Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву все­ми си­ла­ми ста­рай­ся дер­жать – она вся на­ша жизнь, вся кра­са, все уте­ше­ние, что вна­ча­ле она труд­на – это всем из­ве­ст­но, но пос­ле за­то не­о­це­нен­на, все­ра­до­ст­на, все­лю­без­на.

преп. Анатолий

Де­лай по си­ле, де­лай со сми­ре­ни­ем и са­мо­у­ко­ре­ни­ем, и обык­нешь, и по­лю­бишь мо­лит­ву так, что и на­силь­но не отор­вут от нее. По­то­му что она слад­ка и ра­дос­тот­вор­на. По­мя­нух Бо­га и воз­ве­се­лих­ся (Пс. 76, 4).

преп. Анатолий

Будь го­то­ва встре­тить скор­би. Ибо всех, ко­му слю­бит­ся Ии­су­со­ва мо­лит­ва, враг ни­ког­да не ос­та­вит без отм­ще­ния, но неп­ре­мен­но на­у­чит или стар­ших, или млад­ших, а уж па­кос­тей неп­ре­мен­но нат­во­рит.

преп. Анатолий

400. О ПОСЛУШАНИИ СТРАННИКА И О ПОСЛУШАНИИ КАЗНАЧЕИ

Теперь скажу тебе несколько слов о рукописи странника. В ней противного ничего нет. Странник жил как странник, и проводил жизнь странническую, не обязанный заботами и попечениями, и свободно упражнялся в молитве, как желал. А ты проводишь жизнь как казначея, и притом болезненная, обязанная монастырским послушанием; и потому в молитве упражняйся, сколько имеешь свободы; а остальное дополнится послушанием, которое имеет также свое значение. Монах-плотник жаловался Варсонофию Великому: "Отче, Бога мне помянуть некогда". — "Почему же?" — спросил старец. "Потому что весь день занят делом плотничества". — "Ведь ты этим делом занимаешься за послушание, Бога ради?" — "Так", — отвечал брат. "Значит ты весь день Бога поминаешь!"

Не сомневайся и ты о своем послушании; а к молитве простирайся елико можешь, поминая сказанное тебе при пострижении, как тебе давали четки: "Вот тебе, сестра, меч духовный. Глаголи выну во уме, во устех, в мысли, в сердце: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную".

Держись и ты этого предписания, и как будет тебе возможно, так и произноси молитву, иногда умную, иногда устную, а на свободе и сердечную, если Бог поможет. А при немощах и неисправностях кайся и смиряйся, но не смущайся.

К содержанию

401. ЧТО ЧИТАТЬ БРАТУ МАЛОВЕРНОМУ?

Спрашиваешь, какую лучше дать книгу для прочтения брату твоему слабоверному. Он желает читать древних писателей, поэтому дай ему прежде прочитать житие Андрея Юродивого; и если это житие сколько-нибудь благотворно на него подействует, то можешь предложить ему читать святителя Иоанна Златоуста "Толкование на Евангелие от Матфея и Иоанна". А еще бы лучше было, если бы ты могла ему послать книгу на славянском языке, называемую "Маргарит", то есть избранные поучения святителя Златоуста. И славянский язык, не совсем ясный, и великие и неудобопостижимые истины заставили бы подумать нового умника, который от суемудрых научился только тому верить, что видит и что осязает руками. Можешь брата своего спросить: ведь он души своей не видит, а верит, что душа в нем есть. То же должен разуметь о мысленных и духовных предметах. И еще можешь спросить его: Америки он не видал, а верит, что Америка есть.

К содержанию

402. ОБ АНТИХРИСТЕ И ЕГО ПРЕДТЕЧАХ

Ты боишься дожить до времен антихриста. Милостив Господь. Мы с тобой до этого едва ли доживем, а только нас немного попугают предтечи антихристовы, восстающие против церковной и предержащей власти, так как антихрист должен прийти во время совершенного безначалия, о котором и хлопочут предтечи антихристовы.

К содержанию

403. ОБ ИГУМЕНСТВЕ НЕ СМУЩАЙСЯ

Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, положись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил; и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему с верой и усердием.

К содержанию

404. О ВОРОВСТВЕ В ОБИТЕЛИ И О ХРАНЕНИИ У СЕБЯ ЧУЖИХ ДЕНЕГ

Пишешь, что через случившееся воровство в обители матушка N лишилась всего капитала, не пожелав последовать решению мудрому старинных людей, — в случившейся беде делить погрешности пополам. Тогда бы скорбь ее была легче. А теперь, отдав все, думает бежать из обители. Но это неосновательно, очень неосновательно. От беды и скорби никуда не уйдет. Лучше будет, если она, осознав искренно свою неисправную жизнь перед Богом и разные мысленные уклонения от правого пути, останется в обители, чтобы терпением со смирением заглаждать бывшие погрешности. Впрочем, так думаю аз, грешный и неисправный; а она как знает и найдет лучше, тако и да сотворит.

Припомнилось мне, что ты когда-то писала (видела во сне), что какие-то странные воины, взяв вас с матушкой N из среды сестер, только двух распинали, а прочих никого не тронули. Смотри, как бы тебе не пришлось из-за чуждого дела пострадать так же, как случилось с матушкой N. Хотя в Евангелии сказано (Мф. 5: 44): любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас, но любовь эта должна выражаться совсем в ином, а не в том, чтобы хранить чужое, что могут похитить. От такого хранения ты невольно можешь подвергаться смущению из опасения... Кажется, лучше бы было, если бы ты возвратила взятое и посоветовала хозяйке положить это на хранение в государственный банк.

