Аудио-трансляция

Дерз­ка и сме­ла от сме­ха,– стра­ха Божь­е­го, ста­ло быть, нет.

преп. Амвросий

300. ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ НЕСТИ СКОРБЕЙ, НЕ БЕРИСЬ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ. ГНЕВАЙСЯ НЕ НА ЛЮДЕЙ, А НА БЕСОВ, ИСКУШАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

В последнем письме пишешь, что ты одну бесноватую насильно подвела к мощам, в храме вашем находящимся в частицах, и бес устами этой женщины грозил тебе за это навести скорби и досады. И после этого сама удивляешься, почему мать игумения и сестры к тебе нехорошо относятся. Явно, что по вражиим искушениям. Поэтому на врага и сердись, сколько тебе угодно, а не на сестер и мать игумению, искушаемых от врага. Вперед, если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами; а старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая, и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самым делом апостольское слово (Рим. 13: 28): любящим Бога вся поспешествуют во благое. Сказано в псалмах (Пс. 33: 20; 31: 10): многи скорби праведным: многи раны грешному. В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней.

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим, мать игумения не заставляет теплить лампаду перед мощами. Апостол Павел был повыше матери игумений, да и тот о себе пишет: восхотех единою и дважды прийти к вам, и возбрани мне сатана. Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету святого Лествичника, который пишет так: "Если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей". Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается; а лучше, как выше сказано, внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: кийджо бо от своих дел прославится или постыдится.

К содержанию

301. КЕЛЬЯ ВЫСИТ, ЛЮДИ ИСКУШАЮТ, А НЕ ИСКУШЕН - НЕИСКУСЕН. ВИДЕНИЕ, БЫВШЕЕ МОНАХИНЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕОСУЖДЕНИЯ БЛИЖНИХ. О МАРФЕ И МАРИИ

Между прочим, относительно других выражаешься так: "Горько мне видеть и сознавать, что кругом меня даже редко-редко слышится речь о Боге, а все какое-то пустое или намеренное хитрословие, или лесть, соединенная с предательством и человекоугодием". На это тебе скажу, что и между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и в удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме, был праведен; а когда удалился в Сигор, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в "Отечнике": "Келья высит, а люди искушают". Через претерпение же искушений человек делается искусным. А о противном пишет апостол: не искушен — неискусен. Да и, кроме того, заповедь Евангельскую имеем, — не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать.

Недавно приехала в Оптину из-за Киева монахиня ревностная, строгая по жизни, но склонная судить и осуждать, под благовидными предлогами, других, особенно, с ней живущих. Она сказывала мне, какое было ей видение. "Вижу, говорит, во сне, будто бы множество разнообразных птичек, весьма приятных по виду, садились мне на правое плечо и на руки и по всему правому боку, и даже лезли под ряску. Видеть их мне было очень приятно. Но в то же время с другой стороны стали садиться на меня птички черные по виду, цветом как галки, грачи или вороны, и мне их неприятно было видеть. И вдруг слышу какой-то голос говорящий: "Для Бога дороги и эти, как и первые. И они могут исправиться, и быть подобными первым. Поэтому не суди и не осуждай". С этими словами я проснулась и мне казалось, что еще ощущала некоторых птичек под платьем, поэтому не вдруг перестала себя ощупывать".

Все сказанное да научит нас с тобой не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снаружи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой, и, не окончив еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует; а придя в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. Преподобный Марк Подвижник пишет: "От дел и словес и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози".

Оставаться с собой и Богом — это хорошо, если действительно так. В псалме на каждой вечерне читаем: един есмь аз, дондеже прейду, то есть живя среди многих, полезно уединяться и с собой одним оставаться. Это помогает избегать многих сетей вражеских, если при этом не будем плохо разуметь о ближнем. Ты резко отозвалась о сестре, для которой, по мнению твоему, будто бы существует одна только обрядовая часть религии. Нельзя совсем осуждать и эту часть, потому, как читаем в тропарях многих святых, что деяние есть восход к видению; а еще более потому, что дарования даются людям различные, как говорится в Евангелии (Мф. 25: 15): овому... дадеся пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его. И усугубившие пять и два равно вошли в радость Господа своего. Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различные. Мария присидела при ногу Иисусову, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ногу Иисусову, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того, нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой авва Дорофей, удерживая нас от строгого осуждения других, говорит так: "Может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысл, есть одно добро, которое пред Богом ценнее всей нашей жизни".

