Аудио-трансляция

В бра­нях про­тив­ляй­ся со сми­ре­ни­ем, как пи­са­но и по­ка­за­но нам от отец, и аще слу­чит­ся пас­ти, па­ки возс­та­вай и знай, что за гор­дость ис­ку­ша­ешь­ся оны­ми. Бе­жи к са­мо­у­ко­ре­нию и сми­ре­нию, а не из кельи. Дон­де­же не сот­рет­ся мо­нах раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми и скорбь­ми, не мо­жет поз­нать сво­ей не­мо­щи и сми­рить­ся.

преп. Макарий

410. О ДУРНОМ ГЛАЗЕ И О СУЕВЕРИЯХ

От очес призора, от ревности и зависти, и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас есть на то Крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне. Мир тебе, и Божие благословение. И духови твоему.

К содержанию

411. О ПРИЧАЩЕНИИ БОЛЬНЫХ В КЕЛЬЕ. О МОЛИТВЕ СВЯТОМУ СПИРИДОНУ

Пишешь, что матушка игумения N давно не причащалась Святых Тайн и теперь все отлагает по той причине, что

по слабости телесной не может бывать в церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать Причащение Святых Таин, так как это — главное врачевство духовное, нередко и телесное.

Если матушка игумения не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Таин в келье, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка игумения спрашивает, что нужно вычитывать в келье, не бывая в церкви. Приготовляясь к Причащению, можно с вечера вычитывать в келье 9-й час, малое повечерие, среди которого прочитывать Акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу Хранителю. Отходя ко сну, читать конец повечерия и вечерние молитвы. Утром читать утренние молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, первый час и молитвы ко Причащению, с каноном; потом 3-й и 6-й час, и изобразительные, а при большой слабости болезненной можно и это сократить, довольствуясь утренними молитвами и молитвой ко Причащению. Прочитайте вместе с матушкой игуменией N. писанное в книге Варсонофия Великого к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопроса. Там увидите ясно, что от больного требуется только терпение и благодарение, и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнью телесной это заменяется. Еще пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верой прибегают к святому Спиридону, чтобы, за его святые молитвы, Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святому Спиридону, по его молитвам, выходили из затруднительного положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену.

К содержанию

Письма к основателям и первоначальницам общин

412. КАК ХЛОПОТАТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ ОБ ОТКРЫТИИ ОБЩИНЫ

Достопочтеннейший о Господе!

Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это делать, а лучше попроси М.И., чтобы он съездил туда. А ты, коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь запутать его, а М.И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья; а больше вести это дело через М.И., которому такие дела более подручны.

Приветствую мать М. и сестер общины. Хотя дело об открытии общины замедляется, но силен Господь подать благополучный конец. Поэтому не скорбите и не малодушествуйте, а будьте благонадежны, уповая на милость Божию, и молясь усердно.

Я уже не раз говорил тебе и писал, что доброму и благому делу предшествует или последует скорбное искушение.

Испрашивая на тебя, на мать М. и на общину, а вместе и на семейство мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий 419

К содержанию

413. КАК УСТРОИТЬ ЛУЧШИЙ ЗВОН. О ВЫБОРЕ СВЯЩЕННИКА

Христос воскресе!

Достопочтеннейший о Господе N!

Письмо твое получил. Пишешь, что церковная утварь и колокола для обители вашей в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50-ти пудов; только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они, большей частью, переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный.

Еще пишешь, что у вас отыскивается во священники хороший студент, и женатый, 30 лет; немного моложав. Но так как он известный человек и вам нравится, то, если владыка согласится на утверждение его, тогда воля Божия да будет в этом.

Хорошо бы было, если бы он, прежде посвящения, побывал у нас. Мы бы с ним поговорили, и монастырские книги ему подарили. Знакомство это будет не лишнее. Если и после 15 апреля дело об общине не придет из Синода в Орел, тогда попроси М.И. съездить в Петербург, и дай ему денег на дорогу и на подмазку, чтобы скорее выслали дело ваше, по пословице: "Сухая ложка рот дерет".

Приветствую о Господе мать М. и всех сестер общины вашей, и желаю всем вам мирного и благополучного пребывания, а также скорейшего и благополучного окончания дела вашего; чтобы поскорее освятить церковь вашу, иметь своего священника и свою церковную службу. Мир всем вам.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

414. О ПРОСЯЩИХСЯ В ОБЩИНУ ИМЕНЕМ СТАРЦА. О ТОМ, ЧТО В НОВОУСТРОЯЮЩЕЙСЯ ОБЩИНЕ МЛАДШИЕ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЕГАТЬ ВПЕРЕД СО СВОИМИ МНЕНИЯМИ И СОВЕТАМИ

Достопочтеннейшие о Господе: Боголюбивый строитель и новоизбранная Начальница М.М.