Должно быть, и ты читала в "Отечнике". Скитские старцы собрались на собор судить подверженного воровству и решили так: все другие немощи можно нести, а подверженного воровству должно удалять, потому что он всех смущает.

Скажи от меня, грешного, матушке N, чтобы она попросила половину отданного назад и оставалась бы жить в обители по-прежнему.

Полезно всем нам почаще прочитывать псалом: Терпя потерпех Господа и внят ми... и далее (Пс. 39: 2). И сказаное в другом псалме: Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя (Пс. 120: 3). Опять хочется повторить тебе касательно хранения не своего, чтобы не случилось подобного, как с матушкой N. Тогда будет воистину распятие, и особенно, если это случится при жизни матушки игумении. Иванушка толкует, а матушка игумения живет да живет.

Всеблагий Господь долготерпит всем нам, хотя по молитвам всех нас, аще точию сами мы не воспротивимся сему, или не вознерадим.

К содержанию

405. НЕ НУЖНО ЖАЛЕТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ В МОНАСТЫРЬ. СНОВА О БОЯЗНИ ИГУМЕНСТВА

Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступив в монастырь, нежели бы оставшись в миру. И "в мире скорбни будете" сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию.

Пишешь, что мать игумения ваша ослабела от нездоровья и слабости, и боишься, что тебя назначат начальницей. В этом случае предайся воле Божией, и будешь покойнее; а может быть, и не назначат как-нибудь. А если бы назначили, то знай, что и начальство есть также послушание, которое должно проходить по страху Божию, с хранением совести как в присутствии Божием, по указанным правилам. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что везде есть спасаемые и погибающие, и в начальстве и в подчинении. Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения, и сотворить Божии хотения.

К содержанию

406. МОНАХИНЕ ЕХАТЬ В КРЫМ ДЛЯ КУПАНИЯ НЕПРИЛИЧНО, А НА БОГОМОЛЬЕ ЕХАТЬ В КИЕВ МОЖНО

Пишешь, что игумения, мать N, приглашает тебя ехать с ней в Иерусалим, и ты под этим предлогом думаешь попроситься у своей матери игумении отправиться в Крым для лечения морским купанием. Но такое купание в Крыму монахине несвойственно и неприлично. Вот, слышно, что Царская фамилия отправилась в Крым; поэтому там по всем местам будет многолюдство непомерное. А в Киев попроситься можешь — на поклонение Царице Небесной и мощам угодников Божиих. Если в Киев не пустят, попросись в какое-либо другое место, в Задонск или Воронеж; а при такой поездке можешь заехать и к нам. По нужде же можешь приехать к нам через Вязьму и Тихонову пустынь, попросившись в Сергиеву Лавру или к родным.

К содержанию

407. БРОШЮРА ОБ АФОНСКИХ ИНОКАХ. О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ. О ДАННОМ ОБЕТЕ И О ВИДЕННОМ СНЕ

Пишешь, что враги душевные, через случай брошюрки Афонской Горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живя на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его и в келье своей; также сказано, что не всегда он исполнял свое келейное правило; перед смертью тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице. Видевший объявил это братии. Благоговейные братия усилили свои молитвы о нем, а иеромонахи поминали на литургии. Опять через два месяца покойник является, веселый, и в глазах видевшего перебежал реку по узкой жердочке, и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес. Обстоятельством этим явно показывается, как полезно церковное поминовение и частые молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное. Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику (Лк. 23: 43): днесь со Мною будеши в раи. Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени, и он несколько часов мучился, вися на одних руках. Так и всякий грешник покаявшийся, если не понесет епитимии добровольной в подвиге поста, и молитвы, и поклонов, или невольной долговременной болезни, или через другие скорби, то по смерти своей требует поминовения, чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.

Не без причины Православная Церковь установила церковное поминовение по усопшем — чтение Псалтири, милостыню.

Приемлются и частые молитвы. Если бы, по твоему мнению, решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника, тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно; а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся, только не приносит пользы непокаявшимся грешникам, или неверующим, или иноверцам и еретикам.

Впредь будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. "Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах", — говорит Варсонофий Великий.

Пишешь еще, что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать Акафист великомученице Варваре; а теперь, при чтении других Акафистов, не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игумении N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности. Также пишешь, что когда-то видела сон, будто бы шестнадцатилетняя Девица необыкновенной красоты держала на руках Своих Младенца, также красоты неизъяснимой, и хотела со второго этажа подать тебе Младенца, чтобы ты подержала Его на руках. Как ты ни простирала руки кверху, и сама вся вытягивалась на ногах, но не могла взять этого Младенца; так и проснулась.

Думаю, что сон этот может означать то, что Божия Матерь хотела тебе показать, что прилежащие к постоянной молитве, кроме чтения псалмов, Акафистов и тропарей, и особенно молитве Иисусовой, носят Христа Спасителя не только в объятиях, но и в сердце.

К содержанию

408. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ - УСТНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную; а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)"; а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устной и умной. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более тридцати лет. Она говорила о себе: "Я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто подобен Тебе". Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части "Добротолюбия" у Каллиста Игнатия, и затем 43-ю главу "О прилоге и изменении"; также в 4-й части "Добротолюбия" кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

Пишешь еще, что тебя иногда тревожит вражеский помысл, что тебе в прежнем монастыре было лучше; а когда там жила, то помыслы толковали, что там хуже, а на новом месте удобней. Но дело уже сделано. Теперь нужно держаться псаломского слова: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102: 32).

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.

К содержанию

409. О БРАКЕ МЕЖДУ РОДСТВЕННИКАМИ

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы, на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают. Супружеского счастья не бывает за это; да и на детях отражается, неизлечимо, болезненностью детей; а поэтому я не могу советовать на подобные браки решаться.

К содержанию