Наконец, пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане... На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего ко Господу (3 Цар. 19: 14, 18): олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша... остах аз един, и ищут души моея; и сказано было ему от Господа: оставих седмь тысящ мужей... не преклонивших колена пред Ваалом, то наше с тобою мнение может оказаться еще ошибочнее. И апостол предостерегает: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10: 12).

К содержанию

302. ВНИМАЙ СЕБЕ И СВОЕМУ СПАСЕНИЮ

Бывшее тебе видение означает то, чтобы ты в затруднительном твоем положении не унывала и не малодушествовала. Белая одежда означает, что нужно держаться всегда истинного и искреннего покаяния, растворяемого нелицемерным смирением. Елей и помазание елеем означает милость Божию. А где милость Божия, там и всесильная Его помощь. Ободряйся бывшим видением, и не малодушествуй среди окружающих неудобств, держась благого совета внутреннего гласа: "Не занимайся ничьими здесь делами; пусть все как хотят". А ты внимай себе и своему спасению, ожидая решения о себе от Всеблагого Промысла Божия. Как Господу угодно, так Он и да устроит о нас полезное. Никогда не выпускай из памяти следующей Евангельской заповеди Божией: Не судите, и не судят вам... не осуждайте, да не осуждени будете. Любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы (Лк. 6: 37; Мф. 5: 44).

К содержанию

303. ЧТО ЗНАЧАТ СЛОВА: "СТЯЖИ ДРУГА ГОСПОДА"

В последнем письме твоем спрашиваешь, что значат слова: "Стяжи друга Господа". Слова эти означают, чтобы стараться быть истинной ученицей Христовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать от Господа истинные ученики Его: Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам... Сия заповедаю вам, да любите друг друга... болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 14-15, 17,13). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по Евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять клянущих и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны; также и в том, чтобы, по силе нашей и возможности, защищать ближнего от врагов видимых и невидимых, и чем можно и как можно помогать ему. Апостол Павел пространнее объясняет свойства любви к ближним: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде (ближних), радуется же о истине (их): вся любит (то есть все покрывает любовью), всему веру емлет, вся уповает, вся (печальная) терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13: 4-8).

К этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.

Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя в себе зависть и ненависть, и слыша разные клеветы, говорила себе самой: "Я недостойна любви их". А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Экдик пишет: "Егда помолишися, якоже подобает, ожидай тех, якоже не подобает". Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это, и будь осторожна.

О начальственном избрании — оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: "Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет". А искренно толкующим об этом отвечай: "Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст".

Ревнуя о молитве, почаще прочитывай "Семь слов Макария Египетского", по прежним переводам. Там ты увидишь и узнаешь, что молитва без любви и смирения и терпения не прочна. Хотя во время и подаются молитвенные действия, но, по недостатку любви и смирения и терпения, скоро отнимаются.

К содержанию

304. СТРАСТИ В НАС ДЛЯ НАШЕГО СМИРЕНИЯ. ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ О ДАРОВАНИИ "ОКА БЛАГОГО". ОБЪЯСНЕНИЕ ВИДЕНИЯ. О РАЗГОВОРЕ В ЦЕРКВИ И КАК ПРЕКРАТИТЬ ЕГО

Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Сирин в 58-м слове пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святитель Иоанн Богослов пишет в Первом послании: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи нашя, верен есть и праведен, да оставит нам грехи нашя и очистит нас от всякия неправды (1 Ин. 1: 8-9).

В прежнем письме еще писала, что многие обращаются с тобою по политике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотой, подражая святому Давиду, который о себе говорит: уклоняющагося от мене лукаваго не познах. Чтобы стяжать такое спасительное непознание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благoe, о котором в Священном Писании сказано: око благо не узрит лукава. В числе девяти плодов духа полагается благость, то есть снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, то есть за слабость нашу и за грешные немощи наши, все мы находимся под запрещением Божиим. Не похвалится всяка плоть пред Богом.

