Аудио-трансляция

За­висть про­ис­хо­дит от гор­дос­ти и, вмес­те, от не­ра­де­ния к ис­пол­не­нию долж­но­го. Ка­ин по­не­ра­дел при­нес­ти изб­ран­ную жерт­ву Бо­гу. А ког­да Бог за та­кое не­ра­де­ние през­рел его жерт­ву, а усерд­ную и изб­ран­ную жерт­ву Аве­ля при­нял, тог­да он, объ­я­тый за­вистью, ре­шил­ся убить и убил пра­вед­но­го Аве­ля. Все­го луч­ше ста­рать­ся ист­реб­лять за­висть в са­мом на­ча­ле сми­рен­ною мо­лит­вою и сми­рен­ною ис­по­ве­дию и бла­го­ра­зум­ным мол­ча­ни­ем.

преп. Амвросий

360. ВРЕМЯ ЗАНЯТЬСЯ СВОИМ ВНУТРЕННИМ УМИРОТВОРЕНИЕМ, КОТОРОЕ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО ИЗБЫТКА НЕ ЗАВИСИТ

Како ты и в каких вещах пребываешь? Что творишь, что говоришь и что помышляешь: полезное ли, или не полезное? В первом — да утвердит тебя помощь Божия, и от последнего — да избавит. Время уже оставить малодушие, и пора заняться душой своей как следует, стараясь стяжавать все спасительное в терпении и умиротворении внутреннего своего расположения. Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верой и упованием возложится на Всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь, и вперед силен сотворить сие. Посему возверзим печаль свою на Господа.

К содержанию

361. ТЕРПИ НЕУДОБСТВА

Когда будет тебе стужать дурной запах, то говори себе: во аде хуже запах, да с разными мучениями без конца; а за потерпение этого запаха меня силен Господь избавить от адского, с его безконечными мучениями.

К содержанию

362. ПОЛУЧИВШИЙ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ СВОИХ И НАСЛЕДОВАВШИЙ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ МОЖЕТ ВСПОМИНАТЬ О НИХ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ К МИЛОСЕРДИЮ БОЖИЮ

Господь тебе да простит малодушие твое и другое прочее. Когда больной выздоровеет совершенно от болезни, тогда он не может вспоминать с неприятностью о своей болезни. Так и грешник, получив прощение грехов и наследовав Царствие Небесное, не может уже там с неприятностью вспоминать грехов своих, а напротив, с благодарностью к милосердию Божию.

К содержанию

363. СЫН БОЖИЙ ЖИЛ В УБОЖЕСТВЕ, И МЫ НЕ ДОЛЖНЫ УНЫВАТЬ ОТ БЕДНОСТИ

Воплотившийся Сын Божий, ради спасения нашего, не благоизволил жить на земле, в доме богатых и славных, а родился в убогом вертепе и воспитывался в доме простого древодела. Мы же, поступив в монастырь ради получения спасения, через прощение грехов своих, како мудрствуем?., не вопреки ли образу Сына Божия? Сего ради укорим себя и смиримся, и тогда обрящем успокоение.

К содержанию

364. ВСЕ ПРОСТОЕ БЛИЖЕ К БОГУ

Чадце уединенное N!

Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение во всем добром, благом и спасительном! Рассмотри прежде мое письмо, писанное тебе по поводу оскорбления твоего, что позвали тебя на чай с простыми. В нем увидишь, что все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. Я писал тебе с намерением указать средство духовное, как успокаивать себя, когда взбунтуется наше оскорбленное самолюбие. Все прошедшее тебе Господь да простит и да утвердит тебя на будущее время. Знаю, что тебе жить не безтрудно, но труд сей и неудобства временные; блаженство же в Царствии Божием за сие вечно и безконечно. Потерпи, чадце, уповая на милость и помощь Божию. Имя твое N, а сказано, что надежда не посрамляет.

