют. Поэтому и потребно нам снисходить ближним нашим по Евангельской заповеди о любви. Ежели кого мы любим, тому мы во многом снисходим, и многое прощаем. С другой стороны, и по другой причине прощаем, как свидетельствует авва Дорофей, когда находимся в благом устроении, как сама ты с удивлением заметила, что не сердилась на свою келейную, когда она тебе противилась. При этом поминай и Евангельское слово (Мф. 5: 11): Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.

К содержанию

297. НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ НЕ ВСЕМ И НЕ ВСЕГДА МЕШАЕТ СПАСАТЬСЯ. В ЧЕЛОВЕКЕ БЫВАЕТ ТАЙНОЕ ДОБРО, ВИДИМОЕ ОДНОМУ БОГУ. КАК ГОВОРИТЬ С НЕИСКРЕННИМИ ЛЮДЬМИ

Сообразно с твоим устроением душевным и настроением духовным писано было тебе, что начальство, добровольно принятое, может помешать твоему безмолвному настроению и старанию удержать неослабную молитву. Также и сказано тебе в видении, чтобы не увлекаться земными и суетными попечениями. А ты в своем письме, просто-запросто, выразилась, что начальство мешает делу спасения, тогда как сама знаешь, что многое множество лиц начальственных получили не только спасение, но и славу Божию. Да и писано было тебе, что если кто спутается на молитвенном подвиге, то Промыслом Божиим устрояется на начальство, чтобы не подвергся совершенной прелести вражией. Исправь свою ошибку, и впредь разумевай, — что говорится кому-либо в частности, и что говорится вообще ко всем. Также, иное есть, что творится по воле Божией, и совсем другое, что творится по избранию собственной нашей воли. И в сонном видении тебе было сказано, что пора тебе разумевать. Тебе желательно, по примеру Киевского старца Парфения, ежедневно читать 300 раз: "Богородице Дево, радуйся". Можешь это делать. Только не смущайся, если по какой-либо причине не удастся тебе исполнить это предназначение. Самоукорение в своей неисправности полезнее благовидного смущения. Пишешь, что в день Ангела матушка игумения была у тебя в гостях, и своей исходной молитвой удивила тебя. Вот тебе урок разумевать, по слову аввы Дорофея, что у иного есть такое тайное добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Человек может видеть только видимое, Господь же зрит самые глубины сердечные. Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: "Он хоть и согрешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь". И таким разумением поставил себя ниже грешащего. Вот как древние святые отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от суждения и осуждения. Спрашиваешь, как тебе обходиться с людьми неискренними, и у которых при разговоре нередко бывает задняя мысль... Зная это, отвечай, соображаясь с настроением того, кто с тобою говорит. Преподобный Исаак Сирин пишет: "С недугующим завистию глаголи со охранением", чтобы завистливый, по своему устроению, не перетолковал и благие слова в худую сторону. Наперед придумай несколько общих выражений, и ими отделывайся от неискренних толкунов. Большей частью говори: "Не знаю", а во избежание лжи говори: "Не знаю, как вам сказать; я не вслушалась, хорошо не поняла". А иногда: "Это не по моей части, это выше меня; я в подобные дела не вхожу". А если издали увидишь, что тебе приходится встретиться с таким человеком, удвой шаги, и отвечай: "Мне недосужно". Если будешь осторожна, то Бог научит и вразумит, как обращаться с такими людьми. Старших и равных предваряй приличным поклоном; а младшим отвечай приличным поклоном. Страх Божий и хождение в присутствии Господнем вразумит и научит нас достодолжному обращению с другими. Полезно нам всегда помнить, как мыслила блаженная Феодора, которая, при противном обращении с ней других, говорила себе самой: "Ты недостойна любви ближних". В заключение письма скажу о виденном тобою во сне, какая толпа искусителей-врагов окружила тебя, и сказано было, что пора тебе разумевать, что эти искусители также окружают и искушают и других, и что по их искушению и внушению бывают разные путаницы, и неприятности, и оскорбления друг другу. Когда будешь это знать, и уразумевать, и понимать, тогда и будешь неразсудно огорчаться на других, а снисходительно смотреть на все человеческие путаницы. Не без причины святой Лествичник написал, что Господь от поступающих в монастырь конца ожидает, каков будет.

Благополучного конца да сподобит Господь и нас, немощных.

К содержанию

298. ЧИСТОТА ДУШЕВНАЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ВИДЕТЬ ЗЛОБЫ ЧЕЛОВЕКА

Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина?.. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно, в подобных выражениях: "Не знаю, что вам сказать"; иногда: "Это не по моей части"; иногда: "Это меня не касается"; или: "Это выше меня", а иногда отвечать молча, одним поклоном, и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: "Стараться не видеть злобы человека". В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову, и не знаем, какой кто получит конец, и в единонадесятый час пришедших Господь приемлет покаяние, и таковым повелевает первым раздавать награды; а прежде пришедших упрекает, что в них око лукаво, яко Аз благ есмь. Всех Господь хощет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь, и не выставляли свои заслуги, потому что все туне спасаемся благодатию Христовою. Потребно всем нам помнить и не забывать Евангельское слово Самого Господа (Лк. 17: 10): егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы. Ежели очень уж неудобно будет жить в новопомещенной келье ради многолюдства живущих близ и шумящих, то повремени; помолясь Богу, можешь у матушки игумении попросить келью более удобную. Даст — хорошо, а не даст — понуждайся потерпеть, смиряясь и считая себя недостойной лучшей кельи. При этом хорошо помнить, что Лот, когда в Содоме с многолюдством жил, праведным был; в Сигоре же, обезпечившись удалением от всех, тяжко согрешил. Опять скажу о твоих деньгах у родных, что хорошо бы их устроить так, чтобы получать их на содержание безмятежно и много не думая, и не заботиться о них. Совершенное нестяжание по настоящему времени невозможно. С помощью Божией умудряйся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по апостольскому слову, состоит из четырех частей: долготерпите ко всем... всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5: 14-16). Начинать должно с последнего, то есть с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением.

К содержанию

299. ОТ СЕБЯ И ОТ БЕСОВ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ НЕ УЙДЕШЬ

Писала ты, что в своем монастыре терпишь скорби, и желала бы перейти в другой монастырь... Но от себя и от бесов куда можно уйти? Скорбишь, что тебя от должностей отставили... Но в этом случае должно видеть Промысл Божий о тебе, Который через это доставляет тебе свободу и возможность упражняться более и более в молитве. Поэтому не скорбеть должно об отставлении тебя от должностей, а благодарить за сие благодетеля Бога. А что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очищен в тебе внутренний человек. А это самое должно наклонять тебя к смирению, которое при молитве крайне необходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят оные людям, чем более замечают их стремление к Богоугождению, и в особенности желающим упражняться в молитве, которая для них несносна.

Милосердый Господь да вразумит тебя, и да укрепит в постигших тебя скорбях, а аще будет Его святая воля, да облегчит оные, насколько для тебя это полезно и потребно.

К содержанию