В последнем письме пишешь, что одна послушница нанесла тебе несправедливое и нисколько не заслуженное оскорбление, и ты в горести сердца плакала, а внутренний голос говорит тебе: "Держи ум горе, и твори неослабную молитву, — все пройдет". Так в подобных случаях и поступай. Тогда и будет проходить все прискорбное и оскорбительное.

Еще писала ты, что видела сон, в котором представлялось тебе, что будто бы ты находишься на Афонской Горе; и нарвала целый букет благоуханных розовых цветов. Под такими цветами можно разуметь святоотеческие писания тех преподобных мужей, которые, живя на Афоне и в других местах, делом исполнили Божественные заповеди и словеса, и по любви духовной к нам оставили свои спасительные наставления, чтобы и мы, слабые, черпали из них и собирали как благовонные цветы, и услаждали оными духовную свою гортань от горести, еюже сопротивник наш нас напои. Виденный тобой в сновидении юный монах, вышедший из одного Афонского храма, может означать твоего Ангела Хранителя. Поэтому и слова, сказанные им: "Здесь гуляй, но знай, — не смей заниматься суетными помыслами мира сего, твори молитву в уме", должно помнить и не забывать, и самым делом исполнять. Гора Афон называется жребием Божией Матери. Поэтому виденный тобою сон может означать также и то, что ежели ты желаешь причисленной быть к жребию Божией Матери, то должна подражать жизни и правилам получивших спасение на Горе Афонской, под покровом Божией Матери, как показывают и самые слова, сказанные тебе вышедшим из Афонского храма: "Здесь гуляй, и не смей заниматься суетными помыслами, твори молитву в уме". Также можно прибавить и во время псалмопения, и в других читаемых молитвах.

Объясняешь еще, что ты, побеждаясь немощью человеческой, в церкви разговариваешь с любимой тобой монахиней, которая и тебя любит. Вне церкви объясни этой монахине, что тебя совесть очень упрекает за разговоры в церкви, и попроси ее, чтобы она вперед не начинала разговоров, и тебя бы останавливала, когда ты, забывшись, начнешь о чем-либо говорить. Тогда и исполнится на вас слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден.

К содержанию

305. ОБЪЯСНЕНИЕ СНОВИДЕНИЯ

Два письма твои получил. В первом, от 28 ноября, пишешь, что ты видела себя в храме пред Крестом Христовым большого размера. На груди у тебя была икона Божией Матери, похожая на Владимирскую, и ты стояла в мантии, босыми и слабыми ногами, а поклонившись Кресту, и уже легкой поступью, пошла на правую сторону. Спрашиваешь, что это значит. Во-первых, может означать то, что мы, по слову апостольскому, должны всегда носить Христа в душе своей, как пишет он: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2: 2). Во-вторых, всем внутренним расположением и усердной молитвой всегда должны прибегать к заступлению Царицы Небесной, как первой и главной Ходатаице о нас пред Сыном Своим и Богом. В-третьих, что ты стояла в мантии, босыми и слабыми ногами, а поклонившись Кресту пошла легкой поступью на правую сторону, — может означать то, что недостаточно изуть сапоги земного пристрастия, но потребно приобрести духовную обувь, в которую обутые могут безвредно наступать на змею и скорпию и на всю силу вражию. В чем состоит эта духовная обувь, апостол свидетельствует, глаголя: обувше нозе во уготование благовествования мира. А еще прежде пророк Давид написал: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. Если нас смущает и малое немирство на кого-либо, или соблазняемся чем-либо в некоторых, то этим показывается, что мы еще не приобрели означенной духовной обуви и, кроме того, еще не любим закона Божия как следует. Выражение — гадко мне видеть теперь низкие поклоны моих ненавистниц, смешны их гримасы и негодование — показывает оскудение в нас духовной любви, которая все покрывает, всем оказывает милость и снисхождение в их недостатках. Стяжавшие духовную обувь твердо помнят апостольское слово: радуйтеся, егда впадаете во искушения различна, также и слово Евангельское: Блажени есте, егда поносят вам. К сему приложим: Афонские преподобные, кроме присномолитвенности, исполнения келейных правил по силе и ожидания ежеминутных искушений, имели смирение и самоукорение. Смирение их состояло в том, что они считали себя хуже всех и хуже всей твари, а самоукорение в том, что во всяком неприятном и прискорбном случае возлагали вину на себя, а не на других, что не умели они поступить как следует, и оттого выходила неприятность и скорбь, или попущалось искушение за их грехи, или к испытанию их смирения и терпения и любви к Богу; так рассуждая, они не позволяли себе кого-либо судить, кольми паче уничижать и презирать.

