Аудио-трансляция

При на­ча­ле приз­ва­ния к жиз­ни ду­хов­ной Гос­подь по­се­ща­ет бла­го­да­тию Сво­ею и раз­лич­ны­ми уте­ше­ни­я­ми, но пос­ле от­ни­ма­ет оные и ввер­га­ет в огнь мно­го­об­раз­ных ис­ку­ше­ний и скор­бей, что­бы са­мо­лю­би­вое и сла­во­лю­би­вое на­ше уст­ро­е­ние со­вер­шен­но ис­пе­пе­ли­лось ог­нем ис­ку­ше­ния, и не име­ли бы на­деж­ды на се­бя и на свои де­ла, но на ми­лость и че­ло­ве­ко­лю­бие Бо­жие. Сми­ре­ние ве­лие бла­го!

преп. Макарий

280. ЖИЗНЬ ПО-МОНАШЕСКИ - В ТЕРПЕНИИ И СМИРЕНИИ

Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении, и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом. Начало же из начал — терпение находящих скорбей — терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть, со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши.

Повторяю, понудь себя к смирению и терпению перед начальницей, сознавая вины свои, а если безвинно, то и еще полезнее потерпеть.

К содержанию

281. ВНЕШНИМИ НЕУДОБСТВАМИ ДУША ОЧИЩАЕТСЯ. ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Письмо твое получил, в котором объясняешь свою скорбь касательно неимения своей кельи и касательно неудобств жить в чужих кельях в многолюдстве. С одной стороны, справедливо: так, в такой тесноте, как ты живешь, действительно жить неудобно, но с другой стороны, скорбь твою, до изнеможения душевного, нельзя ни одобрить, ни назвать правою. Если мы желаем наследовать Царствие Того, Который во время земной жизни не имел где главы подклонити, то основательно ли поступаем, малодушествуя до изнеможения касательно внешних неудобств. Тогда как ими-то и через них-то очищается грешная душа наша как в горниле. Хотя я лично тебе говорил, как много ты себя повредила неразсудным желанием, но и теперь замечаю, что ты доселе доверяешься руководству влекущего желания, по-видимому, мнимо благого, но все-таки неразсудного и противоречащего отеческим писаниям, в которых говорится, что желающий уединенной жизни наперед должен обучиться среди людей терпению, смирению, незлобию и долготерпению от поношений и уничижений и от неудобств, и прибавлено, что иначе не бывает. Святой Лествичник говорит, что безмолвие тела есть благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыслов. Этому безмолвию и старайся обучаться. Сестрам, где ты живешь, можешь сказать так: если вы желаете, чтобы я у вас жила, то побольше молчите и без крайней надобности не рассказывайте разных россказней, и не делайте неуместных вопросов. Будем лучше помолчаливее жить, внимая каждая своей совести со страхом Божиим. Если же иначе, то я долго не могу у вас пробыть.

К матери-казначее будь почтительна, но при случае говори откровенно, что ты безтолкова и перед начальственными лицами можешь только путаться. Просто откланивайся только. Наконец, пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: "Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши".

К содержанию

282. ОТ БЛИЖНЕГО ЖИВОТ И СМЕРТЬ

Как тебе быть в теперешней твоей келье, с безграмотной схимницей, со сборщицей, с не имеющей произволения к монашеству, и со слепой, — как тебе держать себя в этом обществе, об этом определенного наставления не могу тебе дать, а смотри сама, и рассуди, и ищи только своей душевной пользы, и заботься о том, чтобы не потерпеть в чем душевного вреда. Умудряйся среди настоящих твоих неудобств. Велят читать что-нибудь, что-нибудь и прочитай, хоть авву Дорофея, только без всяких толкований и поучений.

"Вот что пишет авва Дорофей", — и читай; а от себя ничего не прибавляй. Помни слова, сказанные в старчестве: от ближнего живот и смерть. Про мои же письма публично объявлять нет надобности; можно промолчать, когда можно. А скажу вкратце: умудряйся приобретать жизнь и избегать смерти, живя с теми, с кем живешь, стараясь иметь заповеданное апостолом, то есть благость, милосердие, сострадание и любовь, которая есть исполнение закона; а как?.. — послушай того же апостола (Гал. 6: 2): Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

К содержанию

283. СНАМ НЕ ВЕРЬ. ЖАЛОСТЬ И УСЕРДИЕ НЕ БЫВАЮТ БЕЗ ТЯГОТЫ И СКОРБИ

После праздника получил от тебя два письма. Посылаю тебе на твои нужды десять рублей. Сукно можешь употребить по усмотрению; а поминай только, на чтении Псалтири и в келейных и церковных молитвах, Иоанна и Софию со чады. От их усердия тебе посылаются деньги. Если будет усердие, можешь прилагать и имена детей их: девиц Н., О., отроков И., Дм., М., младенцев С, Ек., Н. А главное, поминай родителей их, насколько достает расположения душевного к тому. Сну своему не верь; это явное искушение от врага, так как выставляет тебя паче всех иных. Также не верь тому, что будто ты загребла обеими руками. Мало ли чего можно загребать руками. Касательно же непонятного искушения скажу тебе, что оно попустилось за то, что, по усердию своему, ты приняла участие в сестре Анне; за это и должна понести тяготу ее искушения. Много бы нашлось людей изъявлять жалость и усердие даром. Но так как приходится через такое усердие нести и тяготу, и скорбь, и искушение, то не у многих продолжается такое усердие. Для избавления молись так: "Господи! за молитвы сродника ... преподобного Иоанникия, помози мне, окаянной".

