Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Что­бы лег­че пе­ре­но­сить стра­да­ния, на­до иметь ве­ру креп­кую, го­ря­чую лю­бовь ко Гос­по­ду, не при­вя­зы­вать­ся ни к че­му зем­но­му, все­це­ло пре­дать­ся во­ле Бо­жи­ей.

преп. Никон

В скор­бях и ис­ку­ше­ни­ях Гос­подь по­мо­га­ет нам. Он не ос­во­бож­да­ет нас от них, а по­да­ет си­лу лег­ко пе­ре­но­сить, да­же не за­ме­чать их.

преп. Никон

Гос­по­ду хо­чет­ся, что­бы мы сми­ри­лись и по­хо­ди­ли бы на Не­го, Сми­рен­но­го и Крот­ко­го, и по­нес­ли бы, по­доб­но Ему, скор­би, хо­тя и не та­кие, ка­кие Он нес за на­ши гре­хи, а ма­лень­кие и в ты­сяч­ную до­лю, а мы и сов­сем не хо­тим Бо­жи­е­го, а чтоб неп­ре­мен­но бы­ло – хоть ху­же, да на­ше.

преп. Анатолий

330. СОВЕТУЕТ НЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ПРИНЯТЬ КЕЛЕЙНОЕ ПОСТРИЖЕНИЕ

Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять тайное пострижение, как делают это другие серьезно больные, из опасения, чтобы не перейти в вечность без пострижения, прожив довольно лет в монастыре; а желаешь получить мантию видимую, то есть длинную, церковную. Не знаю, дождешься ли ты этого. Из жития Киево-Печерского преподобного Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом. Разве ты выше этого преподобного? Советую тебе молиться этому угоднику Божию, чтобы он, предстательством своим у Господа, помог тебе избавиться от немощей душевных, ради которых посылаются и болезни телесные. Знай, что желать видимой мантии больному человеку есть явное тщеславие. Впрочем, я не убеждаю тебя к тайному пострижению, так как это дело совершается и должно совершаться по добровольному желанию разумеющих оное. Ибо образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантией. Хорошо тому, у кого большое смирение, а не тому, у кого длинная мантия. Мантия, длинная и короткая, обе не имеют рукавов, чем означается то, чтобы носящий их не делал ничего по ветхому человеку, тлеющему в похотех прелестных, от чего всех нас да избавит всеблагий Господь милосердием Своим.

К содержанию

331. ПОКОРИСЬ НЕОБХОДИМОСТИ В НЕУДОБНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р... ского трона. Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле Божией. Силен Господь пропитать нас и устроить о нас полезное и душеполезное. Поживи, сколько будет возможно, у м. N, а после видно будет — что и как. Господь питает и птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, а гнездо устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческие не обращай большого внимания, а только старайся сама поосторожнее говорить.

К содержанию

332. О БРАНИ ПЛОТСКОЙ

Тебя безпокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе, кажется тебе, кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Небесной и Ангелу Хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Так же нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. Это вернее.

К содержанию

333. В БОЛЕЗНЯХ ПОТРЕБНО ТЕРПЕНИЕ СО СМИРЕНИЕМ

Хронические болезни, как телесные, так и душевные, неудобно лечатся, но у Бога все возможно, только потребно терпение со смирением. Притом должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй; если что другое почувствовала — так и передавай; тогда врачевание лучше пойдет Божией помощью, только не должно малодушествовать, а терпеливо ожидать измены от десницы Вышняго.

К содержанию

334. НЕ ДУМАЙ, ЧТО МНЕ ТЕБЯ НЕ ЖАЛЬ

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз. Что ты не хлопочешь о средствах, когда ты думала все воздухом питаться. А вот теперь дело и дошло до великого недоумения, даже и до слез; и твое самоукорение опять тебе говорит, что мне тебя не жаль. Ведь такое увертливое; не скоро сознается в своей ошибке, а всегда найдет сказать что-нибудь, хоть побочное. Впрочем, не унывай, а лучше надейся на всеблагий Промысл Божий; силен Господь пропитать нас.

К содержанию

335. НЕ ВИНИ ДРУГИХ - ИЩИ УСПОКОЕНИЯ В ЧИСТОЙ СОВЕСТИ

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других, — и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть — сама себе успокоение, зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.

К содержанию

336. ВСЯК САМ ЗА СЕБЯ ОТВЕЧАЕТ

Все прочитал, и все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе — и довлеет нам.

К содержанию

337. УЧИСЬ ПОНИМАТЬ МОНАСТЫРСКУЮ ЖИЗНЬ. В БОЛЕЗНЯХ НЕВОЛЬНЫХ МИЛОСТЬ БОЖИЯ СОКРЫТА

Учись понимать и монастырскую жизнь; когда поймешь, тогда можешь понуждаться и на самое дело, от которого укореняется мир в душе, премогающий всякие неудобства. "В болезнях невольных милость Божия сокрыта", — говорит преподобный Марк Подвижник.

К содержанию

338. НЕ НАДО МАЛОДУШЕСТВОВАТЬ, НО ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИ БОГА

Мир тебе и Божие благословение, и всякое утверждение в добром и спасительном, и, прежде всего, в мире душевном и всяком мужестве и долготерпении и удалении от всякого малодушия, зело отягчающего немощных душой и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся приятное и неприятное, и никого не винить, кроме себя самих, за многое и во многом повинных; других же винить — нисколько нас не успокоит, а еще более смутит.

К содержанию

339. ЕСТЬ СПАСЕНИЕ И ВНЕ МОНАСТЫРЯ, НО С БОЛЬШИМ ТРУДОМ

Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом велиим. Хотя и в монастыре спасение не без труда, но зато, и кроме спасения, в монастыре может человек достигать и совершенства христианского, если только достодолжно потрудится смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей Божиих.

К содержанию