Поздравляю вас с торжественным освящением деревянной церкви и заложением каменной в новоустрояющейся обители вашей. Сердечно желаю благополучного и успешного продолжения в исполнении предполагаемых дел и в принятии приходящих в обитель сестер. Только скажу, что для прислуживания в алтаре должно назначать сестер испытанных; а кое-каких в алтарь посылать нельзя.

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя: что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустой завистью не следует и принимать. В таких людей нужно всматриваться.

Простите, что поздравительное письмо вышло не очень поздравительно и приветливо. Что делать? Духовный закон повелевает избирать более полезное, а приятное дозволяет только с рассмотрением и рассуждением.

Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит, и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: "Уши выше лба не бывают". Поговорка эта пригодна везде, кольми паче в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед со своим мнением и предложением. Приветствую о Господе всех сестер новоустрояющейся обители вашей и поздравляю их с радостным началом, которого они так сомнительно ожидали. Мир всем и Божие благословение...

К содержанию

415. ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Достопочтеннейшие о Господе: отец Строитель и пречестнейшая матушка настоятельница М.

Поздравляю вас с наступающим великим и всерадостным праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом...Мир и благоволение Божие в человецех, возвещенные Святыми Ангелами при рождении Изволившего воплотитися Сына Божия, да осенит вас со всеми о Христе сестрами обители вашей, как во сретении, так и в продолжении наступающих праздничных дней. Меня же, грешного, прошу поминать как в сии торжественные дни, так и во всякое время. Здоровье мое все больше и больше слабеет. Силы мои стали очень хилы и дела мои не спорятся. Испрашиваю на вас и на обитель вашу мир и Божие благословение.

К содержанию

416. О ВЫБОРЕ СЕСТЕР ОБЩИНЫ

Письмо твое получил. Пишешь, что некоторых сестер, означенных в записке, не находится у вас. Вместо их можно приискать других, по усмотрению твоему, способных к делу и благонравных, так как времени еще довольно. Приезд твой с сестрами отложен до весны, потому что господа Ш-ские зиму пробудут в Крыму, да и храм в П-ом еще не освящен. Весной удобнее будет и ехать. Поэтому неспеша ты и приискивай людей.

Опять напиши мне, кого найдешь, означенных в записке и неозначенных в записке, чтобы было девять человек с тобой; а если найдутся хорошие и благонадежные, то можно больше.

Просит меня монахиня М. М-на принять ее к Ш-ским. Ежели она благонадежна, то можно и ее взять.

К содержанию

417. ОБ ОТПУСКЕ СЕСТЕР И О ВРЕМЕНИ ВЫЕЗДА

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Вместе с письмом твоим одновременно посылаю письмо к вашей игумений, чтобы она отпустила с миром тебя и других сестер, пожелающих с тобой ехать.

Выезжайте в половине мая, или после половины мая, вскорости.

Мир тебе и другим сестрам и Божие благословение!

К содержанию

418. О НЕУДОБСТВАХ НА НОВОМ МЕСТЕ; О СКУКЕ И НЕУСТРОЙСТВЕ; О ВРЕМЕНИ ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ; О ПИЩЕ

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Письмо твое получил. Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин, так как обитель новая, только начинается, и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многого недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае, прежде нужно потерпеть и не унывать, и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное.

Тебя смущает то, что у тебя прочие благословляются на дела разные. Так как ты назначена старшей сестрой, то ничтоже сумняся говори — Бог благословит! — на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевного вреда или внешнего какого-либо ущерба.

В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться со старшими сестрами, а где требуется — и с основателями обители.

Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов; это поздненько, по крайней мере, нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни.

Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу; или — щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи — холодное, щи, лапшу, и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае.

Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

К содержанию

419. СНОВА О НЕУДОБСТВАХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЯХ

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Недавно послал тебе письмо, но вероятно ты его еще не получила, и опять пишешь о неудобствах, какие ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в Житиях святых отцов, особенно русских, что все новые обители устроялись с большими затруднениями, так что нередко все братия бывали по два дня без пищи, а после все устроилось, и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями.

Б.В. и В.Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот через это и затруднение вышло; у них есть леса; когда устроится продажа, тогда и дела поправятся, с Божией помощью. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: "Стерпится — слюбится". Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А.З. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

О бунтующих перекрещенках я писал В.Н., чтобы их выслать, как и лично ей говорил об этом.

Всем С-ским сестрам передай от меня благожелательное приветствие о Господе.

К содержанию