К содержанию

306. ЖИВЯ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ, ОТЛИЧАЙСЯ ОТ НИХ НЕ НАРУЖНО, А СМИРЕНИЕМ

Пишешь, что ты стала равнодушнее к окружающим тебя неприятностям и пренебрежению других, а между прочим прибавляешь, что крайне обидно бывает, когда слышишь, что самые, по-видимому, и расположенные к тебе, тайно вооружали против тебя самую твою родительницу.

Обидное с равнодушным не вполне сходится. Что делать, когда мы еще несовершенны, а некако еще немоществуем. Чтобы обидное много не тревожило нас, надобно помнить и не забывать, как уже тебе было писано, что исконный искуситель возмущает одних против других, и особенно против тех, которые держатся молитвы. Если твердо будешь это помнить, то менее для тебя будет обидно постороннее обращение, хотя бы с пренебрежением.

Пишешь, что твой Ангел Хранитель, в лице моем, в каком-то храме, подводил тебя к ликам древних преподобных и, заставив к ним приложиться, сказал: "Подражай им, но иди тише по стопам их, чтоб не знали другие". Святой Иоанн Лествичник пишет: "Живя обще с другими, не отличайся от них наружно, а только отличайся одним смирением".

И святой Исаак Сирин, в слове 56-м, на стр. 316, пишет: "Добрее есть вознепщеванну быти тебе невежде, за малость разума твоего к прекословию, а не от премудрых, за безстудие. Обнищай за смирение, а не бывай богат за безстудие. Обличи силой добродетелей твоих противноучащих тебе, а не словопрением словес твоих; и кротостию и тишиною устен твоих уста загради и умолкнути сотвори непокоривых безстудие. Обличи невоздержныя благородствием жития твоего: и чувствами безстудныя — удержанием очию твоею".

Ты пишешь, что в простые дни не ходишь в трапезу, чтобы не видеть там безпорядков и ссор; также, чтобы не заставлять келейную готовить в общей кухне, и во избежание столкновения, ты две недели питалась одним чаем с хлебом, и как бы почувствовала себя несколько крепче. Но всегда делать так неудобно, — можешь подвергнуться засорению желудка, от чего бывают головные боли. Потребно, хоть вперемешку, употреблять хоть холодный обед или ужин: картофель, или огурцы с квасом, если можешь, процеженный горох с очищенными огурцами, а иногда горячий картофельный суп, или горячую кашку. По усмотрению твоему, придумай что-либо вроде этого. Пишешь, что игумения ради пожара запретила тебе дровами готовить пищу в камине. В нашей стороне один мудрец придумал готовить суп и кашку углями в железной печке под самоварной трубой. Печка эта менее самовара; в нее входит только одна кастрюлька; и стоит очень дешево. Если хочешь, пожалуй, можно прислать по почте. Умеющие готовить варят суп в полчаса.

К содержанию

307. ПРИ ОЩУЩАЕМОЙ ДУХОВНОЙ РАДОСТИ ДОЛЖНО ОСТЕРЕГАТЬСЯ НЕ ВПАСТЬ В ПРЕЛЕСТЬ ВРАЖИЮ

Касательно ощущаемой тобою радости и виденного тобою сна (не написала ты, видела ли ты при этом изображение креста на чем-либо) и сказанных тогда слов, что любящие Господа должны говорить только о духовном и необходимом, а не о человеческих вещах, пребывая в молитве, приведу тебе псаломское слово: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11). Что значит — работать Господеви со страхом, — объяснил преподобный Агафон Великий перед своей смертью, когда спрашивали его: "Неужели и ты боишься, отче?" На что он отвечал: "Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе; но я человек, — почему могу знать, угодно ли мое дело Богу, или нет. Ин суд человеческий, и ин суд Божий".

