Аудио-трансляция

Не вся­кий мо­жет час­то ста­но­вить­ся на мо­лит­ву в те­че­ние дня. Но по­нуж­дать се­бя на мо­лит­ву, хо­тя мыс­лен­ную, ес­ли при лю­дях, вся­ко­му воз­мож­но. Воз­мож­но на­чи­нать и окан­чи­вать вся­кое де­ло и за­ня­тие воз­но­ше­ни­ем ума к Бо­гу. Не­по­лез­но хо­лод­ное от­но­ше­ние к де­лу мо­лит­вы. „От­мо­лил­ся, вы­чи­тал, что по­ло­же­но, и сво­бо­ден. От­был по­вин­ность свою". Та­кая мо­лит­ва не да­ет бла­гих пло­дов.

преп. Никон

270. ГРЕШНО ГОВОРИТЬ, ЧТО ОТРАДЫ НЕ БУДЕТ НИ В СЕЙ ЖИЗНИ, НИ В БУДУЩЕЙ

...Пишешь о расстроенном положении N-..ны. Что делать?.. Она неправа тем, что слишком заботится о внешнем. Но когда человек находится в искушении, надо потерпеть ему, как и самой тебе внушает благой помысл. Сама видишь, что лучше бы было, любви ради, прервать дремоту и выслушать N, потому что любовь не только выше нашего покоя, но и самой молитвы; за что и наказана была вскоре стужением бесовским. Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости... Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, то есть в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную. Мужайся и крепись, и уповай на помощь и милость Божию.

Передавай N... приветствие о Господе и благожелание — не заботиться паче меры о потребностях внешних, а искать прежде Царствия Божия, а сия вся приложатся нам, по неложному обещанию Самого Господа. Мир вам!

К содержанию

271. О СТРАХЕ ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ И О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАИН

Пишешь, что ты боишься внезапной смерти. Надейся на Бога, что сохранит тебя от сего. Еще пишешь, что желала бы чаще приобщаться Святых Таин, но этого у вас не дозволят. Можешь делать так: когда сделаешься нездорова, можешь выставить причиной болезнь свою и просить, чтобы тебя приобщили в келье. Мир тебе, и духови твоему.

К содержанию

272. О ПОМЫСЛЕ ИМЕТЬ СВОЮ КЕЛЬЮ

...Касательно кельи: "иметь оную или не иметь"... тревожащие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вражеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силен Господь устроить это, а не полезного добиваться не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же, со своей стороны, должны твердо помнить апостольское слово: любящим Бога вся поспешествуют во благое. И стараться во всяком положении и месте, и при всяких обстоятельствах, держаться благого, и, прежде всего, благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благодетельствует человеку. Сказано в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165). Поэтому если нас что-нибудь смущает или блазнит, то должны мы упрекать себя в недостатке любления закона Божия, и смиряться, и просить помилования и помощи от Господа. Мир тебе, и молись о мне, грешном.

К содержанию

273. НЕЛЬЗЯ ВОДИТЬСЯ ОДНИМ ЖЕЛАНИЕМ, БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ

...Искусители и предводитель их навел было на тебя великое искушение, и это явствует из того, что и далеко сущие родные твои подвиглись утешать тебя и успокаивать. Впредь паче всего остерегайся малодушествовать и не спеши, а будь осмотрительна, как недавно сделала ошибку. Не приискав удобной кельи, объявила всем, что переходишь. Недаром сказано в "Отечнике", что рассуждение — выше всех добродетелей, а ты водишься одним желанием, без рассуждения, не рассматривая вперед, удобно ли будет исполнение этого желания, и забывая Евангельское слово Самого Господа, глаголющего (Мф. 16: 24): аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Крест означает скорби и неудобства настоящей жизни. Мир тебе! Умудряйся во спасение. Несть бо наша брань к крови и плоти, но ко властем тьмы! Но тьма тьмою и останется. А мы да взираем ко свету.

К содержанию

274. О ДУХОВНОМ СТРАННИЧЕСТВЕ. ВРАГ СМУЩАЕТ ПОПЕЧЕНИЕМ О СОБСТВЕННОЙ КЕЛЬЕ

Пишешь, что ты во вражеском искушении утвердилась на мысли странствовать. Но утверждение это не твердо. Странствовать тебе не по силам — по твоему слабому здоровью и по званию твоему, оно тебе неприлично, и несообразно, и даже неудобно и неисполнимо. И, кроме того, странничество духовное не в том состоит, чтобы странствовать по свету, а в том, чтобы, живя на одном месте, проводить странническую жизнь, не имея собственного угла, как Сам Господь свидетельствует о Своем странствии, глаголя: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда; Сын же Человеческий не имать где главы подклонити (Мф. 8: 20).

Предводитель душевных врагов наших искушает тебя, и смущает, и путает попечением о приобретении собственной кельи. Но ведь на все нужно ожидать воли Божией; равно и относительно кельи нужно положиться на волю Божию: благоволит Господь иметь нам свою келью — добро и благо; не благоволит — нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но, сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученической кончиной, а другие, по воле Божией, просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть, и якоже будет Ему благоугодно.