Грешный Амвросий

К содержанию

365. ПЕРЕМЕНА МЕСТА НЕ СПАСЕТ ОТ ТОСКИ. СПАСЕШЬСЯ СМИРЕНИЕМ

Рукоделия чужого лучше не бери, а ходи в церковь, и дома занимайся чтением и молитвой; от уныния же можешь заняться своим рукоделием, не на срок, и это после за что-нибудь продашь. Господь доселе промышлял о тебе, и далее силен это сотворить, подая потребное к жизни. Переходить в другое место — эту мысль выкинь из головы; куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь, с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это — первое; второе же — где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно; свидетели тому и Ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том, со смирением, без самооправдания. Тогда силен Господь и нам, немощным, явить Свою милость и даровать наследие в Царствии Небесном, по сказанному во Евангелии (Мф. 11: 12): Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают оное. Особенно же пред матушкой игуменией понуждайся смиряться, и не толкуй ее поступков и обращения с тобой так превратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобой по памятозлобию; я думаю, что просто, во-первых, как начальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее, и Богу приятнее. Сонные мечты, устрашающие тебя О-гою, более происходят от твоего недовольства и гневного расположения духа, а не оттого, отчего ты думаешь. Ближе всего в ней гнездится тщеславная ревность, чтобы ты более с ней занималась, нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся подобные вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не обращай внимания. Впрочем, дальше виднее будет, а может быть, и без того будут перемены.

К содержанию

366. ВЕЛИКАЯ МУКА ОЖИДАЕТ НАС, ЕСЛИ ОТВЕРГНЕМСЯ ДАННЫХ ОБЕТОВ

Теперь не хотим потерпеть малой и маловременной скорби, а как там, после смерти, стерпим скорбь безконечную, мучение невыразимое, если отвергнемся обетов, недавно нами данных! Верю всему, что тебе трудно, очень трудно — и от болезни, и от плохой прислуги, но ведь вдруг все исправить нельзя; потерпи несколько, а между тем поищем возможности избавиться от N досаждающей. Ее и теперь можно отослать, но с кем же останешься одна в большом доме? Пока говори ей, что держать ее не будешь, если будет чудить.

К содержанию

367. ДЕЛА НАШИ ДЕЛАЮТСЯ НЕ БЕЗ ПРОМЫСЛА БОЖИЯ

Письмо твое получил, в котором объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению — и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении, и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала. Верховным апостолам попущено было искушение: Петру — отречение от Христа, а Павлу — гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святый, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь. Впрочем, никого презирать не следует. Мы не знаем, какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: "вздохнут и рекут: како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих".

Ты имеешь тайное, а явное можешь получить в свое время; поэтому, оставив все внешнее, позаботься о внутреннем спасении.

К содержанию

368. ТЕОРИЯ ПОХОЖА НА ПРИДВОРНУЮ ДАМУ, А ПРАКТИКА - НА МЕДВЕДЯ В ЛЕСУ

Главное твое безпокойство произошло оттого, что матери не захотели исполнить одного твоего желания: прибавить два года, чтобы получить тебе явное пострижение в мантию. Тебе кажется, что стыдно против других, когда младших и худших постригают. А такое обстоятельство нисколько не мешает спасению, а еще больше содействует оному. А в Шамординской общине все младшие, и младшими все дела управляются. Кроме того, можешь ли ты понести общежительной пищи, общей со всеми в трапезе, которая нередко бывает довольно грубая.

Преосвященный Феофан не так давно писал своей дочери духовной, у которой много планов и предположений, а она письмо это переслала ко мне. В этом письме сказано: теория похожа на придворную даму, а практика — на медведя из леса. Но чтобы без толку не толковать, испытаем твое предположение на самом деле. Потерпи до весны, а весной приезжай на месяц или более, и поживи в Шамордине, ходя в трапезу наряду с другими, а потом и потолкуем. Тогда сама увидишь, можешь или не можешь в юной общине жить без значения и на грубой пище.

К содержанию

369. ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ СКОРБИ МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ. ЧИТАЙ ЕВАНГЕЛИЕ

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: "Спаси, Господи, и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне, окаянной и грешной". Молиться так имеешь Евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего (Мф. 5: 44): любите враги вашя ...благотворите ненавидящым вас... благословляйте кленущыя вас... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы. Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так, с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее.

Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали; понимаешь-не понимаешь, — читай. Благодатное слово Евангельское сильно прогонять скуку и уныние, и успокоит тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной Евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Господь и через апостола глаголет (Рим. 12: 19): Мне отмщение, Аз воздам, то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.

К содержанию