Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­петь не толь­ко пос­ти­га­ю­щие скор­би, но и се­бя тер­петь на­до.

преп. Никон

Что­бы был плод ду­хов­ный, нуж­ны из­ве­ст­ные ус­ло­вия: се­мя (сло­во) хо­ро­шее и поч­ва хо­ро­шая. Плод соз­ре­ва­ет при на­ли­чии тер­пе­ния. Сколь­ко бы­ло слу­ча­ев, ког­да че­ло­век, не ви­дя ожи­да­е­мо­го пло­да, впа­дал в уны­ние, и все его тру­ды про­па­да­ли. На­до иметь ре­ши­мость все тер­петь. Толь­ко тог­да мож­но на­де­ять­ся на по­лу­че­ние же­ла­е­мо­го. В тер­пе­нии ва­шем стя­жи­те ду­ши ва­ша (Лк. 21, 19).

преп. Никон

Тер­пе­ние есть неп­ре­ры­ва­ю­ще­еся бла­го­ду­шие.

преп. Никон

340. СПОКОЙСТВИЕ ДУХА ВРАГ ДАТЬ НЕ МОЖЕТ

Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславные и самомнительные помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои.

К содержанию

341. МНОГИЕ ТРУДНОСТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ ОТ НАС САМИХ

Жалуешься на трудную жизнь. Зато сказано в Писании утешение (1 Кор. 3: 8): Кийждо же свою мзду приимет по своему труду. Но у нас много трудностей и от мудреного нашего самолюбия, которое малодушно любит отраду и пространство и покой, и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и на кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не оставит.

К содержанию

342. НЕ УДИВЛЯЙСЯ И НЕ УЖАСАЙСЯ ГОНЕНИЯМ

Мир чадцу болезнующему и скорбящему, и Божие благословение и всякое утверждение в добром и благом.

Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет (2 Тим. 3: 12): ecu... хотящий благочестно жити... гоними будут, если не от людей, так от бесов; и Господь глаголет: враги человеку домашние его. Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо и спокойно.

К содержанию

343. ЧИТАЙ ЧАЩЕ ПСАЛМЫ: ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО, И ДРУГИЕ

Заучи псалмы сии и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго (Пс. 90); 2) Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39); 3) Боже, в помощь мою вонми (Пс. 69). Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию и обучайся терпению встречающегося.

К содержанию

344. ОСТАВИВШИЙ МОНАСТЫРЬ НЕБЛАГОНАДЕЖЕН К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Пишешь, что получила письмо от Варвары И., в котором она пишет, что один человек, который некоторое время жил в Киновии, близ Троицко-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку, которая некогда служила Соф. Ник. В.И. поручает тебе передать об этом мне, и желает знать мое грешное мнение: выйти ли этой девушке за означенного человека, или нет. Выйти-то можно, да будет ли от этого толк. В Евангелии Сам Господь глаголет, что озирающийся вспять несть управлен в Царствие Божие. И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я, со своей стороны, никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя. Впрочем, в письме ко мне, которое я получил через тебя же, сама В. Ил. мне об этом ничего не пишет и не упоминает об этом обстоятельстве.

К содержанию

345. ВЕДИ СЕБЯ С РОДНЫМИ ТАК, ЧТОБЫ ДОБРОВОЛЬНО ОТПУСТИЛИ ТЕБЯ В МОНАСТЫРЬ

Достопочтеннейшая о Господе N.

Много почт собирался отвечать тебе на письмо твое, но все не приходилось, то по немощи, то по недосугу; и теперь не могу сам писать, а пишу под диктовку, хотя и хотелось написать своеручно. Не предавайся грусти в наступающем твоем положении [12]. Христианская жизнь требует благодушия и терпения, как Сам Господь сказал: в терпении вашем стяжите душы вашя. С маменькой твоей старайся поменьше спорить, — менее будешь раздражаться, и ей менее досаждать. Этим исполнишь пословицу смысла слов батюшки отца Макария: веди себя так, чтоб тебя отпустили свободно в монастырь; а вторая пословица слов его будет заключаться в том — если поискуснее и осторожнее будешь обращаться с посторонними и приезжими. Если будем хранить страх Божий в сердце, то он будет сохранять нас от всякого вреда душевного. Поститься тебе неудобно, а употребляй пищу умеренно во славу Божию. Раздражительность постом не укрощается, а смирением и самоукорением и сознанием, что мы достойны такого неприятного положения. Также и молиться в каждый час, по определенному назначению, тебе неудобно, а молись какое подаст Бог время и удобство, и опять со смирением, без гнева и негодования на других; а если бы это случилось по немощи, то прежде всего молись, — да укротит Господь сердце твое, прося, с тем вместе,всякого блага тем людям, на которых, по немощи, смущаешься. Ты спрашиваешь, нужно ли тебе открывать о своем желании братьям? В этом случае старайся поступать смотря по обстоятельствам, соображаясь с тем, что будут говорить братья об устройстве тебя. При удобном случае можешь сказать им, что надобно же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением духа. Если будут назначать тебе часть земли, отказывайся. И вообще предавайся Промыслу Божию, и моли благость Его, да имиже весть судьбами устроит тебя на пути спасения.

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению и осторожности и охранению себя через страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.

К содержанию

346. ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ БОРЮТ ЗА ВОЗНОШЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ

Достопочтеннейшая о Господе N.

Поздравляю тебя с наступающим праздником Рождества Христова и Новым годом. Желают тебе торжество Церкви встретить и проводить во всяком благополучии и радости о Господе, и чтобы Он с Новолетием устроил тебе новый спасительный путь жизни, вопреки препятствиям и неосновательному страху твоему, и всем наветам вражиим.

Что касается до представляющихся неудобств во время свадьбы брата, — лучше было бы на это время отстраниться и уехать.

А хульные помыслы известно за что борют: во-первых, за возношение, во-вторых, за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины — грех.

Не безпокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. Испрашивая на тебя благословение Божие и поручая покрову Его, остаюсь многогрешный иеросхимонах Амвросий.

К содержанию

347. НЕ КОЛЕБЛИСЬ ИСПОЛНИТЬ ЖЕЛАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТУПЛЕНИЯ В МОНАСТЫРЬ

Достопочтеннейшая о Господе N.

Письмо твое, от 20 июня, получил и в ответе на оное могу сказать тебе только то, что ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой.

Отец Пимен, слава Богу, здоров теперь, а после кончины отца архимандрита немного поболел. Матушке твоей N передай от меня поклон.

Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

348. ЖИТЬ ПО-МОНАСТЫРСКИ НАДО В КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ

Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски — в кротости и смирении, чтобы смотреть свои немощи и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, — от чего избави нас Боже.

К содержанию

349. ПЛАНЫ НЕОПЫТНОГО В МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ

Пишешь, что ничего не желаешь, а только, чтобы быть всегда одной, видеть свои грехи, никогда не рассеиваться мыслями, во всем отсекать свою волю, и прочее.

Да, немного ты хочешь. Другими словами, — желаешь вдруг сделаться безстрастной. А о будущем, как бы тебе не последовало сильного искушения, очень не заботься. Живи в настоящем хорошо.

К содержанию