Сестрам К... и Е... можешь отвечать: так как теперь в обители нашей обстоятельства мудреные, а вы малодушны и непостоянны, и ходите во многие кельи, то и не могу я принимать в вас близкого участия, чтобы самой на себя не навлечь скорби и неприятности. Когда М.Н. приедет, то можешь поискать себе и другую келью, более удобную. Вперед знай да ведай, как являть жалость, и к кому.

К содержанию

284. ЛУЧШЕ ГРЕШНИК КАЮЩИЙСЯ, ЧЕМ ПРАВЕДНИК ВОЗНОСЯЩИЙСЯ

Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо; а не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться. А что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше согрешив покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился пред Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное сознание и понесение укоризны от фарисея, получил не только прощение грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева смирения; это путь самый безопасный.

К содержанию

285. ЕСЛИ НАШЕ ПРОШЕНИЕ К БОГУ НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО В ЕВАНГЕЛИИ НЕ ВСЕ ВЕРНО СКАЗАНО; НА ЭТО ЕСТЬ СВОИ ПРИЧИНЫ

Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в Евангельском учении могло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не исполняется, вопреки будто бы сказанному в Евангелии (Мф. 7: 7): Просите, и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, а безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиной внешнего смирения, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама, как велика гордость: если прошение наше не исполняется, то выходит, что в Евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, помнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника, степень 26-я, отделение 60-е, где он говорит: "Все, чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой-нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщеславием; или потому, что, получив просимое, возгордились бы, или потому, что, по исполнении их желания, впали бы в нерадение".

И святой Исаак Сирин, в слове 33-м, говорит: "Не всяко желание добро, от Бога впадает в сердце, но одно пользующее (то есть только действительно полезное). Овогда бо желает человек блага, и не помогает ему Бог; впадает бо и от диавола подобное некое желание сему; и то непщуется быти в помощь (но ошибочно), и множицею несть веры его, и сам диавол вред ему ухищряет, и понуждает человека взыскать сего, не у еще достигша жительства того, или чужде есть образа его, или паки не есть время, в не мощно ести сие исполнити, или подвигнути, или несть доволен вещию, или разумом, или телом, или время не подает нам руки, и всяким образом аки личиною онаго благаго, или смущает его, или вредит в тело его, или скрывает сеть во уме его". После всего скажу: смирись, оставь безумие свое, — и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с молитвою: "Господи, прости безумие и прегрешение мое"!

К содержанию

286. ГОРДЫМ БОГ ПРОТИВИТСЯ, СМИРЕННЫМ ЖЕ ДАЕТ БЛАГОДАТЬ

Просишь скоро уведомить тебя, дадут ли что-нибудь на уплату долга вашего за келью обещанные благодетели, а иначе вы с сестрой должны уступить кому-нибудь половину кельи и принять товарку. Отвещаваем на сие: были и есть такие благодетели, которые могут уплатить до полутораста рублей, о чем я уже извещал тебя в одном письме, говоря так: если можете с сестрою пешком прийти к нам, то получите больше, а если на лошадке (или на двух) приедете с сестрою, или с кем-нибудь, то получите меньше, потому что из тех же денег нужно заплатить и за извоз. Но ты на письмо мое отвечала горделиво, что пешком прийти не можешь, потому что слаба, и более ничего не писала. Советую тебе осмотреться и посмотреть на себя со всех сторон со светильником Евангельского учения, а то в тебе проглядывает немалая горделивость. Сама же ты должна знать, что гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4: 6). Тебе мать игумения запрещает подавать советы сестрам, в каких бы то ни было случаях; а ты об этом запрещении рассуждаешь с горделивым негодованием. Лучше смирись и покорись в простоте сердца запрещению матери игумении, так как сказано: несть... власть аще не от Бога... противляяйся власти Божию повелению противляется (Рим. 13: 1). Напомню тебе и то, что ты за ревность твою неблаговременную и неуместную довольно наказалась, и потому нужно смиряться и покоряться воле Божией, выражающейся устами начальствующих. Повторю: смиряйся, и тогда можешь получить означенные деньги через почту, или лично, в конце августа, если рассудишь пожаловать к нам.

К содержанию

287. ПЕРЕШЕДШИЕ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ ВСЕГДА ИСПЫТЫВАЮТ ТОСКУ

Живя в тамошнем монастыре, не удивляйся тому, что иногда тоска отягчает душу твою. Все, переходящие в другой монастырь, это чувствуют, куда бы они не перешли.