К содержанию

275. СМЕРТНЫЙ ИСХОД СЛАСТОЛЮБИВОГО ЧЕЛОВЕКА ТЯЖЕК, А ТРУДОЛЮБИВОГО ЛЕГОК

Скорбишь о преждевременной смерти племянника и о тяжко страдальческой кончине сестры твоей. Пишешь, что у тебя не выходят из памяти тяжкие предсмертные страдания сестры, которая, по твоему мнению, жила в миру хорошо. На это представлю тебе пример, думаю, и тебе самой известный. Один палестинский монах, возвращаясь из Иерусалима, видел славное погребение одного градоначальника; а придя в свою келью, нашел святого своего старца растерзанным львом...

И преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий, по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: сластолюбивое сердце — темницею и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце дверь есть отверстая. Как бы ни получить милость Божию — трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует о сем Сам Господь в Святом Евангелии, глаголя (Мф. 11: 29-30): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.

Покойный наш старец, отец Макарий, недавно явившись во сне своей ученице, томимой недоумением, сказал: "Терпи, борись и понуждайся идти тесным путем". Слово краткое, но многознаменательное и для всех нас необходимое до конца жизни нашей. Исполняя это, молись за себя, и за меня, грешного. Мир тебе.

К содержанию

276. ВРАГ СТАРАЕТСЯ НАНЕСТИ ПОДВИЖНИКАМ, ХОТЯ БЫ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ, КАКУЮ-НИБУДЬ ГРЕХОВНУЮ РАНУ, ДАБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ ИМ В ПЕРЕХОДЕ В БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ

Недавно, среди недосуга, раскрыл я толкование псалмов Василия Великого и открылось место: Боже, Боже мой... спаси мя... от гонящих мя, и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу (Пс. 7: 2-3). Святой Василий Великий пишет, что слова эти относятся к подвижникам, которых всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести им какую-либо рану, или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе их иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь.

Полезно нам молиться сими псаломскими словами: Боже, Боже мой, спаси от гонящих мя, и избави мя.

К содержанию

277. СОВЕТ УТРАТИВШЕЙ ТЕПЛОТУ И УТЕШЕНИЕ МОЛИТВЫ И ОБУРЕВАЕМОЙ СТУДНЫМИ ПОМЫСЛАМИ

Письмо твое я получил. Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденной в помыслах, но опять же, с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу, и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи; имей страх Божий; чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде, и о том, что если теперь не управишь себя в Богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне; старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого. Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую. Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

278. НЕ ДОЛЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ НЕПОСИЛЬНЫЙ ТРУД ЛЕЧИТЬ ОТ ДУХОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Ты все заботишься о каком-то, будто не полученном мною, твоем письме, в котором было писано что-то для тебя нужное. Чтобы успокоиться, опять напиши об этом. Я вчера разбирал твои письма; и их у меня целая куча, важных и неважных. А важнее всего то письмо, в котором ты пишешь, что ты, по жалости и по мнимой любви, взялась не за свое дело — лечить сестру, которая больна не телесной болезнью. Я тебе говорил лично, и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий, по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошенная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужение от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность, самому себе навлекать такие страшные искушения. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: мерзок пред Господом всяк высокосердый. Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, да дух (его) спасется в день Господа нашего Иисуса Христа. Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник, или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям; но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией, и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать, и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя; а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла; а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу, и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное Причащение Святых Таин. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень-очень неполезно, ради искушений, о которых сказано выше.

Пока устроится у вас новое начальство, живи, хоть и с трудом, где придется; а там, может быть, Господь поможет устроиться лучше, если постараешься воздержаться от самочинного, непрошенного усердия в отношении ближних. Прости же и остави.

К содержанию

279. УНЫНИЕ БЫВАЕТ И ОТ ТЩЕСЛАВИЯ, И ОТ НЕПОСИЛЬНОГО РВЕНИЯ

Пишешь, что тебя безпокоят два помысла: один говорит, чтобы пойти в Троекурово, а другой, чтобы никуда не ходить из своей кельи и обучать себя внутреннему бдению. Спрашиваешь, которого тебе придерживаться помысла. Ни того, ни другого. Живи в Севске, и обучай себя пока наружному бдению, имея страх Божий и, пожалуй, посильное внутреннее внимание. Снам твоим не доверяй. Замечаешь, что у тебя бывает уныние от большой суеты, и от упущения правила, а также от большого понуждения и трудов. Прибавлю к этому: бывает уныние и от тщеславия, когда что не по нашему делается, или другие толкуют о нас не так, как бы нам хотелось. Еще бывает уныние от рвения непосильного. Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. "Тише едешь — дальше будешь", — сказано опытными. Вредно нерадеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Трех более всего держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния.

К содержанию