Аудио-трансляция

Сму­ще­ние, ка­кое бы оно ни бы­ло, есть приз­нак тай­ной гор­дос­ти и до­ка­зы­ва­ет не­о­пыт­ность и не­ис­ку­с­ство че­ло­ве­ка в про­хож­де­нии сво­е­го де­ла.

преп. Амвросий

380. О РАЗГОВОРЕ С МАТУШКОЙ ИГУМЕНИЕЙ. О САМОВОЛЬНОМ ПОСЛУШАНИИ. О ПРАВИЛЬНОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ

Пишешь, что начинаешь понемногу испытывать скорби монашеской жизни, и подверглась гонению, хотя малому. Какое это гонение, и в чем состоят твои скорби, ты не объясняешь, а в прежних письмах упоминала. Что в угодность матушке игумении и как бы в утешение ей судить и осуждать тех, с кем она имела неудовольствие. Но в Евангелии сказано (Мф. 7: 1-2): Не судите, да не судими будете. И опять: в нюже меру мерите, возмерится вам. Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было; и в разговорах с матушкой игуменией будь острожна: изъявляй ей свое участие, что сожалеете о скорбной ее жизни; а о других иной раз можете промолчать, или отвечать так: "Об этом не знаю что и сказать"; или выразиться так, чтобы для всех было безобидно, а для тебя безвредно. Умудряйся сама, и придумывай себе, как в каком случае отвечать матушке игумении, чтобы ее не оскорбить, и самой не грешить...

Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить, или посуду мыть, тайно, вопреки игумении? Никак не советую делать это. Преподобный Варсонофий, в ответах авве Дорофею, говорит: "Не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, — вот что приводит к преуспеянию".

Пишешь: "Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю". Но ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя, и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что "краи бесовския суть", то есть что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведет не только к смущению, но даже и ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги, сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем - и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно, — и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

381. НЕПОЛЕЗНО СЛЕПО ПОДРАЖАТЬ ДРУГИМ, ИБО У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ

Спрашиваешь, не жить ли тебе со старой монахиней, чтобы спрашивать ее, как что делать и с ней читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны; и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относиться, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и относишься к моей худости; что же бы вышло из вашего купно — жития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в соображении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со старицей; и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи, и поучаться кротости, и смирению, и терпению. Посылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслушаешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вычитать, по немощи и другим обстоятельствам, то не смущаться, а заменять оное смиренным самоукоренением. Но прежде всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: "Если кто принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к смиренномудрию, к любви, к кротости, и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то бывает иногда к нему Божия благодать, по его молитве и прошению, потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, — или утрачивает он милость Божию, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия, потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним" (Из 7-ми слов. 1-е слово. Отд. 14).

Описываешь, что отношения твои с матушкой игуменией несколько изменились, что ты, правды ради, потерпела. Вперед будь поискуснее: когда спрашивает твоего мнения, можешь отвечать: "На это уж не знаю, что и сказать", или в этом роде. Или если когда и выскажешь свое мнение о чем-либо, то нужно говорить не очень утвердительно, а выражаться умеренно, что думаешь так-то, а положительно и наверное не знаешь. Мир тебе!

К содержанию

382. О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И О МОЛИТВЕ ЗА ОБИДЯЩИХ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!

Прости, что на письмо твое от 15-го апреля не отвечал доселе. Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное, и что все, хотящий благочестно жити, гоними будут. Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя, причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства (Мф. 5: 11-12), и особенное внимание обрати на последнее: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: "не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять кленущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны".

Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: "Помози, Господи, якоже веси (таким-то) и за их молитвы мне, окаянной". Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.

Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас безпокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: Мне отмщение, Аз воздам, — глаголет Господь (Рим. 12: 19). Не это только, но и все полезнее нам предавать суду Божию, и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: "Человек предполагает, а Бог располагает". Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление... и весь псалом 36-й до конца.

Хотя бы сон, виденный тобой, исполнился на самом деле наяву, это тебе нисколько не повредит, а только подаст случай к терпению и к приобретению духовного искусства, как пишет брат Божий, святой апостол Иаков: человек неискушен неискусен.

Приветствую о Господе сестер и матерей, благоволящих к моей худости. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

383. ТЕСЕН ПУТЬ, ВВОДЯЩИЙ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. МОНАШЕСТВО ЕСТЬ ТАЙНА

Сестра о Господе, скорбящая мать N.!

Семнадцатого июня писал я тебе, и после от тебя получил, от 7-го августа, 25-го августа и от 14-го сентября. Из первого твоего письма видно, что в продолжение лета еще было письмо, в котором ты описывала мне приезд к вам архиерея, но этого письма я не получал. А в последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь вводящий в жизнь вечную. Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя (Мф. 11: 28-29): Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. (И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко.) Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение — на все победа.

Ты указываешь на два лица (не говоря о 3-м, высшем), которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира, и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще апостол говорит (2 Тим. 3: 12): вcu... хотящии благочестно жити... гоними будут. Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых.

16-го октября. Это письмо, давно начатое, пролежало две недели, потому что у нас затерялся адрес твоей сестры. Вчера же получил письмо твое от 11-го октября. Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства Покаяния.