Особенно остерегайся ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную.

К содержанию

288. ВРАГ БОЛЕЕ ВСЕГО ВОЗСТАЕТ ПРОТИВ МОЛИТВЫ. КАЧЕСТВО МОЛИТВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЕ КОНЦОМ

Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не возстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности, умной и сердечной; всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других, которые по своему неразумию, а вместе по наущению вражию, мешают нам проходить внимательную жизнь. Блаженный Илия Экдик пишет: "Егда помолишься, якоже подобает, ожидай онех, яко не подобает, то есть гневного возмущения ("Добротолюбие", ч. 4).

Патриарх Каллист, в 14-й главе "О молитве", пишет: "Аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания, или и молитвы, и не прельщайся. Сея бо конец, возлюбленные, умиление есть всегдашнее, сокрушение сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственное есть: помысл похоти, шептание клеветы, ненависть ко ближнему, и елика сим подобна" ("Добротолюбие", ч. 2).

Преподобный Исихий пресвитер пишет в главе 20-й: "Подобает подвизающемуся внутрь, во всякое мгновение времени имети четыре сия: смирение, крайнее внимание, противоречие и молитву. Смирение, яко с гордыми бесами противными имеет оно брань, да помощь Христову в руце сердца имети, зане Господь гордых ненавидит. Внимание же, да присно сердце свое творит ни единаго помысла имети, аще бы и благ являлся. Противоречие же, да егда скоро уразумеет пришедшаго, абие со гневом противословит лукавому (псаломскими словами): отвещаю, глаголет, поношающим ми слово: не Богу ли повинется душа моя. По противоречии же абие молитву да возопиет ко Христу со воздыханием безмолвным. И тогда сам подвизайся узрить врага разрушающася, или прогоняема поклоняемым именем: "Иисус", яко прах от ветра, или яко дым исчезающий с мечтанием его".

И в главе 31-й: "Подобает бо нам, во общежитии пребывающим, добровольным изволением и добрым сердцем всю волю свою отсекати пред настоятелем, и тако Богу спомоществующу, благообуздываемы и сами не како бываем и невольны. Хитрость же в сем имети подобает да не желчию смущаемся, и ярость нашу безсловесне и чрезъестественне движим, и тако не дерзновенны на невидимую брань обрящемся. Обыкла бо есть воля наша, не отсекаема нами добровольне, гневатися на начинающих принуждение оную отсекати: и от сего убо ярость злящаяся подвигшися, погубляет разумение брани, еже едва со многим трудом стяжати возможно. Растительно бо ярость есть естественно, аще на помыслы подвигнется бесовские, растлевает и погубляет их: аще же паки на человеки возмутится, растлевает и тако благие помыслы в нас. Ярость, аще случится, вижду, яко растлевает все помыслы, аще лукавые, аще ли и правые. Оружие бо от Бога, и лук нам дадеся, аще не удерживается во обоих. Хотя же и различие действует, но губительна есть. Аз бо вем и пса дерзка равно с волки растлевающа овцы" ("Добротолюбие", ч. 2).

Ревнующему о молитве следует всегда помнить слова Самого Господа (Мф. 7: 21): Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех. Воля же Отца Небесного объявлена в Евангельских заповедях, исполнение которых есть единственный незаблудный путь спасения. На сем пути должно иметь три признака: смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями; свойство же их одинаковое. На сию троицу добродетелей весь полк бесовский ниже противовзирати может ("Добротолюбие", ч. 2. Каллиста и Игнатий, гл. 73).

Преподобный Марк Подвижник в "Слове о покаянии" говорит: "Правое дело для начинающих, средних и совершенных есть: молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей. Без сих трех нельзя совершать и прочие добродетели. Да и самая молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. В этой триплетенной верви, если где одна нить ее прерывается, там прерываются и другие нити". То же самое выражает и апостол Павел в Первом послании к Солуняном (1 Фес. 5: 14-18): долготерпите ко всем... Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. А апостол Иаков объясняет, когда мы должны радоваться, то есть когда впадаем в различные скорбные искушения, которыми испытывается наша вера, а вместе очищаются наши согрешения.

По крайнему недосугу хотел написать тебе вкратце, а по важности предмета коротко нельзя было написать.

Помози тебе, Господи, утвердиться, сестра, в молитвенном подвиге, и стяжать молитву истинную, а не кое-какую, храмляющую, как обличает нас Иоанн Богослов в своих Посланиях: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. И сию заповедь имамы, да любяй Бога, любит и брата своего.

К содержанию

289. О ПЕРЕМЕНЕ МЕСТА НЕ ДУМАЙ

О перемене места ты не думай, кольми паче не скорби, а лучше Царицу Небесную благодари, что хоть в таком месте устроила тебя проводить остаток дней своих.

Когда же будут тебя безпокоить неудобства, или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слово Священного Писания (Деян. 14: 22): многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное.

К содержанию