Сими словами святой Агафон явно показал, что работающему Господеви должно иметь и смирение и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена.

А что значат слова — и радуйтеся Ему со трепетом — объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й степени: "Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь". Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую середину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное" (в "Добротолюбии", гл. 28. О мнящихся от дел оправдитися). Также помнить предостережение Григория Синаита в последней (или 7-й) главе о безмолвии, в "Добротолюбии": "Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла".

Пишешь, что в одно время тебе казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь во Евангелии глаголет (Мф. 5: 44): любите враги вашя...добро творите ненавидящим вас... благословите кленущыя вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, и далее. Старайся всегда поверять свои чувства, — согласны ли они с Евангельским учением и учением святых отцов. Преподобный Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении Евангельском, или апостольском, или святоотеческом.

Еще пишешь, что ты всегда имела и имеешь потребность в прислуге. На всякий случай хорошо бы приучиться делать тебе самой около себя потребное. Также не мешало бы поучиться, чтобы уметь варить что-либо для себя, чтобы не всегда иметь нужду в помощи других. Тебе все толкуют о начальстве; но думай, что это может случиться только по двум причинам: или по особенной воле Божией, или потому, если правильно не устроишься и не удержишься на молитвенной стези, как пишет о последней причине смиренный Никита Стифат в "Добротолюбии".

По духовному же твоему настроению тебе прилична более безмолвная жизнь, для которой прислуга пригодна, но не всегда, — иногда и мешать может. Но всеблагий Промысл Божий лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет.

К содержанию

308. МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им во грех, глаголя: не ведят бо что творят (Ин. 23: 34). Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься. Ты не раз писала, чтобы избавить тебя от Б... личности. Но, думаю, что ты Лазаря наизусть поешь. Когда ты была в Оптине, этой личности тут не было, и потому не могла ты ее видеть, а видела какую-либо другую. Когда приедешь и увидишь, тогда и можно начать избавление. Собственным своим опытом ты испытала и испытываешь, как тяжело нести притеснение по одному подозрению. Помни это, и не забывай, и остерегайся действовать без испытания и исследования.

Повторю: ободрись, и перестань малодушествовать, и особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись, и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией — любите враги вашя, добро творите ненавидящим вас... благословите кленущия вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, то чем различествуем от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена (как видела в видении). Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование, и прочее, и прочее.

К содержанию

309. ВО ВСЯКОМ ДЕЛЕ НУЖНА ПОСТЕПЕННОСТЬ. СЛОВА ДРУГИХ И СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ДОЛЖНО ПРОВЕРЯТЬ РАССМОТРЕНИЕМ И МОЛИТВОЙ

Ты преждевременно заботишься избавиться от Б... особы. Есть старинная русская пословица: "Поспешишь — людей насмешишь". Вдруг отстранять ее нет никакой надобности и потребности; да и будет очень неловко, и душеприказчикам не понравится. А самое дело лучше укажет, как нужно будет поступить. Взять тебе вдруг все дело на себя одну будет тяжело, и многое попечение будет мешать молитвенному настроению. Во всяком деле нужна постепенность и последование примеру святых отцов. В монастыре казначей, благочинный, келлиарх, эконом назначены преподобным Феодором Студитом. Мы не можем быть премудрее сего святого отца, который сумел управлять тысячью братии. Повторяю, придержимся лучше постепенности и рассмотрению на самом деле. Самое же дело таково: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, и Хам не оставлен, а перевезен через потопные воды. И Евангельское слово Самого Господа (Мф. 13: 30): оставите расти обое? до жатвы.

И еще скажу. Собственный твой опыт должен научить тебя, что не следует скоро доверять тому, что люди говорят, равно и вдруг родившемуся чувству, по этой или другой причине; а следует проверять это, во-первых, рассмотрением, а во-вторых, и молитвой. Представляя и то лицо, должно молиться: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас, и устрой о нас полезное и спасительное". После и видно будет, что и как.

Молодая твоя келейница, как пишешь! А я всегда советую настоятельницам являться к духовным лицам вдвоем, с какой-либо старшей сестрой скромной, которая бы не передавала разговоров начальнических. Впрочем, как будет удобно.

К содержанию