Завистливым сестрам можешь по временам угрожать, что ты их удалишь от себя, то есть из своей кельи, если они не перестанут куролесить и путать себя и других. Здоровье мое во все лето слабое и утомленное от множества посетителей... Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

384. О БОЛЯЩЕЙ ЧАХОТКОЙ, О БОГЕ МИЛУЮЩЕМ, И О ПРИЗРЕНИИ МЛАДЕНЦА МОНАХИНЕЙ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Письма твои получаю, хотя на них и не отвечаю. Последнее мое письмо к тебе было от 24-го декабря; а от тебя получены — от 28-го декабря, 16-го января и 6-го марта, по почтовому штемпелю. Давно собираюсь написать тебе что-нибудь; но в это время много раз был болен, то насморком, то другими болезнями; даже глухота была более двух недель.

Жаль, что сестра твоя N.N., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину; потому много о сестре и не заботься. Пишешь, что ей хотелось бы, чтобы младшая ее дочь осталась у тебя в монастыре. Но не знаю, будет ли тебе удобно держать двухлетнюю девочку в келье своей. Ведь она будет связывать и тебя, и живущих с тобой, относительно монастырского порядка и хождения в церковь. Пока жива будет сестра, пусть поживет у тебя эта девочка; а по смерти сестры, кажется, лучше бы было, чтобы она пожила некоторое время у брата твоего. А после, если видно будет, что она девочка благонравная, и по замечанию склонная к монастырской жизни, то можешь брать ее по временам в монастырь погостить, чтобы более рассмотреть ее склонности. Тогда можешь посмотреть и на свое внутреннее чувство, куда оно будет преклоняться, взять ли девочку в монастырь, или оставить в миру; и сообразно чувству так и поступить.

Ты сомневаешься принимать одну сестру, которая имеет уже духовную мать. Правда, что это не совсем удобно. Но и совершенно отказывать нельзя, а только нужно действовать поискуснее; растолковать подробно, опять посылать, чтобы она относилась к своей матери и покорялась ей в том, в чем нет явного греха и явного нарушения заповеди Божией. А если выйдет какая-либо скорбь, то нужно потерпеть, и за заповедь Божию и ради любви ближнего. Только нужно сказать этой сестре, чтобы она ходила к тебе пореже; а за мелочами и без надобности не ходила.

Приветствую о Господе болящую Н.Н., сердечно желая ей милости от Господа и оздравления, аще воля Божия будет. Мир тебе! и матери Н., и прочим...

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

385. ДАРОВАНИЙ НЕ ИЩИ, А УСВОЙ МАТЕРЬ ДАРОВАНИЙ - СМИРЕНИЕ

Поздравляю тебя с приближающимся светлым праздником Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю тебе великое сие Торжество торжеств христианских встретить и провести в мире и утешении духовном. Когда на Пасхальной утрени начнется общее христианское целование, тогда помяни меня, грешного, и приими от меня радостное приветствие с радостным глаголом: Христос воскресе!

Советую тебе прочесть для твоих собственных потребностей 43-ю главу у Каллиста и Игнатия, в "Добротолюбии"; и содержать эту главу всегда в памяти, руководствуясь ею особенно при различных изменениях. Да тут же 44-ю главу присоедини. Обе эти главы содержат в себе великую пользу душевную и духовную.

Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение, это прочнее.

К содержанию

386. КЛЕВЕТЫ НЕ БОЙСЯ

Письма твои от 10-го апреля и от 1-го июня получил. Что мать Н. много наговорила о тебе, об этом слишком не заботься и не скорби; а предай все это суду Божию. Переписку же со мной тебе оставлять нет причины; а можешь писать мне по-прежнему, надеясь на милость Божию, что силен Господь покрыть тебя от всех козней вражиих. Смирение и терпение — на все победа, по сказанному от святых отцов.

От ласки излишней, при обращении с сестрами, воздерживайся, по усмотрению, научаясь из самого дела.

Мир тебе! и молись о мне! М.Н. и других приветствую о Господе!

К содержанию

387. НЕ БОЙСЯ ПОПАСТЬСЯ В ПЕРЕПИСКЕ СО СТАРЦЕМ

Ты боишься в переписке. Пиши, ничтоже сумняся и ничтоже бояся. Голову за это не ототрут. Если узнают, можешь прямо сказать: "Имею в этом крайнюю нужду, и необходимость, и поддержку; а не что-либо несообразное, вне духовного порядка; кажется, это самым делом вам доказывала и доказываю". Посылаю тебе общее праздничное поздравление.

Испрашивая на тебя и на ближних тебе сестер мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

388. О САМОУБИЙЦЕ МОЖНО МОЛИТЬСЯ КЕЛЕЙНО

Еще пишешь о несчастной кончине брата одной из ваших послушниц и спрашиваешь, можно ли его поминать. По церковным правилам поминать его в церкви не следует; а сестра и родные его могут келейно об нем молиться, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву (она напечатана в приложении к жизнеописанию старца Леонида, на с. 210) и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала, и оказывалась действительной пред Господом.

К содержанию

389. О ПОСЛУШНИЦЕ, ЖЕЛАЮЩЕЙ ПЕРЕЙТИ В СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ

Пишешь о послушнице N, которая все хочет поступить в сестры милосердия, но, наконец, слава Богу, уселась. Если опять станет смущаться, скажи ей, что если она убежит из монастыря, то враг ее поймает. А послушнице N не советую, ради близости родных, перейти куда-нибудь подальше. Враг нигде не оставит искушениями. Касательно же своего положения помни апостолом вкратце выраженную волю Божию: долготерпите ко всем... всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5: 14-16). Если не можем еще радоваться, то, по крайней мере, постараемся не скорбеть паче меры, а вооружаться терпением и долготерпением, памятуя сказанное от Господа: претерпевый... до конца, той спасен будет.

К содержанию