Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ми­лос­ты­ня ду­хов­ная боль­ше ве­ще­ст­вен­ной; кто не уде­ля­ет ближ­не­му, сам поль­зу­ясь, тот скуп есть и не­ми­лос­тив.

прп. Макарий

Бог Сам жи­вет в том че­ло­ве­ке, у ко­то­ро­го мир­ное серд­це. Глав­ное: счи­тай се­бя ху­же всех, не ищи ни люб­ви, ни чес­ти ни от ко­го, а са­ма ко всем оные имей – вот и улу­чишь мир! А как толь­ко нач­нешь ис­кать, что­бы дру­гие те­бя за­ме­ти­ли да отыс­ка­ли бы в те­бе дос­то­и­н­ства и не­ко­то­рые доб­ро­де­те­ли, тог­да про­щай, мир ду­шев­ный!

прп. Анатолий

Где Бог – там и мир. И про­тив­ное са­мо се­бя по­ка­зы­ва­ет: где за­висть, враж­да, не­тер­пе­ние, са­мо­лю­бие – там и ди­а­вол. Где ди­а­вол – там и все гу­би­тель­ное, гор­дое, враж­деб­ное.

прп. Анатолий

310. НАЧАЛЬНИЦА НЕ ВСЯКОМУ СЛОВУ ДОЛЖНА ВЕРИТЬ. ЩЕГОЛЬСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ОБЩИНЕ

Ты, между прочим, еще поучишься, что начальнице не следует всякому слуху верить, и особенно тем лицам, в которых заметна зависть и ревность и недоброжелательство, или искательство, или искание своих си. Прежде всего должно начальнице иметь чистое намерение, во всем действовать по Богу и по Божию, и молить прилежно Господа и Царицу Небесную, чтобы вразумили и помогли в этом. Также нужно помнить и не забывать, что в монастырь приходят не только неопытные, но и немощные, и с прежними привычками, для исправления которых и поступают в монастырь. Все это нужно начальнице рассматривать, и знать, и помнить, и, соображаясь, действовать по потребности.

Я все забывал тебе написать, что желание мое такое, чтобы в Общине щегольства не заводилось, во избежание чего следует всем сестрам носить, по крайней мере, верхнее платье из тонкого сукна, называемого мухояром. Для примера можно и самой начальнице носить мухояровую рясу. Покойный Киевский митрополит Филарет во всю жизнь свою носил мухояровые подрясник и рясу, разумеется, из хорошего мухояра.

К содержанию

311. ГДЕ ДЕЙСТВУЮТ ПО БОГУ, ТАМ И БОГ ПОДАЕТ СВОЮ ПОМОЩЬ

На земле людей безстрастных очень мало; а где страсти человеческие действуют, и особенно в главных лицах, там правильного порядка видеть невозможно. Впрочем, где главные лица, по возможному, исправны и действуют по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок, во исполнение псаломских слов (Пс. 31: 9): броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе, то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют по Богу, там Бог и подает Свою помощь.

Пишешь, что у тебя будет много старших. Какие бы ни были старшие, а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должного порядка требуй, и бразды правления из рук не выпускай; как и сама писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле, как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее.

К содержанию

312. В СКОРБИ - ЧИТАТЬ ПЕРВЫЙ ПСАЛОМ 2-й КАФИСМЫ. МОЛИТВА ВСЕГДА СИЛЬНЕЕ ПСАЛОМСКИМИ СЛОВАМИ

Вчера одна монахиня рассказала мне следующее. Ей явился во сне старец, покойный игумен Антоний, и сказал: "Читай псалом второй кафисмы" (должно быть, первый псалом). Она спросила: "Для чего же читать?". Старец отвечал: "Его нужно читать в нашествии скорбей".

Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игумении, что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе теперь полезно читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими.

К содержанию

313. НА ОДНОМ МЕСТЕ И КАМЕНЬ ОБРАСТАЕТ

В прежнем письме писала ты, что весной собираешься уехать куда-то из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других попыток, чтобы не случилось подобного. Тогда еще больше будет нареканий и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше — терпеть на одном месте. Есть русская пословица: "На одном месте и камень обрастает". А в старчестве сказано: "Сиди в келье своей, и келья всему тя научит".

К содержанию

314. ЖЕЛАЮЩИЙ ИМЕТЬ ПОКОЙ В ГОСПОДЕ, ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ПО ЕГО ЗАПОВЕДЯМ

Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гласа: "Покойся в Господе". Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святого Давида пророка: ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118: 128).

При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что тебе мать игумения сказала: "Ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Божий". И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устроит.

К содержанию

315. В СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ НЕ ДОЛЖНО ОТЛАГАТЬ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковный, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры... воздвигнет его... и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5: 14-15). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы соборовались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая.

Как слышу, как и думаю, так и пишу вам, а вы сотворите полезнейшее.

К содержанию

316. МЫ, НОВЫЕ МОНАХИ, СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛИ ДРЕВНИЙ ПОРЯДОК ОТНОСИТЕЛЬНО СВИДАНИЙ С РОДНЫМИ

В последнем письме твоем пишешь, что брат твой болен и ты желала бы его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний порядок. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшей к ним матерью. Не ложно слово Господне: иже оставит... отца, или матерь... или братию и прочих — сторицею приимет в веце сем, и в век грядущий живот вечный... наследит (Мф. 19: 29-30; Мк. 10: 30). Впрочем, оставь это дело до Фоминой недели, тогда виднее будет из обстоятельств, на что нужно будет решиться. Молись Богу, чтобы Господь устроил полезное и для брата, по Своей святой воле.

К содержанию

317. ДЛЯ УМИРОТВОРЕНИЯ НУЖНО ДОМА СМИРЯТЬСЯ, А НЕ В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ ПУСКАТЬСЯ

Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, — это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению; благоразумному разбойнику и голени перебили, а он, ради получения обещанного Господом Царствия Небесного, все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям.

К содержанию

318. НАСТАВЛЕНИЕ СБОРЩИЦЕ

Не унывай, сестра, а всячески старайся себя воздвигнуть к бодрости, чтобы хоть по-возможному проходить свое послушание. Собирай, сколько можешь собрать; теперь время мудреное, и не для сборщиков. Приятнее собрать побольше, но тут примешивается и тщеславие; а как мало, то и потщеславиться нечем. Причина, почему ты одурела и ослабела к сбору, частью заключается в прежней путанице, а частью — и в старости твоей. Воздвигай себя самоукоренением, а вместе проси и помощи Божией со смирением, исповедуя прежнее заблуждение, чтобы могла ты, елико возможно, проходить свое послушание в монашеском духе.

К содержанию

319. СБОРЩИКИ И СБОРЩИЦЫ, В ЧЕМ НУЖДАЮТСЯ, МОГУТ ПРИОБРЕТАТЬ ИЗ СБОРНЫХ ДЕНЕГ

Спрашиваешь меня, через Поликсену Васильевну, не сшить ли Дуняше подрясник и купить ей платок. Сказано: служащие алтарю от алтаря питаются. Так и сборщики и сборщицы: денег брать не должны, а в чем нуждаются, могут приобретать из сборных денег. Главная сборщица — как сама хочет, а о помощнице всячески должно позаботиться, то есть что обносилась и в чем нуждается — следует ей сделать из одежды, обуви, и даже из белья.

Мир тебе и Дуняше, помощнице твоей.

К содержанию